Фасилитация
Роль инструктора
Кооперативное обучение коренным образом изменяет роль инструктора. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Девяносто процентов времени инструктора на занятии должно быть посвящено фасилитации процесса обучения.
Фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает своему подопечному самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать новые навыки.
Фасилитатором называют тренера или любого другого «обучателя», основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности ребят.
Фасилитация обучения включает множество навыков, таких как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее.
Умение инструктировать:
- всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции;
- дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать говорить.
- разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание своих подопечных ребят;
- стараться предугадать поведение ребят при выполнении заданий;
- обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько дети поняли задание.
Умение наблюдать:
- всегда быть в курсе того, что делают дети;
- переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят его подопечные, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно;
Умение задавать вопросы:
- задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;
- начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем отрядом;
- задавать вопросы всем ребятам;
- использовать навыки активного слушания;
- избегать соблазна немедленно перебить или исправить ребенка;
- высказывать безоценочные суждения;
- в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим детям;
- предлагать ребенку обобщить мысли другого его ровесника;
- предлагать детям «распаковывать способ мышления», рассказать как они думали, когда приходили к решению;
- поощрять ребят задавать вопросы друг другу.
Умение поддержать своего подопечного ребенка.
Хорошие фасилитаторы считают, что поддержка важнее, чем похвала. Похвала и поощрение могут привести ребенка к мысли, что всякая работа выполняется именно ради того, чтобы его похвалили. Поддержка же выражает уважение и веру в способности своего подопечного, больше отдает должное его усилиям, чем успехам и достижениям.
Некоторые приемы поддержки подопечных ребят:
- Будьте позитивны: Ты потратил на эту работу много времени.
- Обращайте внимание на сильные стороны: В твоем рисунке хорошо проработаны детали.
- Поощряйте детей стремиться к совершенствованию: Если тебе не очень нравится твоя работа, что еще ты можешь сделать?
- Будьте конкретны в оценке поведения: Спасибо за то, что ты был так терпелив!
- Поддерживайте старание и усилия: Посмотри, насколько лучше это стало у тебя получаться!
Умение вмешаться в происходящее.
Успешные фасилитаторы внимательно следят за происходящим в помещении и думают, прежде чем вмешаться в происходящее.
Фасилитатор вмешивается для того, чтобы:
- Обеспечить обратную связь во время работы над проектом
- Обеспечить точное соответствие требованиям программы
- Проверить, правильно ли его понимают
- Помочь развитию отношений сотрудничества между детьми
- Улучшить процесс
- Восстановить справедливость
- Помочь прояснить
- Помочь пересмотреть приоритеты
- Помочь в конфликтной ситуации
- Напомнить о правилах группы
Прежде чем вмешаться, фасилитатор решает:
- Что сказать
- Как сказать
- Когда сказать
- Кому сказать
- Зачем сказать