Рекомендации вожатому в детском лагере
Вожатый – профессия – птица!
Труднее ее не сыскать.
С какою другою работой сравнится –
Ребячьи сердца зажигать!
Поговорим о самопрезентации
Ты - вожатый. В первый день тебе нужно представить себя детям, рассказать немного о себе. Единого шаблона на самом деле нет - тут важна только твоя индивидуальность. Как ты себя позиционируешь - так дети тебя и воспринимают. Но, думаем, что несколько простых правил не помешают тебе.
Такс,
- Начинать нужно, конечно, с имени, можно фамилии тоже
- Расскажи немного о своих достижениях, заслугах (можно в шуточной форме)
- Помни про свою позицию: стой уверенно на двух ногах, жестикулируй (но не слишком активно)
- Контакт глаз. Важно с каждым слушателем иметь зрительный контакт каждые 2-3 секунды, чтобы он чувствовал, что не обделён твоим вниманием
- Слова-паразиты. Все мы не без этого ‘грешка’, но надо следить за своей речью и делать ее красивой, чтобы людям не резало слух твоё «типо», «короче», «как бы», «это самое» и так далее.
В общем-то, повторимся, особых правил нет! Все зависит от тебя самого и от того, насколько ты сам по себе многогранная и интересная личность. Главное, не забывай об коммуникативной этике.
Вожатый – носитель идеологии лагеря:
- Законов
- Традиций
- Символов, атрибутов
- Концепции деятельности
- Правил
- Требований
- Целей и задач
Вожатский отряд – моя команда!
ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО
- (информация повышенной секретности!)
Вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен и воспитан, чуток к болям и радостям подопечных, ответственен по отношению ко всему и всем! Способен контролировать себя и свои эмоции. То, что написано ниже запомни, как - это больше чем мантра. Это спасет тебя от ошибок.
- Отправляясь в лагерь, возьми с собой методичку. Желательно две. Возьми с собой всех друзей, у которых есть методички.
- То, что стоит вашего внимания, стоит вашего внимания дважды. Внимание бесплатно, а ваша репутация бесценна.
- Считаются только удачные решения, единственное, что может быть хуже вашей ошибки –«залет».
- Если у вас есть время подумать -значит, вы недостаточно быстро двигаетесь или недостаточно хорошо маскируетесь и используете прикрытие.
- Соблюдайте субординацию – помните, дистанция – ваш друг.
- Если есть возможность выбирать между методичкой и папкой с технологиями – возьмите то, что больше.
- Через 10 лет никто не вспомнит формы и методы работы. Запомнят тех, чья репутация безупречна, а внимание к детям безгранично.
- Возьми с собой методичку, в которой есть ответы на ВСЕ вопросы.
- Когда-нибудь, кто-нибудь будет делать все лучше вас. Но! Он должен будет очень постараться, потому что вы –гений!
- Всегда хитрите. Всегда побеждайте. Единственный нечестный «бой» - тот, что вы проиграли.
- Всегда имейте план.
- Всегда имейте запасной план, потому что первый, как правило, не работает.
- Никогда не расслабляйтесь.
- Будьте вежливы. Будьте профессиональны. Но всегда имейте план «убить» всех, кого вы встретите.
- Будьте вежливы и предупредительны со всеми, но никому не открывайте свою душу.
- Займите твердую позицию в отряде. С каждым определите его роль и действия.
Вожатый это :
- Любовь к детям
- Корпоративный стиль
- Корпоративная этика
- Единые педагогические требования
- Последовательность действий
- Создание ситуации успеха для каждого
Я - вожатый!
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ
В общении с детьми инструктора и вожатые часто впадают в крайности, т. к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого.
Какой он?
- ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ. Каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Нельзя «воевать» с ребятами, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами.Ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
- ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И ТАКТИЧНЫЙ. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек. Недостаточным вниманием! Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
- ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» взрослых дешевый авторитет.
- СПРАВЕДЛИВЫЙ. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
- ИСКРЕННИЙ И ЧЕСТНЫЙ. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать обещание, лучше неделайте этого.
- БОДРЫЙ И ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
- ТЕРПЕЛИВЫЙ И СДЕРЖАННЫЙ. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
После отдыха в лагере дети не вспомнят, что им говорил вожатый. Вспомнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Дети запомнят сплоченность и дружбу, речевки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.
Мы – напарники!
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ
Начнем со знакомства. Вызнакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками.
Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия — не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника.
Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (выработаете с детьми), но в тоже время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу умереть на работе. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был «всю смену на арене». Сотрудничайте!
Дети – наше главное богатство!
ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ.
- Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им.
- Я хочу, что бы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
- Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.
- Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
- Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
- Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.
- Я единственный кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Жизнь в лагере должна быть интересной. У каждого вожатого должен быть план работы с отрядом. Он составляется на основе плана–сетки и концепции смены.
Основные этапы подготовки отрядного дела:
- Получение задания , определение целей и задач определенного дела
- Обеспечение работы. (условия, средства, исполнители.)
- Планирование работы и определение обязанностей(творческая группа, инициативная группа, совет дела)
- Координация действий
- Анализ и подведение итогов работы.
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСПЕХА ЛЮБОГО ДЕЛА:
- Интересные задания
- Красочное оформление
- Музыкальное сопровождение
- Креативный ведущий
- Компетентное жюри
- Дружелюбные зрители
- Хорошие помощники
- Подготовленные участники
- Призы для победителей.
Что нужно сделать, чтобы стать самым лучшим вожатым, как стать для детей другом и наставником, а также создать в отряде уютную домашнюю атмосферу.
- Проводите с детьми как можно больше времени, не ограничивайтесь только советами: играйте, танцуйте, придумывайте отрядные дела вместе с ними.
- Всегда приходите на отряд в хорошем настроении, что бы ни произошло.
- Любите всех детей вне зависимости от их поведения.
- Будьте честным и справедливым во взаимодействии с любым возрастом детей (дети - лучшие психологи и они всё чувствуют).
- Старайтесь в первый день запомнить имена всех детей и обращайтесь к ним только по имени.
- Изучите черты характера детей, это поможет вам предвидеть многие ситуации.
- Готовьтесь к каждому дню смены, составляйте план дня не только по расписанию лагеря, но и план дня своего отряда.
- Необходимо знать, что детям нравится, а что нет, для этого проводите ежедневные отрядные свечки, дайте каждому высказаться.
- Придумайте как можно больше отрядных "фишек", это могут быть необычные жесты приветствия, определенные песни во время прогулок и т.д. Это поможет детям чувствовать себя частью особенного коллектива - вашего отряда.
- Старайтесь не разделять детей по группам, если мальчики играют в футбол, пусть девочки придут за них поболеть: кричалки, плакаты, танцы.
С чего начинается день вожатого? С зари? С крика первого петуха? Не угадали. С подъема. Таким образом, рабочий день вожатого начинается минут за десять до подъема. В начале смены вы еще пытаетесь встать пораньше, хотя бы за полчаса, чтобы привести себя в порядок или доделать незаконченное ночью. Дней через пять этот период "ночного" рабочего времени постепенно снижается до десяти минут, за которые хорошо натренированный вожатый успевает "проснуться, почистить зубы, привести себя в порядок, вылезти из спальника..." Ну, это цитата вполне отражающая действительные события.
- Вожатые не должны вставать позже детей.
- Не появляйтесь перед детьми, не приведя себя в порядок.
- Не позволяйте детям просыпать подъем вместе с завтраком.
- Не оставляйте вожатские кровати не заправленными.