Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая страница: «right '''Вожатоводство — что за зверь и с чем его едят?''' Открыть курс по выжи…»
[[Image:HGHVrXjtG-k.jpg |right]]
'''Вожатоводство — что за зверь и с чем его едят?'''

Открыть курс по выживанию вожатого хотелось бы с объяснения, кто же такой вожатый. В лагере, как все знают, с детьми работают именно вожатые, а не учителя. Давайте же ответим на вопрос «почему?» Потому что учителя несут образовательную функцию, а вожатый – это менее формальная должность, которая преследует именно досугово-развлекательные цели. Задача вожатого состоит в том, чтобы сделать детский отдых незабываемым, насыщенным и интересным.

У вожатого много ролей, которые меняются в зависимости от возраста. Если Вы будете вожатым на старшем отряде, то Вам необходимо быть лидером, другом и психологом. А если Вам повезло работать с совсем маленькими детьми, то к этому списку добавляется еще куча должностей: мама, папа, учитель, няня. Но это ни в коем случае не означает, что с детьми необходимо «сюсюкаться».

Вожатый – это совершеннолетняя личность, которая прошла обучение и обладает навыками, необходимыми для данной сферы деятельности.

Если совершеннолетие и обучение – это что-то не требующее определённых усилий над собой, то с навыками всё обстоит немного иначе. Придя в лагерь, вожатый должен ими обладать и далеко не у всех эти навыки есть. Многим приходится долго и упорно воспитывать их в себе, чтобы в дальнейшем смена прошла без проблем и Вы вместе с детьми получали от нее удовольствие.

Навыки, которыми должен обладать вожатый:
*Коммуникабельность. Вам предстоит общаться с разными людьми от детей разного возраста и пола до взрослых в качестве сотрудников лагеря, администрации и родителей. К каждому из них необходимо будет подобрать свой язык общения в зависимости от обстоятельств.
*Мобильность. Многое в лагере происходит спонтанно из-за некоторых факторов, таких как погода, неподготовленность или поломки электроники, например. Вам нужно к этому быть готовым.
*Ответственность. У Вас есть дети – это самое важное, что может быть. Вы должны понимать – за все, что с ними случится, отвечаете Вы.
*Терпение. Бывают дети с ментальными особенностями, плохим воспитанием или просто те, кому тяжело запомнить информацию. Все это сказывается на терпении вожатого, поэтому это неотъемлемый навык для работы с детьми.
*Толерантность. В лагерь будут приезжать разные дети со своими обычаями, принципами и мировоззрением, к каждому из которых необходимо будет относиться с пониманием.
*Креативность. Очень важный навык для вожатого, так как почти каждый день в лагере запланировано какое-то мероприятие. И, если вожатый старших детей может воспользоваться данным навыком у своих детей, то вожатому на самых младших отрядах необходимо иметь этот навык очень хорошо развитым.
*Справедливость. Проступки детей и их достижения должны оцениваться соответствующе.
*Стрессоустойчивость. Бессонные ночи, конфликты между детьми, недопонимание коллег. Все это может наложить свой отпечаток на Вас во время работы. К этому надо быть готовым, уметь правильно воспринимать чужие слова и отдыхать.
*Пунктуальность. Чаще всего день одного отряда в лагере расписан по минутам, порой даже без свободного времени. Вожатому нужно следить за тем, чтобы отряд появлялся во всех местах и на всех мероприятиях вовремя.
*Жизнерадостность. Есть такое правило «Грустный вожатый не воспитает веселого ребенка». Видя вожатого, дети заряжаются его настроением, поэтому, выходя к детям, всегда следует улыбаться и веселиться, вне зависимости от Вашего настроения.
*Лидерство. Вожатый – вожак. В первую очередь вожатый – это человек, который может вести за собой и не 1 человека, а целый коллектив.
Таким образом можно ответить, что вожатоводство – это зверь, которого нельзя есть сырым, и к употреблению которого, необходимо тщательнейшим образом подготовиться.


