Спортивно-оздоровительная работа

Материал из Летний лагеря
Версия от 07:11, 18 ноября 2011; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
08-1101m.jpg

Оздоровление – одна из основных функций любого детского учреждения. Под оздоровительной работой в "Орленке" понимается совместная деятельность ребенка и педагога, направленная, с одной стороны, на собственно оздоровление ребенка, а с другой – на изменение ценностного отношения к собственному здоровью и усвоение способов его сохранения.

"Здоровье" – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

"Оздоровление" – восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к влиянию многообразных факторов.

Особенности детского коллектива накладывают свою специфику работы в данном направлении, это проявляется в том, что оздоровительную деятельность нужно органически совмещать с творческой и образовательной. Используя это в комплексе, мы можем подтолкнуть ребенка к познанию своего тела, его физических возможностей, показать ему и проиграть вместе с ним способы укрепления организма.

Давайте рассмотрим средства оздоровительной работы, допустимые в детском лагере, по этапам развития смены:

организационный период:

  • Проведение диагностики (анализ медицинских карт, проведение анкет в виде незаконченных предложений, проведение тестов).
  • Проведение спортивно-игровых часов.
  • Прогулки по лагерю, к морю.
  • Экскурсии с использованием подвижных игр.
  • Предъявление режима дня не только как нормы проживания в лагере, а как механизма, способствующего оздоровлению ребенка.

основной период:

  • Выполнение режима дня (зарядка, окунание, купание, дневной отдых, прогулки).
  • Получение ребенком новой информации через различные формы дел (тематические "огоньки", дискуссии, интеллектуальные игры, творческие программы и конкурсы, акции здорового образа жизни и многое другое.)
  • Обеспечение двигательной активности через спортивные игры, различные подвижные игры, походы, веселые старты и эстафеты, часы здоровья.
  • Аналитическая деятельность, направленная на усиление успешности каждого ребенка и помощь ему в затруднительных ситуациях.

итоговый период:

  • Анализ прошедших в ребенке изменений.



Мы остановимся на следующих вопросах:

  • Система оздоровительной деятельности в режиме дня.
  • Различные формы дел, направленные на оздоровление ребенка:
    • обеспечение двигательной активности,
    • информационное обеспечение - пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
  • Соблюдение техники безопасности, первая медицинская помощь.



ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВОЖАТОГО И РЕЖИМ ДНЯ

Режим дня – это не только организующий, но и важнейший оздоравливающий элемент.

Главная задача работы вожатого по соблюдению и выполнению режима дня заключается в том, чтобы ребенок занял активную, осмысленную позицию по отношению к себе и своему здоровью.


УТРЕННИЙ ПОДЪЕМ.

В нем самое важное - тон поднимающего. Он должен быть ласковым, но бодрым и энергичным, позволяющим ребенку проснуться в добром духе и настроить свой организм на работу в новом дне.

Необходимо также приучить детей каждое утро после того, как встали, проветривать помещение.


Zx18m.jpg

УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА (ЗАРЯДКА).

Много добрых слов сказано об утренней гимнастике. Доказано, что она воспитывает важные качества, необходимые человеку, улучшает деятельность всех органов, является профилактическим средством против простудных и других заболеваний.

Цель утренней гимнастики – вывести человека из сонного, заторможенного состояния, настроить организм на рабочий ритм. Кроме того, зарядка способствует стимулированию обмена веществ, улучшению эластичности мышц, повышению уровня подвижности в суставах.

Одна из задач ежедневной утренней гимнастики в лагере – привить ребятам устойчивые интерес к ней и привычку продолжать ее выполнение дома.

Вожатому необходимо заранее позаботиться о выборе места для зарядки. Место должно быть ровным, без кочек и ям, без посторонних предметов, по размерам умещать весь отряд. Особое внимание следует уделить одежде и обуви детей. На зарядку ребята выходят в спортивной одежде и обуви или в одежде, удобной для выполнения упражнений, которая не будет стеснять в движениях. Обувь должна быть закрытой, на плоской подошве.

Многие дети не всегда с желанием выходят на зарядку, лучшей агитацией является личный пример вожатого.

