16 483 байта добавлено
, 13:52, 22 ноября 2008
м[[Image:Cl_drachka2m.jpg |right]]
Некоторые дети проявляют больший интерес к спорту, нежели их ровесники, посещая какую-либо секцию – занятия восточной борьбой, лыжами, лёжкой атлетикой, скалолазанием и прочее. Во избежание длительного перерыва в тренировках довольно часто спортивные школы организуют на летних каникулах специальные лагеря для своих воспитанников. В такое заведение для летнего отдыха детей практически невозможно попасть со стороны, потому что он рассчитан на постоянный состав секции с собственным тренером. Фактически, спортивный лагерь – это спортивная школа на выезде. В отличие от тренировок после школы или кружков, занятия в спортивном лагере становятся более интенсивными: по три раза в день вместо трёх-четырёх раз в неделю. Кроме того, программа лагеря включает увлекательные игры, развлечение и посещение бассейна.
Впечатление от лагеря в большей степени зависит от ситуации – старший ты или младший в группе, от взаимоотношения с тренером. Так, чужие тренеры используют более жёсткие методики. И дети довольно часто принимают решение о поездке в зависимости от того, нравится ли им собравшаяся компания и есть ли психологический контакт с будущим тренером. Главное преимущество так называемой «спортивной школы на выезде» заключается в том, что меньше сюрпризов готовит она, нежели незнакомый лагерь, поскольку и коллектив, и тренер известны ребёнку заранее. Дети давно знают друг друга, постоянно видятся на тренировках, но плотно пообщаться удаётся только в лагере, а после поездки команда по-настоящему сплачивается. Все это должен учитывать вожатый, планирующий свою работу на спортивном отряде в детском лагере.
Работа вожатым в спортивном отряде не слишком отличается от работы «обычного» вожатого. Может быть, в чем-то даже проще — дети, всерьез занимающиеся спортом, более дисциплинированны, чем их сверстники, у них уже есть цели и жизненные задачи, они мотивированы на достижение результатов, а тренер для них — непререкаемый авторитет, к которому всегда можно обратиться в проблемной ситуации.
Кроме того, время в летнем спортивном отряде расписано чуть ли не по минутам, и обычных для вожатого забот — чем занять детей в перерывах между мероприятиями, здесь не возникает: тренировки, режим, отдых и снова тренировки.
''Уйти от монотонности''
Проблемы, которые ждут вожатого, связаны в первую очередь именно с тем, чтобы соблюсти баланс между полноценным отдыхом и спортивными занятиями. Как всем известно, даже взрослым спортсменам сложно порой соблюдать строгий режим тренировок, а уж детям, тем более за городом на каникулах, и подавно хочется расслабиться, поспать подольше, сбежать с занятий. О таких серьезных вещах, как выпивка или сигареты, к сожалению, также придется подумать. Пару раз затянуться сигаретой или глотнуть пива даже «спортивные» подростки на отдыхе не прочь.
В этой ситуации очень важно сохранить спокойствие и обсудить проблему тактично. Грозить наказанием, разоблачением перед тренером и родителями, одним словом, «терять лицо», нельзя ни в коем случае. Бесполезно, к тому же разрушите с трудом заработанный авторитет.
Так, обсуждая проблему курения, обязательно нужно учитывать возраст «нарушителя», курят ли его родители, курит ли тренер (это случается).
''Новые цели''
Для группы спортивный лагерь – это, прежде всего, средство восстановления и активная подготовка к новому учебно-тренировочному году. Поэтому функции вожатого могут быть минимизированы тренером. Чтобы у ребят не было желания нарушать режим тренировок, имеет смысл все развлекательные мероприятия формировать по принципу «отдых — это смена деятельности». Если дети пловцы, то пусть между заплывами они займутся спортивным ориентированием и побродят по лесу, а если, например, единоборцы — то почему бы и на речку не сбегать в свободное от занятий время. Таким образом, у вас получится совместить тренировки и активный отдых, не перегружая и не утомляя детей монотонностью их деятельности.
