Строка 23: |
Строка 23: |
| | | |
| | | |
| + | |
| + | Итак, рассмотрим подробнее... |
| + | |
| + | Эксперимент Пещеры Грабителя: теория межгрупповых конфликтов и хитрый экспериментатор за ней |
| + | |
| + | В 1954 году психолог Музафер Шериф провел исследование, которое вошло в историю как Эксперимент Пещеры Грабителя. |
| + | |
| + | Эксперимент стал очень известен и вошел в учебники по психологии как классическое исследование межгрупповых предрассудков и конфликтов. Но как и любая история, у него есть другая, малоизвестная, более темная сторона. |
| + | |
| + | Сначала вспомним, как рассказывают эту историю авторы учебников. |
| + | |
| + | |
| + | ''Фаза 1. Никто ничего не знает'' |
| + | |
| + | Эксперимент проходил в лагере бойскаутов Парка Пещеры Грабителя, штат Оклахома. На первом этапе в лагерь привезли двадцать двух одиннадцатилетних мальчиков. |
| + | |
| + | Перед поездкой ребят случайным образом разделили на две группы. Их поселили в отдельных домиках, и первую неделю группы не знали о существовании другой. |
| + | |
| + | Они провели эту неделю очень весело, купались в озере, ходили в походы. Каждая группа выбрала себе название, которое потом нанесли на рубашки и флаги: «Орлы» и «Гремучие змеи». |
| + | |
| + | |
| + | ''Фаза 2. Давайте раздуем конфликт'' |
| + | |
| + | Когда две группы сформировались, эксперимент перешел во 2 фазу. Группы узнали о существовании друг друга, и вскоре появились первые признаки конфликта. Все началось с легких словесных оскорблений. |
| + | |
| + | Но обзываний ученым-экспериментаторам было явно недостаточно. Им нужен был настоящий, глубокий конфликт. И они устроили мальчикам серию соревнований – бейсбол, перетягивание каната и т.п. |
| + | |
| + | Победители получали ценный трофей (медаль, универсальный складной нож и т.д). Антагонизм между группами усилился. |
| + | |
| + | :Ну это как соревнование между домами в Хогвартсе. Все начинают ненавидеть других, особенно слизеринцев. Впрочем, Дж.Роулинг писала гораздо позже Шерифа и его команды. |
| + | |
| + | А потом все командные очки сложили, и «Гремучие змеи» выиграли общий приз. Ну тут, конечно, начался разгул и вакханалия. |
| + | |
| + | Группы начали оскорблять друг друга и петь всякие оскорбительные речевки. «Змеи» обзывали «Орлов» «девчонками», установили на тренировочном поле свой флаг и всячески глумились. «Орлы» затаили обиду, устроили ночью вылазку и сожгли флаг. В ответ «Змеи» напали на домики «орлов» и разграбили их. |
| + | |
| + | :Напоминаю: это были ребята из благополучных семей, а не уличные бандиты. |
| + | |
| + | Дело дошло до того, что группы отказались есть в одной комнате. Что-то вроде: такую неприязнь к ним испытываю, что прямо кушать не могу. Мальчиков пришлось разделить, потому что возникла угроза физического насилия. |
| + | |
| + | |
| + | ''Фаза 3. Время примирения'' |
| + | |
| + | Когда конфликт между группами успешно разгорелся, экспериментаторы взялись за самое интересное. Им нужно было заставить две группы помириться. Но как? |
| + | |
| + | Сначала они устроили ребятам общие развлечения. Совместный просмотр фильмов, фейерверков и всякого такого. Не сработало. |
| + | |
| + | Тогда они зашли с другой стороны. Они создали обеим группам несколько крупных проблем. Причем решить их группы могли, только объединившись. |
| + | |
| + | Сначала мальчикам сказали, что кто-то напал на запасы воды. Обеим группам пришлось работать вместе, чтобы раздобыть воду. Когда это удалось, были посеяны первые семена мира. |
| + | |
| + | Во второй задаче ребятам пришлось объединяться, чтобы заплатить за просмотр фильма. Они вместе решили, какое кино будут смотреть. Вечером обе группы уже ужинали вместе. |
| + | |
