64 352 байта добавлено
, 15:52, 18 марта 2012
[[Image:12784343592231_m1m.jpg |right]]
[[Image:13149742604689_m1m.jpg |right]]
'''Организационный период смены'''
Первый день смены
Основная задача: демонстрация норм и правил отношений к человеку, предъявление единых педагогических требований, сообщение информации о лагере, нормах жизни в нём, о сверстниках по отряду и вожатых.
В парадной форме с визиткой, на которой написаны имя и фамилия вожатого, выходим на ожидание и приём детей.
Первое знакомство и оформление визитки ребёнка. От того, как вы проведёте эту первую встречу, во многом будет зависеть ваши взаимоотношения с
подростком.
Расскажите новичкам о правилах поведения в спальне,
размещении личных вещей. Можно пройтись с ними по территории лагеря, показать основные службы и места расположения других отрядов, по ходу рассказывая о правилах поведения и традициях. Кто-то из ребят
скоро проведёт подобную экскурсию для новеньких. К обеду,
когда в отряде будет уже больше половины детей, можно приступить к разучиванию песен для огонька-знакомства.
Подготовка ко сну, вожатый следит за этой процедурой, так как подготовка ко сну — важное педагогическое мероприятие по предъявлению единых педагогических требований. Подростки в течение только первых трёх дней открыты к восприятию и усвоению дисциплинарных норм. Проверьте, чтобы все помыли
ноги, почистили зубы и умылись. Если ребёнку требуется
душ, надо показать, как им пользоваться. Особое внимание обратите на носки. Они должны быть выстираны или спрятаны
в специальный пакет. Ни в коем случае не разрешайте ребятам
прятать их под матрацем, в обувь, иначе вскоре в комнате нечем будет дышать. Не стесняйтесь требовать с детей подобного ухода за одеждой и носками. В будущем ребята сами будут
предъявлять это требование друг к другу.
Отбой. На отрядном месте остается один вожатый,
контролирующий отбой. Чтобы не терять времени, он заполняет педагогический дневник, время от времени заходит в палаты,
успокаивает ребят, следит за тишиной. В первый день дети перевозбуждены и плохо засыпают, им непременно необходимо пообщаться, поделиться впечатлениями.
Присутствие вожатого их
сдерживает. Они постепенно успокаиваются и засыпают. В первые три-четыре дня необходимо находиться на отрядном месте
во время отбоя не менее 40 минут, иначе ваши дети будут бодрствовать до глубокой ночи, а после вашего ухода устраивать настоящие вечерние дискуссии, ходить друг другу «в гости». В конечном итоге утром их будет трудно разбудить, они будут вставать раздражёнными и усталыми, постепенно это может
привести к конфликтам в отряде.
Второй вожатый на вечерней планёрке педагогического
коллектива получает инструкции по следующему дню.
Второй день смены
Цели — создание условий для демонстрации подростком своих возможностей в различных видах
деятельности, направленных на включение его в
содержание работы команды; выдвижение идей
будущей жизни в лагере, на формирование его
активной позиции в самодемонстрации; создание
самоуправляемого коллектива команды.
Этап — формирующий. Результат — совместная деятельность по определению перспектив жизнедеятельности подростков в программе смены, принятие норм и правил коллективной жизнедеятельности и благополучия
каждого подростка в детском коллективе.
Второй день — один из самых сложных во
всей смене. В течение этого дня формируется
отношение подростков к предлагаемой программе смены. Определяются перспективы и
содержание деятельности команды. В полной
мере проявляются эмоциональные лидеры и
спектр поведенческих проявлений подростков
к быту, отношениям между сверстниками и к
взрослым и, конечно, уровень сложившегося
опыта во взаимодействии с другими людьми.
Этот день насыщен организационными мероприятиями, без которых нельзя обойтись, так как продолжается адаптация ребят к
жизни в новых условиях. Особое место занимает предъявление
и закрепление единых педагогических требований. В этот день
важно очень чётко распределить роли напарников в течение дня.
