Тренинг на командообразование 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
3878836257 b21813dfbdm.jpg

Создать необходимые установки, повысить и закрепить мотивацию, помочь ребенку найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего деятельности в конкретном лагере, возможно с помощью тренинга командообразования.

Каковы же основные принципы проведения таких мероприятий? И в чем секрет успеха?

Существуют разные типы и сценарии тренингов командообразования, одну из типологий в соответствии со спиральной динамикой вы можете найти на моем сайте. Но в основе любого такого тренинга лежат базовые, открытые еще в древние времена, этапы. Потому что по сути, тренинг командообразования является современным, корпоративным вариантом обряда инициации. Когда группа ребят трансформируется в команду, когда что-то меняется в каждом участнике…

И, понимая эти архетипичные принципы, нам легко составить общий план такого мероприятия, которое будет создавать желаемый эффект трансформации.

Выделим пять основных важных этапов инициации:

  1. Выход за пределы (в лес)
  2. Испытания
  3. Получение Знания, Секрета
  4. Пир, волшебный напиток
  5. Возвращение в новом статусе

Как видим, эти этапы естественным образом описывают программу эффективного тренинга. Поясним некоторые пункты.

1. Что значит «выход за пределы», и почему этот этап важен? Почему нельзя провести тренинг командообразования прямо, ну например, в привычном тренинговом зале? Почему именно лес? Попробуйте сначала сами интуитивно ответить на эти вопросы. Вспомните из своего опыта яркий момент командного взаимодействия. Скорее всего, это была или критическая ситуация, или поход на природу, верно? Ведь в привычной среде мы настолько плотно окружены стереотипами, что очень трудно взглянуть на своего коллегу другими глазами, увидеть в нем не «раздражающий фактор», а интересного человека, члена команды, на которого можно положиться в трудной ситуации.

Поэтому первым обязательным условием тренинга командообразования является кардинальная смена обстановки и формы одежды.

2. Испытания – это, собственно, и есть упражнения командообразования, требующие от участников проявления командного духа, поддержки, проявления самых лучших личностных качеств. Как правило, для прохождения испытаний участники объединяются в команды по 6-12 ребят, и, конечно, неизбежно команды начинают соревноваться между собой.

3. Именно поэтому так важен третий этап – финал тренинга, получение Секрета. На этом этапе мы объединяем все команды и с помощью различных «уловок» показываем, что соревнование – да, это весело, но чтобы достигать выдающихся результатов, нужно объединять усилия всех. Также полезно, если в финале участники выразят накопленную энергию в совместном творчестве.


Квест: летние командообразующие и развлекательные мероприятия

«В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО…»

Что такое КВЕСТ?

Это приключенческая игра, один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных и физических задач для продвижения по сюжету.


В поисках потерянного ЧЕГО? Спросите вы… Ответ у каждого будет свой. В ходе Квеста участники найдут то, чего им раньше не доставало в жизни: кто-то найдет друзей, кто-то уверенность в своих силах. Кто-то найдет в себе новые ощущения, кто-то совершит поступок, которым будет гордиться всю жизнь. Но точно можем сказать одно — каждый найдет в себе что-то новое!

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Чтобы создать атмосферу неформального общения, построить команду, выработать командный дух и умение работать в команде, выявить лидеров, сплотить команды, сделать психологическую разгрузку, организовать содержательный досуг, наконец, повысить корпоративную культуру и лояльность ребят к вашему лагерю.

Мы можем:

  1. Сплотить коллектив посредством постановки перед участниками единых задач.
  2. Выявить лидеров, оценить результативность работы команды в постоянно меняющихся условиях.

КАК это будет происходить?

1. Предварительный этап:

30-40 минут.

  1. Группа ребят разбивается на команды (случайным образом, жеребьевкой, или по другому любому признаку).
  2. Проводится инструктаж по технике безопасности при проведении Квеста.
  3. Участникам сообщают правила Квеста, знакомят с организаторами.
  4. Выдают маршрутные карты и прикрепляют проводников-инструкторов.
  5. Командам выдаются цветные повязки разных цветов для обозначения себя.

Основной задачей для команд является - прохождение всех испытаний под руководством проводника, в качестве соревновательного элемента вводится временная оценка: команда, закончившая все испытания первой, объявляется победителем Квеста.

2. Основной этап:

100-120 минут.

Легенда:

В современном мире — кто владеет информацией, тот владеет всем. После очередной технологической катастрофы мир погрузился в информационную тьму. И людям, как в древние времена, пришлось учиться передавать информацию. Чудом удалось восстановить передачу информации через веревочные узлы («веревочное письмо»). Сегодня вам придется найти часть потерянного. Но для этого вам необходимо будет пройти все испытания, собирая узелки веревочного письма в единое целое. И кто сделает это - тот будет владеть информацией. А значит всем миром!

