Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
Новая: right Огонёк-анализ прожитого. Ваша прогулка завершается на костровом (или отрядном) мес...
[[Image:91ed1c8976a1m.jpg |right]]
Огонёк-анализ прожитого. Ваша прогулка завершается на костровом (или отрядном) месте, где вашим напарником и дежурной группой приготовлен костёр. Сегодняшний вечер важен для
вас и ребят тем, что предстоит первый большой разговор о прожитом. Все предстоящие дни были столь стремительны и насыщены делами и открытиями, что практически не оставалось времени на осознание того, что же происходит с каждым в отдельности и со всей командой в целом. Этот огонёк вы готовили уже
с командиром совета команды. Огонёк должен показать подросткам преимущества коллективной беседы и анализа. В ходе
огонька надо не декларировать, а подтверждать ценности уважения к человеку и его мнению. К сожалению, смена продолжительностью в 21 день не позволяет двигаться в классической логике проведения огоньков. Времени очень мало и очень высока
интенсивность процессов, поэтому проведение огоньков-анализов прожитого надо планировать раз в три дня, не чаще. Любое,
даже самое замечательное дело начинает формализоваться в сознании ребят, если оно проходит очень часто и по одной и той же
схеме. Надо сделать всё, чтобы подростки ждали огонька как радостного момента общения, где каждый имеет право на собственную позицию и мнение. День был достаточно сложен. Этот
огонёк будет по продолжительности чуть больше обычного, но
должен быть завершен за 40–50 минут. Это должно стать правилом и нормой. Затягивать разговоры у костра бессмысленно, так
как подростки не очень любят высказываться перед коллективом. Искусственное затягивание приведёт к тому, что они в будущем перестанут говорить на огоньках.
Динамизм, конструктивизм — ваше средство активизации позиции подростков.

По традиции огонёк начинается полюбившейся ребятам вечерней песней. Это позволяет снять определённое эмоциональное напряжение, сплотить отряд перед предстоящим разговором.

Важно, чтобы разговор начал командир. Во-первых, подростки реально должны почувствовать, что их избраннику доверяют — не всегда командует вожатый. В своем вступительном слове командир напоминает о цели огонька, его традиции, правилах,
об основных событиях прожитого и ставит перед ребятами первый вопрос, который может звучать так: «Что из прожитых дней
запомнилось больше всего? Почему? Попробуйте сформулировать свой ответ только двумя фразами. Первая называет важное
для вас событие, а вторая — отражает чувство, которое позволило это событие выделить из череды нашей жизни».

Труднее всего начинать первому, поэтому можно воспользоваться приёмом «Эстафета талисмана команды». Попадание его в
руки ставит подростка в ситуацию обязательного высказывания
собственного мнения и позиции. Роль вожатого — не комментировать высказывания ребят, а наравне с ними участвовать в разговоре,
помогая при необходимости командиру. Вожатый должен сидеть с
ним рядом. Первый круг разговора завершает командир команды,
он отвечает на поставленный вопрос и переходит к следующему, который может звучать так: «Это здорово, что так много мнений и так
много запомнилось всего лишь из пяти прожитых дней, но впереди
у нас ещё пятнадцать. Какие проблемы существуют в нашем отряде,
что получается у нас хорошо, а что не всегда? Вопросы сложные, но
на них необходимо ответить, ведь многому мы только учимся, многое произойдёт в будущем. Важно, чтобы нам не мешало невысказанное. Можно немножко поразмышлять, и через две минуты слушаем ваше мнение».

Подростки — «максималисты» по убеждениям. Они уже почувствовали друг друга, у них появились симпатии и антипатии,
начинают складываться общие черты референтных групп. Поэтому на огоньке анализе при ответе на этот вопрос могут возникнуть категоричные мнения об отдельных ребятах и их поведении.

Это может привести к серьёзному конфликту в команде. Предваряя подобное, вожатый перед началом разговора должен напомнить, что на огоньке не принято обсуждать поведение или оценивать конкретного человека, обсуждается появляющаяся тенденция и поступок. При ответе на поставленный вопрос уместно
давать слово только тем ребятам, которые захотят высказаться.

Работает приём «свободного микрофона». Для вожатого эта часть
разговора — элемент анализа сложившейся ситуации в отряде, наблюдение за теми подростками, которые заявляют себя как лидеры, и теми, которые в силу своей индивидуальности как бы «выпадают» из рамок коллективной жизни. Приняли или не приняли
подростки какие-то ценности коллективной жизни, что становится главным для них в формировании общественного мнения (чем,
собственно, и является огонёк). Современные подростки не привыкли к тому, что может существовать общественное мнение. В
связи с этим вести дискуссию сложно. Командир Совета вряд ли
справится с этим, поэтому эту часть огонька вы ведёте активно
вместе с ним. Чаще поощряйте ребят к высказыванию. Обобщайте их мнение, ставьте дополнительные вопросы, главное чтобы
это шло быстро, увлекательно, в каких-то случаях с юмором.

Последний вопрос огонька-анализа прожитого: «Чего ждём от
будущего?». Завершение разговора именно перспективой позволяет в сознании подростков отобразить ожидания и интересы, а они
столь индивидуальны, что помогают им отвлечься от внутренних
проблем и конфликтов и настроиться на перспективу «ближайшей
радости» (термин А.С. Макаренко). Это важно, потому что в отряде
в ходе первых 8–10 дней вызревает объективный конфликт отношений. Насколько он будет безболезнен для ваших ребят, настолько
успешно сработали вы с напарником. При ответе на этот вопрос тоже можно использовать приём «Эстафета талисмана команды».

Завершается огонёк песней и вечерней речёвкой.



[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]

Навигация