В первые два-три дня подростки открыты к принятию прямых требований вожатого. А стремление создать свой имидж в коллективе сверстников располагает детей к демонстрации своих различных возможностей, среди которых физическое совершенство
занимает не последнее место. Зарядка как элемент единых педагогических требований не должна быть принудительной, но неучастие в ней нежелательно. На этом противоречии очень часто проигрывают начинающие вожатые, отдавая в первые дни право проведения зарядки инструкторам по спорту. Только показ ценности
зарядки для вожатых и их умение её делать докажет ребятам её
ценность и необходимость участия в ней. Тогда они примут ее на
уровне нормы жизни в лагере. Довольно смешно выглядит со стороны вожатый, который зарядку делает в парадной форме или стоит в стороне. Поэтому в первые дни смены рекомендую проводить
зарядку вожатому в спортивной форме, а потом, когда её будут проводить инструкторы по спорту и ребята-физорги команды, ежедневно участвовать в ней. Зарядка оргпериода должна носить щадящий режим. Она скорее элемент пробуждения двигательной активности ребёнка после сна. Надо использовать игровые моменты.
В то же время зарядка — наблюдение для вожатого. Кто-то из подростков делает зарядку умело, чётко и с удовольствием (это указывает на то, что мальчик или девочка занимаются зарядкой дома),
возможно, кто-то из них мог бы возглавить всю спортивную работу
в команде. Желательно, чтобы зарядка проходила всегда на одном
и том же месте, лучше на берегу моря, так как через пару дней для
желающих ребят после зарядки будет проводиться окунание.
Зарядка. Легкая пробежка от корпуса к месту проведения
зарядки (80–100 метров). Упражнения показывает и комментирует вожатый.
Стали в круг. Упражнения на дыхание и подтягивание. Каждое упражнение должно делаться не менее 6 раз. Пауз между упражнениями
делать не надо. После глубокого дыхания — упражнения для плечевого
пояса и шеи на гибкость и растяжение. Упражнения для тазобедренного
отдела позвоночника (сгибания-разгибания, повороты, наклоны и т.п.).
Упражнения для ног (приседания, подпрыгивания, движения по кругу
гусиным шагом). Упражнения на восстановление дыхания. Силовые упражнения для пресса и рук (мальчикам необходимо отжаться от пола, девочкам — от любого ограждения). Упражнения в парах. Один держит ноги — второй откидывается из позиции сидя (пять-десять раз), затем меняются. Комментарии не должны касаться умений подростков
выполнять то или иное упражнение. Это может их обидеть и привести к
тому, что ребёнок больше никогда не пойдет на зарядку. Только поощрение! В завершении зарядки можно пустить «блинчики» из камешков по
поверхности воды. Лёгкой пробежкой возвращаетесь в корпус.
Второй вожатый помогает дежурным ребятам освоить процедуру уборки комнат. Желательно, чтобы к возвращению ребят после зарядки всё уже было сделано. Многие подростки отказываются
заниматься уборкой, брать мокрую тряпку, выжимать её без резиновых перчаток. Это верно. Поэтому необходимо в комплект уборочного инвентаря ввести перчатки для каждого дежурного (этим занимается технический персонал лагеря), их санитарная обработка
должна проводиться после каждой уборки. Задача вожатого — научить ребят пользоваться перчатками и бережно к ним относиться.
Влажная тряпка на входе указывает на завершение процедуры уборки спальни. Дежурные встречают возвращающихся ребят на входе с
просьбой вытереть ноги и переобуться в комнатные тапочки. Хранение обуви — довольно сложная проблема. Хорошо, если при входе в
каждую палату есть обувная тумбочка с индивидуальными ячейками для каждого подростка (над каждой ячейкой — фамилия ребенка), так как у каждого из них, по меньшей мере, четыре пары обуви:
комнатные тапочки, спортивная обувь, туфли, сандалии, обувь для
пляжа. Вся обувь должна быть чистой и регулярно проветриваться.
За этим тоже следят дежурные по комнате.
Далее. Все приглашаются на информационный сбор команды, который пока проходит в свободной форме. Все становятся
в круг. Информацию о предстоящем дне дают вместе вожатый и
дежурный командир.
