Изменения

м
Нет описания правки
Строка 23: Строка 23:        +
 +
Итак, рассмотрим подробнее...
 +
 +
Эксперимент Пещеры Грабителя: теория межгрупповых конфликтов и хитрый экспериментатор за ней
 +
 +
В 1954 году психолог Музафер Шериф провел исследование, которое вошло в историю как Эксперимент Пещеры Грабителя.
 +
 +
Эксперимент стал очень известен и вошел в учебники по психологии как классическое исследование межгрупповых предрассудков и конфликтов. Но как и любая история, у него есть другая, малоизвестная, более темная сторона.
 +
 +
Сначала вспомним, как рассказывают эту историю авторы учебников.
 +
 +
 +
''Фаза 1. Никто ничего не знает''
 +
 +
Эксперимент проходил в лагере бойскаутов Парка Пещеры Грабителя, штат Оклахома. На первом этапе в лагерь привезли двадцать двух одиннадцатилетних мальчиков.
 +
 +
Перед поездкой ребят случайным образом разделили на две группы. Их поселили в отдельных домиках, и первую неделю группы не знали о существовании другой.
 +
 +
Они провели эту неделю очень весело, купались в озере, ходили в походы. Каждая группа  выбрала себе название, которое потом нанесли на рубашки и флаги: «Орлы» и «Гремучие змеи».
 +
 +
 +
''Фаза 2. Давайте раздуем конфликт''
 +
 +
Когда две группы сформировались, эксперимент перешел во 2 фазу. Группы узнали о существовании друг друга, и вскоре появились первые признаки конфликта. Все началось с легких словесных оскорблений.
 +
 +
Но обзываний ученым-экспериментаторам было явно недостаточно. Им нужен был настоящий, глубокий конфликт. И они устроили мальчикам серию соревнований – бейсбол, перетягивание каната и т.п.
 +
 +
Победители получали ценный трофей (медаль, универсальный складной нож и т.д). Антагонизм между группами усилился.
 +
 +
:Ну это как соревнование между домами в Хогвартсе. Все начинают ненавидеть других, особенно слизеринцев. Впрочем, Дж.Роулинг писала гораздо позже Шерифа и его команды.
 +
 +
А потом все командные очки сложили, и «Гремучие змеи» выиграли общий приз. Ну тут, конечно, начался разгул и вакханалия.
 +
 +
Группы начали оскорблять друг друга и петь всякие оскорбительные  речевки. «Змеи» обзывали «Орлов» «девчонками», установили на тренировочном поле свой флаг и всячески глумились. «Орлы» затаили обиду, устроили ночью вылазку и сожгли флаг. В ответ «Змеи» напали на домики «орлов» и разграбили их.
 +
 +
:Напоминаю: это были ребята из благополучных семей, а не уличные бандиты.
 +
 +
Дело дошло до того, что группы отказались есть в одной комнате. Что-то вроде: такую неприязнь к ним испытываю, что прямо кушать не могу. Мальчиков пришлось разделить, потому что возникла угроза физического насилия.
 +
 +
 +
''Фаза 3. Время примирения''
 +
 +
Когда конфликт между группами успешно разгорелся, экспериментаторы взялись за самое интересное. Им нужно было заставить две группы помириться. Но как?
 +
 +
Сначала они устроили ребятам общие развлечения. Совместный просмотр фильмов,  фейерверков и всякого такого. Не  сработало.
 +
 +
Тогда они зашли с другой стороны. Они создали обеим группам несколько крупных проблем. Причем решить их группы могли, только объединившись.
 +
 +
Сначала мальчикам сказали, что кто-то напал на запасы воды. Обеим группам пришлось работать вместе, чтобы раздобыть воду. Когда это удалось, были посеяны первые семена мира.
 +
 +
Во второй задаче ребятам пришлось объединяться, чтобы заплатить за просмотр фильма. Они вместе решили, какое кино будут смотреть. Вечером обе группы уже ужинали вместе.
 +
 +
Несколько дней мальчикам приходилось «случайно» сталкиваться с новыми проблемами. Каждый раз, чтобы получить то, что хотели все, двум группам приходилось работать вместе.
 +
 +
В конце между «Гремучими змеями» и «Орлами» воцарился мир. Ребята даже решили ехать домой на одной автобусе.
 +
 +
 +
''И что из всего этого следует?''
 +
 +
На основе трех фаз эксперимента Пещеры Грабителя Музафер Шериф сделал несколько выводов.
 +
 +
1. Группы были созданы примерно одинаковыми, и значит, индивидуальные различия не являются необходимыми или ответственными за возникновение конфликта.  Дело в не в каких-то отдельных человеческих злодейцах.
 +
 +
:Группам свойственно развивать культуру, определять устройство и границы. Подумайте о каждой групп как о стране в миниатюре. Каждая страна имеет свою собственную культуру, правительство, законодательство, и проводит свои границы. Корни конфликта между группами мальчиков и странами создаются из этих внутренних структур.
 +
 +
2. Если две группы претендуют на ресурс, который может получить только одна из сторон — конфликт разрастается как на дрожжах.
 +
 +
:Когда люди конкурируют за ограниченные ресурсы (например рабочих мест, земля и т.д.) – враждебность между группами растет. Например, в периоды высокой безработицы повышается расизма среди белых, которые верят, что черные  (или мигранты) заняли их рабочие места.
 +
 +
3. Чтобы решить конфликт – просто контакта между группами недостаточно. Необходимо, чтобы группы были вовлечены в достижение общей «высшей» цели,  которая требуют объединенных совместных действий.
 +
 +
:Почему эксперимент Шерифа так известен? Он показал, как можно примирить враждующие группы. Дело в концентрации на «высших» целях, требующих совместных усилий. Именно это примирило «Орлов» и «Гремучих змей».
