Что такое тренинг

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
5kjkkkkm.jpg

Тренинг – это вид группового и индивидуального обучения. Особенность тренинга в том, что участники учатся, выполняя практические задания тренера. Объем практической части тренинга должен быть как минимум равен теоретической, а в идеале превышать ее. Тренинг длится, как правило, недолго. И, главная отличительная черта тренинга – моделирование и решение практических задач.


Что такое тренинг

Тренинги бывают очень разные в зависимости от задач. Например, принципиально отличаются тренинги по построению команд и тренинги для изучения каких либо знаний.


Основные отличия тренинга от других форм обучения:

  1. Высокая интенсивность. Часто нужно обучить команду за очень ограниченное время.
  2. Слушатель сам решает и сам берет ответственность за то, что и как он будет делать во время тренинга. Т.е. он и тренер - партнеры.
  3. Высокий уровень интерактивности, диалога, диапазона эмоций, персонализации. Использование разнообразных методик, в том числе игровых.
  4. Хороший тренер адаптируется к потребностям группы и даже отдельных слушателей. Он с запасом образован, гибок и быстр.
  5. Ориентация скорее на концептуальные знания, нежели на энциклопедические и процедурные. Расширять знания и заучивать процедуры можно и после тренинга самостоятельно. Тренер должен акцентировать внимание на главном, показать выгоды и ловушки. Передать не только знания, но навыки и подсознательную компетентность.
  6. Тренинг ставит задачей не только передать знания, но и сделать человека самостоятельным. Это не всегда идеально, но это честно и единственно правильно. Если вы почувствовали себя зависимым после тренинга - это уже не школа, а секта.
  7. Тренинговые цели всегда конкретны. Изучается только то, что может быть реализовано на практике, что может позитивно изменить "жизнь" подопечного.
  8. Эффективность обучения и его "последействие" (т.е. польза) сильно зависят от школы и личности тренера.

Очень важный момент - соответствие программы обучения потребностям подопечных.


Некоторые правила проведения тренинга

  • оптимальное проведение тренинга - в кругу
  • обязательно принимаются правила группы
  • четкое соблюдение времени


Продолжительность тренинга зависит от:

  • Целей (например, если вы хотите добиться значительных результатов, продолжительность тренинга должна быть не менее 3-х дней)
  • Организационных и материальных возможностей
  • Возможностей тренера


Для того, чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

  • Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды
  • Не боялся стать объектом насмешки и критики
  • Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы
  • Получал информацию сам и не мешал получать ее другим

Правила группы принимаются в самом начале тренинга


Пирамида познания:

Лекция Наиболее быстрый способ предоставления информации неограниченному количеству слушателей. Недостаток метода – лекция ставит участника в пассивную позицию слушателя 5 %
Чтение Может происходить где угодно, но не позволяет достичь глубокого усвоения информации 10 %
Аудиовизуальные средства Просмотр или прослушивание талантливого произведения – замечательный способ для эмоционального переживания информации 20 %
Наглядные пособия Используя наглядные пособия ведущий помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом осязанием и обонянием. 30 %
Обсуждение в группах Позволяет участникам поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определенной темы. Дискуссии и «мозговые штурмы» ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о собственных выводах, выслушивать самые разнообразные мнения других 50 %
Обучение практикой Это ролевые игры, проигрывание ситуаций, практические занятия, самостоятельные исследования 70 %
Выступление в роли обучающего Хочешь выучить и понять сам, объясни другому 90 %


Что необходимо знать и уметь тренеру?

  • Владение информацией по тематике тренинга
  • Умение эффективно доносить информацию

NB

! Прежде чем начать работать с группой в роли ведущего, желательно самому принять участие в таких занятиях в роли участника
!! Я знаю какая информация для проведения тренинга мне нужна, и знаю, где ее найти


Как эффективно донести информацию?