Вожатый. Сегодня (число, месяц, день недели). (Дети в лагере обычно не следят за датами и днями недели). Мы приветствуем
вас на нашем первом информационном сборе команды. Он будет
проходить каждый день перед завтраком на отрядном месте, чтобы
все знали, что будет ожидать каждого и весь отряд в течение дня. После того как мы выберем с вами лидеров нашей команды — ребят, которым вы доверяете, сбор будут проводить они, а мы, вожатые будем
им в этом помогать. После сбора план работы команды на день вывешивается в отрядном уголке. Это поможет вам ориентироваться в текущем дне. Вы будете знать, что, где и когда проходит в нашем отряде. Со временем информация будет дополняться интересными сведениями о жизни всего лагеря и событиями из жизни страны и мира.
План на сегодняшний день прочитает наш дежурный командир.
Отступление. Чаще всего создание стихийных групп зависит
от наличия и количества проявившихся в отряде лидеров. Микрогруппы соберутся вокруг тех ребят, кто уже стал авторитетным для
других. Для вожатых это своеобразный социометрический анализ.
Количество групп и их состав подскажут, на кого надо будет обратить внимание на сборе рождения команды. По стихающему шуму
можно сделать вывод о том, что обсуждение в группах закончилось.
Третий день смены
Этап — формирующий. Цель: закрепить в сознании ребят идею самоуправления команды, начать
обучение членов Совета команды выполнению
своих поручений. Продолжается работа по закреплению единых педагогических требований.
Включение ребят в процесс общелагерной жизни.
Этот день насыщен общелагерными мероприятиями, в которых отряд принимает участие.
Поэтому, обсуждая с Советом команды
план дня, обращаем внимание на выполнение
закона «Ноль-ноль», в соответствии с которым нормой является присутствие человека
или команды на месте сбора за пять минут до
начала дела, мероприятия.
Наблюдение за детьми, параллельно анализ оргпериода с
напарником на отрядном месте, вычленение появившихся проблем и поиск путей их решения (прежде всего проблем, связанных с отдельными дезадаптивными детьми).
[[Image:13125634558637_m1m.jpg |right]]
[[Image:13148880316200_m1m.jpg |right]]
[[Image:13148883033236_m1m.jpg |right]]
[[Image:13149741548728_m1m.jpg |right]]
[[Image:13197181335392_m1m.jpg |right]]
'''Основной период смены'''
Цель основного периода: создание условий для
реализации основного содержания деятельности лагеря применительно к каждому детскому
объединению и ребёнку в активной позиции
участников, направленной на воспитание, оздоровление и присвоение подростком позиции
субъекта программы.
Основной период делится на два самостоятельных этапа, определяемых позицией подростков, их активностью в развитии сюжетной
линии смены, учебно-демонстрационный и
демонстрационно-закрепляющий.
Задачи учебно-демонстрационного этапа:
*создание условий для проявления самобытности каждого ребёнка, его нравственного потенциала;
*разворачивание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам подростков;
*создание условий для реализации деятельности органов детского самоуправления;
*корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и
деятельности;
*максимальное использование оздоровительных возможностей детского лагеря для реабилитации, корректировки, профилактики социального, интеллектуального, физического и психоэмоционального благополучия подростков.
Этап — учебно-демонстрационный. Цель: снять эмоциональное
напряжение оргпериода, завершить конкретное планирование работы команды, продолжить формировать у подростков опыт организации деятельности коллектива на основе самоуправления.
Вожатые первый раз будут работать с отрядом по отдельности
и встретятся только на вечернем огоньке, поэтому в течение дня они
будут опираться на ребят из Совета команды и командира, работая
так, чтобы повысить авторитет органа самоуправления и его членов.
Первый день основного периода вводит отряд в повседневное русло смены.
Интенсивность деятельности немного снижается, что позволяет регулировать эмоциональное напряжение и социальную адаптацию ребят к новым отношениям, условиям быта,
взаимодействия и совместной деятельности детей и взрослых. Завершается первый этап формирования социальной роли ребёнка
в отряде. У него стали определяться границы референтной группы, в которой он ощущает себя комфортно. В этот период взаимоотношения ребят носят скорее эмоциональный характер «нравится — не нравится». Какие-то нормы жизни уже усвоены подростками и не являются проблемой в отношениях, поведении и
деятельности. Начинается своеобразная алгоритмизация жизни
подростка в лагере и детском коллективе (жизни по режиму). Безусловно, что подростка надо во многом поддерживать, помогать,
подсказывать. Но многое он уже делает самостоятельно.
