Рекомендации вожатому в детском лагере

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Nmujio2m.jpg

Вожатый – профессия – птица!

Труднее ее не сыскать.

С какою другою работой сравнится –

Ребячьи сердца зажигать!


Поговорим о самопрезентации

Ты - вожатый. В первый день тебе нужно представить себя детям, рассказать немного о себе. Единого шаблона на самом деле нет - тут важна только твоя индивидуальность. Как ты себя позиционируешь - так дети тебя и воспринимают. Но, думаем, что несколько простых правил не помешают тебе.

Такс,

  • Начинать нужно, конечно, с имени, можно фамилии тоже
  • Расскажи немного о своих достижениях, заслугах (можно в шуточной форме)
  • Помни про свою позицию: стой уверенно на двух ногах, жестикулируй (но не слишком активно)
  • Контакт глаз. Важно с каждым слушателем иметь зрительный контакт каждые 2-3 секунды, чтобы он чувствовал, что не обделён твоим вниманием
  • Слова-паразиты. Все мы не без этого ‘грешка’, но надо следить за своей речью и делать ее красивой, чтобы людям не резало слух твоё «типо», «короче», «как бы», «это самое» и так далее.

В общем-то, повторимся, особых правил нет! Все зависит от тебя самого и от того, насколько ты сам по себе многогранная и интересная личность. Главное, не забывай об коммуникативной этике.


Вожатый – носитель идеологии лагеря:

  • Законов
  • Традиций
  • Символов, атрибутов
  • Концепции деятельности
  • Правил
  • Требований
  • Целей и задач


Вожатский отряд – моя команда!

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

(информация повышенной секретности!)

Вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен и воспитан, чуток к болям и радостям подопечных, ответственен по отношению ко всему и всем! Способен контролировать себя и свои эмоции. То, что написано ниже запомни, как - это больше чем мантра. Это спасет тебя от ошибок.


  1. Отправляясь в лагерь, возьми с собой методичку. Желательно две. Возьми с собой всех друзей, у которых есть методички.
  2. То, что стоит вашего внимания, стоит вашего внимания дважды. Внимание бесплатно, а ваша репутация бесценна.
  3. Считаются только удачные решения, единственное, что может быть хуже вашей ошибки –«залет».
  4. Если у вас есть время подумать -значит, вы недостаточно быстро двигаетесь или недостаточно хорошо маскируетесь и используете прикрытие.
  5. Соблюдайте субординацию – помните, дистанция – ваш друг.
  6. Если есть возможность выбирать между методичкой и папкой с технологиями – возьмите то, что больше.
  7. Через 10 лет никто не вспомнит формы и методы работы. Запомнят тех, чья репутация безупречна, а внимание к детям безгранично.
  8. Возьми с собой методичку, в которой есть ответы на ВСЕ вопросы.
  9. Когда-нибудь, кто-нибудь будет делать все лучше вас. Но! Он должен будет очень постараться, потому что вы –гений!
  10. Всегда хитрите. Всегда побеждайте. Единственный нечестный «бой» - тот, что вы проиграли.
  11. Всегда имейте план.
  12. Всегда имейте запасной план, потому что первый, как правило, не работает.
  13. Никогда не расслабляйтесь.
  14. Будьте вежливы. Будьте профессиональны. Но всегда имейте план «убить» всех, кого вы встретите.
  15. Будьте вежливы и предупредительны со всеми, но никому не открывайте свою душу.
  16. Займите твердую позицию в отряде. С каждым определите его роль и действия.


Вожатый это :

  • Любовь к детям
  • Корпоративный стиль
  • Корпоративная этика
  • Единые педагогические требования
  • Последовательность действий
  • Создание ситуации успеха для каждого


Я - вожатый!

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ

В общении с детьми инструктора и вожатые часто впадают в крайности, т. к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого.


Какой он?

  • ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ. Каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Нельзя «воевать» с ребятами, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами.Ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
  • ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И ТАКТИЧНЫЙ. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек. Недостаточным вниманием! Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
  • ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» взрослых дешевый авторитет.
  • СПРАВЕДЛИВЫЙ. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
  • ИСКРЕННИЙ И ЧЕСТНЫЙ. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать обещание, лучше неделайте этого.
  • БОДРЫЙ И ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
  • ТЕРПЕЛИВЫЙ И СДЕРЖАННЫЙ. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

После отдыха в лагере дети не вспомнят, что им говорил вожатый. Вспомнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Дети запомнят сплоченность и дружбу, речевки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.


Nmujio1m.jpg

Мы – напарники!

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ

Начнем со знакомства. Вызнакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками.

Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия — не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника.

Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (выработаете с детьми), но в тоже время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу умереть на работе. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был «всю смену на арене». Сотрудничайте!


Дети – наше главное богатство!

ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ.

  • Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им.
  • Я хочу, что бы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
  • Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.
  • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
  • Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
  • Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.
  • Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.
  • Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
  • Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
  • Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.
  • Я единственный кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
  • Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.
  • Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар.
  • Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.


Nmujio3m.jpg

Жизнь в лагере должна быть интересной. У каждого вожатого должен быть план работы с отрядом. Он составляется на основе плана–сетки и концепции смены.

Основные этапы подготовки отрядного дела:

  1. Получение задания , определение целей и задач определенного дела
  2. Обеспечение работы. (условия, средства, исполнители.)
  3. Планирование работы и определение обязанностей(творческая группа, инициативная группа, совет дела)
  4. Координация действий
  5. Анализ и подведение итогов работы.


НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСПЕХА ЛЮБОГО ДЕЛА:

  • Интересные задания
  • Красочное оформление
  • Музыкальное сопровождение
  • Креативный ведущий
  • Компетентное жюри
  • Дружелюбные зрители
  • Хорошие помощники
  • Подготовленные участники
  • Призы для победителей.


Что нужно сделать, чтобы стать самым лучшим вожатым, как стать для детей другом и наставником, а также создать в отряде уютную домашнюю атмосферу.

  1. Проводите с детьми как можно больше времени, не ограничивайтесь только советами: играйте, танцуйте, придумывайте отрядные дела вместе с ними.
  2. Всегда приходите на отряд в хорошем настроении, что бы ни произошло.
  3. Любите всех детей вне зависимости от их поведения.
  4. Будьте честным и справедливым во взаимодействии с любым возрастом детей (дети - лучшие психологи и они всё чувствуют).
  5. Старайтесь в первый день запомнить имена всех детей и обращайтесь к ним только по имени.
  6. Изучите черты характера детей, это поможет вам предвидеть многие ситуации.
  7. Готовьтесь к каждому дню смены, составляйте план дня не только по расписанию лагеря, но и план дня своего отряда.
  8. Необходимо знать, что детям нравится, а что нет, для этого проводите ежедневные отрядные свечки, дайте каждому высказаться.
  9. Придумайте как можно больше отрядных "фишек", это могут быть необычные жесты приветствия, определенные песни во время прогулок и т.д. Это поможет детям чувствовать себя частью особенного коллектива - вашего отряда.
  10. Старайтесь не разделять детей по группам, если мальчики играют в футбол, пусть девочки придут за них поболеть: кричалки, плакаты, танцы.


С чего начинается день вожатого? С зари? С крика первого петуха? Не угадали. С подъема. Таким образом, рабочий день вожатого начинается минут за десять до подъема. В начале смены вы еще пытаетесь встать пораньше, хотя бы за полчаса, чтобы привести себя в порядок или доделать незаконченное ночью. Дней через пять этот период "ночного" рабочего времени постепенно снижается до десяти минут, за которые хорошо натренированный вожатый успевает "проснуться, почистить зубы, привести себя в порядок, вылезти из спальника..." Ну, это цитата вполне отражающая действительные события.

  • Вожатые не должны вставать позже детей.
  • Не появляйтесь перед детьми, не приведя себя в порядок.
  • Не позволяйте детям просыпать подъем вместе с завтраком.
  • Не оставляйте вожатские кровати не заправленными.