Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:5kjkkkkm.jpg‎ |right]]
Тренинг – это вид группового и индивидуального обучения. Особенность тренинга в том, что участники учатся, выполняя практические задания тренера. Объем практической части тренинга должен быть как минимум равен теоретической, а в идеале превышать ее. Тренинг длится, как правило, недолго. И, главная отличительная черта тренинга – моделирование и решение практических задач.


Что такое тренинг

Тренинги бывают очень разные в зависимости от задач. Например, принципиально отличаются тренинги по построению команд и тренинги для изучения каких либо знаний.


Основные отличия тренинга от других форм обучения:
# Высокая интенсивность. Часто нужно обучить команду за очень ограниченное время.
# Слушатель сам решает и сам берет ответственность за то, что и как он будет делать во время тренинга. Т.е. он и тренер - партнеры.
# Высокий уровень интерактивности, диалога, диапазона эмоций, персонализации. Использование разнообразных методик, в том числе игровых.
# Хороший тренер адаптируется к потребностям группы и даже отдельных слушателей. Он с запасом образован, гибок и быстр.
# Ориентация скорее на концептуальные знания, нежели на энциклопедические и процедурные. Расширять знания и заучивать процедуры можно и после тренинга самостоятельно. Тренер должен акцентировать внимание на главном, показать выгоды и ловушки. Передать не только знания, но навыки и подсознательную компетентность.
# Тренинг ставит задачей не только передать знания, но и сделать человека самостоятельным. Это не всегда идеально, но это честно и единственно правильно. Если вы почувствовали себя зависимым после тренинга - это уже не школа, а секта.
# Тренинговые цели всегда конкретны. Изучается только то, что может быть реализовано на практике, что может позитивно изменить "жизнь" подопечного.
# Эффективность обучения и его "последействие" (т.е. польза) сильно зависят от школы и личности тренера.

Очень важный момент - соответствие программы обучения потребностям подопечных.


Некоторые правила проведения тренинга
* оптимальное проведение тренинга - в кругу
* обязательно принимаются правила группы
* четкое соблюдение времени


Продолжительность тренинга зависит от:
* Целей (например, если вы хотите добиться значительных результатов, продолжительность тренинга должна быть не менее 3-х дней)
* Организационных и материальных возможностей
* Возможностей тренера


Для того, чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга.
Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
* Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды
* Не боялся стать объектом насмешки и критики
* Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы
* Получал информацию сам и не мешал получать ее другим

Правила группы принимаются в самом начале тренинга



Пирамида познания:
{| class="standard" border=1 style="background-color:#efffef; width: 100%; margin-left: auto; margin-right: auto"
|--
|Лекция || Наиболее быстрый способ предоставления информации неограниченному количеству слушателей. Недостаток метода – лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя || 5 %
|-
|Чтение || Может происходить где угодно, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации || 10 %
|-
|Аудиовизуальные средства || Просмотр или прослушивание талантливого произведения – замечательный способ для эмоционального переживания информации || 20 %
|-
|Наглядные пособия || Используя наглядные пособия ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом осязанием и обонянием. || 30 %
|-
|Обсуждение в группах || Позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других || 50 %
|-
|Обучение практикой || Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования || 70 %
|-
|Выступление в роли обучающего || Хочешь выучить и понять сам, объясни другому || 90 %
|}



Что необходимо знать и уметь тренеру?
* Владение информацией по тематике тренинга
* Умение эффективно доносить информацию

NB
:! Прежде чем начать работать с группой в роли ведущего, желательно самому принять участие в таких занятиях в роли участника
:!! Я знаю какая информация для проведения тренинга мне нужна, и знаю, где ее найти


Как эффективно донести информацию?