'''С собой только самое необходимое'''

Когда вожатые доходят до того, что пора ехать в лагерь, перед ними открывается целый мир необходимых вещей, которые так или иначе пригодятся в лагере. И всё это надо суметь уместить в одном чемодане, ведь чаще всего вожатые едут в лагерь на автобусе и много мешков нести просто неудобно.

С другой стороны, лагеря бывают разные. Если в одном Вам могут выдать такой набор канцелярии, словно Вы оказались в одном из магазинов «Всё для творчества», то в другом может встретиться абсолютно противоположная картина. В первый же день смены Вам выдадут 1 ватман для уголка и карандашик «под личную ответственность». И будет под Вашим контролем жизнь и здоровье 30 ребятишек и 1 карандаша.

Поэтому о подготовке чемодана стоит задуматься заранее. Запасливость и практичность, как бы противоречиво это не звучало, должны быть Вашими главными принципами.

Давайте разберемся, что именно нужно обязательно положить в чемодан:
*воздушные шары — пригодятся для конкурсов или, если у кого-то из детей на смене будет день рождения;
*фонарик — для вечерних мероприятий подойдёт и тот, что на телефоне, но если найдётся более мощный, будет удобнее;
*своя канцелярия (карандаши, несколько альбомов или упаковка бумаги, краски, скотч двухсторонний и обычный, кисточки для клея и для красок, цветная бумага, *клей, старые открытки, фломастеры и ручки, ножницы, кнопки и булавки, стирательные резинки, линейки, несколько листов ватмана или обои, старые детские *журналы, канцелярский нож, коробка мелков, верёвка, грим) — всё это пригодится для уголка, конкурсов и спокойствия детей во время сон. часа, так как многие дети рисуют;
*зеркало — в старых лагерях не всегда есть зеркала, а вожатый должен быть всегда чистым и аккуратным, поэтому стоит взять с собой одно, хотя бы небольшое;
*пуговицы, нитки и иголки — пригодятся как в уголке, так и для починки одежды;
*книга со сказками или аудиокниги — дети намного быстрее успокаиваются и засыпают под сказки, иногда сказки собственного прочтения можно заменить на *аудиокниги, включенные через колонки в коридоре;
*свисток — для судейства внутриотрядных спортивных игр;
*спички, свечи — для вечернего огонька;
*удлинитель — зачастую в комнатах всего 1 розетка, поэтому стоит взять хотя бы 1 удлинитель на вожатскую;
*необычный мяч, например, для рэгби — разнообразит спортивный досуг детей;
*гитара — если Вы умеете на ней играть, она может помочь провести лирические вечера или мероприятия с песнями под гитару;
*подарочки — можно покупать в fix-price различные недорогие наборы и конфетки для победителей в конкурсах и мероприятиях в качестве поощрения;
*поясная сумка или небольшой рюкзак — удобны для ношения с собой необходимых предметов (блокнотик с играми, планёрка, немного конфет, ручка, пожарный список);
*кружка, ложка, чайник — помогает скоротать вечера или взбодриться;
*бейдж — лучше носить всегда, в первые дни смены он жизненно необходим;
*СРЕДСТВО ОТ НАСЕКОМЫХ — объяснения не требует.
Это основной перечень необходимых предметов, который Вы, в зависимости от темы смены и Ваших планов, можете расширить.


'''4 способа не сойти с ума во время суеты на регистрации'''

Регистрация перед началом смены — очень хаотичный и суетливый процесс. Поток детей огромный, а их родителей — ещё больше. Задача вожатого: пережить этот день без последствий, особенно для детей.

Действия вожатого:

Подготовить инвентарь для регистрации.
:а. бейджи с именами;
:б. карточка с номерами телефонов и именами воспитателя и вожатых для родителей;
:в. конверты для денег на платные услуги (количество конвертов по количеству услуг);
:г. распечатанная таблица для информации о родителях (имя ребёнка, ФИО родителя, номер с What’s App);
:д. распечатанная таблица для входящей информации о ребёнке (имя ребёнка, хобби, болезни, аллергии, дополнительная информация).

