Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
[[Image:IMG_0058m.jpg |right]]
Техника социометрического исследования успешно применяется в различных областях группового взаимодействия для повышения
его качества и предотвращения конфликтов коллективе. Ниже приведено описание этой техники так, как бы провести это исследование для подростков 12–13 лет.

Важно участие в исследовании всех детей отряда. В случае, если кто-то из детей по какой-то причине не участвует в анкетировании, он выпадает из складывающейся социометрической структуры вашей команды.

Предварительная подготовка. Необходимо заготовить 30 листочков бумаги (лучше разноцветных:
для девочек — один цвет, для мальчиков другой) размером
9_11 см. Пометить стороны листа цифрами «1» и «2». На одной
стороне, в правом верхнем углу записать фамилию, имя ребёнка
(они это могут сделать и сами, но при обработке очень тяжело
читать разные почерки). На каждой подготовить пронумерованные строки для ответов.

# _________________________
# _________________________
# _________________________


Это поле для ответа на поставленный вами вопрос. На листе
ватмана с двух сторон красиво написать вопросы социометрического исследования.

# ''С кем в нашей команде тебе легче всего общаться, проводить свободное время? Общение с этим человеком тебе доставляет удовольствие, ты готов в одной с ним связке подняться на вершину горы. Запиши в свою карточку троих таких ребят.''
# ''Через четыре дня мы пойдем в поход. Кому бы ты доверил роль руководителя нашего путешествия? Запиши в свою карточку троих таких ребят.''

Исследователи советуют респондентам сразу проводить ранжирование. За время работы с подростками я убедился, что для них
это не имеет никакого значения. Они и так запишут имена в нужной
последовательности значимых для себя сверстников. Это особенность возраста.

В день проведения исследования попросите ребят обязательно иметь свои визитки, а тех, кто потерял, сделать новую. Лучше, если в помещении будут расставлены столы. Это может быть гостиная
лагеря, читальный зал библиотеки, методический кабинет. Надо договориться с ответственными за эти помещения.


Процедура проведения.

Столы стоят в виде подковы так,
чтобы подростки без труда могли видеть друг друга и считывать
фамилии с визиток выбранных ребят. Стулья стоят так, чтобы
подростки не мешали друг другу. При входе в помещение дежурный командир раздаёт ребятам их карточки, проверяет наличие визиток, в случае отсутствия просит написать новую и
прикрепить булавкой на одежде. На столах имеются карандаши
или ручки.

Вожатый. Сегодня был напряжённый день, мы соревновались, готовились к предстоящим делам и дежурству по территории. Мы всё лучше узнаем друг друга. Впереди у нас с вами
поход, для его правильной организации мы просим вас ответить
на два вопроса. Обещаю, что сохраню тайну персональных ответов, а общие результаты объявлю после их обработки накануне
похода. У мальчиков и девочек разные по цвету карточки. Это
сделано только для удобства работы с ними. Обратите внимание, что каждый из вас получил двухстороннюю карточку, стороны которой отмечены цифрами «1» и «2».
Сначала мы заполним с вами сторону с цифрой «1», на этой стороне написана ваша фамилия. Посмотрите на этот лист, на нём — первый вопрос
(зачитывает). Прочитайте его внимательно ещё раз и после этого запишите три фамилии ребят нашего команды в список, приведённый на стороне с цифрой «1». Наверное, не все помнят все
фамилии, мы чаще обращаемся друг к другу по имени, поэтому
не стесняйтесь посмотреть на визитку того, кого вы выбрали.
Заглядывать соседу в карточку не надо. Приступайте. (Идёт заполнение карточки.
Вожатый проходит по ряду и помогает
тем, кто что-то не понял). После того как вы выполнили задание, переверните карточку и положите карандаш (ручку) на
стол, чтобы я видел, что вы выполнили первое задание.

Так же проводится вторая часть исследования. Сразу по
мере заполнения карточек собирайте их, но не отпускайте ребят, чтобы они не отвлекали ещё работающих с карточкой. По
окончании исследования обязательно поблагодарите ребят за
искренность и помощь в проведении исследования.


Обработка результатов

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм. Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются выборы, сделанные всеми членами вашей команды.

[[Изображение:Soc1.jpg]]

Социоматрица создается для каждого вопроса отдельно. Строится такая таблица по следующему принципу: в горизонтальных
строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько ребят в команде, соответственно указывается, кто
выбирает и кого выбирают. В первом вертикальном столбце вписываются фамилии и имена детей (лучше в алфавитном порядке),
каждому ребёнку в этом столбце присваивается свой номер. В местах пересечения строк и столбцов ставятся цифры 1, 2 или 3, минус — при отсутствии какого либо выбора.
Например, 2-й ребёнок
выбрал в первую очередь 1-го, во вторую — 5-го, в третью — n-го.

Данные переносятся из карточек, которые сразу удобнее сложить
так, как записаны дети в первом столбце. В своей практике я это делал всегда разноцветными карандашами. Это понадобится, если вы
решите потом построить социоматрицы, которые создаются только
по первым выборам. Личная позиция каждого члена команды может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма первых выборов и всех выборов.
Это даёт возможность установить положение ребёнка в команде. При ответе на первый вопрос выбор указывает на эмоциональные связи ребёнка,
индивидуально личностные предпочтения и референтность.

Второй вопрос задаёт иерархию лидерских взаимоотношений
в команде. Чем больше у подростка выборов, тем выше лидерская
позиция подростка в команде.

Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен в социограмме.
Социограмма — специальный график, рисунок,
изображающий целостную картину взаимоотношений, взаимных и
первых выборов, сделанных в ходе исследования, проведённого с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплочённости команды , организованности микрогрупп и частично о её психологическом климате.

Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет
собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы
и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причём индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица,
получившие число выборов, близкое к среднестатистическому — в
следующем кольце и т. д. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на
котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших
друг друга, и связи между ними. Расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру
выборов между их членами.

Иногда на социограмме номера мальчиков изображают внутри условных знаков — маленьких четырехугольников, а номера девочек — внутри треугольников. Такая форма изображения социограммы мне представляется наиболее приемлемой, так как это увеличивает наглядность изображения.

На рисунке представлены структуры, наиболее характерные
для социограмм. Виды взаимосвязи в малой группе: диада, триада,
тетрада, «цепочка», «звезда».

[[Изображение:Soc2.jpg]]

Так может выглядеть социоматрица типа «мишень» вашей команды:
(смотри рисунок)

На ней чётко видно, что исследуемый отряд имеет чётко разграниченные три референтные группы, сконцентрированные вокруг четырех лидеров (все мальчики), которые опосредованно
связаны через подростка под № 1, который и является неформальным лидером всей команды. Отряд несколько больше вашего, и в нём есть подростки, отвергнутые остальными. Если у вас
после построения социоматрицы выявятся подобные дети, попытайтесь понять причину отвержения и помочь подросткам вернуться в состав команды .

В результате план работы команды сложился следующим образом.

[[Изображение:Soc3.jpg]]




[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]

Навигация