Что же касается продолжительности зарядки, то для детей 6 – 9 лет она составляет 10 – 12 минут; для детей 9 – 12 лет – 12 – 15 минут; для ребят 13 – 15 лет – 15 – 20 минут.

А теперь несколько правил составления и проведения зарядки.

  • Весь комплекс (10 - 12 упражнений) должен равномерно воздействовать на весь организм, поэтому составлять его необходимо в определенной последовательности:
    • первые упражнения должны тонизировать организм, способствовать переходу от сна к бодрствованию, выпрямлению позвоночника. Поэтому и рекомендуется начинать зарядку с ходьбы и легкой пробежки. Продолжительность - 1-2 минуты. Рекомендуются упражнения на выпрямление позвоночника (потягивание), они отвечают естественному желанию потянуться после сна, глубоко вдохнуть. При потягивании осуществляется глубокий вдох, при возвращении в исходное положение - выдох. Упражнение выполняется плавно, в медленном темпе. Повторяется 6-8 раз;
    • последующие упражнения должны постепенно включать в работу мышцы рук, туловища, ног. Упражнения для укрепления мышц рук могут включать поднимание и опускание рук, сгибание и разгибание в локтевых и плечевых суставах, сгибание, разгибание, движения в стороны, и круговые движения кистями; сгибание и разгибание пальцев. Темп выполнения - средний, энергичный. Дыхание равномерное. Упражнения для укрепления мышц туловища (спины и живота) – наклоны вперед, назад, влево, вправо, повороты туловища. Упражнения выполняются в среднем темпе, дыхание равномерное, глубокое, выдох полный. Повторять от 6-8 до 10-12 раз.
    • Упражнения для укрепления мышц ног - приседание на всей ступне или носочках, сгибание и разгибание ног в суставах, круговые движения ног лежа или сидя. Упражнения выполняются энергично, в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 6-8 до 12-14 раз. Дыхание равномерное.
    • одни из последних упражнений – это прыжки или бег с последующим переходом на постепенно замедляющуюся ходьбу с равномерным глубоким дыханием. Продолжительность 0,5-1 минута.
    • Закончить комплекс нужно упражнением, содействующим восстановлению дыхания и кровообращения (успокаивающее упражнение).
  • Надо помнить о том, что качество – один из главных критериев при выполнении любых упражнений. Поэтому вожатому необходимо контролировать правильное положение тела ребенка при различных движениях.
  • При подборе упражнений следует учитывать возрастные особенности ребят.
  • Необходимо грамотно, четко задавать и комментировать каждое упражнение.

Чтобы избежать монотонности, которая может притупить интерес ребят к зарядке, нужно разнообразить ее, использовать новые формы, включая ребят в процесс совместной разработки и проведения утренней гимнастики.

В практике детских лагерей "Орленка" есть опыт проведения различных видов и форм утренней зарядки. Это и отдельные комплексы гимнастики для девочек и мальчиков, зарядки с элементами танцев, зарядки-игры, аквааэробика и одновременная работа нескольких площадок, где ребенок исходя из собственного интереса, возраста, физических способностей, выбирает подходящую для него зарядку.


25600023ggVm.jpg

ВРЕМЯ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ (ВЛГ)

В вопросах соблюдения личной гигиены не всегда стоит доверять возрасту детей, педагогический контроль необходимо осуществлять до тех пор, пока вы не будете убеждены, что все дети владеют необходимыми гигиеническими навыками: правильно чистят зубы, регулярно принимают душ и так далее. При необходимости нужно провести индивидуальную разъяснительную беседу. Во время вечернего туалета почти всегда требуется контроль за мальчиками, чтобы наряду с умыванием они постирали нижнее белье, носки, носовые платки.

К сожалению, не все вожатые всегда понимают важность времени, отведенного для личной гигиены, сокращают его, находя более важные дела. В результате ребенок вынужден либо кое-как выполнить гигиенические процедуры, либо задерживаться после отбоя, нарушая режим дня.

В распорядке дня необходимо выделить не менее 1,5 часа времени для личной гигиены. Целесообразно распределить это время на первую и вторую половины дня.


ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ (ОКУНАНИЕ, КУПАНИЕ).

В режиме дня купанию отводится самое большое время после приема пищи, и это правильно, так как море или бассейн – любимые места развлечения детей и естественное средство оздоровления.

Однако недостаточно просто сказать детям, что купание - это полезно. Объясните ребятам, что плаванье – это единственный способ активности, когда наш организм получает множество полезных воздействий одновременно:

  • расслабляется и отдыхает позвоночник;
  • промывается от слизи носоглотка;
  • нагрузка осуществляется на все виды мышц, причем с сопротивлением воды, что дает дополнительный и эффективный мышечный тонус;
  • вода снимает напряжение, усталость, стрессы, неврозы;
  • морская вода лечит некоторые кожные заболевания и так далее.

Для того, чтобы сделать посещение пляжа интересным и более эффективным, необходимо использовать активные формы деятельности детей во время купания. Попробуйте сами или совместно с инструктором по спорту разработать варианты проведения различных игр, состязаний, праздников, конкурсных заданий, где взаимодействуют две главные величины – ребенок и вода.


2f0760690c984ae8b7a5560c467240f7m.jpg

ПРИЕМ ПИЩИ. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.

В режиме дня лагеря 4 – 5 приемов пищи.

Перед вожатым стоят следующие задачи: контроль за чистотой рук, температурным режимом пищи и количественным соответствием продуктов; научить ребенка культуре коллективного приема пищи; информирование о здоровом питании.

Рациональное питание понимается как правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования.

Результатом работы педагога в этом направлении является процесс осознания подростком важности рационального питания для здоровья.

Рассмотрим наиболее принципиальные вопросы:

  • Режим питания. Главная задача состоит в том, чтобы убедить ребенка не кушать вне основных приемов пищи.
  • Правила приема пищи. Обычное время питания – 30 минут времени, выделенного режимом дня. Этого достаточно, чтобы спокойно, не торопясь поесть, качественно пережевывая пищу. Проконтролируйте, чтобы дети ели первое. Если у вас младший отряд, то прежде чем пригласить детей за стол, разлейте им суп по тарелкам.
  • Общая культура питания. Вожатому необходимо обращать внимание подростков на культуру приема пищи, на то, как они ведут себя за столом.


Используйте советы ученых и выведенные ими необходимые основные правила питания:

  1. Ешьте меньше сладостей, больше овощей и фруктов.
  2. Перерыв между приемами пищи – 4-6 часов, при чувстве голода.
  3. Употребляйте пищу в приятной психо-эмоциональной обстановке.
  4. Тщательно пережевывайте пищу.
  5. Пища должна быть теплой.
  6. Избегайте жирных блюд.
  7. Употребляйте мясо, рыбу, яйца, колбасу не чаще двух раз в неделю с большим количеством сырых овощей в соотношении 1:3.


ДНЕВНОЙ ОТДЫХ (ПОЛТОРА ЧАСА МОЛЧАНИЯ).

Во время ПЧМ ребенку предоставляется выбор способа отдыха: сон, при котором дети находятся в разобранной постели, без верхней одежды или чтение книги, написание писем, отдых лежа, рисование.

Единым должно быть требование – пассивный отдых, тишина.

Кроме того, отдых позволит спокойно перевариться пище после обеда, привести в норму эмоциональное состояние, отдохнуть мышцам после физических нагрузок, просто расслабиться.


ОТБОЙ.

Перед отбоем вожатому необходимо позаботиться о снятии всех возможных личных проблем и трудностей ребенка, настроить его на завтрашний день. Это можно сделать при помощи вечернего огонька, анализа дня, беседы, рассказа легенды, прогулки, прослушивания специально подобранной музыки. Особенно важно привести ребят в спокойное состояние, если незадолго до отбоя состоялось яркое эмоциональное дело, например, дискотека.




1312165821 resize-of-picture 35m.jpg

Дела, направленные на оздоровление ребенка.

В этой части представлены рекомендации, советы по организации и проведению различных форм дел спортивно-оздоровительной направленности, дел по профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.