2. Подготовить игры для автобуса.

3. Рано утром обзвонить своих напарников, чтобы проследить, что никто не опоздает на регистрацию.

4. Общаться с родителями. При общении необходимо всегда проговаривать несколько важных вопросов каждому родителю:
*Есть ли головной убор?
*Есть ли тапочки для корпуса?
*Есть ли кружка?
*Есть ли одежда для мокрой погоды?
*Есть ли щипчики или ножницы для ногтей (особенно для мальчиков)?
*Есть ли у ребёнка еда в сумке?
И по порядку вопросы из таблицы для входящей информации о ребёнке.

Родителей необходимо опросить на регистрации о том, какую еду они дали своим детям. Если среди прочего есть запрещённая еда, необходимо объяснить, что детей хорошо кормят и данную еду в лагере есть нельзя. Если родители отказываются выкладывать запрещёнку, необходимо объяснить, что она будет им отдана в первый приезд к ребёнку.

Когда регистрация окончена, по указу начальника лагеря или старшего воспитателя детей начинают усаживать в автобусы. При посадке тоже есть несколько важных правил:
:а. В каждом автобусе должно быть по 1 взрослому на каждый выход.
:б. Тех, кого укачивает, необходимо посадить вперёд.
:в. При посадке стоит отмечать каждого из зашедших детей по своему списку отряда. По этому же списку необходимо проверить всех детей после полной посадки.
:г. Перед отъездом проинструктировать детей и проверить, все ли ремни безопасности пристегнуты и находятся в исправном состоянии.
:д. Предупредить детей о том, что во время поездки нельзя ничего есть. Если же кому-то всё-таки стало плохо, следует остановить автобус – позвонить сопровождающей машине ГАИ впереди колонны, также предупредить руководство. Автомобиль ГАИ останавливает всю колонну и ребёнок выходит на воздух вместе с Вами.

Все вышеперечисленное кажется само собой разумеющимся, но на деле, если Вы не подготовились к регистрации, то этот день пройдёт ужасно для всех — Вас, детей и их родителей. Вероятнее всего, Вы не получите той информации, которая способна решить 70% всех проблем с детьми, которые могут возникнуть в первые дни смены.


Один день ценой в смену
Существует много первых дней: первый день в школе, первый день в институте. Для вожатого самый трудный — первый день смены в лагере. Ведь от него во многом зависит, как пройдёт смена в дальнейшем.

Первое, что происходит после регистрации — это заселение по корпусам и комнатам. Заселение необходимо начать с групп знакомых детей. Если у Вас в отряде уже есть 4 друга, их лучше поселить вместе, не разбивая по отдельным комнатам. После того, как Вы рассказали, кто, в какую комнату заселяется, дайте детям немного времени. Ребята разложат свои вещи, и Вы можете собрать всех в отрядном месте на инструктаж по правилам лагеря и технике безопасности.

Как правило, после инструктажа перед обедом у детей остаётся немного времени. Всё подобное свободное от организационных моментов время в первый день необходимо тратить на знакомство ребят друг с другом.

Во время обеда необходимо объяснить, что в столовой всегда нужно убирать за собой. Проследите за питанием детей, при необходимости назначьте дежурных на столы.

После обеда дети могут продолжить раскладывать вещи, или же можно провести несколько игр на знакомство, подготовленных Вами заранее. Мы всегда советуем заводить небольшие блокнотики, в которых будет выписано по 5-10 игр на все случаи жизни: пятиминутки, игры на знакомство, игры с залом и т. д.

С тихого часа, после того, как Вы немного познакомились с детьми и уже представляете, кто и как может себя повести, стоит сделать наибольший упор на дисциплину. По приезде в лагерь многие дети начинают ощущать свободу от родителей и могут вести себя развязано и непослушно. Несмотря на то, что в первый тихий час ребята могут раскладывать оставшиеся вещи, должна соблюдаться тишина, иначе шум и гам может продолжаться в течение всей смены. И вместо того, чтобы немного отдохнуть от лагерной суеты в тихий час, Вам надо будет бегать от комнаты к комнате и успокаивать детей.

