Возможности использования арттехник в групповой работе в лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
T36C4tf7tG0.jpg

Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы. Его преимущества:

  • работа не требует от участников каких-либо способностей к изобразительной деятельности;
  • является мощным средством сближения людей; помогает установить взаимоотношения с детьми;
  • это средство свободного самовыражения и самопознания, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • продукты изобразительного творчества являются динамической оценкой состояния;
  • вызывает позитивные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • мобилизует творческий потенциал, развивает воображение;
  • работа ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет своей речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний.

При занятиях проективным рисованием должны быть созданы определенные условия: наличие красок, кисточек, пастельных мелков, восковых карандашей, определенный настрой (тишина, музыка).


Знакомство, снятие напряжения, групповая динамика, восприятие себя (пастель, краски, восковые мелки):

  • «Нарисуй свое имя» (символическое изображение в форме знака, цвета или образа»;
  • «Я и мое имя» - написать по вертикали свое имя и против каждой буквы написать качество своего характера;
  • Нарисовать плакат, иллюстрирующий ваш образ жизни; отразить на рисунке свои интересы, ценности, увлечения, друзей; изобразить с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения;
  • «Мое настроение» - на листе бумаги А4 нарисовать нечто, что соответствует вашему настроению сейчас;
  • «Портреты» и «автопортреты», «метафорический портрет» - нарисовать себя в виде какого-то предмета, растения или животного, отражающее ваше реальное (или желаемое) состояние в данный момент. Рассказать о созданном образе от первого лица;
  • «Автопортрет с использованием коробки» - Изобразите на внешних гранях коробки, каковы вы снаружи (или свои роли), а на внутренних – свои ценности и увлечения, важные для вас вещи; (нарисуйте на внешней поверхности то лучшее, что может с вами произойти, а на внутренней стороне – свои страхи);
  • «Автопортрет в натуральную величину». Обведите силуэт своей фигуры, а затем создайте образ самого себя. Изобразите, как вы себя чувствуете в разных частях своего тела; с помощью краски и коллажа изобразите, что происходит внутри вас;
  • «Маски» - изготовить маску, изображающую вас в определенном эмоциональном состоянии, или отображающую какую-либо черту вашего характера. Надеть ее и исполнить роль;
  • «Гербы и символы» - придумать или изобразить свой герб или символ, отражающие наиболее характерные свойства вашей личности.


Работа с групповой динамикой, групповой интеграцией, конфликтными ситуациями:

