16 243 байта добавлено
, 12:30, 8 мая 2012
[[Image:Vgnt32m.jpg |right]]
'''Как подготовить вожатого как лидера'''
Основная идея. Отрядный вожатый - лидер детей, объединенных во временную группу для совместного проведения досуга. Вожатый - это мастер на все руки. Он должен многое уметь, причем, уметь делать то, чему не учат ни в школе, ни в колледже, ни в вузе: быть другом, мудрецом, артистом, спортсменом, затейником, интересным собеседником, приятным в общении человеком - обаятельным, остроумным, находчивым... Всех качеств не перечислить. Где же научиться вожатскому мастерству? Как опытные вожатые могут подготовить себе помощников и достойную смену? Путь один - передача мастерства из рук в руки.
Цель смены: создание условий для социального становления личности будущего вожатого и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций организатора детского досуга.
Задачи смены:
* наделение лидеров знаниями, умениями и навыками работы в объединении;
* выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала подростков, реализация их склонностей и способностей в сферах деятельности и общения;
* формирование самосознания подростка, потребности в проектировании своей жизни и ее реализации, развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке, способности и готовности к рефлексии;
* использование уникальной возможности времени смены с целью организации активного общения подростков и взрослых по обмену опытом, знаниями и умениями вожатского мастерства.
'''Содержание смены'''.
Содержание смены представлено несколькими блоками:
# педагогический блок - создание алгоритма перевода подростков-участников программы в субъектную позицию по отношению к содержанию деятельности смены "Океан вожатской науки", что предусматривает получение подростками необходимого минимума знаний, умений и навыков вожатского дела;
# научно-методический блок - совместный поиск настоящими и потенциальными вожатыми путей, способов, приемов и форм организации детского, подросткового и молодежного досуга в различных социумах /оздоровительный лагерь, клуб, школа, микрорайон и т.п./;
# содержательный блок - создание многовариантной системы клубных пространств, обеспечивающих участнику смены возможности в самореализации и актуализации способностей лидера;
# личностно-ориентированный блок, обеспечивающий участникам дело¬вой игры психологическую комфортность в их устремлениях, действиях, мо¬тивах участия (неучастия) в делах, связанных с собственным развитием, формированием собственного круга общения;
# управленческий блок, обеспечивающий сотрудничество, соучастие, соуправление настоящих и будущих вожатых, формирующий культурные образцы отношений, общения;
# информационный блок, обеспечивающий каждому участнику смены доступность и достоверность любой информации.
Организация детского самоуправления в рамках смены.
Организация детского самоуправления предполагает включение подростков в решение как можно большего числа проблем взаимоотношений, в том числе и сложных, складывающихся во временном детском объединении. В начале сбора это включение осуществляется за счет педагогического управления. Однако к концу смены предусматривается динамика его функций от управленческой и организаторской к функциям консультанта и партнера. Динамика детского самоуправления - от исполнительской деятельности к деятельности организаторской и далее к управленческой.
Система детского самоуправления строится на 2-х уровнях: на уровне отряда и педагогического коллектива.
Отряд-экипаж имеет право: определять имидж экипажа, создавать неповторимый внешний образ экипажа, отличающий его от других экипажей /плавательное средство, название, девиз, песня, эмблема, элементы одежды с преобладанием какого-либо символа, цвета, игровые отрядные условности, оформление отрядного места, особый почерк экипажа во всех делах и др./; определять законы жизни экипажа, не противоречащие законам жизни флотилии; выбирать капитана плавсредства и определять вертикальный статус членов экипажа; создавать свой информационный орган; делегировать идеи и предложения в штаб флота.
Высшим органом самоуправления является смотр эскадры - это общий сбор экипажей для решения важных вопросов жизнедеятельности эскадры. Органом педагогического управления является штаб флота. Во главе штаба - командующий (флагман), у него помощники: начальник штаба, флагманский штурман и связист. Связь с кораблями (отрядами) флотилии поддерживается через связистов, капитанов кораблей и лоцманов (вожатых).
Ключевые мероприятия сбора с их краткой аннотацией.