В этот день не стоит забывать о том, что у детей о Вас складывается первое впечатление. И, если Вы будете вести себя недисциплинированно, слишком фамильярно и будете без повода скакать перед детьми и хохотать, у них может сложиться о Вас впечатление как о «шуте». И продлится оно всю смену, в течение которой многие могут Вас не слушать.

После сон часа стоит ещё раз пробежаться по тем правилам, нарушение которых Вы уже заметили. После полдника, если не запланировано общелагерное мероприятие на знакомство, стоит провести его внутри отряда. Причем захватить знакомство со всеми сферами лагеря: территория, администрация, сотрудники и т. д. Пока одни дети чувствуют свободу, другие начинают испытывать сильный стресс и дискомфорт от того, что попали в незнакомый коллектив. Этим детям нужно уделять чуть больше внимания для того, чтобы привлечь и заинтересовать их участием в играх, мероприятиях, концертах и снять данные ощущения.

Помимо этого в первый день также присутствуют травмы, именно поэтому всегда нужно делать упор на дисциплину и безопасность. И говоря снова о состояниях детей, стоит упомянуть о том, что вожатый делает больше всего в первый день — пересчитывает детей. В лагерях даже ходит такая поговорка: «В любой непонятной ситуации считай детей».


'''Один день ценой в смену'''

Существует много первых дней: первый день в школе, первый день в институте. Для вожатого самый трудный — первый день смены в лагере. Ведь от него во многом зависит, как пройдёт смена в дальнейшем.

Первое, что происходит после регистрации — это заселение по корпусам и комнатам. Заселение необходимо начать с групп знакомых детей. Если у Вас в отряде уже есть 4 друга, их лучше поселить вместе, не разбивая по отдельным комнатам. После того, как Вы рассказали, кто, в какую комнату заселяется, дайте детям немного времени. Ребята разложат свои вещи, и Вы можете собрать всех в отрядном месте на инструктаж по правилам лагеря и технике безопасности.

Как правило, после инструктажа перед обедом у детей остаётся немного времени. Всё подобное свободное от организационных моментов время в первый день необходимо тратить на знакомство ребят друг с другом.

Во время обеда необходимо объяснить, что в столовой всегда нужно убирать за собой. Проследите за питанием детей, при необходимости назначьте дежурных на столы.

После обеда дети могут продолжить раскладывать вещи, или же можно провести несколько игр на знакомство, подготовленных Вами заранее. Мы всегда советуем заводить небольшие блокнотики, в которых будет выписано по 5-10 игр на все случаи жизни: пятиминутки, игры на знакомство, игры с залом и т. д.

С тихого часа, после того, как Вы немного познакомились с детьми и уже представляете, кто и как может себя повести, стоит сделать наибольший упор на дисциплину. По приезде в лагерь многие дети начинают ощущать свободу от родителей и могут вести себя развязано и непослушно. Несмотря на то, что в первый тихий час ребята могут раскладывать оставшиеся вещи, должна соблюдаться тишина, иначе шум и гам может продолжаться в течение всей смены. И вместо того, чтобы немного отдохнуть от лагерной суеты в тихий час, Вам надо будет бегать от комнаты к комнате и успокаивать детей.

В этот день не стоит забывать о том, что у детей о Вас складывается первое впечатление. И, если Вы будете вести себя недисциплинированно, слишком фамильярно и будете без повода скакать перед детьми и хохотать, у них может сложиться о Вас впечатление как о «шуте». И продлится оно всю смену, в течение которой многие могут Вас не слушать.