| + | Несколько дней мальчикам приходилось «случайно» сталкиваться с новыми проблемами. Каждый раз, чтобы получить то, что хотели все, двум группам приходилось работать вместе. |
| + | |
| + | В конце между «Гремучими змеями» и «Орлами» воцарился мир. Ребята даже решили ехать домой на одной автобусе. |
| + | |
| + | |
| + | ''И что из всего этого следует?'' |
| + | |
| + | На основе трех фаз эксперимента Пещеры Грабителя Музафер Шериф сделал несколько выводов. |
| + | |
| + | 1. Группы были созданы примерно одинаковыми, и значит, индивидуальные различия не являются необходимыми или ответственными за возникновение конфликта. Дело в не в каких-то отдельных человеческих злодейцах. |
| + | |
| + | :Группам свойственно развивать культуру, определять устройство и границы. Подумайте о каждой групп как о стране в миниатюре. Каждая страна имеет свою собственную культуру, правительство, законодательство, и проводит свои границы. Корни конфликта между группами мальчиков и странами создаются из этих внутренних структур. |
| + | |
| + | 2. Если две группы претендуют на ресурс, который может получить только одна из сторон — конфликт разрастается как на дрожжах. |
| + | |
| + | :Когда люди конкурируют за ограниченные ресурсы (например рабочих мест, земля и т.д.) – враждебность между группами растет. Например, в периоды высокой безработицы повышается расизма среди белых, которые верят, что черные (или мигранты) заняли их рабочие места. |
| + | |
| + | 3. Чтобы решить конфликт – просто контакта между группами недостаточно. Необходимо, чтобы группы были вовлечены в достижение общей «высшей» цели, которая требуют объединенных совместных действий. |
| + | |
| + | :Почему эксперимент Шерифа так известен? Он показал, как можно примирить враждующие группы. Дело в концентрации на «высших» целях, требующих совместных усилий. Именно это примирило «Орлов» и «Гремучих змей». |
| + | |
| + | Такова классическая интерпретация эксперимента Пещеры Грабителя. И уже здесь можно о многом, очень многом подумать. Но давайте посмотрим, что осталось за кадром. |
| + | |
| + | |
| + | ''Другая часть истории: не все так просто'' |
| + | |
| + | Давайте взглянем на другую часть истории. Которая не входит в учебники. |
| + | |
| + | :Эта часть исследования не описана в статье Музафера Шерифа (хотя намеки есть: он упоминает, что эксперимент проводился трижды – в 1949, 1953 и 1954 годах). |
| + | |
| + | Этот эксперимент не был первым! |
| + | |
| + | На самом деле он был третьим в серии, проведенной Шерифом и его коллегами. Но в первых двух внезапно — не было счастливого примирения ради «высокой» цели. |
| + | |
| + | В первом мальчики объединились против общего врага. Во втором – они ополчились на самих экспериментаторов. |
| + | |
| + | |
| + | Три испытания, из которых только одно завершилось так, как хотелось. Это меняет наш взгляд на эксперимент пещеры Грабителя. |
| + | |
| + | Если смотреть на все три исследования — эксперимент включает в себя не две группы, а три: |
| + | |
| + | Экспериментаторы – тоже часть системы. Они тоже группа, причем самая могущественная. |
| + | большая часть конфликта между двумя группами организована экспериментаторами |
| + | они заинтересованы в создании конфликта между двумя группами. |
| + | именно они больше всего теряют, если эксперимент пойдет не так; |
| + | и больше всего выиграют, если он пройдет правильно. |
| + | |
| + | |
| + | Новые, дополнительные выводы из эксперимента: |
| + | |
| + | 1. Когда мощная группировка пытается манипулировать двумя более слабыми – возможны три исхода: |
| + | # группы могут объединиться против общего врага; |
| + | # могут восстать против могущественной группы; |
| + | # могут объединиться для достижения хорошей, «высшей» цели. |
