Модель беседы с детьми, Метод квадрантов

Материал из Летний лагеря
Версия от 21:20, 18 июня 2012; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
IMG 9019 m.jpg

"Информация, переданная шепотом, запоминается значительно лучше."


Беседа должна вести к проявлению сознательного. Эффективный процесс обычно включает в себя 4 этапа:

  1. Подготовка к восприятию материала беседы. Цель: Пробудить интерес детей к теме беседы. Привлечь внимание группы. Подготовить к пониманию предмета беседы.
  2. Раскрытие содержания (основная часть). Цель: Донести мысль.
  3. Переосмысление (закрепление). Цель: Достичь того, мысль стала значимой лично для ребенка.
  4. Применение. Цель: Предоставить детям практическую возможность воплотить мысль, заключенную в беседе.


Вступление

Это мостик между детьми, его нуждами и интересами и мыслью беседы. Это лучший момент для того, чтобы завладеть вниманием детей, и наиболее опасный, чтобы потерять его! Обычно взрослые умеют сохранять свое внимание, даже если начало беседы очень длинное и скучное. Они надеются, что интересное еще впереди. У детей все по-другому! Их вниманием нужно завладеть сразу же, с самого начала беседы.

Вступление должно быть:

  • Кратким (2-3 мин.) Помните, что период концентрации внимания у детей гораздо короче, чем у взрослых. Вы можете завладеть их вниманием во время вступления, но если оно будет слишком длинным, то вы потеряете его еще до того, как перейдете непосредственно к теме беседы.
  • Интересным. Вступление должно заинтересовать детей. Постарайтесь связать его с жизнью детей, с их играми, книгами, которые они читают. Если вы начнете обсуждать проблемы инфляции, у детей это не вызовет интереса. Но если вы спросите, сколько стоит плитка шоколада – это то, что их интересует. Это входит в круг их интересов. Дети от природы любопытны. Им обычно интересны рассказы о том, что происходило с вами.
  • Захватывающим – если можно, но не в каждом рассказе.
  • Связанным с остальной частью рассказа. Используемые примеры должны быть краткими, очень интересными, по-настоящему захватывающими и непосредственно связанными с основным содержанием рассказа. Если они не соответствуют этому, значит, их не следует использовать.

Думайте о вступлении, как о мостике, который вводит в тему беседы. Не начинайте со слов:

  • «…сегодня я хочу рассказать вам историю о …»
  • «…сядьте, сложите руки, сегодня мы будем слушать рассказ…»
  • «…вы когда-нибудь слышали историю о…» (кто-то обязательно скажет «Да!»)
  • «..вы хотите послушать рассказ?» (кто-то может сказать «нет!»)

Вожатый: «Что неправильно в этих вступлениях?» Не излагайте весь сюжет в первом же предложении вашего рассказа. Например: «Сегодня послушаем рассказ об …». Постарайтесь держать детей в напряженном ожидании. Особенно это касается хорошо известных рассказов. Не произносите имен их героев и названий мест до тех пор, пока в этом не возникнет необходимость. Обычно вступление легче придумать после того, как спланируете весь рассказ.

Есть четыре основных способа, чтобы начать рассказ.

  1. Прямой подход. Приступайте сразу к рассказу, начинайте с самого начала. Здесь очень важны ваши первые фразы. Вы должны точно знать, о чем хотите сказать. Если вы хотите повлиять на детей, рассказывайте с настроением. Вожатому. Проведите несколько примеров. Например - Тс – тс, было очень темно…Один человек пробрался через комнату ….
  2. Вопрос. Этот метод предполагает вовлечение детей в тему беседы… Вопрос должен быть связан непосредственно с повествованием или с мыслями, которые вы хотите обсудить с детьми. Будьте осторожны, вы можете получить ответ очень длинный или совсем не связанный с вопросом! Контролируйте ответы детей, чтобы они не занимали слишком много времени. Вожатому. Приведите несколько примеров. - Ты ночевал в палатке? Сколько? Одну ночь? Неделю? Месяц? Год? А кто жил долго в палатке?
  3. Использование захватывающего эпизода истории. Начните с интересного (увлекательного) эпизода истории, затем вернитесь к началу повествования и расскажите, как все произошло. Будьте осторожны! Вы должны лишь завладеть внимание детей, но не раскрывать им весь сюжет во вступлении! Вожатому. Приведите несколько примеров. Не используйте кульминацию! - Все затихли, только что кушали, а теперь затихли, никто не говорил = Рука на стене= Давайте узнаем.
  4. Иллюстрация (поясняющий пример). Начните с короткой повседневной истории, которая заинтересует детей. Между рассказанным вами примером и беседой должна прослеживаться ясная связь. Вожатому. Приведите пример.
  5. Другие способы Короткий рассказ (аллегорический или личная история), Фраза, привлекающая внимание. Цитата, Текущие события (статьи из газет), Ролевая игра, Предмет, Магнитофонная запись, Загадка, Стихотворение, Инсценировка

Характеристики хорошего вступления

  • Краткость
  • Ясность
  • Простота
  • Точная связь с беседой
  • Разнообразие
  • Должно вести от известного к неизвестному
  • Не должно слишком много обещать или слишком много раскрывать.


Основная часть. Раскрытие темы

Акцент на главную мысль. Через историю мы раскрываем перед детьми ситуацию и подводим к переосмыслению: «А что это значит для меня?»


Переосмысление (закрепление)

Это время решений. Закрепление должно быть:

  • Положительным
  • Оказывать влияние на каждого слушателя

Виды заключений:

  • Дискуссия на закрепление темы
  • Вопросы
  • Краткое повторение главных мыслей с применением
  • Викторина
  • Игра на закрепление материала беседы
  • Сценка
  • Кроссворд
  • Изготовление изделий, рисунков на тему


Применение

  • Список тех, кого обидел
  • Сочинение на тему: «Почему я так поступаю?»
  • Сегодня я принимаю решение…


Условия эффективного ведения беседы

082340bcab3b63862962301f5bf9241cm.jpg

Существует ряд условий, которые могут эффективно влиять на качество эффективного ведения беседы.

  1. Внешний вид вожатого.
    • Волосы (причесанные, не распущенные).
    • Одежда (чистая, неяркая, удобная для вас, иногда "необычная").
    • Запах (приятный).
  2. Ваши слова (способность к артистизму).
    • Четкая дикция (произношение звуков), артикуляция (четкое произношение слов).
    • Правильный подбор слов, соответствующий возрасту.
    • Простота в донесении информации.
    • Тон голоса (спокойно).
    • Темп речи (размеренно, не быстро, чтобы дети успевали понимать).
    • Громкость речи (не тихо и не громко).
    • Неожиданность в речи ("И вдруг"…)
    • Рассказывать с эмоциями (интригующе, захватывающе).
  3. Контакт глазами.
    • У вожатого должен быть постоянный контакт со всеми детьми.
  4. Жесты и движения.
    • Жестами и движениями вы можете усилить передачу материала (т.е. как в сценках в лагере).
  5. Мимика лица.
    • Улыбайтесь, создавайте радостное выражение лица, привлекайте этим внимание детей.
  6. Помещение.
    • Свежий воздух (ни жарко, ни холодно).
    • Должно быть чисто.
    • Размер помещения должен соответствовать количеству детей.
    • Не должно быть в помещении постороннего шума.




Смотреть также...