После сон часа стоит ещё раз пробежаться по тем правилам, нарушение которых Вы уже заметили. После полдника, если не запланировано общелагерное мероприятие на знакомство, стоит провести его внутри отряда. Причем захватить знакомство со всеми сферами лагеря: территория, администрация, сотрудники и т. д. Пока одни дети чувствуют свободу, другие начинают испытывать сильный стресс и дискомфорт от того, что попали в незнакомый коллектив. Этим детям нужно уделять чуть больше внимания для того, чтобы привлечь и заинтересовать их участием в играх, мероприятиях, концертах и снять данные ощущения.

Помимо этого в первый день также присутствуют травмы, именно поэтому всегда нужно делать упор на дисциплину и безопасность. И говоря снова о состояниях детей, стоит упомянуть о том, что вожатый делает больше всего в первый день — пересчитывает детей. В лагерях даже ходит такая поговорка: «В любой непонятной ситуации считай детей».


'''Пастух или лидер?'''

В течение 21 дня проходит 3 периода смены. Во время каждого периода происходят определённые события, вожатому нужно знать их, понимать и правильно управлять ими.

Периоды смены:
* Организационный период (1-3 дни смены).
* Основной период (4-18 дни смены).
* Заключительный период (19-21 дни смены).
Начнём с организационного периода. То, что отличает хорошего вожатого от плохого — это его поведение в начале смены. Во время организационного периода главной задачей является знакомство детей со всем, что есть в лагере: правила, помещения, территория, администрация и т.д. Дети могут сделать это независимо от вожатого. Однако, Ваша задача — сделать это правильно, чтобы смена прошла безопасно и интересно для ребят. Одним из основных подходов к организационному периоду является создание авторитета педагогического состава.

Важно понять, что между Вами и детьми существует граница: вы не являетесь друзьями, у вас не родственные отношения. Нужно показать ребёнку не только границу между вами, но и границу дозволенного поведения. Сделать это можно следующим образом:
* Не стоит обниматься и «сюсюкаться» с детьми.
* Не стоит сближаться и откровенничать в первые дни.
* Не стоит делать детям поблажки во время нарушений правил лагеря.
Эти границы, которые Вы установите в организационный период, избавят Вас от травм, неподконтрольного поведения детей, нарушений правил. Границы позволят оказывать дополнительное влияние на ребёнка с помощью авторитета. В первые дни вожатый должен придерживаться роли лидера.

Запомните, если Вы сработаете неправильно в организационный период, то смена станет невыносимой не только для Вас, но и для детей. Отсутствие дисциплины грозит моментальным эмоциональным выгоранием.

После того, как Вы построили дисциплину и научили ребят всем правилам жизни в лагере, начинается основной период смены. Задачей этого промежутка является сплочение коллектива. За это время необходимо создать из отдельных детей и небольших групп дружную команду ребят. Большой вклад при сплочении коллектива вносят общие победы отряда. Поэтому, если у Вас есть возможность заранее знать, какие мероприятия с подготовкой будут проходить в лагере, не ленитесь и сделайте наброски хороших идей на эти выступления, особенно, если Вам предстоит работать на малышах. В основной период вожатому стоит придерживаться роли друга, но не забывать и про роль лидера. Не стоит выполнять роль пастуха и просто водить детей с места на место. С ребятами можно по-дружески сближаться и откровенничать, не переступая грань педагогической дозволенности.

В конце смены наступает заключительный период. Пока одни дети воспринимают его как скорое расставание и начинают падать духом и расстраиваться, другие воспринимают его как время, когда можно побеситься. Особенно это касается ребят, которых забирают домой раньше конца смены. Этот период характерен получением травм среди детей. Травмы можно избежать, если в организационный период Вы работали над дисциплиной, а не тем, как расположить к себе детей, чтобы им понравиться. В заключительный период смены вожатому стоит придерживаться ролей психолога и друга, чтобы оставить о себе в памяти тёплые воспоминания и помочь справиться с упадком, связанным с расставанием.

В каждый из периодов смены у вожатого может быть по нескольку ролей одновременно, в зависимости от ситуации. Однако, не стоит забывать, что вожатый — это лидер, который должен быть всегда рядом с детьми и вести их за собой вперёд.


