Дисциплинарные принципы
«Когда я был маленьким, я тоже отдыхал в пионерских лагерях. Нам тогда приходилось туго.
Спали в самодельных шалашах. Готовили пищу на костре. Сами таскали воду, сами стирали.
Очень были не устроены в бытовом отношении.
А теперь? Оглянитесь вокруг. Какие вам корпуса понастроили. Какие газоны разбили.
Водопровод, телевизор! Газовая кухня. Парники, цветники, мероприятия.
Дети, вы — хозяева лагеря. Вы!
От вас что требуется, друзья мои?
- ДИСЦИПЛИНА!»
Хорошая дисциплина в отряде создает атмосферу живых, взаимоотношений и продуктивного сотрудничества. Такая дисциплина конструктивна, а не деструктивна; она направляет ребят, а не сдерживает их. Она не вредит, а открывает новые горизонты, развивая самоконтроль и приучая к продуктивной деятельности. Хорошая дисциплина незаметно помогает ребенку совершать правильные поступки в нужное время и в нужном месте. Она позволяет избежать проблем и трудностей. Хорошо спланированная программа поможет избежать многих ошибок. Порядок и система внушают доверие. Дети лучше всего усваивают на примере своих руководителей. В лагере, где дисциплина поставлена должным образом, программа всегда начинается вовремя и идет плавно, без запинок и приходит к своему логическому завершению.
Лучший способ создать дисциплину — заставить всех взаимодействовать. Не орать — «Делайте!!!», когда ребятам уже нечего делать. А загрузить реально. Вот деятельность, вот время, не позволяющее расслабляться — и вот оценка деятельности. Для этого и существует продуманная модель лагерной смены, схема мероприятия.
А лучший способ развалить дисциплину — незанятое время.
Вожатый, помни: ты — хозяин на своей территории! Первые встречи с отрядом решают главное: кто кем будет управлять. Это не имеет отношения к демократизму: хороший хирург не советуется с больным, хороший механик не слушает мнений хозяина сломанной машины. Без результата нет никакой демократии. Здесь — отряд, твоя работа, твой цех. Здесь ты занят своим делом и обязан получить результат. Только ты знаешь, как его получить. И всякий, кто тебе мешает, подставляет остальных. И все это понимают. Ты — дирижёр, и никто не должен тебе мешать. Любые провокации, подначки, приколы, наглое кокетство и явное манипулирование — всё должно отлетать от тебя, как от стенки горох. Каждый должен понять и сделать всё, что ты запланировал. Всё остальное — на свечке или наедине, но не на мероприятии! Ты должен точно знать, что ты тут делаешь. Ты тут не общаешься, не выясняешь отношения, не воспитываешь, не снисходишь и не сеешь. Ты тут работаешь. И результат твоей работы — деятельность ребят, хотят они этого, или нет! И это, кстати — самое лучшее воспитание из всех возможных. Знаете, это нормальная и честная позиция
СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ
- Установите правила, требования к детям.
- Последовательно и настойчиво претворяйте установленные правила в жизнь.
- Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное действие, обязательно побеседуйте с провинившимся воспитанником. Если это встретит понимание с их стороны, они будут потом готовы к сотрудничеству.
ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Неправильно вступать в противоборство, ломая личность, ее дух, используя жесткую силу. Сломленный дух повлечет за собой недоверие, замкнутость, а также ненависть к вожатому. Правильным способом поддержания дисциплины является разъяснение того, что верно и истинно, с любовью и добротой. Завоюйте доверие детей, покажите им свою любовь и доброту. Стремитесь к плодотворному взаимодействию. Только так, вы разовьете доверие, уступчивость, готовность и любовь.
Дети должны уважать старших и отвечать за свои поступки. И действительно, большинство из них время от времени нуждаются в одергивании. Но нельзя ограничиваться применением только этого. Особенно это касается младших детей. Применительно к ним, иногда куда разумнее наказать ребенка, посадив его на стул на десять минут и запретив ему вставать. В других случаях можно лишить его какого-либо удовольствия или отправить в постель на час раньше обычного. Существует множеств способов наказания, которые следует применять в зависимости от обстоятельств и тяжести проступка. Между прочим, иногда бывает полезно поступить следующим образом: заговорить с провинившимся ребенком и неожиданно – и совершенно незаслуженно сделать ему что-нибудь приятное. Моя точка зрения состоит в том, что дети – бесконечно сложные существа, и потому от воспитателя требуется немалый такт, хитрость, мужество и понимание.
В конечном счете высшее достоинство взрослого состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться увидеть то, что видит он, и поучаствовать то, что чувствует он. Когда ребенку одиноко, он нуждается в нашем обществе. Когда его поведение становится вызывающим, вы должны помочь ему справиться со своими порывами. Когда ему страшно, он находит защиту у вас. Когда он задает вопросы, вы должны терпеливо ответить на них. Когда он чему-то радуется, то стремится поделиться своей радостью с теми, кого любит.
И потому вожатым, интуитивно понимающие детские чувства, могут ответить на них должным образом, дав ребенку именно то, что ему нужно. В этом взаимоотношение с детьми является тонким и изощренным искусством, требующим величайшей мудрости, терпения, преданности и любви. И нам необходимо руководствоваться этим высоким стандартом.
Чрезвычайно важно, чтобы дети понимали цель наказания и принимали его как справедливое и заслуженное. Когда наказание раздаются «за малейшие неповиновения», в ребенке может развиться чувство отчуждения, которое станет благодатной почвой для будущих конфликтов.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОБЛЕМ
- Спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности.
- Никогда не начинайте мероприятия не подготовленным.
- Будьте дружелюбны, а также открыты в любое время.
- Развивайте чувство юмора.
- Не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказываниям.
- Не придирайтесь.
- Будьте справедливы, не заводите любимчиков.
- Проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это сложно сделать.
- Наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик.
- Давайте четкие и ясные инструкции и команды.
- Избегайте использование сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ
Всегда
- Личная беседа Беседуя со подопечным наедине, будьте хозяином положения. Четко укажите ему на то, что он сделал неправильно, и попросите его объяснить свое поведение. Сам ребенок иногда в состоянии предложить выход из создавшейся ситуации. Проводите такие беседы в дружелюбной манере, но добейтесь того, чтобы подопечный понял ваш деловой, конструктивный настрой.
- Используйте влияние группы Приложите все усилия, чтобы создать в группе такой идеал поведения, любое нарушение которого приводило бы к неодобрению со стороны членов группы.
- Обращайте внимание на индивидуальные особенности Не забывайте о том, что все дети своеобразны и не похожи один на другого. Принимайте во внимание их происхождение, их физическое и умственное состояние, а также серьезность того или иного нарушения.
НИКОГДА
- Не наказывайте в гневе.
- Не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить.
- Не принуждайте к извинениям при всех. Очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы.
- Не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навешивания ярлыков. Такое наказание лишь усиливает противостояние или же вызывает смех. Иногда некоторые дети даже расценивают его как своеобразное поощрение.
НАРУШЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАКАЗАНИЮ
- Явное неоправданное неподчинение.
- Случаи, когда те или иные действия являются серьезными нарушениями порядка или же проблемами в поведении, например: нечестность, хамство по отношению к вожатому, оскорбительные высказывания, вред, наносимый имуществу, и кража.
Поддержание дисциплины в отряде
1. Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал: «Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.
2. Наведение дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.
3. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.
4. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.
5. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре ведущий-ведомый воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.
6. В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.
Смотреть также