Модель беседы с детьми, Метод квадрантов
"Информация, переданная шепотом, запоминается значительно лучше."
Беседа должна вести к проявлению сознательного.
Эффективный процесс обычно включает в себя 4 этапа:
- Подготовка к восприятию материала беседы. Цель: Пробудить интерес детей к теме беседы. Привлечь внимание группы. Подготовить к пониманию предмета беседы.
- Раскрытие содержания (основная часть). Цель: Донести мысль.
- Переосмысление (закрепление). Цель: Достичь того, мысль стала значимой лично для ребенка.
- Применение. Цель: Предоставить детям практическую возможность воплотить мысль, заключенную в беседе.
Вступление
Это мостик между детьми, его нуждами и интересами и мыслью беседы. Это лучший момент для того, чтобы завладеть вниманием детей, и наиболее опасный, чтобы потерять его! Обычно взрослые умеют сохранять свое внимание, даже если начало беседы очень длинное и скучное. Они надеются, что интересное еще впереди. У детей все по-другому! Их вниманием нужно завладеть сразу же, с самого начала беседы.
Вступление должно быть:
- Кратким (2-3 мин.) Помните, что период концентрации внимания у детей гораздо короче, чем у взрослых. Вы можете завладеть их вниманием во время вступления, но если оно будет слишком длинным, то вы потеряете его еще до того, как перейдете непосредственно к теме беседы.
- Интересным. Вступление должно заинтересовать детей. Постарайтесь связать его с жизнью детей, с их играми, книгами, которые они читают. Если вы начнете обсуждать проблемы инфляции, у детей это не вызовет интереса. Но если вы спросите, сколько стоит плитка шоколада – это то, что их интересует. Это входит в круг их интересов. Дети от природы любопытны. Им обычно интересны рассказы о том, что происходило с вами.
- Захватывающим – если можно, но не в каждом рассказе.
- Связанным с остальной частью рассказа. Используемые примеры должны быть краткими, очень интересными, по-настоящему захватывающими и непосредственно связанными с основным содержанием рассказа. Если они не соответствуют этому, значит, их не следует использовать.
Думайте о вступлении, как о мостике, который вводит в тему беседы. Не начинайте со слов:
- «…сегодня я хочу рассказать вам историю о …»
- «…сядьте, сложите руки, сегодня мы будем слушать рассказ…»
- «…вы когда-нибудь слышали историю о…» (кто-то обязательно скажет «Да!»)
- «..вы хотите послушать рассказ?» (кто-то может сказать «нет!»)
Вожатый: «Что неправильно в этих вступлениях?» Не излагайте весь сюжет в первом же предложении вашего рассказа. Например: «Сегодня послушаем рассказ об …». Постарайтесь держать детей в напряженном ожидании. Особенно это касается хорошо известных рассказов. Не произносите имен их героев и названий мест до тех пор, пока в этом не возникнет необходимость. Обычно вступление легче придумать после того, как спланируете весь рассказ.
Есть четыре основных способа, чтобы начать рассказ.
- Прямой подход. Приступайте сразу к рассказу, начинайте с самого начала. Здесь очень важны ваши первые фразы. Вы должны точно знать, о чем хотите сказать. Если вы хотите повлиять на детей, рассказывайте с настроением. Вожатому. Проведите несколько примеров. Например - Тс – тс, было очень темно…Один человек пробрался через комнату ….
- Вопрос. Этот метод предполагает вовлечение детей в тему беседы… Вопрос должен быть связан непосредственно с повествованием или с мыслями, которые вы хотите обсудить с детьми. Будьте осторожны, вы можете получить ответ очень длинный или совсем не связанный с вопросом! Контролируйте ответы детей, чтобы они не занимали слишком много времени. Вожатому. Приведите несколько примеров. - Ты ночевал в палатке? Сколько? Одну ночь? Неделю? Месяц? Год? А кто жил долго в палатке?
- Использование захватывающего эпизода истории. Начните с интересного (увлекательного) эпизода истории, затем вернитесь к началу повествования и расскажите, как все произошло. Будьте осторожны! Вы должны лишь завладеть внимание детей, но не раскрывать им весь сюжет во вступлении! Вожатому. Приведите несколько примеров. Не используйте кульминацию! - Все затихли, только что кушали, а теперь затихли, никто не говорил = Рука на стене= Давайте узнаем.
- Иллюстрация (поясняющий пример). Начните с короткой повседневной истории, которая заинтересует детей. Между рассказанным вами примером и беседой должна прослеживаться ясная связь. Вожатому. Приведите пример.
- Другие способы Короткий рассказ (аллегорический или личная история), Фраза, привлекающая внимание. Цитата, Текущие события (статьи из газет), Ролевая игра, Предмет, Магнитофонная запись, Загадка, Стихотворение, Инсценировка
Характеристики хорошего вступления
- Краткость
- Ясность
- Простота
- Точная связь с беседой
- Разнообразие
- Должно вести от известного к неизвестному
- Не должно слишком много обещать или слишком много раскрывать.
Основная часть. Раскрытие темы
Акцент на главную мысль. Через историю мы раскрываем перед детьми ситуацию и подводим к переосмыслению: «А что это значит для меня?»
Переосмысление (закрепление)
Это время решений. Закрепление должно быть:
- Положительным
- Оказывать влияние на каждого слушателя
Виды заключений:
- Дискуссия на закрепление темы
- Вопросы
- Краткое повторение главных мыслей с применением
- Викторина
- Игра на закрепление материала беседы
- Сценка
- Кроссворд
- Изготовление изделий, рисунков на тему
Применение
- Список тех, кого обидел
- Сочинение на тему: «Почему я так поступаю?»
- Сегодня я принимаю решение…
Условия эффективного ведения беседы
Существует ряд условий, которые могут эффективно влиять на качество эффективного ведения беседы.
- Внешний вид вожатого.
- Волосы (причесанные, не распущенные).
- Одежда (чистая, неяркая, удобная для вас, иногда "необычная").
- Запах (приятный).
- Ваши слова (способность к артистизму).
- Четкая дикция (произношение звуков), артикуляция (четкое произношение слов).
- Правильный подбор слов, соответствующий возрасту.
- Простота в донесении информации.
- Тон голоса (спокойно).
- Темп речи (размеренно, не быстро, чтобы дети успевали понимать).
- Громкость речи (не тихо и не громко).
- Неожиданность в речи ("И вдруг"…)
- Рассказывать с эмоциями (интригующе, захватывающе).
- Контакт глазами.
- У вожатого должен быть постоянный контакт со всеми детьми.
- Жесты и движения.
- Жестами и движениями вы можете усилить передачу материала (т.е. как в сценках в лагере).
- Мимика лица.
- Улыбайтесь, создавайте радостное выражение лица, привлекайте этим внимание детей.
- Помещение.
- Свежий воздух (ни жарко, ни холодно).
- Должно быть чисто.
- Размер помещения должен соответствовать количеству детей.
- Не должно быть в помещении постороннего шума.
Смотреть также...