'''Как понравиться детям?'''

Понравиться детям — это одна из первых задач, которую вожатому нужно профессионально решить, работая в лагере.

Прежде всего стоит понять что значит словосочетание «понравиться детям» для Вас. Для кого-то «понравиться детям» равно установить с ребятами контакт и наладить доброжелательные отношения. Другие воспринимают это словосочетание как «влюбить в себя детей», завоевать их восхищение и обожание.

Любая задача имеет свои этапы решения. В данном случае — это установление первого впечатления и дальнейшее общение с детьми — второе впечатление.

Первое впечатление состоит из шести ключевых компонентов:
* Внешний вид.
* Выражение лица.
* Запах.
* Тембр голоса.
* Жестикуляция.
* Поведение в первый день.
Несмотря на то, что первое впечатление влияет на уважение детей к Вам, это далеко не самый важный этап в задаче «понравиться детям».

После того, как дети сложили о Вас первое впечатление, в ход идёт Ваше общение с ребятами. Это то, на что дети обращают особое внимание. В первую очередь с ребятами стоит общаться уважительно, также, как Вы бы хотели, чтобы обращались к Вам. Не стоит забывать правило зеркала. Помимо этого, необходимо общаться с детьми как с равными и не врать. Не стоит сюсюкаться и считать ребят слишком маленькими для осознания чего-либо.

При построении второго впечатления стоит подумать о том, какие сюрпризы Вы можете преподнести в течение смены детям. Это может быть тайный талант, умение играть на каком-либо инструменте — то, о чём Вы изначально не сказали ребятам.

Вы можете заранее ответить для себя на несколько вопросов, таких как:
* Чем интересным я занимался в жизни?
* Какие у меня есть способности и таланты?
* За что меня уважают и любят друзья?
* О чём увлекательном я могу рассказать?
* Чему необычному я могу научить?
Ответив на эти вопросы, Вы сможете понять, какие сюрпризы о себе Вы постепенно будете раскрывать детям.

Конечно, нужно просто любить детей. Ребята скорее влюбятся в вожатого с грязной головой, но любящего их и уважительно с ними общающегося, чем идеально выглаженного и вымытого вожатого, который общается с ними пренебрежительно.


'''А где дети?'''

Первостепенная задача всех работников лагеря — это здоровье ребёнка, который приехал отдыхать.

Сохранить здоровье детей помогут следующие правила:
*В случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности.
*Ликвидировать источники травматизма, устранять нарушения санитарного состояния, пожарной безопасности.
*Не разрешать детям трогать какие-либо электрические провода, кабели, набрасывать на провода различные предметы.
*Не разрешать детям стоять и сидеть на перилах и ограждениях.
*Не допускать, чтобы дети заходили в подвалы корпусов, зданий технических служб.

Для того, чтобы предотвратить травматические последствия для ребят воспитатель/вожатый обязан:
*Иметь список детей с указанием их имён, фамилий, анкетных данных, номеров путёвок и сведений о родителях.
*Проследить за тем, чтобы отсутствовали все скоропортящиеся продукты питания, привезённые из дома.
*Провести с детьми инструктаж по технике безопасности в лагере и правилам совместного проживания в течение смены.
*Проследить за проведением медицинского осмотра детей отряда, а также распределением ребят для занятий физкультурой на группы: основную, подготовительную и специальную.
*Провести вместе с детьми приёмку помещений (спален, гигиенических мест, игровых), выделенных для отряда.