Почему этот этап основного периода называется учебно-демонстрационным? Потому что подростки, интенсивно приобретая новый опыт, знания и умения, стремятся его тут же продемонстрировать окружающим. На этом этапе для ребят важно поощрение их успешности, поэтому и вожатый, и программа лагеря должны помогать ребёнку быть успешным в любом проявлении: будь-то впервые правильно и красиво
заправленная кровать или настоящая победа в конкурсе или в
спортивном соревновании.
В этот день определяются несколько направлений для достижения успеха. В соответствии с общелагерным планом начинается конкурсная программа приключений и открываются
кружки и секции. Пройдет первое командное испытание на туртропе.
Пятый день смены
Этап учебно-демонстрационный. Цель дня —
создание условий активного включения подростков в реализацию программы лагеря на принципах самоуправления детского
коллектива и благополучия подростка в нём.
Завершается процесс социальной адаптации подростков к условиям жизнедеятельности в детском лагере. Уже сложились определённые представления обо всём периоде
пребывания. Начинается привыкание к режиму дня и питания, к требованиям вожатого.
Эмоциональный фон взаимоотношений снижается, и начинают закладываться неформальные связи подростка со сверстниками в
своей команде и за её пределами. Основные
черты социального портрета ребёнка, его социальной роли уже почти сложились во мнении других ребят, они и определяют место
подростка в иерархии отношений в детском
коллективе. На основе таких оценок начинают складываться референтные группы вокруг
неформальных лидеров. Формируется стиль
взаимоотношений, который не всегда виден
вожатому. Предваряя возможность возникновения межличностных, межгрупповых конфликтов, вожатый должен владеть объективной характеристикой своего коллектива, прежде всего социометрической.
Начало работы творческой группы по подготовке коллективно-творческого дела «Открытие неизведанного»; начало работы инициативной группы по проведению командного фестиваля «дразнилок и шумелок»; работа творческой
группы по оформлению командного уголка; работа сюрпризной
группы. Перед тем как группы самостоятельно начнут работать,
проведите небольшой инструктаж-учёбу о том, как может работать группа. Это необходимо, потому что ребята первый раз
этим занимаются.
Алгоритм работы группы следующий:
# понять смысл проведения дела или выполнения поручения, своеобразная постановка цели. Например, КТД «Открытие неизведанного» — явно познавательное дело, связанное с какими-то природными и научными тайнами, возможно, с научными фантазиями. Следовательно, должен быть проведен поиск этого неизведанного в библиотеке, а в дальнейшем — показ и рассказ, интересные всем;
# выдвижение идеи проведения дела или выполнения задания;
# распределение поручений в группе по поиску содержания дела/задания;
# поиск формы реализации содержания дела или задания;
# подготовка организационного и режиссёрского плана (сценария) проведения дела или задания;
# обсуждение, уточнение организационного и сценарного плана на заседании Совета команды;
# формирование групп по подготовке и проведению дела, распределение поручений между группами, назначение ответственных за подготовку и проведение отдельных элементов дела.
# репетиции, подготовка и выполнение задания;
# проведение дела, реализация задания и его анализ.
Вы подходите к каждой группе и оказываете ребятам необходимую помощь, прежде всего, методическую. После проведения учёбы ребята расходятся по группам и приступают к работе.
Творческая группа КТД. Проконсультировавшись у вас,
группа приступает к предумыванию дела..
Инициативная группа по фестивалю «кричалок и шумелок». Кричалка — это своеобразная речёвка, под которую можно
ходить строем, или перекличка между ведущим и командой. Она
должна носить тематический характер, её содержание должно отражать идею лагеря и команды.
