Этическая защита
Человеку часто приходится встречаться с неосознанной со стороны другого человека грубостью, а иногда и с оскорблением в свой адрес. Для того чтобы защитить личность от посягательства на её достоинства, была разработана этическая защита.
Этическая защита – это защита человека от оскорбления в его адрес морально-этическими способами.
Этическая защита выполняет три основные функции:
- Сохранение собственного достоинства.
- Сохранение достоинства партнёра по общению.
- Корректировка поведения субъекта, который нас оскорбляет.
Приёмы этической защиты.
1. Вопрос на воспроизведение.
Это не оценочные вопросы, которые являются нашей реакцией на высказанное и выраженное мнение в разговоре. Они помогают сделать высказывание более понятным. Эти вопросы заставляют человека уточнить и осмыслить своё первоначальное сообщение и форму его подачи.
Например:
- Простите, я не понял…
- Не могли бы вы повторить…
- Я не понимаю, что вы имеете в виду…
Уточняющие вопросы лучше задавать в открытой форме, т.е. такой, когда собеседник не может ответить простыми «да» и «нет». Необходимо избегать задавания вопросов типа «почему?», например: «Это почему же?» , «Почему бы и нет?». Как правило, они вызывают отрицательные реакции со стороны собеседника, ставят его в позицию защищающегося и открывают новый виток конфликта.
2. Окультуренное воспроизведение.
Это как бы наше объяснение того, что пытается выразить собеседник, но пока не может сделать этого достаточно ясно. В состоянии конфликта человек полностью не осознаёт свои чувства и состояния. Основная цель помочь собеседнику увидеть какие-то аспекты ситуации.
Например:
- Если я правильно вас понял… /необходимо дать культурную форму/
3. «Доброжелательность»
Это способ подтверждения того, что мы хотим принять мысли и чувства другого человека, какими бы они не оказались. Мы показываем, что нам не безразличны проблемы и переживания нашего партнёра.
Например:
- Как хорошо, что вы это сказали…
- Да, я понимаю ваше состояние.
- Продолжайте, продолжайте, это интересно / в высказываниях собеседника «ищем пользу», игнорируем форму и берём содержание/
4. Подстановка мотива / оправдывание поведения/
Прием, неосознанно используемый людьми благородными: им не приходит в голову, что человек нарочито совершает какие-либо дурные поступки, и они за этими поступками обязательно видят добрые мотивы, реализация которых не удалась по каким-то причинам.
Например:
- Вы, наверное, хотели…
- Вы, вероятно, думали…
- Вы, конечно же, не хотели меня обидеть, просто очень возбуждены.
5. Великодушное прощение.
Один из самых сильных и жёстких приёмов этической защиты от грубости, хамства, посягательства на достоинство человека, состоящий в том, что совершившему недостойный поступок как бы прощают его действия по причине недостаточности развития и неспособности осознать содеянное или прекратить то, что совершаемо им.
Например:
- Если вам так хочется…
- Если вы от этого будете счастливы…
- Если вы только от этого и будете счастливы…
- Пусть будет так…
- Если тебе доставляет радость обижать других, продолжай.
- Пусть будет так, как вы сказали, если без данных слов вы не можете обходиться.
Здесь неуместны ирония, сарказм, насмешка. Здесь, скорее, печальная констатация реальности, изменить которую в данный момент невозможно.
6. Оставить наедине с собой.
Приём жёсткой этической защиты в случае грубости, дерзости, цинизма. Суть его в том, чтобы не обсуждать содеянное и не давать оценки тому, что совершено, а предоставить человеку самому разобраться в недостойной стороне поступка.
Например:
- Вы, наверное, не отдаёте себе отчёта в том, что сделали.
- Как жаль, что вы не способны понять, что именно сказано.
- В вашем возрасте надо было бы знать…
И в заключение надо сказать о понятии «постоянная защита». При встрече с человеком с первого же взгляда, слова в сознании складывается либо привлекательный, либо отталкивающий образ.
На создание этого образа влияют многие факторы:
- Внешний облик человека / открытость. Доброжелательность/
- Лексика / обращение к людям, тональность, мелодика, разнообразный лексический состав, свободная речь/
- Система поступков.