Вы должны проинструктировать и напоминать ребятам об общих правилах безопасности:
*Детям необходимо соблюдать режим дня оздоровительного лагеря, общие санитарно-гигиенические нормы (умываться, причесываться, одеваться по погоде и т.д.).
*Каждый ребёнок обязан соблюдать все установленные в лагере правила, в том числе правила противопожарной безопасности, автобусных поездок, походов и т.п.
*Ребёнок обязан быть вместе с отрядом. При необходимости отлучиться, обязательно получить разрешение своего воспитателя или вожатого.
*Выход за территорию лагеря допускается только с разрешения начальника лагеря (или директора) и только в сопровождении воспитателя.
*Если ребёнок чувствует ухудшение самочувствия, он должен сообщить об этом воспитателю или вожатому.
*Перемещаясь с одного этажа на другой, детям необходимо быть предельно осторожными.
*Вожатый всегда должен знать, в каком количестве и где находятся его дети. Вам нужно стараться всегда быть рядом с ребятами — тогда удастся избежать большинство травматичных последствий.


'''Начало положено'''

Начало дня — это время с момента подъёма до завтрака. В этот промежуток дети просыпаются, заправляют кровати, умываются, надевают спортивную одежду и выходят на зарядку.

И так каждый день. Данная процедура происходит в течение смены 17 дней — в общей сложности мы тратим почти сутки на монотонную, повторяющуюся деятельность. Всё это довольно быстро утомляет только что проснувшихся детей. Ребята утрачивают энтузиазм после первого дня, поэтому утро может стать источником скандалов и конфликтов, особенно с детьми, не имеющими навыков самообслуживания и делающими всё очень медленно.

Поговорка гласит: «Как день начнёшь, так его и проведёшь». В лагерях есть вожатые, которые должны знать, как избежать получения раздражения на весь день с утра.

В организационный период нужно научить детей делать утренние процедуры гигиены быстро. Если в первые 3 дня дети научатся собираться за определённое время, остатки смены пройдут без проблем в этом направлении.
Необходимо разнообразить утренние моменты настолько, насколько это возможно.
Для того, чтобы разнообразить утро детей, можно вводить соревновательные моменты, игры, конкурсы типа «Кто быстрее оденется», «Кто первым заплетётся», «У кого получится самая аккуратная причёска» и т.д. Можно ставить рекорды по секундомеру, соревноваться в сборах с другим отрядом, если на этаже вы проживаете вместе.

Будить детей можно каждое утро по-разному:
*Под музыку.
*Пощекотать.
*Тихонько разбудить ласковыми словами.
*Включить крик петуха или сымитировать его.
*Продекламировать стих.
*Привести цитату из фильма.
*Громко засмеяться и сказать интригующую фразу.

Можно разнообразить зарядку:
*Выстраивать детей в разные фигуры.
*Водить на зарядку в разные места.
*Проводить разную зарядку – упражнения, йогу, танцы, растяжку.
*Объяснять упражнения, читая рэп.
*Подбирать упражнения под тему дня – магическая зарядка, морская, космическая и т.д.
*Разминаться под классическую музыку
*Все эти задачи сводятся к одной цели — вызвать у ребят интерес «А что же будет сегодня?»


'''Уголок'''

Одной из задач организационного периода является создание отрядного уголка. Всем детям нравится видеть успехи и достижения отряда в различных конкурсах, состязаниях и мероприятиях, сравнивать оценки по чистоте комнат и узнавать, что будет завтра и как пройдёт день сегодня. Помимо этого, в конце смены ребята будут разбирать уголок по частям для того, чтобы увезти воспоминания о лагере домой.

Отрядный уголок — это стенд, на котором находится вся информация об отряде, его деятельности и участии в жизни лагеря. Отрядный уголок нужен для того, чтобы развивать активность ребят и побуждать их интерес к лагерным событиям.

Каким же должен быть уголок?
*Эстетичным.
*Ярким.
*Интересным.
*Информативным.
*Динамичным.

Созданным детьми, если это возможно (в отрядах старшего и среднего возрастов вожатый только помогает ребятам, направляет их; в младших отрядах уголок готовит педагог, однако малыши могут раскрашивать нарисованные элементы).
Безопасным (никаких острых деталей и предметов, которые могут поранить детей).