Начнем с того, что двигательная активность – один из главных видов деятельности ребенка в лагере. Поэтому необходимо обеспечить ее ежедневность и разнообразие. Предлагаем вашему вниманию некоторые формы проведения спортивных и оздоровительных дел:

  • Аукцион.
  • Бег до подъема – спортивный джоггинг.
  • Веселые старты, веселая спартакиада, встречи с мастерами спорта (чемпионами, известными спортсменами).
  • Декада спортивных фильмов, день здоровья, день бегуна (прыгуна, метателя).
  • Зарядка (оздоровительная, сюжетная, тематическая, театрализованная).
  • Игры на воде, игры спортивные (подвижные, туристические), игрища народные, игры на местности.
  • Конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид (спортивных рисунков, плакатов, эмблем и т.д.), кросс.
  • Лагерь робинзонов.
  • Малые олимпийские игры.
  • Олимпиада народных игр, ориентирование на местности;
  • Первенство коллектива по видам спорта, праздник Мойдодыра, праздники спортивные, показательные выступления, полоса препятствий.
  • Походы.
  • Рыбалка (состязание).
  • Санитарная викторина, спортивная газета, спортчас, спортивный КВН, «спортландия», слет туристов.
  • Троеборье, «трибуна болельщиков», туристическая эстафета, турнир спортивных комментаторов, туристические игры, товарищеские спортивные встречи.
  • Физкультминутка.
  • Шахматно-шашечный турнир.
  • Эстафета (смешанная, комбинированная, легкоатлетическая, встречная, комическая).

Подробнее остановимся на подвижных играх, которые вызывают у ребят неподдельный интерес, полезны для развития у детей многих физических качеств и, кроме того, положительно влияют на формирование характера, волевых качеств, навыков общения.


ЧАСЫ ЗДОРОВЬЯ

Ребята, приезжающие в обычный детский лагерь, относятся к категории детей возраста движения, т.е. движение им просто необходимо. Что же делать, если план дня настолько насыщен зрительными, обучающими мероприятиями, если ребенок еле успевает вовремя поесть и отдохнуть во время дневного сна? Ответ на этот вопрос очевиден: нужно обеспечить двигательную активность детям, даже если это не вполне соответствует тематике смены с обучающим или другим блоком. Нужен хотя бы час в дне, когда дети могли бы свободно играть в подвижные, дворовые игры, ходить на прогулки. Давайте мы назовем этот час «Час Здоровья». Да, название условное, зато точно выражающее суть и цель занятий.

Изначально задачами «Часов здоровья» были следующие:

  • обеспечение двигательной активности детей;
  • знакомство с новыми аспектами двигательной активности;
  • возможность для ребенка общаться с разными людьми.


А вот по какой схеме проводится "Час Здоровья":

  1. Знакомство.
  2. Введение в тематику занятия. Детям сообщается цель встречи, вожатый говорит о том, что ожидает их на "Часе Здоровья". Здесь же можно провести небольшую диагностику (например, "Живая анкета"), чтобы выявить уровень знаний ребят по интересующему вас вопросу.
  3. Разминка (если это необходимо для последующих заданий, которые предусматривают физическую нагрузку), а также инструктаж по технике безопасности.
  4. Если "Час Здоровья" включает в себя игру, необходимо ознакомить ребят с историей ее возникновения, рассказать о том, какие качества развиваются в данной игре, после чего оговорить правила.
  5. После игры, дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о подобных играх. Происходит обмен знаниями и опытом.
  6. Анализ занятия.

В рамках "Часов Здоровья" могут проходить также занятия по туризму, дворовые игры, прогулки на свежем воздухе, купание, различные эстафеты и конкурсные программы. Главным условием является то, чтобы варианты двигательной активности соответствовали всем группам здоровья занимающихся детей.

Однако надо заметить, что в настоящее время на "Часах Здоровья" проводятся также занятия по здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек, арттерапия. Это способствует не только физическому, но и психо–эмоциональному, социальному оздоровлению.



Hjjkhjk1.jpg

Смотреть также