11 774 байта добавлено
, 11:42, 30 сентября 2010
[[Image:1249300838_7m.jpg |right]]
Элементы технологии личностно-ориентированного развития
Технология развивающего самообучения применяется в так называемой "зоне ближайшего развития" ребенка, иными словами, за той гранью, где он не в силах освоить нечто новое самостоятельно и нуждается в помощи наставника. В отличие от традиционного обучения, ребенку не навязывается комплекс шаблонных действий, а лишь объясняется принцип и основные приемы создания чего-либо. Ребенок волен сам ставить себе конкретные цели, реализовывать и оценивать их выполнение. Таким образом, активно стимулируется проявление детского творческого потенциала. Эта форма развития чаще всего применяется в группах младшего школьного возраста
Цель технологии личностно-ориентированного развивающего обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Технология дифференцированного обучения способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора. Эта форма обучения приемлема для всех возрастных групп.
возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
* комплектование учебных групп однородного состава;
* внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
Интерактивное обучение
Еще одним видом активных методов обучения, используемых в моей педагогической практике, является интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии. Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и взаимодействия всех участников процесса творчества для создания оптимальных условий развития.
Ведущими признаками интерактивного взаимодействия являются:
*''Многоголосье'' Это возможность каждого участника педагогического процесса иметь свою индивидуальную точку зрения по любой рассматриваемой проблеме.
*''Диалог'' Диалогичность общения педагога и учащихся предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
*''Мыследеятельность'' Она заключается в организации активной мыслительной деятельности педагога и подопечного. Не трансляция педагогом в сознание подопечного готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.
*''Свобода выбора'' Ведущие условия для создания ситуации успеха – позитивное и оптимистичное оценивание обучающихся.
*''Смыслотворчество'' Это процесс осознанного создания обучаемыми и педагогом новых для себя смыслов по изучаемой проблеме. Это выражение своего индивидуального отношения к явлениям и предметам жизни.
*''Рефлексия'' Это самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия.
Интерактивные: От англ. (inter - "между”; act – "действие”) таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве). Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы участников.
Данный метод еще и тем интересен, что при проведении занятий, в зависимости от целей и временных возможностей, можно ограничиться использование его отдельных элементов (этапов).
В образовательной кружковой деятельности используются следующие интерактивные методы:
# Творческие задания
# Работа в малых группах
# Социальные проекты
#* Конкурсы.
#* Выставки.
# Изучение и закрепление нового информационного материала
#* Интерактивная лекция.
#* Обучаемый в роли наставника.
#* Работа с наглядным пособием.
#* Каждый учит каждого.
# Метод проектов
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Выше предложено очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.
== Метод проектов ==
Подготовительный этап:
* выбор участниками темы проекта;
* определение совместно с наставником необходимого объема ЗУН для осуществления проектов;
* составление участниками с помощью наставника плана работы по реализации проекта;
* определение затрат.
Конструкторский этап:
* рассмотрение вариантов выполнения проекта;
* сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;
* разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объема труда;
* подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;
* распределение обязанностей.
Технологический этап:
* выполнение участниками проекта с учетом требований технологии и дизайна;
* текущий контроль и корректировка его деятельности наставником;
* соблюдение правил техники безопасности.
* Заключительный этап: самооценка качества выполненной работы;
* расчет экономических затрат на выполнение проекта;
* предварительная защита проекта в коллективе;
* защита проекта перед комиссией.
Классификация проектов:
Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного усвоения новых способов человеческой деятельности. Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует познавательную деятельность детей, позволяет добиваться более высоких результатов.
По продолжительности выполнения:
* краткосрочные (несколько занятий) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;
* средней продолжительности (от недели до месяца);
* долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По количеству участников проекта:
* индивидуальные (личностные);
* парные;
* групповые;
* коллективные;
[[Category:Статьи]]