Это умение включает в себя:

  • Знание специфики аудитории
  • Владение коммуникативными навыками
  • Навыки групповой работы

Владение коммуникативными навыками

  • умение относиться со вниманием и уважением к мнению окружающих. Это послужит стимулом к самораскрытию и самовыражению участников
  • умение внимательно выслушать и понять собеседника. Умение слушать – очень ценное качество, которое помогает расположить собеседника к себе, заинтересовать не только одного человека, но и группу. Это умение помогает в произведении различных дискуссий, спорных обсуждений. Если вы дадите возможность собеседнику высказаться, не перебив его, и сосредоточитесь на его словах, то сможете многое узнать о мыслях и чувствах этого человека
  • умение наблюдать за каждым участником и группу в целом. Информация, полученная таким образом, очень ценна. Наблюдая за участниками, можно понять, насколько их интересует происходящее в группе, какие отношения складываются в группе, насколько эффективно действует ведущий и др. Это поможет вовремя изменить что – либо в своих действиях или программе семинара.


Навыки групповой работы

К методам групповой работы, направленным на донесение информации и выработку навыков, относятся дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, групповые упражнения. Для эффективного использования всех этих методов необходимо главное – уметь «проводить» группу, организовывать групповой процесс


Каковы психологические основы группового процесса?

Что такое групповая динамика – развитие отношений между участниками, совокупность всех процессов, происходящих по мере развития и изменений группы

Составляющие групповой динамики:

  • Развитие доверия – участники чувствуют себя свободно, включаются в процесс и работают. Это идеальный вариант. На самом деле, степень доверия у членов группы может быть разной.
  • Групповая сплоченность (чувство сплоченности) – показатель устойчивости отношений между участниками. Это сотрудничество, позитивный настрой, желание работать. Возникает только после совместных действий, откровенных обсуждений.


9jkm.jpg

Какие этапы развития проходит группа?

ЭТАПЫ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ


1. Предварительная подготовка

Проводится до начала групповой работы. Этот этап может занять больше времени, чем сам тренинг

Задачи:

  • Выбрать уютное помещение, найти удобные стулья
  • Продумать, как добиться того, чтобы участники собрались в назначенное время
  • Заранее подготовить все материалы


2. Начальная стадия

Все участники хотят чувствовать себя в безопасности. На этой стадии участников беспокоит: обстановка в группе; то, как его приняли остальные члены группы; то как понравиться ведущему и другим участникам. На этой стадии члены группы склоны испытывать тревогу. Продолжительность этой стадии различна для каждого из участников. Один может сразу почувствовать себя комфортно, кому нужен час, кому то день. А может и постоянно находиться в состоянии тревожности

Задачи:

  • Помнить, что начинать занятие нужно с процедуры знакомства
  • Обсудить правила групповой работы
  • Объяснить методы групповой работы
  • На первых занятиях включать работу в парах
  • Не торопиться


3. Переходная стадия

Стадия, когда участники оценивают заинтересованность ведущего, его способность оказывать помощь. Именно на этой стадии участники определяют, является ли группа «безопасным местом»; уточняют свои цели способы их достижения; уточняют свою жизненную позицию.

Задачи:

  • Не оставлять без внимания все (негативные и позитивные) чувства, которые выражают участники в группе
  • Помочь участникам понять, чего они хотят достичь за время работы в группе
  • Еще раз выяснить ожидания группы тренинга
  • Обращать внимание участников на те моменты, когда группа чувствует себя как нечто единое, целое
  • Предложить обучающие упражнения и, таким образом, дать возможность участникам попробовать новые приемы, стратегии поведения в безопасной обстановке в группе
  • Принимать каждого участника таким какой он есть


4. Рабочая стадия

Участники уже придерживаются правил групповой работы и могут попросить помощи у других членов группы. Эта стадия может чередовать с предыдущей.

Задачи:

  • Поощрять попытки участников отработать полученные навыки
  • Способствовать развитию доверительных отношений
  • Не оставлять без внимания произошедшее в группе


5. Завершение

Этот этап уникален. Если тренинг прошел удачно, то момент завершения групповой работы окрашивается положительными эмоциями и остается ярким впечатлением на долгое время для всех участников. На этом этапе существует возможность сгладить все предыдущие шероховатости. Поэтому этот этап требует тонкой организации.

Задачи:

  • Попросить участников оценить эффективность работы
  • Выяснить у участников то, что еще следует сделать
  • Составить планы дальнейшей работы
  • Подготовить процедуру закрытия
  • Сделать так, чтобы все участники поблагодарили друг друга
  • Обеспечить всех информацией о системе поддержки и дальнейшей работы
  • Дать понять участникам, что вы всегда им рады помочь