Фасилитация

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
2f3b23c3502bm.jpg

Роль инструктора

Кооперативное обучение коренным образом изменяет роль инструктора. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Девяносто процентов времени инструктора на занятии должно быть посвящено фасилитации процесса обучения.

Фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает своему подопечному самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать новые навыки.

Фасилитатором называют тренера или любого другого «обучателя», основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности ребят.

Фасилитация обучения включает множество навыков, таких как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее.


Умение инструктировать:

  • всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции;
  • дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать говорить.
  • разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание своих подопечных ребят;
  • стараться предугадать поведение ребят при выполнении заданий;
  • обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько дети поняли задание.


Умение наблюдать:

  • всегда быть в курсе того, что делают дети;
  • переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят его подопечные, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно;


Умение задавать вопросы:

  • задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;
  • начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем отрядом;
  • задавать вопросы всем ребятам;
  • использовать навыки активного слушания;
  • избегать соблазна немедленно перебить или исправить ребенка;
  • высказывать безоценочные суждения;
  • в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим детям;
  • предлагать ребенку обобщить мысли другого его ровесника;
  • предлагать детям «распаковывать способ мышления», рассказать как они думали, когда приходили к решению;
  • поощрять ребят задавать вопросы друг другу.

Умение поддержать своего подопечного ребенка.

Хорошие фасилитаторы считают, что поддержка важнее, чем похвала. Похвала и поощрение могут привести ребенка к мысли, что всякая работа выполняется именно ради того, чтобы его похвалили. Поддержка же выражает уважение и веру в способности своего подопечного, больше отдает должное его усилиям, чем успехам и достижениям.


Некоторые приемы поддержки подопечных ребят:

  • Будьте позитивны: Ты потратил на эту работу много времени.
  • Обращайте внимание на сильные стороны: В твоем рисунке хорошо проработаны детали.
  • Поощряйте детей стремиться к совершенствованию: Если тебе не очень нравится твоя работа, что еще ты можешь сделать?
  • Будьте конкретны в оценке поведения: Спасибо за то, что ты был так терпелив!
  • Поддерживайте старание и усилия: Посмотри, насколько лучше это стало у тебя получаться!


Умение вмешаться в происходящее.

Успешные фасилитаторы внимательно следят за происходящим в помещении и думают, прежде чем вмешаться в происходящее.

Фасилитатор вмешивается для того, чтобы:

  • Обеспечить обратную связь во время работы над проектом
  • Обеспечить точное соответствие требованиям программы
  • Проверить, правильно ли его понимают
  • Помочь развитию отношений сотрудничества между детьми
  • Улучшить процесс
  • Восстановить справедливость
  • Помочь прояснить
  • Помочь пересмотреть приоритеты
  • Помочь в конфликтной ситуации
  • Напомнить о правилах группы


Прежде чем вмешаться, фасилитатор решает:

  • Что сказать
  • Как сказать
  • Когда сказать
  • Кому сказать
  • Зачем сказать



Тренинг "Как развивать критическое мышление"