Тренинг "Как развивать критическое мышление"
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Знакомство
Предложите три ключевых слова, характеризующие Вас:
- Светлана: активная, умеющая слушать, внимательная
- Ольга: упорная, любознательная, активная
- Валентина: Стрелец, Лошадь, стремящаяся быть пофигисткой
- Дмитрий: спокойный, уверенный, любознательный
- Николай: отзывчивый, добрый, неконфликтный
- Олег: эмоциональность, оригинальность, скромность
- Михаил: ответственность, коммуникабельность, чувство юмора
- Инна: стремление к сотрудничеству, поиск, творчество
- Марина: жизнерадостная, любимая, идущая вперед
Определение темы, цели тренинга
- Определить понятие "критическое мышление"
- Научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности
Ассоциации с понятием «Критическое мышление» (Работа в группе)
Выберите 3 ключевых положения, характеризующих понятие "Критическое мышление".
Определение понятия «Мышление»
- работа в парах с текстом Мышление, подчеркнуть ключевые слова
- составление логических цепочек
- работа в четверках - обсуждение работы и выбор одного варианта
- афиширование результатов
Определение понятия «Критическое»
- работа с текстом Критическое, подчеркнуть ключевые слова
- афиширование
Определение понятия «Критическое мышление»
- индивидуалная работа, используя ключевые слова, определяющие понятие «мышление» и «критическое», дайте определение понятия «Критическое мышление»
- обсуждение в четверках - выбор одного варианта
- составьте кластер «Характеристика критического мышления»
- прочтите текст Критическое мышление и маркером другого цвета дополните, скорректируйте кластер
- афиширование
- составление Денотатного графа «Критическое мышление»
- афиширование
- письменная рефлексия:
- Что нового узнали о понятии «критическое мышление»
- Какие приемы помогли Вам глубже осмыслить понятие "Критическое мышление"
- Что Вам мешало в тренинге
Задание «Качество информации»
- Познакомьтесь с приемами, помогающими проанализировать и оценить качество информации:
- Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений.
- Определите, что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно.
- Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения.
- В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили?
- Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности?
- В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям?
- Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению?
- Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности?
- Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов?
- Познакомьтесь со статьей В. Рогачева «Тайны Бермудского треугольника»
- Проанализируйте статью, используя приемы анализа и оценки качества информации.
- Постарайтесь так организовать работу в группе, чтобы успеть выполнить задание за 10 минут.
- Что вы можете сказать о прочитанной статье? Запишите мнение группы и приготовьтесь поделиться вашим анализом с другими группами.
- Какую стратегию вы использовали для того, чтобы выполнить задание в отведенное время?
- Как можно воспользоваться предложенной схемой при планировании проекта детьми? Для каких видов работ она больше всего подходит?
Значение вопросов для развития критического мышления
Текст А
Таксономия указывает на шесть областей применения критического мышления.
- Овладение знаниями как той познавательной области, которая подлежит изучению, так и смежных областей.
- Осмысление (понимание) — организация и соотнесение новых знаний с ранее усвоенными (умение переструктурировать информацию, давая при этом интерпретацию основных идей).
- Применение — использование новых знаний в соответствии с определенными правилами и принципами в новых ситуациях (умение применять отобранные факты, данные в новых ситуациях с целью поддержать или опровергнуть позицию автора).
- Анализ — критическое осмысление, концентрация внимания на отдельных частях информации, их значимости в целом (умение сравнивать основные мысли текста, прочитанные или услышанные, с известными из других источников, чтобы сделать необходимые выводы, заключения, значимые для подтверждения ранее сформулированной гипотезы или предположения; умение вникать в глубь проблемы).
- Обобщение (синтез) — критическое осмысление, концентрация внимания на соединении отдельных частей в новое знание (умение обобщать отобранные данные, развивать логику обшей
аргументации, основанной на отобранных и предварительно проанализированных данных с целью формулировки окончательного заключения).
- Оценка — критическое осмысление, концентрация внимания на формулировании суждения, его обоснование на основе полученной информации (умение определить валидность, надежность, достоверность фактов и данных, отобранных, чтобы доказать собственную точку зрения и принять решение).
Навыки | Содержание | Что делает подросток | Глаголы-действия |
---|---|---|---|
Знание | Определяются знания, которыми владеют ребята, их ранее приобретенный опыт в процессе работы с информацией:
|
Впитывает, запоминает, узнает | Назови, расскажи, перечисли |
Осмысление (понимание) | Обобщаются основные идеи, которые следует извлечь из собранной информации; оцениваются понимание, интерпретация информации путем обсуждения с партнерами, экспертами и практиками в данной области знания:
|
Объясняет, переводит, демонстрирует | Опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни |
Применение | Отбирается дополнительная информация; разрабатываются и применяются соответствующие стратегии:
|
Решает проблемы, демонстрирует знания | Примени, используй, продемонстируй, объясни, выбери, интерпретируй |
Анализ | Рассматриваются и применяются первоначальные критерии оценки как для информации, так и для ее источников:
|
Анализирует,обсуждает,раскрывает | Ответьте почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните |
Обобщение (синтез) | Проводится обобщение основных идей для разработки новой концепции, нового взгляда на проблему; определяется, оказывает ли новое знание влияние на личностную оценку и предпринимаются ли попытки устранить различия:
|
Обобщает, формулирует, планирует | Составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте |
Оценка | Проводится сравнение нового знания с ранее приобретенным знанием, с тем чтобы определить, что нового, значимого для решения проблемы было получено, выявить противоречия или другие ценные характеристики информации:
|
Обсуждает, оценивает, выбирает | Оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное |
Слайды из адаптированного тренинга "Искусство задавать вопросы"...
