Тренинг на командообразование 2

Материал из Летний лагеря
Версия от 09:14, 16 сентября 2009; Vvk (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
3878836257 b21813dfbdm.jpg

Создать необходимые установки, повысить и закрепить мотивацию, помочь ребенку найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего деятельности в конкретном лагере, возможно с помощью тренинга командообразования.

Тренинги командообразования можно условно подразделить на несколько основных видов:

— информационные тренинги,
— поведенческие тренинги,
— тренинги самосознания и личностной идентификации.

Информационные тренинги командоообразования. Данный вид тренингов командообразования направлен на знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся. Основной целью таких тренингов является обозначение рамок взаимодействия представителей группы. Для них проясняется основная цель, ради которой они собрались, декларируются правила их взаимодействия и предлагаются задания для уяснения этих правил. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: где? Когда? Зачем? По каким правилам?

Примером такого тренинга может быть создание временной редколлегии для разового выхода «стенгазеты». Вожатый собирает ребят, пожелавших попробовать свои силы в выпуске стенгазеты. Проясняет им цель создания стенгазеты, устанавливает сроки, в которые необходимо его создать. Прежде чем отвечать на дальнейшие вопросы, он предлагает ребятам решить коллективно ситуативную задачку, направленную на уяснение норм создания стенгазеты. Во время работы над задачей вожатый наблюдает за дискуссией ребят и принимает решение о том, кто какую роль будет занимать в редколлегии. По окончании дискуссии он отвечает на вопросы, информирует ребят о своем решении и о том, какие функции они будут выполнять.


Поведенческие тренинги командообразования. Их можно считать продолжением или надстройкой над информационными тренингами командообразования. Задачей тренера здесь становится не просто проинформировать участников о правилах, целях и границах их взаимодействия, не только прояснить их, но и отыграть правильные стратегии поведения в командной среде. Основные вопросы, на которые отвечает вожатый: что делать? Как? Каким образом? Он помогает участникам выстроить адекватную модель поведения друг с другом. (См. схему ниже.)

В предыдущем примере с редколлегией вожатый только информирует ребят о том, кто какую функцию будет выполнять и какова будет его роль в создании стенгазеты. В поведенческом тренинге вожатый разъясняет ребятам, что делать, выполняя свои функции, помогает отыграть наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе создания стенгазеты. Например, он может предложить ролевую игру и создать мини-стенгазету прямо здесь и сейчас, в рамках учебного тренинга. Или попросить представить самые трудные ситуации, которые у них могут возникнуть, и кто (что) тогда им сможет помочь или помешать. Работа вожатого будет направлена на создание модели эффективного взаимодействия внутри группы этих ребят, на те поведенческие образцы, которые они могут и будут использовать во взаимодействии друг с другом и с внешней средой.


Тренинги командообразования, направленные на самосознание и самоидентичность каждого отдельного члена группы и всей группы в целом, представляют собой надстройку над двумя предыдущими видами. Их эффективно применять при решении таких задач, как актуализация мотивации детей, создание ценности лагеря в их глазах, осознание своего места и роли в коллективе, формирование лидерской позиции детей и др.

Основные вопросы, с которыми работает вожатый, — почему? Ради чего? Что ценно в данной ситуации? Кто Я? Что для меня эта группа? Работа тренера здесь происходит на уровне ценностных ориентаций и самоидентичности учащихся (см. рис. ниже). В подобном тренинге нет задачи «отыграть» поведенческие модели адекватного поведения в какой-либо ситуации. Они не первичны. Важно актуализировать мировоззренческий уровень каждого ребенка и сформировать ценность коллективного существования для единой цели саморазвития и самоактуализации.

Для успешного проведения подобных тренингов очень важно придерживаться подхода, ориентированного на решение. Проблемно-ориентированный подход помогает замечать то, что нужно корректировать и исправлять, ориентированный на решение — выстраивать конструктивный путь взаимодействия, намечать перспективы и формулировать цели.

Специально для начального командообразования предназначен данный тренинг командообразования третьего типа.

По окончании такого тренинга ученик должен знать:

— как зовут каждого из его ровесников, присутствующих на данном тренинге;
— цели, задачи, связанные с дальнейшим нахождением в легере, свои и каждого из его ровесников;
— какие роли бывают при групповом взаимодействии, преимущества и недостатки ролей;
— стратегию успешного сосуществования в лагере.

На основании материалов тренинга дети должны уметь:

— отслеживать, в какой ролевой позиции в группе они находятся;
— вырабатывать стратегию успешного сосуществования в лагере (в том числе и посредством коммуникативного взаимодействия в своей группе);
— рефлексировать коммуникативные и личностные процессы, которые происходят в группе.

Дети должны иметь навыки коммуникативного взаимодействия в группе, связанного с со своим сосуществованием в лагере. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в отряде, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его ровесниками.


Уровневая пирамида тренингов командообразования

Piram.jpg


ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Общее количество времени, которое занимает тренинг, 5–5,5 академических часа. После проведения тренинга желательно сопровождение отряда по актуальным темам, поднятым на тренинге.


ЗНАКОМСТВО

«Сбор ожиданий»

Цели: сбор информации.

Время: 10 минут.

По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга


«Снежный ком»

Цели: знакомство детей между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым детьми самим себе.

Время: 10 минут.

Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.


«Меняются те, кто….»

Цели: усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.

Время: 5 минут.

Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.


«Я плюс ты наоборот»

Цели: более детальное знакомство детей друг с другом; диагностика позиции ведущего и ведомого в подгруппах.

Время: 30 минут.

Участники тренинга делятся на пары. В течение 3–5 минут каждый рассказывает о самых значимых для него моментах жизни. Далее все участники объединяются в общий круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и рассказывают друг о друге, меняясь местами. Например: Маша сидит на стуле, Саша встает у нее за спиной и начинает рассказывать о Маше от первого лица.