1. Командам выдаются карты и 5 минут на изучение маршрута.

2. После подачи сигнала к началу игры команды с проводниками начинают искать первое испытание.

Всего участникам будет представлено более 10 заданий, в том числе на:

  • командное взаимодействие,
  • логику и поиск нестандартных путей решения,
  • проявление физических качеств,
  • выявление лидерских качеств.

3. Во время перехода между точками ориентирования проводники предлагают командам вытягивать карты — с заданиями.

4. Выполняя задания Квеста, команды добывают веревки с узлами, вернувшись к месту сбора их задача по рисункам угадать, какие узлы у них есть и какие буквы они означают, из полученных букв им предстоит собрать ключевое слово.


3. Заключительный этап:

30-40 минут.

Команды, собрав каждая по слову, из полученных слов собирают совместно уже слоган или девиз, который характеризует их деятельность или качества.

Заключительный этап можно использовать как церемонию награждения по итогам игры. Время прохождения этапов рассчитано из количества участников – до 50 ребят.


ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ КВЕСТА:

Упражнение "Вертикальное препятствие".

Перед командой на высоте 120 см. натянута веревка. Задача команде: перебраться через веревку, не задев ее.

Упражнение "Палатка-загадка".

Перед командой две палатки: все участники должны молчать, так как они попали в священное место и смогут вернуть свой голос только после того, как отгадают предложенные им загадки. Проводник загадывает загадку. Команда, молча, выбирает того, кто, по их мнению, знает ответ, участник идет в палатку, находит там нужную вещь, являющуюся ответом, выносит ее, а команда знаками показывает, верно, или нет.

Упражнение "Сахарное послание".

На листе бумаги написан ответ, где лежит веревка с очередным узелком: но чтобы его прочитать, необходимо убрать сахар без касания листа чем-либо — убрать куски сахара, которые скрывают задание.

Упражнение "Слепой случай".

Участнику завязывают глаза, и он должен пройти через лабиринт, не задев ограничителей. Команда может говорить только да или нет. И так все по очереди должны переправиться через лабиринт.

Упражнение "Крокодил".

Один из участников показывает жестами, что изображено на картинке — команда должна угадать.

Упражнение "Драмкружок".

Команде необходимо обыграть предложенные ситуации. Пример: финальная битва терминаторов, куриная ферма т.д.

Упражнение "Паутина".

Команде необходимо пройти через натянутую паутину, не задев ее.

Упражнение "Дартс".

Необходимо выбить 180 очков из 10 бросков. За каждый бросок участники выполняют задания в зависимости от того сектора в какой попадают (пример: 18 — назвать имена всех членов команды, 3 — присесть 10 раз).

Упражнение "Тонко там, где рвется…".

Под натянутой веревкой необходимо разжечь костер, пламя, поднявшись, пережжет веревку. Дается все 1 спичка. Другие спички команда получит при выполнении штрафных заданий.

Упражнение "Все за одного".

На подносе размером с лист А4 стоит стакан с водой. По краям подноса — веревки. Необходимо всей команде взять за веревки и перенести не пролив воду из стакана в другое место.

Упражнение "Дровосек".

Команде необходимо расколоть полено и сложить из него название фирмы.

Упражнение "Сколько веревочки не виться…".

На Станции команде необходимо связать в одну веревку все свои повязки, полученные в начале игры, и привязав что-то тяжелое к концу, забрасывая веревку, подтянуть к себе коробку с артефактом – там продолжение задания. Привязать к маркированному дереву полученную веревку, и, растянув ее в направлении указанном в артефакте, найти в том месте очередной узелок.

Упражнение "Узловая".

На месте сбора команда раскладывает все узелки, полученные за время Квеста. Им выдается алфавит, и по типу узлов они выбирают буквы, нарисованные на больших листах, составляют свое слово из них (это одно из слов общей фразы.)

Упражнение "Финальная".

Все команды выкладывают свои слова в единую фразу. Варианты могут быть предложены ведущим. Итог тренинга. «Большой совет» в участвовавших детских группах

Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.

Время: 10 минут.

Обсуждение проводится в свободном режиме.


Заключение

Индивидуальная работа с детьми по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает опыт, работа с коллективным представлением об сосуществовании в лагере. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.

Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он приехал в лагерь? Что он хочет получить от своего нахождения в лагере? Что может дать ему лагерь и что он может дать лагерю? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.