Строка 6: |
Строка 6: |
| Ретроспектива вместо верёвочного курса | | Ретроспектива вместо верёвочного курса |
| | | |
− | Ретроспектива — это мероприятие, цель которого посмотреть, что было, и договориться о том, что будет. Полезно и самому классу, и педагогу. Большой плюс проведения ретроспективы в том, что команда сама определяет проблемы и пути их решения (позже мы назовём это экшн-планом). | + | Ретроспектива пришла к нам из системы гибкого управления проектами Agile. Эта система строится на принципах, которых стараются придерживаться все, кто по ней работает. |
− | Проводить ретроспективу сложно, потому что учитель должен занимать позицию фасилитатора, то есть обеспечивать правильную групповую коммуникацию. Он не вмешивается в процесс, не высказывает своего мнения, не давит на команду, а просто помогает дойти до сути, не уходя в ненужные дебри. | + | 12-ый принцип Agile-манифеста гласит: "Каждый раз в конце заранее определенного интервала времени команда размышляет, как повысить результативность своей работы, и затем вносит коррективы в процессы." |
| + | |
| + | Здесь кроется важное отличие: ретроспектива - это специально организованное событие, которое ориентировано на выявление внутренних принципов и правил работы команды, которые они принимают сообща для достижения лучших результатов. |
| + | |
| + | Ретроспектива - частный случай рефлексии. |
| + | |
| + | Когда проводить ретроспективу? |
| + | Когда ваша команда завершила какое-то дело: представила продукт, сделала логически законченный кусок работы, вы чувствуете, что застряли и вам нужно сдвинуться с мертвой точки. |
| + | |
| + | Как сделать так, чтобы ретроспектива не превратилась во что-то другое? |
| + | Для того, чтобы обсуждение работы не превратилось в скучное просиживание штанов, на ретроспективе надо играть. Не надо думать, что вопросы слишком серьезные, и игры здесь не подходят. Самые серьезные совещания, стратегические сессии, деловые переговоры прекрасно оживляются при помощи комплекта разноцветных стикеров, маркеров и красивых картинок. |
| + | |
| + | Как провести? |
| + | Самый распространенный алгоритм ретроспективы состоит из пяти шагов: |
| + | # Открытие. |
| + | # Сбор данных. |
| + | # Генерация идей. |
| + | # Составление плана действий. |
| + | # Закрытие. |
| + | |
| + | Что дальше? |
| + | Важно сделать так, чтобы принятые решения и установленные правила были доступны всей команде при последующей работе: оформите плакат или инфографику, распечатайте и повесь на рабочем месте команды. В случае, если команда опять придет в затруднительное положение - будет достаточно указать на плакат, чтобы напомнить о достигнутых договоренностях. |
| + | |
| + | Ретроспектива — это мероприятие, цель которого посмотреть, что было, и договориться о том, что будет. Полезно и самому коллективу ребят, и педагогу. Большой плюс проведения ретроспективы в том, что команда сама определяет проблемы и пути их решения (позже мы назовём это экшн-планом). |
| + | Проводить ретроспективу сложно, потому что вожатый должен занимать позицию фасилитатора, то есть обеспечивать правильную групповую коммуникацию. Он не вмешивается в процесс, не высказывает своего мнения, не давит на команду, а просто помогает дойти до сути, не уходя в ненужные дебри. |
| В рамках ретроспективы вожатый выступает в роли коуча, который задаёт нужные вопросы, тем самым помогая правильно определить проблемы и пути их решения. | | В рамках ретроспективы вожатый выступает в роли коуча, который задаёт нужные вопросы, тем самым помогая правильно определить проблемы и пути их решения. |
| | | |