Обязательные рубрики уголка:
*Название отряда.
*Номер отряда.
*Девиз отряда.
*Список отряда в творческом оформлении.
*Список отряда в печатном виде (либо рукописный, читаемый).
*Пожарный список (список отряда, который Вы легко снимите с уголка во время эвакуации, должен висеть у выхода с этажа).
*Распорядок дня (с конкретными мероприятиями на сегодня).
*Режим дня.
*Правила лагеря и отряда.
*Достижения отряда.
*Экран чистоты комнат.
*Экран настроения детей.

Дополнительные рубрики уголка:
*Отрядные речёвки.
*Эмблема отряда.
*Дни рождения детей.
*Список детей по комнатам.
*Контакты лагеря.
*Гимн лагеря.
*Имена и контактные номера вожатых.
*Расписание кружков.
*Почта.

Главная задача вожатого — сделать полностью рабочий уголок. Отрядный уголок должен быть динамичным, а его рубрики должны дополняться и изменяться (если это необходимо) и нести всю необходимую информацию.


'''Понять и простить'''

Детский лагерь — это место, где ребята постоянно общаются друг с другом, ссорятся и мирятся, участвуют в разных мероприятиях, отрядной жизни. Каждый детский поступок должен оцениваться вожатым. Оттого, насколько правильно и справедливо это будет сделано, зависит ощущение ребёнка в коллективе и формирование его личности в дальнейшем.

Есть две основные формы оценки деятельности ребёнка: поощрение и наказание. Поощрение — это форма выражения положительной оценки поведения. В свою очередь, наказание — это применение каких-либо неприятных или нежелательных мер в отношении ребёнка. У каждой формы оценки есть свои особенности и методы. Давайте рассмотрим их подробнее.

Если говорить о поощрении, то его проявления различны. Простая улыбка, благодарность, похвала способны мотивировать ребёнка продолжать совершать хорошие поступки. Публичные награждения, объявление благодарности со сцены, вручение заветной грамоты оставляют воспоминания на всю жизнь и способны заложить в ребёнке желание развивать те качества, за которые он получил одобрение.

Однако стоит понимать, что похвала может навредить ребёнку, сформировать ненужные качества. Поэтому при поощрении следует учитывать некоторые пункты:
*Похвала должна быть направлена на поступок ребёнка, а не на его личность.
*Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой, стремясь расположить к себе ребёнка.
*Не хвалите ребёнка за естественные вещи.
*Следите за тем, чтобы похвала ребёнка не вызывала чувства зависти или обиды у других детей. Очень часто неграмотные вожатые хвалят других ребят перед отрядом для того, чтобы остальные брали пример. Такие ситуации могут привести к конфликтам, травле награждённого.
*Не обещайте поощрить ребёнка до того, как он совершит какой-то поступок.
*С наказанием дела обстоят сложнее: у многих педагогов разное представление об этой форме оценки поведения. Существует два общих правила, звучат они примерно так: «Наказывай только тогда, когда по-другому нельзя» и «Отсутствие наказания за осознанный проступок ведет к порождению вседозволенности».

Если Вы всё-таки решили наказать ребёнка, помните:
*Мера наказания должна соответствовать совершенному проступку. Не стоит говорить ребёнку, что будете звонить и жаловаться его родителям на то, что он опоздал на завтрак.
*Не угрожайте ребёнку наказанием, которое не сможете применить. Ваш авторитет упадёт, и дети не будут Вас слушаться.
*За один проступок наказывают один раз (каждому педагогу не стоит придумывать своё наказание для ребёнка).
*Простить ребёнка или изменить меру его наказания может только вожатый, наказавший его.
*Лучше не наказывать, чем наказать запоздало.
*Если провинился случайно или не знал, что поступает плохо, не наказывать.
*Ребёнок должен бояться не наказания, а Вашего огорчения.
*Ещё раз напомним, наказания и поощрения — это особые инструменты управления поведением, которые при неправильном использовании могут иметь негативное влияние на личность ребёнка в настоящем и будущем.



[[Category:Статьи]]

Навигация