  • Рисунок по кругу (пастель, большой лист). Каждый начинает свой рисунок на листе А3. Через каждые 2 минуты по команде ведущего листы передаются по кругу. Следующий участник пытается развить или дополнить рисунок предыдущего. Рисование происходит до тех пор, пока каждый участник не получит свой рисунок назад. После этого происходит обсуждение (Что вы чувствуете, глядя на свой рисунок? Есть ли что-то, что вызывает ваше раздражение? Как вам кажется, что вам хотели сказать неприятным персонажем? Какие стратегии использовались?).
  • «Рисунок дерева (дома)». Каждый на своем листе рисует свою часть, целью является целое общее произведение.
  • «Совместное рисование одним карандашом». На одном листе, одним карандашом, без предварительной договоренности.
  • «Нарисованный диалог». На одном листе, каждый обозначает свое личное пространство. При анализе учитываются величина и особенности личного пространства, территориальное поведение в ходе диалога. Цель упражнения – осознание разнообразия стилей коммуникации. Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, групповыми ролями, стереотипами.
  • «Опасное путешествие». Один рисует путь с препятствиями, другой - способы их преодоления;
  • «Начальник и подчиненный». Один руководит действиями другого (каким материалом работать, что изображать). Затем партнеры меняются ролями.
  • «Интерпретация». Каждый изображает какое-либо чувство в абстрактно-символической форме и подписывает на обороте. Рисунки смешиваются и интерпретируются участниками.
  • «Глухой телефон». Первый рисует в течение двух минут и показывает следующему. Тот пытается воспроизвести увиденный рисунок по памяти, показывает третьему и т.д. Последний рисунок сравнивают с первым и обсуждают искажения.
  • «Рисование и сочинение историй».
  • «Общий рисунок на заданную или свободную тему» (пастель, большой лист). Темы для рисования: Дерево. Моя любовь. Изменение. Сила. Полет. Хочу. Не хочу. Мое будущее. Я и группа. Мои вожатые. Удивление. Тревога. Радость. Фонтан. Свобода. Моя группа. Я тебя так вижу. Герб. Мир, в котором я хочу жить. Жизнь в лагере. День рождения. Космические путешествия. Мир животных…
  • «Свободный рисунок на тему «Я в группе»».
  • «Групповая мечта или фантазия» (большой лист, акварель).
  • Групповые игры, например игра «странное животное». Один рисует голову животного, сгибает лист и передает его следующему. Тот должен нарисовать туловище животного, согнуть лист и передать следующему и т.д. В конце каждый пытается рассказать от первого лица о какой-либо части фигуры, которую он не рисовал.
  • «Работа с гримом» (парное гримирование, индивидуальное, фантазийное).
  • «Работа с глиной». Изготовить шарики, а затем что-нибудь вылепить с закрытыми глазами. Изготовить групповые фигурки на определенную тему и проиграть сюжет. Создать и разрисовать глиняные фигурки.
  • «Работа с бумагой». Передавать бумагу по кругу, каждый участник может с ней сделать все, что угодно. Создать групповую композицию используя только бумагу или газету. Вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные события (вспомнить и описать эти события).
  • «Работа с цветной бумагой». Вырезать разные формы из цветной бумаги и оформить их в композицию. Создать маски, используя цветную бумагу.
  • «Работа с тестом» (рецепт: 2 стакана муки, три четверти стакана соли, 1 ст.ложка масла, полстакана воды. Готовое тесто хранится в пластиковом мешке в холодильнике).
  • Рисование стихов, музыки. Сочинение стихов.
  • Создание коллажей.
  • Коллаж жизни. Вырезать из газет и журналов любые иллюстрации в течение 10 минут, а также заголовки и тексты, имеющие отношение к вашей жизни (в течение 5 минут), затем объедините их в коллаж.
  • Роспись по ткани.
  • Сочинение сказок и разыгрывание их.
  • «Подарки». Необходимо нарисовать или сделать подарки для членов группы.


Развитие творческого мышления, воображения; восприятие себя:

  • «Каракули» . На листе А4, свободное движение карандаша по листу без какой-либо цели и замысла. Увидеть какой-либо образ и развить его. Можно обменяться рисунком с напарником.
  • «Рисунок по точкам». На листе А4 изобразить 20 точек произвольно, но достаточно равномерно. Получить целостное осмысленное изображение.
  • «Реклама». Нарисовать рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. После завершения рисунков участники группы добавляют в рекламу друг друга те элементы и формулировки, которые автор, по их мнению пропустил.
  • «Рисование хайку». Читаются японские трехстишья, за обманчивой внешней простотой которых скрывается изысканная форма стиха, требующая умения, таланта и внимательного, чуткого взгляда на мир. Выбрать и нарисовать хайку, которое созвучно (настроение, пейзаж, сценка).
  • «Праздник». Создать рисунок, коллаж, поздравительную открытку. Создать совместный рисунок на тему праздника. Изготовить украшения для праздника.
  • «Стеганое одеяло». Приготовить отдельные лоскутки из бумаги. Раскрасить лоскутки и соединить их в общее одеяло или панно.
  • «Плетение». Необходимо сплести что-нибудь из цветных бумажных полос.
  • «Чувства». Используя цвета, линии и формы, отразить свои физические ощущения и эмоции. Изобразить свое эмоциональное состояния, используя символы. Изобразить проблему, связанную с определенными эмоциями. Необходимо быстро нарисовать какой-нибудь абстрактный образ в ответ на произносимые слова – любовь, ненависть, гнев, покой, семья и т.д. Попытаться объединить противоположные чувства в одном рисунке (например, любовь и ненависть, гнев и покой).
  • «Желания». Изобразить путешествие, которое вы хотели бы совершить. Нарисуйте подарок, который вы хотели бы получить. Представьте, что вы переправляетесь через реку; что находится на другом берегу. Представьте, что вы прорастающее зерно; изобразите окружающее пространство.
  • «Ассоциации с цветом». Необходимо связать с тем или иным цветом разные понятия, например:- эмоции (печаль, страх, радость, покой);- время года и время суток;- этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость);- психические процессы (желания, чувства, интуиция, мышление),- члены семьи.