Шумелка — девиз, лозунг команды при приветствии другой команды, поощрении своей команды, участвующей в соревновании, и просто выражение восторга по поводу какого-то события. Кричалка и
шумелка могут быть в стихотворной форме, произноситься речитативом или в стиле «рэп». Инициативная группа может их сочинить
сама или переделать из знакомых ребятам молодёжных песен. При
этом форма проведения (фестиваль) указывает на то, что это должно стать своеобразным праздничным мероприятием, демонстрирующим сплочённость, творчество вашей команды. Кричалки и шумелки будут демонстрироваться всем отрядом перед всем лагерем и
будут формировать некий «имидж» вашей команды. Ребята из инициативной группы должны продумать все элементы не только содержания, но и театрализации показа на сцене.
Творческая группа по оформлению отрядного уголка. Ребята должны придумать стиль уголка команды,
символику команды и каждой рубрики уголка. К имеющимся рубрикам добавляются план команды на смену, список Совета команды
с указанием распределения поручений в совете, план команды на текущий день, графики проведения музыкальных, спортивных и танцевальных часов, проведения общелагерных соревнований и конкурсов. Также могут быть рубрики «Мы готовимся» (графики работы и поручения творческим и инициативным группам), «Наши
достижения» (рубрика, посвящённая победам и успехам команды),
«Это важно и интересно» (информация о жизни команды, лагеря и
событиях окружающего мира, просто познавательная информация). Может быть ещё несколько рубрик, которые придумают сами
ребята. Приведенные здесь названия условны. Подростки, сохраняя
смысл, могут дать им названия сами. Главное, чтобы это было красиво, эстетично и привлекало внимание.
Сюрпризная группа. Сюрприз — это радость. Значит, группа должна доставить радость ребятам. Как? Вы предлагаете ребятам несколько вариантов. Можно быстро собрать на море примерно одинаковые камешки, разрисовать их придуманными символами заданий групп и вручить всем, когда команда соберется перед
обедом. Или написать на листочках по количеству членов команды
новую песню, раздать листочки перед обедом и разучить новую
песню. Или провести весёлую игру и вручить победителю сделанный тут же сувенир-приз.
Этап учебно-демонстрационный.
Цель дня —
сплочение детского коллектива, овладение
способами коллективного взаимодействия для
достижения командного успеха.
Этот день очень важен для сплочения детского коллектива. В нём реально можно увидеть
сложившийся у каждого подростка уровень ответственности за свои действия и поступки с позиции
успеха команды в дежурстве и во время конкурса
умелого следопыта. Для вашей команды — день
совместных испытаний. Однозначно проявятся
исполнительные качества каждого ребёнка, его социальные установки. Для ребят этого возраста
важна коллективная форма совместной деятельности, они стремятся к демонстрации своих возможностей в коллективе сверстников. Завершается формирование основных проявлений и черт характера личности, в котором наиболее важной
становится волевая характеристика. Умение подчиняться и при этом оставаться собой формируется именно в таких ситуациях, как дежурство, коллективная деятельность, конкурсы и соревнования командного характера, походы и т.п.
День очень напряжённый для ребят и вожатых. В нём важно
чёткое планирование и распределение поручений между вожатыми. Ответственность, которую накладывает на каждого ребенка
дежурство по территории, становится серьезным испытанием для
тех ребят, у которых не было опыта коллективного проживания.
Именно им обязан помочь вожатый. В день дежурства резко повышается эмоциональная и поведенческая активность подростков. Умело управлять ею — задача обоих напарников.
В дне несколько общелагерных мероприятий. За их организацию отвечают руководители творческих групп, но именно вам
предстоит организовать выход отрядов на конкурс умелого следопыта, развод ребят на кружки и секции, рассаживание детей
для проведения командного фестиваля «кричалок и шумелок».
Помощниками в организации этого должны стать ребята из вашей команды. Это значительно повысит их статус в собственных
глазах, а главное — позволит продемонстрировать сплочённость
и организованность команды, что немаловажно для подростков
этого возраста. Особая нагрузка падает на членов командных и
общелагерных органов самоуправления. С их помощью, поддерживая и помогая им, двигайтесь в течение дня, всё время подчеркивая значимость самодеятельности ребят и из самостоятельности в дне. Педагогическое сопровождение дежурства — одно их
самых сложных мероприятий в работе вожатого в течение смены.
Этап учебно-демонстрационный.
Цель дня —
сплочение детского коллектива, овладение
способами коллективного взаимодействия для
достижения командного успеха.