Это умение включает в себя:
* Знание специфики аудитории
* Владение коммуникативными навыками
* Навыки групповой работы

Владение коммуникативными навыками
* умение относиться со вниманием и уважением к мнению окружающих. Это послужит стимулом к самораскрытию и самовыражению участников
* умение внимательно выслушать и понять собеседника. Умение слушать – очень ценное качество, которое помогает расположить собеседника к себе, заинтересовать не только одного человека, но и группу. Это умение помогает в произведении различных дискуссий, спорных обсуждений. Если вы дадите возможность собеседнику высказаться, не перебив его, и сосредоточитесь на его словах, то сможете многое узнать о мыслях и чувствах этого человека
* умение наблюдать за каждым участником и группу в целом. Информация, полученная таким образом, очень ценна. Наблюдая за участниками, можно понять, насколько их интересует происходящее в группе, какие отношения складываются в группе, насколько эффективно действует ведущий и др. Это поможет вовремя изменить что – либо в своих действиях или программе семинара.


Навыки групповой работы

К методам групповой работы, направленным на донесение информации и выработку навыков, относятся дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, групповые упражнения. Для эффективного использования всех этих методов необходимо главное – уметь «проводить» группу, организовывать групповой процесс


Каковы психологические основы группового процесса?

Что такое групповая динамика – развитие отношений между участниками, совокупность всех процессов, происходящих по мере развития и изменений группы

Составляющие групповой динамики:
* Развитие доверия – участники чувствуют себя свободно, включаются в процесс и работают. Это идеальный вариант. На самом деле, степень доверия у членов группы может быть разной.
* Групповая сплоченность (чувство сплоченности) – показатель устойчивости отношений между участниками. Это сотрудничество, позитивный настрой, желание работать. Возникает только после совместных действий, откровенных обсуждений.


[[Image:9jkm.jpg |right]]
Какие этапы развития проходит группа?

ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ


1. Предварительная подготовка

Проводится до начала групповой работы. Этот этап может занять больше времени, чем сам тренинг

Задачи:
* Выбрать уютное помещение, найти удобные стулья
* Продумать, как добиться того, чтобы участники собрались в назначенное время
* Заранее подготовить все материалы


2. Начальная стадия

Все участники хотят чувствовать себя в безопасности. На этой стадии участников беспокоит: обстановка в группе; то, как его приняли остальные члены группы; то как понравиться ведущему и другим участникам. На этой стадии члены группы склоны испытывать тревогу. Продолжительность этой стадии различна для каждого из участников. Один может сразу почувствовать себя комфортно, кому нужен час, кому то день. А может и постоянно находиться в состоянии тревожности

Задачи:
* Помнить, что начинать занятие нужно с процедуры знакомства
* Обсудить правила групповой работы
* Объяснить методы групповой работы
* На первых занятиях включать работу в парах
* Не торопиться


3. Переходная стадия

Стадия, когда участники оценивают заинтересованность ведущего, его способность оказывать помощь. Именно на этой стадии участники определяют, является ли группа «безопасным местом»; уточняют свои цели способы их достижения; уточняют свою жизненную позицию.

Задачи:
* Не оставлять без внимания все (негативные и позитивные) чувства, которые выражают участники в группе
* Помочь участникам понять, чего они хотят достичь за время работы в группе
* Еще раз выяснить ожидания группы тренинга
* Обращать внимание участников на те моменты, когда группа чувствует себя как нечто единое, целое
* Предложить обучающие упражнения и, таким образом, дать возможность участникам попробовать новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе
* Принимать каждого участника таким какой он есть


4. Рабочая стадия

Участники уже придерживаются правил групповой работы и могут попросить помощи у других членов группы. Эта стадия может чередовать с предыдущей.

Задачи:
* Поощрять попытки участников отработать полученные навыки
* Способствовать развитию доверительных отношений
* Не оставлять без внимания произошедшее в группе


5. Завершение

Этот этап уникален. Если тренинг прошел удачно, то момент завершения групповой работы окрашивается положительными эмоциями и остается ярким впечатлением на долгое время для всех участников. На этом этапе существует возможность сгладить все предыдущие шероховатости. Поэтому этот этап требует тонкой организации.

Задачи:
* Попросить участников оценить эффективность работы
* Выяснить у участников то, что еще следует сделать
* Составить планы дальнейшей работы
* Подготовить процедуру закрытия
* Сделать так, чтобы все участники поблагодарили друг друга
* Обеспечить всех информацией о системе поддержки и дальнейшей работы
* Дать понять участникам, что вы всегда им рады помочь




[[Category:Статьи]]