| + | |
| + | |
| + | Все три исхода много раз встречались в мировой культуре. Для краткости назовем их: |
| + | * способ Горлума (Горлум страдал от конфликта в собственной голове, но смог решить его, объединившись против общего врага — Сэма), |
| + | * метод товарища Саахова (Товарищ Саахов, как тот экспериментатор, столкнул в конфликте Шурика и Нину, но в итоге все свалилось ему на голову), |
| + | * и метод кота Матроскина (Ну и объединиться для «высшей цели»: спасение дяди Федора помогло помириться Матроскину и Шарику. Потому что «совместный труд – он объединяет»). |
| + | |
| + | |
| + | 2. В жизни равные команды скорее исключение. Будь то страны, корпорации, или просто семьи – когда одна группа имеет больше власти, внезапно открывается путь для соревнований, сотрудничества и увы, манипуляций. |
| + | |
| + | 3. Манипулирование другими группы — опасная игра. Иногда слабые группы могут взбрыкнуть – и начать играть по своим правилам. |
| + | |
| + | 4. Всего один «нужный» результат из трех – это очень похоже на жизнь. Наши планы могут осуществиться, но часто на 1 успешный результат приходится 2 неудачи. |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | ''Несколько замечаний:'' |
| + | *Понятно, что 11-летние мальчики не идеальный пример реальной жизни. Возможно, если добавить девочек – все пошло бы иначе? Или если бы на их месте были ребята постарше? |
| + | *Этические вопросы также вызывают сомнения. Участники были обмануты и не знали про цели исследования. Кроме того, они не были защищены от физического и психологического ущерба. |
| + | *Фактически, у Шерифа получился «Повелитель Мух», но со счастливым концом. С третьего раза. Интересно, что «Повелитель Мух» был написан в 1954 году – в тот же год, когда состоялся третий эксперимент. |
| + | |
| + | |
| + | Чему может научить эксперимент Пещеры Грабителей нас лично? |
| + | # Когда вы втянуты в конфликт – оглянитесь вокруг. Не сидит ли за кустом товарищ экспериментатор? Кто-то получит максимум медальку или складной нож – а кто-то замахнулся на место в учебнике истории. Будьте бдительны. |
| + | # Если вы сами решили поразжигать – не забывайте, дело очень опасное и непредсказуемое. Никогда не знаешь, когда налетит обратка и все объединятся против вас. Да и для кармы неполезно. |
| + | # Если вы ищете выход из конфликта – можно рассмотреть три варианта: |
| + | #*объединиться против общего врага (Горлуму вот помогло); |
| + | #*объединиться против экспериментаторов (кирдык товарищу Саахову) ; |
| + | #*объединиться ради «общей высшей» цели. Матроскин плохого не посоветует. Построить дом для друзей. Устроить настоящую красивую игру. Или даже, чем черт не шутит, слетать однажды на Марс. |
| + | |
| + | |
| + | В жизни все немного сложнее, чем в полевых экспериментах психологов. Групп там не две, и даже не три, а гораздо больше. Цели запутаннее, чем хорошо провести лето и написать научную статью. 11-летним ребятам из благополучных семей и в голову не придет то, что приходит в голову разным сами знаете кому. |
| + | |
| + | Но возможно, у нас все-таки есть шанс разрулить свои конфликты. Даже если не с первого раза. |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | |
| + | ---- |
| + | |
| + | Ссылка |
| + | * [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C_(%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82) Википедия - Летний лагерь (эксперимент)] |
| + | * [http://psyfactor.org/lib/sherif2.htm "Исследование межгруппового конфликта" © Музафер Шериф] |
| + | * [http://www.spring.org.uk/2007/09/war-peace-and-role-of-power-in-sherifs.php War, Peace and the Role of Power in Sherif’s Robbers Cave Experiment] |
| | | |
| [[Category:Статьи]] | | [[Category:Статьи]] |