Тренинг "Как развивать критическое мышление"

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
8ogonekm.jpg

Знакомство

Предложите три ключевых слова, характеризующие Вас:

  • Светлана: активная, умеющая слушать, внимательная
  • Ольга: упорная, любознательная, активная
  • Валентина: Стрелец, Лошадь, стремящаяся быть пофигисткой
  • Дмитрий: спокойный, уверенный, любознательный
  • Николай: отзывчивый, добрый, неконфликтный
  • Олег: эмоциональность, оригинальность, скромность
  • Михаил: ответственность, коммуникабельность, чувство юмора
  • Инна: стремление к сотрудничеству, поиск, творчество
  • Марина: жизнерадостная, любимая, идущая вперед


Определение темы, цели тренинга

  • Определить понятие "критическое мышление"
  • Научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности


Ассоциации с понятием «Критическое мышление» (Работа в группе)

Выберите 3 ключевых положения, характеризующих понятие "Критическое мышление".


Определение понятия «Мышление»

  • работа в парах с текстом Мышление, подчеркнуть ключевые слова
  • составление логических цепочек
  • работа в четверках - обсуждение работы и выбор одного варианта
  • афиширование результатов


Определение понятия «Критическое»

  • работа с текстом Критическое, подчеркнуть ключевые слова
  • афиширование


Определение понятия «Критическое мышление»

  • индивидуалная работа, используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»
  • обсуждение в четверках - выбор одного варианта
  • составьте кластер «Характеристика критического мышления»




  • письменная рефлексия:
    1. Что нового узнали о понятии «критическое мышление»
    2. Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить понятие "Критическое мышление"
    3. Что Вам мешало в тренинге


Задание «Качество информации»

  • Познакомьтесь с приемами, помогающими проанализировать и оценить качество информации:
    1. Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений.
    2. Определите, что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно.
    3. Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения.
    4. В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили?
    5. Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности?
    6. В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям?
    7. Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению?
    8. Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности?
    9. Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов?
  • Познакомьтесь со статьей В. Рогачева «Тайны Бермудского треугольника»
  • Проанализируйте статью, используя приемы анализа и оценки качества информации.
  • Постарайтесь так организовать работу в группе, чтобы успеть выполнить задание за 10 минут.
  • Что вы можете сказать о прочитанной статье? Запишите мнение группы и приготовьтесь поделиться вашим анализом с другими группами.
  • Какую стратегию вы использовали для того, чтобы выполнить задание в отведенное время?
  • Как можно воспользоваться предложенной схемой при планировании проекта детьми? Для каких видов работ она больше всего подходит?

Значение вопросов для развития критического мышления

Текст А

Таксономия указывает на шесть областей применения критического мышления.

  1. Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.
  2. Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).
  3. Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).
  4. Анализ — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).
  5. Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей

аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).

  1. Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).