Задание «Определить тип вопроса»
Вопросы | Навыки |
---|---|
Приведите пример…? | Понимание |
Каким образом можно…? | . |
Что случится, если…? | . |
Что подразумевается под…? | . |
В чем сильные и слабые…? | . |
На что похоже…? | . |
Что мы уже знаем о…? | . |
Каким образом…влияет на…? | . |
Каким образом… связано с …? | . |
Объясните почему…? | . |
В чем смысл…? | . |
Почему важно…? | . |
В чем разница между… и …? | . |
Чем похожи…? | . |
Как можно приеменить в…? | . |
Какой аргумент можно…? | . |
какой аргумент является…? | . |
каким могут быть…? | . |
Сравните… и… на основании…? | . |
Что, на ваш взгляд,…? | . |
Согласны вы с …? | . |
Чем вы можете…? | . |
Как, по вашему мнению …? | . |
Задание «Задайте вопросы»
- В составе группы выберите сказку («Колобок», "Курочка Ряба" или «Репка») и придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному.
- Какие вопросы вам было легко сформулировать?
- Какие вопросы вызвали трудности и почему?
- Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся, почему?
- Какую роль в обучении играют вопросы высоко и низкого уровней?
- Когда их использование обосновано и эффективно?
Задание «Великие открытия и изобретения»
- Шаг 1. В группах методом мозгового штурма в течение 3 минут найдите ответы на следующий вопрос: Какие 3-5 методических приемов на тренинге оказали, на ваш взгляд, наибольшее (позитивное или негативное) влияние на Ваш интелектуальный рост?
- Шаг 2. Выберите из вашего списка один методический прием и в течение 3 минут приведите 3 примера позитивных последствий для вашей деятельности.
- Шаг 3. В течение следующих 3 минут, работая в той же группе, приведите 3 примера негативных последствий этого же приема.
- Шаг 4. Имея в виду тот же или другой методический прием из вашего списка, в течение 3 минут обсудите ответы на следующие вопросы: Необходимо ли ближайшем будущем, на ваш взгляд, освоение некоторых новых педагогических технологий, методов, приемов? Почему?
- Шаг 5. Что вы заметили в организации порядка вопросов? Как первая группа вопросов помогла вам в обсуждении последнего вопроса?
Запишите идеи за данный треннинг
- Надо правильно задавать вопросы, соблюдая последовательность
- Важно применять критическое мышление в жизни
- Критическое мышление эффективный метод развития личности
- Задавать вопросы - это искусство
- Стремиться точно знать и соблюдать методику приемов и технологий
- Толерантность в воздухе витала
- Сначала думать!
- Задавать вопросы: зачем, почему и как
- Критическое мышление необходимо современному человеку. Надо учиться мыслить критически
Вспомните этапы проекта
- индивидуальная работа
- обсуждение в группе
- коллективное обсуждение
- знакомство с информацией об этапах проекта
- корректировка записей
Этапы проекта
- Подготовительный этап
- Тема
- Выделение проблемы, постановка целей и задач
- Планирование работы в группе
- Продуктивная работа
- Поиск информации
- Анализ и оценка полученной информации
- Обработка материала
- Обобщение, анализ, выводы
- Оценка и поощрение
- Экспертная оценка
- Представление и защита проекта
- Поощрение
Постановка проблемы
Методические приемы
- Познакомьтесь с одним из методических приемов определения проблемы
- Проанализируйте прием по следующей схеме:
Что? | Как? (алгоритм) | Зачем? | Где? |
---|---|---|---|
Ранжирование |
|
Учит:
|
На любом этапе проекта |
Пирамида приоритетов |
|
Помогает ребятам научиться выстраивать приоритеты при принятии решений | При распределении ролей, при подборе материала, при защите проекта |
Концептуальные таблицы |
|
|
На этапе постановки и исследования проблемы |
Стратегия IDAL |
|
Актуализация, планирование | На этапе постановки проблемы, анализа проблем |
Задание "Анализ проблемы в проекте"
- Проанализируйте предложенный проект с точки зрения анализа проблемы.
- Спланируйте этот этап используя один из методических приемов
- Представьте изначальный вариант проекта и результаты вашей работы
Критерии для оценки работы групп
- Насколько полно проанализирована проблема?
- Что вы можете преложить?
- Какие изменения произошли в проекте?
Анализ информации
Коллективная работа всей группы с тренером по знакомству с методом морфологического ящика
Вопросы для обсуждения:
- Какие задачи при планировании проекта можно решить, используя метод морфологического ящика?
Задание
- Проанализируйте информацию предложенным методом, внесите изменения в проект
- Представьте результат
Обобщение, анализ, выводы
- Целеполагание в проекте (представление образа)
- Схема, которую можно использовать при планировании проекта в качестве матрицы
- Разработайте этап планирования проекта
- Оцените результат. Используйте кластер "Характеристика критическго мышления".
- Насколько то, что вы получили в результате соответствует задуманному? Нет ли лишних деталей, которые уводят в сторону?
- Скорректируйте работу по результатам оценки
- Представьте результат
Дополнительные материалы
Полезные ссылки
- Развитие критического мышления через чтение и письмо 1
- Развитие критического мышления через чтение и письмо 2
- Развитие критического мышления. Апробация технологии
- Мозговой штурм
- Эффективное общение: Как надо и как не надо слушать
- Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации
- Как управлять конфликтом
- Таксономия Блума. Урок алгебры по теме: "Логарифмические уравнения"
- Предисловие научного редактора к монографии Карла Роджерса «Свобода учиться»
- Обучение в сотрудничестве
- Сотрудничество в игре и на уроке: психолого-педагогические материалы к педагогической практике студентов
- Современные интерактивные методы обучения в системе повышения квалификации руководящих кадров