Задача дня: овладение ребёнком знаниями, умениями и навыками, предусмотренными
содержанием программы смены, навыками самоопределения в выборе видов деятельности,
социальной роли в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии.
Совет опытного. По нашим наблюдениям, седьмой день смены становится переломным
как в жизни детского коллектива, так и в жизни
каждого подростка.
В этот переломный момент важно сохранить во взаимоотношениях с подростками форму
обращения к вожатому «на Вы». Дистанция, которую задаёт эта форма, позволяет педагогу
продолжить в необходимых случаях предъявлять
требования по выполнению норм дисциплины, делать замечания отдельным подросткам по поводу
их поведения. Вообще подростки должны видеть в
вожатом взрослого человека, имеющего право на требование, отвечающего за их жизнь и здоровье. В тот момент, когда вожатый первый раз позволит ребенку обратиться к себе «на ты», эта дистанция упраздняется. Это может привести в каких-то ситуация к возникновению конфликта неподчинения и отвержения педагога.
Причём чем старше подростки, тем жёстче должно быть требование обращения к педагогу «на Вы».
Завершился период социальной адаптации, оформилась внутренняя структура детского коллектива, освоен комплекс единых педагогических требований (правда, это не говорит о том, что они все
приняты), чётко определилась социальная роль каждого члена коллектива. Это подтвердили и результаты социометрического обследования. Во взаимодействиях и отношениях у ребят сложилась система симпатий-антипатий, уважения-пренебрежения, руководства-подчинения, доверия-недоверия и т.п.. Подростки чувствуют
себя более свободно, появились связи и отношения за пределами
своей команды. Эти связи оформились в структуре референтных
групп, на которые к седьмому-восьмому дню смены разбился отряд.
В каждой группе появился свой неформальный лидер, причем
прежде всего по волевому и деловому признакам. В отряде могут
определяться и ложные авторитеты — ребята, которых побаиваются, с которыми не хотят связываться. В последние годы стала проявляться тенденция появления нехарактерных для российских
школьников «финансовых авторитетов» — подростков, которые покупают у ребят за определённые услуги положение в отряде или оплачивают выполнение отдельных требований деньгами (например,
заправка постели, дежурство по комнате, уборка посуды в столовой
и т.д.). В отдельных случаях возможны конфликтные ситуации по
национальному признаку. Подростки быстро усваивают стереотипы
взрослого мира, могут видеть в подростке иной национальности
возможного врага, а порой откровенно боятся его. Чаще всего это
происходит в среде мальчиков, девочки более толерантны в этом вопросе. Именно на седьмой день смены выявляются подростки-аутсайдеры — те, кого не принял отряд и которые чувствуют себя дискомфортно и стремятся к уединению.
Видеть эти проблемы и быть готовым корректировать их — задача каждого вожатого. В случае невозможности самостоятельного
решения не надо прятать проблему, а надо заявлять о ней и просить
помощи у более опытных коллег по работе, у старшего воспитателя,
психологов и социальных педагогов. Многие проблемы внутренних
взаимоотношений скрыты от вожатых, и разглядеть их может только опытный специалист. Именно отношения должны стать основным предметом педагогического воздействия на этом
этапе смены, тогда как все виды деятельности служат лишь средством для построения отношений внутри воспитательного коллектива. Переход от педагогики деятельности к педагогике отношений
это не просто смена акцентов, скорее, это смена основного вопроса,
который задаёт себе педагог. Если традиционно педагог спрашивал
«что мне делать с детьми?», то теперь он должен спрашивать «куда
должны развиваться наши отношения?» Переход от «что делать?» к
«как быть?» отражает признание вторичности деятельности к социальным отношениям. Сама по себе никакая деятельность не воспитывает, воспитывают отношения, сформированные в процессе деятельности.
Этап демонстрационно-закрепляющий.
Цель
дня — совершенствование самодеятельности подростков в организации разнообразной коллективно-творческой, досуговой деятельности при активном участии в разработке и проведении детей.
Задачи дня:
* показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности на вечере встречи команд и при подготовке к двухдневному походу;
* корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия;
* активное оздоровление с максимальным использованием природно-климатических факторов и спортивной базы детского лагеря.