*Мастер-класс или практикум - групповое занятие, направленное на овладение будущими вожатыми организаторскими знаниями, умениями и навыками. Традиционно это мастер-классы: танцевально-игровой, песенный, спортивный, туристический, коммуникативный, рукотворческий, методический, экологический, медицинский.
*Сбор в кают-компании - это время экипажа, на котором проводится методический анализ и фиксация в бортовом журнале моделей различных дел, проходящих в экипаже и эскадре.
*Продуктивно-творческие игры, результатом которых является разработка и апробация интересной формы организации досуга в экипаже, в эскадре.
*Дискуссионный клуб - обсуждение спорных вопросов, проблем, волнующих современных подростков, а также решение педагогических ситуаций, которые могут возникнуть в лагере.
*Ярмарка дел - защита инновационного проекта, пополнение педагогической копилки интересной формой работы.
*Бриффинг - дружеские встречи настоящих и потенциальных вожатых по обмену опытом в разных видах деятельности.
*Бумеранг идей - массовые дела в лагере, тематические дни.
'''Предполагаемые результаты смены'''.
Результаты, значимые для лидеров:
* удовлетворение потребности в активном полноценном отдыхе;
* реализация интересов подростков, их обогащение и пробуждение новых интересов;
* реализация склонностей и способностей подростков в разнообразных сферах деятельности и общения,
* формирование способности к самоопределению, самотворчеству, к объективной самооценке и рефлексии;
* овладение основами вожатского мастерства, знаниями, умениями и навыками организаторской деятельности;
* создание эмоционального настроя на работу в детских объединениях.
Результаты, значимые для детского движения в целом:
* возрождение традиции наставничества, шефства;
* апробация новых моделей взаимодействия взрослых и подростков;
* определение педагогических условий наиболее актуальных для процесса эффективного педагогического взаимодействия педагогического отряда и лидеров детских общественных объединений.
Результаты, значимые для органов власти разных ветвей и уровней;
* выполнение заказа общества по социализации подростка;
* решение задачи образования личности и ее дальнейшей, интеграции в общество.
'''Символика и атрибутика смены'''.
Деловая игра "Океан вожатской науки" привносит в жизнедеятельность отрядов элементы морской (водной) тематики: командир корабля, лоцман, кубрик, плавсредство, элементы одежды и др.
Морская терминология используется в режимных моментах: аврал, склянки, камбуз, кают-компания, штиль, полундра и др.
Игровой сюжет вносит специфику в систему оценок деятельности и ее стимулирование: шторм, мель, попутный ветер, дрейф, риф, кораблекрушение, водоворот, подводное течение, семь футов под килем и др.
Участники смены имитируют должностные обязанности флагмана, начальника штаба, штурмана, связиста, командира плавсредства, лоцмана и другие морские специальности.
'''Итоговые документы смены'''.
*Программа смены.
*Педагогическая копилка разнообразных форм организации досуга подростков.
*Обращение вожатых к организаторам досуга детей и подростков оздоровительных лагерей.
*Система стимулирования и поощрения участников смены.
'''Система стимулирования и поощрения участников смены''' представляет собой совокупность внешних и внутренних стимулов.
Внешние стимулы:
* нематериальные благодарности, особое расположение, демонстрация расположенности в общении, рост вертикального и горизонтального статуса подростка в отряде, либо критика, влекущая за собой ограничения в деятельности;
* вещественные игровые условности: жетоны, флажки, шевроны и др.;
* публичное оглашение групповых и индивидуальных достоинств.
Внутренние стимулы:
* ощущение ребенком социально-ценностного единства с отрядом;
* желание быть членом отряда;
* степень референтности в группе сверстников;
* интеллектуальная и эмоциональная коммуникативность;
* проявление положительного настроя на работу;
* самооценка, самопоощрение и самонаказание.
'''Принципы формирования участников смены''':
* Направленность участников смены на педагогическую деятельность.
* Активное участие подростков в молодежном общественном объединении.
* Лидерская позиция ребенка в группе сверстников, проявляющаяся в инициативности, самостоятельности, творчестве.
* Владение культурой общения, интеллигентностью как высокой мерой воспитанности.
[[Category:Статьи]]