Мини-шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; первичный анализ ролевых позиций («ведущий / ведомый»).

Время: 5 минут.

Проводится в свободном режиме.

Время проведения этой части тренинга: 1 час.

Перерыв — 10 минут.


ОСНОВНОЙ БЛОК

ЧАСТЬ 1

«Ручки»

Цели: усиление динамики группы после перерыва; выработка стратегий командного взаимодействия; поиск отрядом стратегии самостоятельного взаимодействия в коллективе; телесно-косвенное ощущение друг друга.

Время: 15 минут.

Необходимо взять какие-либо мелкие предметы. Объединиться по парам. Удерживая предметы только указательными пальцами, надо одновременно сесть и одновременно встать, не уронив предметы. Затем это же упражнение выполняется по три человека. На следующем этапе это же упражнение выполняется всем отрядом.


Индивидуальное задание

Цели: фокусировка на собственных целях, связанных с нахождением в лагере.

Время: 10 минут.

Каждого из участников тренинга просят в полном молчании составить рассказ на тему «Что будет результатом моего пребывания в лагере?».

Работа в малых группах

Цели: прояснить цели ровесников и поделиться своими целями, связанными с нахождением в лагере.

Время: 20 минут.

Участники тренинга объединяются в малые группы по пять человек и делятся своими размышлениями на тему предыдущего задания. Кроме того, им необходимо выделить 5 общих целей нахождения в лагере, наиболее значимых для всех в малой группе.


Общий шеринг

Цели: сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей (результатов) нахождения в лагере для данной детской группы; эмоциональное отреагирование.

Время: 15 минут.

Один человек из группы называет и обосновывает выделенные им цели. Каждый следующий выступающий уже названные цели не повторяет, его выступление происходит в режиме добавления.

Результат шеринга: общий список целей (результатов) нахождения в лагере данной детской группы в целом.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 10 минут.

Перерыв — 20 минут.


ЧАСТЬ 2

«Вброд с закрытыми глазами»

Цели: выработка стратегий командного взаимодействия; урегулирование целевых и ценностных отношений; выявление лидеров отряда; выявление ценности командных отношений.

Время: 30 минут.

Упражнение готовится тренером заранее. В трех-четырех метрах друг от друга наклеиваются линии-ограничители. Между ними в размер шага в хаотическом порядке на пол наклеиваются листы формата А4. Детей просят рассчитаться на первый-второй-третий. Дальше дети подходят к одной из линий.

Инструкция: «С настоящего момента у участников с номером «три» закрыты глаза, и они не могут говорить. Всему отряду необходимо перебраться из пункта А в пункт В. Сейчас вы находитесь в пункте А. Между линиями есть кочки. Вы можете наступать только на них. Если кто-то «сорвется» с кочки, весь отряд возвращается в пункт А и начинает движение сначала. Если нарушаются другие правила, отряд также возвращается назад и начинает задание сначала. Задание считается выполненным, когда весь отряд окажется в пункте В».


Шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; прояснение отношений; прояснение оптимальных стратегий взаимодействия в группе; фокусировка на теме «команда»: переход к теме «моя роль в командной работе».

Время: 10 минут.

Обсуждение впечатлений. Как это было? Что и как удалось/ не удалось? Что помогало/мешало достижению цели? Как это быть командой? Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в дальнейшую жизнь?


Мозговой штурм.

Тема «Идеальный командир отряда»

Цели: описание качеств идеального командира отряда; актуализация темы поддержки и взаимоподдержки, роли командира отряда в коллективе; актуализация всего полученного набора знаний; отработка навыков работы в группе; завершение самостоятельной групповой работы; диагностика ролевых распределений в группе; выявление потенциального лидера.

Время: 20 минут.

Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план его проведения.

1. Вводит основные правила:

  • не критиковать;
  • выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях;
  • продолжать и развивать прозвучавшие идеи;
  • предлагать как можно больше вариантов — чем больше идей, тем лучше;
  • размышлять вслух.

2. Предлагает распределить роли: секретаря, тайм-менеджера, ведущего и генераторов идей.

3. Предлагает план работы с информацией в мозговом штурме:

  • ориентировка в задаче (уточнение совместных целей, условий, имеющихся ресурсов);
  • сбор информации (подкидывать идеи, пока они не закончатся);
  • оценка результата (структурирование полученных мнений и предложений);
  • подведение итогов дискуссии (мнения о результате, оценка собственной удовлетворенности и содержательной продуктивности).

Последний пункт вожатый проводит в рамках обсуждения.

Непосредственного участия в дискуссии вожатый не принимает.


Представление результатов работы группы

Цели: представить результаты; сфокусироваться на ценности групповой работы.

Время: 10 минут.

Один-два человека от группы представляют результаты работы, остальные дополняют. Вожатый задает корректирующие и «развертывающие» вопросы.


Процедура выбора командира отряда

Цели: актуализация выбора; легитимность выбора командира отряда.

Время: 10 минут.

Вожатый предлагает каждому на листочке записать три фамилии детей, каждый из которых мог бы стать командиром отряда. Вожатый сам подсчитывает голоса (при детях на листке).


Итог дня. «Свечка»

Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.

Время: 10 минут.

Обсуждение проводится в свободном режиме.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 30 минут.

Общее время: 3 часа 30 минут (без перерывов).


Заключение

Индивидуальная работа с детьми по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает опыт, работа с коллективным представлением об сосуществовании в лагере. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.

Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он приехал в лагерь? Что он хочет получить от своего нахождения в лагере? Что может дать ему лагерь и что он может дать лагерю? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.