Навыки Содержание Что делает подросток Глаголы-действия
Знание Определяются знания, которыми владеют ребята, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:
  • устанавливаются ключевые понятия и термины, которые определяют основные идеи информации;
  • устанавливается, какие понятия могут использоваться для формулирования собственной позиции
Впитывает, запоминает, узнает Назови, расскажи, перечисли
Осмысление (понимание) Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания:
  • имеется полное представление, как информация разрабатывается, организуется и распространяется;
  • проводится дифференциация между главными и вторичными источниками;
  • осознается, что информацию можно построить на основе данных основного источника;
  • чтение текста и отбор основных идей;
  • переструктурирование текста своими словами и тщательный отбор данных;
  • определение материала для цитирования;
  • участие в дискуссиях;
  • участие в электронных конференциях, форумах и пр.;
  • консультации с экспертами
Объясняет, переводит, демонстрирует Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни
Применение Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:
  • изучаются содержание и организация информации;
  • разрабатывается план анализа, использования диаграмм, иллюстраций, классификаций с целью создания и демонстрации результатов исследования, сделанных выводов;
  • определяются объем, качество и надежность поиска, чтобы определить, нужно ли использовать альтернативную информацию
Решает проблемы, демонстрирует знания Примени, используй, продемонстируй, объясни, выбери, интерпретируй
Анализ Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:
  • изучается и сравнивается информация из разных источников, с тем, чтобы оценить ее надежность, валидность, точность, авторитетность, актуальность, высказываемую в ней позицию или возможное отрицательное воздействие;
  • анализируются структура и логика приводимой аргументации;
  • распознаются предубеждения, обман, манипуляции;
  • рассматриваются культурный, физический или другой контекст, в котором была подана информация, и осмысливается ее влияние на понимание информации
Анализирует,обсуждает,раскрывает Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните
Обобщение (синтез) Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:
  • устанавливается взаимосвязь между различными позициями и проводится их объединение в первоначальные суждения с сопутствующими аргументами;
  • первоначальные обобщения, суждения развиваются на более высоком уровне абстракции для формулирования новых гипотез, которые, возможно, потребуют дополнительной информации;
  • рассматриваются различные точки зрения на проблему, имеющиеся в литературе;
  • определяется, принять или отвергнуть встречающиеся точки зрения
Обобщает, формулирует, планирует Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте
Оценка Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:
  • определяется, соответствует ли информация изучаемой теме или требуется другая информация;
  • определяется, не противоречит ли данная информация полученной ранее из других источников или, возможно, дополняет ее;
  • делаются выводы, заключения на основе собранной информации;
  • определяется возможная достоверность и обоснованность сделанного заключения;
  • новая информация интегрируется с ранее полученной информацией или знанием;
  • отбирается информация, которая обеспечивает доказательность рассматриваемой темы
Обсуждает, оценивает, выбирает Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное



Слайды из адаптированного тренинга "Искусство задавать вопросы"...

Задание «Определить тип вопроса»

2f3b23c3502bm.jpg
Вопросы Навыки
Приведите пример…? Понимание
Каким образом можно…? .
Что случится, если…? .
Что подразумевается под…? .
В чем сильные и слабые…? .
На что похоже…? .
Что мы уже знаем о…? .
Каким образом…влияет на…? .
Каким образом… связано с …? .
Объясните почему…? .
В чем смысл…? .
Почему важно…? .
В чем разница между… и …? .
Чем похожи…? .
Как можно приеменить в…? .
Какой аргумент можно…? .
какой аргумент является…? .
каким могут быть…? .
Сравните… и… на основании…? .
Что, на ваш взгляд,…? .
Согласны вы с …? .
Чем вы можете…? .
Как, по вашему мнению …? .


Задание «Задайте вопросы»

  • В составе группы выберите сказку («Колобок», "Курочка Ряба" или «Репка») и придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному.
  • Какие вопросы вам было легко сформулировать?
  • Какие вопросы вызвали трудности и почему?
  • Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся, почему?
  • Какую роль в обучении играют вопросы высоко и низкого уровней?
  • Когда их использование обосновано и эффективно?


Задание «Великие открытия и изобретения»

  • Шаг 1. В группах методом мозгового штурма в течение 3 минут найдите ответы на следующий вопрос: Какие 3-5 методических приемов на тренинге оказали, на ваш взгляд, наибольшее (позитивное или негативное) влияние на Ваш интелектуальный рост?
  • Шаг 2. Выберите из вашего списка один методический прием и в течение 3 минут приведите 3 примера позитивных последствий для вашей деятельности.
  • Шаг 3. В течение следующих 3 минут, работая в той же группе, приведите 3 примера негативных последствий этого же приема.
  • Шаг 4. Имея в виду тот же или другой методический прием из вашего списка, в течение 3 минут обсудите ответы на следующие вопросы: Необходимо ли ближайшем будущем, на ваш взгляд, освоение некоторых новых педагогических технологий, методов, приемов? Почему?
  • Шаг 5. Что вы заметили в организации порядка вопросов? Как первая группа вопросов помогла вам в обсуждении последнего вопроса?