Этап демонстрационно_закрепляющий.
Цель
похода — активное оздоровление детей с максимальным использованием природно-климатических факторов и туристской базы детского лагеря.
Задачи:
* создание условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями окрестностей детского лагеря;
* показ знаний, умений и навыков, полученных при подготовке к походу в различных клубных пространствах, на занятиях в кружках и секциях;
* корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия.
Этап демонстрационно-закрепляющий. Цель
дня — закрепление деловых и эмоциональных
связей в структуре группового взаимодействия. Основная задача: активная оздоровительная деятельность, формирование командного духа, стремления к успеху личному и командному.
Будем считать, что команда успешно и
без потерь преодолела конфликт 8–12-го дня.
Подростки свободно ориентируются в содержании смены, с удовольствием принимают
участие в делах команды и лагеря, ощущают
успех или добиваются его. Многие из них демонстрируют хороший лидерский потенциал,
а, следовательно, наша ориентация на работу
органов самоуправления в команде начала
оправдывать себя. Ребята осознали, что делать, придумывать, организовывать и участвовать в творческих и других делах самим гораздо интереснее, чем ждать чего-то от взрослых. При этом вожатые стали играть
существенную роль в их восприятии командной работы. Теперь это не просто взрослые,
которые отвечают за благополучие каждого, а старшие товарищи и наставники. У подростков сформировалось чувство личной и командной цели. Они ощущают свою принадлежность к
команде, в ней они активны и не боятся показать свою компетентность, чувствуют защиту и защищённость. Именно на эти состояния и должен опираться вожатый
в своей дальнейшей работе.
Но есть и трудности. Подростки знают теперь все
«входы и выходы» в детском лагере. Некоторые из них могут воспользоваться этим для решения каких-то своих не
всегда позитивных интересов. Могут проявиться и девиации поведения. Например, расположенные к вредным привычкам подростки могут попробовать вернуть свободу курения, побродить по окрестностям лагеря, искупаться на
«диком» пляже и т.п. Особенно это проявляется в те дни
смены, когда в плане лагеря много общелагерных мероприятий. В такие дни за подобными ребятами надо больше наблюдать, загружать интересными делами или просто не отпускать от себя.
Этап демонстрационно-закрепляющий.
Цель дня — закрепление деловых и эмоциональных
связей в структуре группового взаимодействия.
Задача: активная оздоровительная деятельность, формирование командного духа,
стремления к успеху личному и командному.
Этот день по организации почти не отличается от предыдущего. Обращаю внимание на то,
что лагерная смена подходит к завершению. Вожатые достаточно хорошо познакомились со своими подросткам: увидели их слабые и сильные
стороны, оценили имеющийся у ребят опыт, творческие способности, эмоциональные и волевые
проявления в разных ситуациях. Самое время задуматься о достойном завершении смены. Одна
из задач вожатого — оказание помощи подросткам в подготовке к возвращению домой. На первый взгляд, ну что тут особенного — сядут и поедут домой. На самом деле для многих ребят возвращение домой — момент кризисный. Причин
этому несколько. Во-первых, произошло привыкание к довольно демократическому стилю отношений со взрослыми и сверстниками (не в каждой семье и школе он существует). Во-вторых, в детском лагере у
подростка больше степеней свободы: он может выбирать свою роль
и степень своего участия в жизни коллектива, высказывать точку
зрения по тем проблемам, которые его волнуют; в течение дня он
имеет ниши свободного общения, где ничто и никто не ограничивает содержания этого общения; в лагере меньше обязательных видов
деятельности; главное — он может демонстрировать себя и свои возможности по-новому, отсутствуют стереотипы отношения к нему,
сложившиеся дома. Наверное, именно поэтому проживание во временном детском коллективе оказывает на подростков столь интенсивное социализирующее влияние в развитии потенциальных возможностей в волевой, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Для многих родителей стремительные изменения в поведении их
ребёнка после лагеря не всегда понятны, поэтому по возвращении
домой порой возникают конфликты: родители стремятся вернуть
его в привычные рамки поведения. Незащищённой стороной конфликта становится подросток.