 +
 +
Такова классическая интерпретация эксперимента Пещеры Грабителя. И уже здесь можно о многом, очень многом подумать. Но давайте посмотрим, что осталось за кадром.
 +
 +
 +
''Другая часть истории: не все так просто''
 +
 +
Давайте взглянем на другую часть истории. Которая не входит в учебники.
 +
 +
:Эта часть исследования не описана в статье Музафера Шерифа (хотя намеки есть: он упоминает, что эксперимент проводился трижды – в 1949, 1953 и 1954 годах).
 +
 +
Этот эксперимент не был первым!
 +
 +
На самом деле он был третьим в серии, проведенной Шерифом и его коллегами. Но в первых двух внезапно — не было счастливого примирения ради «высокой» цели.
 +
 +
В первом мальчики объединились против общего врага. Во втором – они ополчились на самих экспериментаторов.
 +
 +
 +
Три испытания, из которых только одно завершилось так, как хотелось. Это меняет наш взгляд на эксперимент пещеры Грабителя.
 +
 +
Если смотреть на все три исследования — эксперимент включает в себя не две группы, а три:
 +
 +
Экспериментаторы – тоже часть системы. Они тоже группа, причем самая могущественная.
 +
большая часть конфликта между двумя группами организована экспериментаторами
 +
они заинтересованы в создании конфликта между двумя группами.
 +
именно они больше всего теряют, если эксперимент пойдет не так;
 +
и больше всего выиграют, если он пройдет правильно.
 +
 +
 +
Новые, дополнительные выводы из эксперимента:
 +
 +
1. Когда мощная группировка пытается манипулировать двумя более слабыми – возможны три исхода:
 +
# группы могут объединиться против общего врага;
 +
# могут восстать против могущественной группы;
 +
# могут объединиться для достижения хорошей, «высшей» цели.
 +
 +
 +
Все три исхода много раз встречались в мировой культуре. Для краткости назовем их:
 +
* способ Горлума (Горлум страдал от конфликта в собственной голове, но смог решить его, объединившись против общего врага — Сэма),
 +
* метод товарища Саахова (Товарищ Саахов, как тот экспериментатор, столкнул в конфликте Шурика и Нину, но в итоге все свалилось ему на голову),
 +
* и метод кота Матроскина (Ну и объединиться для «высшей цели»: спасение дяди Федора помогло помириться Матроскину и Шарику. Потому что «совместный труд – он объединяет»).
 +
 +
 +
2. В жизни равные команды скорее исключение. Будь то страны, корпорации, или просто семьи – когда одна группа имеет больше власти, внезапно открывается путь для соревнований, сотрудничества и увы, манипуляций.
 +
 +
3. Манипулирование другими группы — опасная игра. Иногда слабые группы могут взбрыкнуть – и начать играть по своим правилам.
 +
 +
4. Всего один «нужный» результат из трех – это очень похоже на жизнь. Наши планы могут осуществиться, но часто на 1 успешный результат приходится 2 неудачи.
 +
 +
 +
 +
''Несколько замечаний:''
 +
*Понятно, что 11-летние мальчики не идеальный пример реальной жизни. Возможно,  если добавить девочек – все пошло бы иначе? Или если бы на их месте были ребята постарше?
 +
*Этические вопросы также вызывают сомнения.  Участники были обмануты и не знали про цели исследования. Кроме того, они не были защищены от физического и психологического ущерба.
 +
*Фактически, у Шерифа получился «Повелитель Мух», но со счастливым концом. С третьего раза. Интересно, что «Повелитель Мух» был написан в 1954 году – в тот же год, когда состоялся третий эксперимент.
 +
 +
 +
Чему может научить эксперимент Пещеры Грабителей нас лично?
 +
# Когда вы втянуты в конфликт – оглянитесь вокруг. Не сидит ли за кустом товарищ экспериментатор? Кто-то получит максимум медальку или складной нож – а кто-то замахнулся на место в учебнике истории. Будьте бдительны.
 +
# Если вы сами решили поразжигать – не забывайте, дело очень опасное и непредсказуемое. Никогда не знаешь, когда налетит обратка и все объединятся против вас. Да и для кармы неполезно.
 +
# Если вы ищете выход из конфликта – можно рассмотреть три варианта:
 +
#*объединиться против общего врага (Горлуму вот помогло);
 +
#*объединиться против экспериментаторов (кирдык товарищу Саахову) ;
 +
#*объединиться ради «общей высшей» цели. Матроскин плохого не посоветует.  Построить дом для друзей. Устроить настоящую красивую игру. Или даже, чем черт не шутит, слетать однажды на Марс.
 +
 +
 +
В жизни все немного сложнее, чем в полевых экспериментах психологов. Групп там не две, и даже не три, а гораздо больше. Цели запутаннее, чем хорошо провести лето и написать научную статью. 11-летним ребятам из благополучных семей и в голову не придет то, что приходит в голову разным сами знаете кому.
 +
 +
Но возможно, у нас все-таки есть шанс разрулить свои конфликты. Даже если не с первого раза.
 +
 +
 +
 +
 +
----
 +
 +
Ссылка
 +
* [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%8C_(%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82) Википедия - Летний лагерь (эксперимент)]
 +
* [http://psyfactor.org/lib/sherif2.htm "Исследование межгруппового конфликта" © Музафер Шериф]
 +
* [http://www.spring.org.uk/2007/09/war-peace-and-role-of-power-in-sherifs.php War, Peace and the Role of Power in Sherif’s Robbers Cave Experiment]
    
[[Category:Статьи]]
 
[[Category:Статьи]]