Запишите идеи за данный треннинг

  • Надо правильно задавать вопросы, соблюдая последовательность
  • Важно применять критическое мышление в жизни
  • Критическое мышление эффективный метод развития личности
  • Задавать вопросы - это искусство
  • Стремиться точно знать и соблюдать методику приемов и технологий
  • Толерантность в воздухе витала
  • Сначала думать!
  • Задавать вопросы: зачем, почему и как
  • Критическое мышление необходимо современному человеку. Надо учиться мыслить критически


Вспомните этапы проекта

  • индивидуальная работа
  • обсуждение в группе
  • коллективное обсуждение
  • знакомство с информацией об этапах проекта
  • корректировка записей

Этапы проекта

  1. Подготовительный этап
    • Тема
    • Выделение проблемы, постановка целей и задач
    • Планирование работы в группе
  2. Продуктивная работа
    • Поиск информации
    • Анализ и оценка полученной информации
    • Обработка материала
    • Обобщение, анализ, выводы
  3. Оценка и поощрение
    • Экспертная оценка
    • Представление и защита проекта
    • Поощрение


Постановка проблемы

Методические приемы

  • Познакомьтесь с одним из методических приемов определения проблемы
  • Проанализируйте прием по следующей схеме:
Что? Как? (алгоритм) Зачем? Где?
Ранжирование
  • «Мозговой штурм» - выдвижение проблем
  • Ранжирование проблем по степени важности
  • Сопоставление вариантов в группе
  • Аргументация точки зрения
  • Выбор оптимального варианта

Учит:

  • анализировать и оценивать
  • определять критерии
  • аргументировать
  • сотрудничать
  • рассматривать различные точки зрения
  • выдвигать идеи
На любом этапе проекта
Пирамида приоритетов
  • Ставим задачу
  • Что мы знаем о проблеме?
  • Называем варианты решения
  • Анализируем варианты
  • Формируем критерии и причины выбора
  • Анализируем варианты
  • Формулируем критерии и причины выбора
  • Анализируем последствия
  • Самоконтроль
Помогает ребятам научиться выстраивать приоритеты при принятии решений При распределении ролей, при подборе материала, при защите проекта
Концептуальные таблицы
  • Заголовок - проблемный вопрос
  • Строки - составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления
  • Столбцы - объекты или процессы
  • для анализа проблемы
  • для систематизации информации, выявления существенных признаков, изучаемых явлений, событий
На этапе постановки и исследования проблемы
Стратегия IDAL
  • Формулировка проблем
  • Выдвижение гипотез
  • Определение того, что еще надо узнать, определить
  • Выбор, формулировка направления деятельности
Актуализация, планирование На этапе постановки проблемы, анализа проблем


Задание "Анализ проблемы в проекте"

  • Проанализируйте предложенный проект с точки зрения анализа проблемы.
  • Спланируйте этот этап используя один из методических приемов
  • Представьте изначальный вариант проекта и результаты вашей работы


Критерии для оценки работы групп

  • Насколько полно проанализирована проблема?
  • Что вы можете преложить?
  • Какие изменения произошли в проекте?


Анализ информации

Коллективная работа всей группы с тренером по знакомству с методом морфологического ящика


Вопросы для обсуждения:

Задание

  • Проанализируйте информацию предложенным методом, внесите изменения в проект
  • Представьте результат


Обобщение, анализ, выводы

Схема планирования проекта
  • Целеполагание в проекте (представление образа)
  • Схема, которую можно использовать при планировании проекта в качестве матрицы
  • Разработайте этап планирования проекта
  • Оцените результат. Используйте кластер "Характеристика критическго мышления".
  • Насколько то, что вы получили в результате соответствует задуманному? Нет ли лишних деталей, которые уводят в сторону?
  • Скорректируйте работу по результатам оценки
  • Представьте результат


Дополнительные материалы


Полезные ссылки