Понимание возможности подобных
конфликтов и становится основанием для индивидуальной работы
вожатого с наиболее уязвимыми в этом плане подростками. Помощь в реадаптации к возвращению домой заключается, прежде
всего, в индивидуальных беседах с подростками о тех ситуациях, в
которых он будет чувствовать себя неуверенно; в разъяснении возможных вариантов разрешения конфликтов. В отдельных случаях
необходимо написать письмо родителям об успехах ребёнка в лагере. Это значительно повысит авторитет подростка в семье.
Этап демонстрационно_закрепляющий.
Цель дня — формирование содержания совместной
деятельности детей на основе благополучного,
развивающего пребывания в лагере и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в отношениях и деятельности.
Задача дня: показать достижения и приобретения детей в совместной деятельности
чпутём участия в игровых, творческих конкурсах и делах команды.
В жизни команды наступает время показа
творческих достижений. Если внимательно
присмотреться к нашему плану, то сразу видно,
что оставшиеся дни смены посвящены именно
этому. Это не случайно. Развитие творческого
потенциала ребёнка — одна из наиболее трудных и важных задач в работе вожатого.
Конечно, продолжается активная спортивная и оздоровительная работа, осуществляемая в рамках режима дня. Она стала органичной частью жизни ребят и не должна вызывать у них проблемы.
Предупреждение! Важно, чтобы проведение зарядки, товарищеских встреч по спортивным и подвижным играм, участие
в спортивных часах становилось нормой жизни для каждого подростка, а не происходило простое привыкание к этому. Вожатый
по-прежнему должен подавать в этом пример, участвуя вместе
с ребятами во всех физкультурных и спортивных делах.
Этап демонстрационно-закрепляющий.
Цель дня — формирование содержания совместной
деятельности детей на основе благополучного,
развивающего пребывания в лагере и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в отношениях и деятельности.
Задача: показать достижения и приобретения детей в совместной деятельности, участвуя в игровых, творческих конкурсах, делах
команды т.п.
Этап демонстрационно-закрепляющий.
Цель дня: формирование содержания совместной
деятельности детей на основе благополучного,
развивающего пребывания в лагере и взаимодействия со сверстниками и взрослыми в отношениях и деятельности.
Задача: показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности путём
участия в игровых, творческих конкурсах, делах команды т.п.
Сегодняшний день — это день, к которому готовились и ждали. Он как бы завершает
целый цикл в жизни команды и всего лагеря
Приключений, так как в течение дня ребятам
предстоит отстаивать честь команды в конкурсах, играх и состязаниях. Вожатые команд
по задумке сценаристов становятся проводниками и сопровождают свою команду во время
всей игры, давая мудрые советы и приходя на
помощь своему племени в критических ситуациях и во время испытаний. Несколько чело_
век из команды отвечают по поручению штаба
игры за отдельные его эпизоды. Все режимные моменты идут под знаком игры. Поэтому план, подготовленный Советом команды на основе рекомендаций штаба игры, сегодня наиболее подробен и детально проработан.
Этап демонстрационно-закрепляющий.
Цель дня — формирование содержания совместной
деятельности детей на основе благополучного,
развивающего пребывания в лагере и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи: удовлетворение познавательных
интересов детей об окружающем социуме,
обеспечение безопасности жизнедеятельности
подростков во время экскурсии.
Этот день завершает основной период
смены.
[[Image:13061883806215_m1m.jpg |right]]
[[Image:13036784775450_m1m.jpg |right]]
'''Заключительный период смены'''
Этап заключительный.
Цель — подведение
итогов деятельности в содержании программы
с индивидуально личностной позиции каждого
участника программы.
Основная цель: подведение итогов деятельности в содержании программы с индивидуально личностной позиции каждого участника программы.
* коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
* оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря;
* индивидуальная помощь подросткам в преодолении кризиса расставания и возращения домой;
* стимулирование положительных изменений в личности подростка как фактор его реадаптации к возвращению домой, направленный на последействие педагогического влияния детского лагеря;
* создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и центральных дел смены.
ЛОГИКА ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
[[Изображение:Fgdgfgfddg.jpg]]
[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]