Неудивительно, что маленьким «спортсменам» часто бывает интересно что-то, совершенно отличное от их привычного образа жизни — предложите им поставить небольшой спектакль, записать радиопьесу по мотивам «Гарри Поттера» или организовать конкурс рисунков и поделок. Как правило, дети, занятые спортом, не много времени могут уделить развитию других своих талантов. Их обычный режим: тренировка — школа — тренировка. А на отдыхе совершенно неожиданно у них открываются таланты художников и актеров. К удивлению и восторгу самих детей.
''Авторитетные деления''
Еще одна серьезная проблема в спортивном отряде — проблема авторитета. Здесь она гораздо более важна, чем при работе с обычным детским отрядом. Во-первых, есть авторитет тренера, который зачастую более весом, чем родительский. Что уж говорить о вожатых, которых ребята видят первый раз в жизни. И это большая удача, если отношения вожатых с тренером складываются хорошо.
Работая «в паре», они могут практически не опасаться неприятных сюрпризов со стороны своих подопечных.
Во-вторых, даже если отношения с тренером сложились, завоевать авторитет и доверие спортивного отряда непросто. Эти дети уже очень хорошо понимают, что значат слова «лидер», «успех», «достижения» и тому подобные. Так что свою компетентность и право руководить придется доказать. Если Вы не в лучшей спортивной форме, «давите интеллектом». Ирония и юмор всегда принесут успех в общении с подростками. Равно как искренность и неподдельный интерес к их делам, умение общаться на равных, не впадая в менторский тон, не стремясь создать ролевую ситуацию «опытного взрослого и глупого ребенка».
Если же отношения с тренером не складываются, требуется достичь положения нейтралитета между отрядом и вожатым. Ведь руководитель в лагере – это временный лидер, в отличие от руководителя в спортивной группе. Чтобы легче было «стать своим», важно понять личность тренера и узнать, как он выстраивает свое общение с воспитанниками. Существует несколько основных типажей среди тренеров.
Первый – это тиран, который постоянно кричит на спортсменов. Он привык «выжимать» из своих подопечных все силы. Это директивный стиль управления. Такой руководитель обычно с симпатией относится к тем, кто не возражает ему ни в чем, кто согласен с любыми предложениями. Поэтому в коллективах под их руководством бывают, как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. Важно помнить, что в общении с остальными учениками и с коллегами тренер-автократ держится на расстоянии, а если и допускает вербальные контакты, то только кратковременные, часто переходящие в грубость, несдержанность, бестактность. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации. Оставаться на своем посту ему помогает спорт: родители отдают своих детей, потому что тренеру удается добиваться стабильно высоких результатов на соревнованиях. Действует принцип, что ради победы нужно идти на жертвы
Реже встречаются тренеры, которые смогли стать «вторыми родителями». Их авторитет построен на доверии и любви. Именно к ним дети обращаются за советом не только по спортивным проблемам. Они смогут подсказать вожатому как «подружиться» с тем или иным ребенком из группы. Это демократический, или коллегиальный, стиль руководства. Он характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций членам коллектива или своим помощникам. Для принятия тех или иных решений тренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения.
Определить типаж тренера можно как во время общения, так и проследив ход тренировок. Вот, например, два мнения:
* «У меня хороший тренер. Смотрю на его взаимоотношения с другими спортсменами, и вижу, что они работают в две головы. Он дает задание, а после каждого отрезка идет обсуждение. Спортсмен может сам предложить что-то: медленнее пробежать какой-то отрезок, допустим. По-моему, это правильно».
* «У меня женщина-тренер. Она после не очень хорошего старта может стукнуть или леща дать. Я не скажу, что она плохо тренирует или что она плохой человек. Совсем наоборот: вне тренировок она для всех очень хороший друг. Но на тренировках – довольно жестокая особа».
Существует и третий типаж: либеральный (попустительский, или свободный). Этот стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством в процесс управления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от того, чем занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией и посредничестве между своим коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия. К такому тренеру сложно обратится за поддержкой, зато он не будет постоянно контролировать ни вас, ни детей.
Узнав о привычных методах общения между спортсменами и тренером, вожатый имеет возможность скорректировать свое поведение. Тем самым, ему проще будет добиться положительной ответной реакции от детей.
[[Category:Лагерь от А до Я]]