Тренинг на командообразование 2: различия между версиями

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
м
 
Строка 2: Строка 2:
 
Создать необходимые установки, повысить и закрепить мотивацию, помочь ребенку найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего деятельности в конкретном лагере, возможно с помощью тренинга командообразования.
 
Создать необходимые установки, повысить и закрепить мотивацию, помочь ребенку найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего деятельности в конкретном лагере, возможно с помощью тренинга командообразования.
  
Тренинги командообразования можно условно подразделить на несколько основных видов:
+
Каковы же основные принципы проведения таких мероприятий? И в чем секрет успеха?
:— информационные тренинги,
 
:— поведенческие тренинги,
 
:— тренинги самосознания и личностной идентификации.
 
  
'''Информационные тренинги командоообразования'''. Данный вид тренингов командообразования направлен на знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся. Основной целью таких тренингов является обозначение рамок взаимодействия представителей группы. Для них проясняется основная цель, ради которой они собрались, декларируются правила их взаимодействия и предлагаются задания для уяснения этих правил. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: где? Когда? Зачем? По каким правилам?
+
Существуют разные типы и сценарии тренингов командообразования, одну из типологий в соответствии со спиральной динамикой вы можете найти на моем сайте. Но в основе любого такого тренинга лежат базовые, открытые еще в древние времена, этапы. Потому что по сути, тренинг командообразования является современным, корпоративным вариантом обряда инициации. Когда группа ребят трансформируется в команду, когда что-то меняется в каждом участнике…
  
Примером такого тренинга может быть создание временной редколлегии для разового выхода «стенгазеты». Вожатый собирает ребят, пожелавших попробовать свои силы в выпуске стенгазеты. Проясняет им цель создания стенгазеты, устанавливает сроки, в которые необходимо его создать. Прежде чем отвечать на дальнейшие вопросы, он предлагает ребятам решить коллективно ситуативную задачку, направленную на уяснение норм создания стенгазеты. Во время работы над задачей вожатый наблюдает за дискуссией ребят и принимает решение о том, кто какую роль будет занимать в редколлегии. По окончании дискуссии он отвечает на вопросы, информирует ребят о своем решении и о том, какие функции они будут выполнять.
+
И, понимая эти архетипичные принципы, нам легко составить общий план такого мероприятия, которое будет создавать желаемый эффект трансформации.
  
 +
Выделим пять основных важных этапов инициации:
 +
#Выход за пределы (в лес)
 +
#Испытания
 +
#Получение Знания, Секрета
 +
#Пир, волшебный напиток
 +
#Возвращение в новом статусе
  
'''Поведенческие тренинги командообразования'''. Их можно считать продолжением или надстройкой над информационными тренингами командообразования. Задачей тренера здесь становится не просто проинформировать участников о правилах, целях и границах их взаимодействия, не только прояснить их, но и отыграть правильные стратегии поведения в командной среде. Основные вопросы, на которые отвечает вожатый: что делать? Как? Каким образом? Он помогает участникам выстроить адекватную модель поведения друг с другом. (См. схему ниже.)
+
Как видим, эти этапы естественным образом описывают программу эффективного тренинга. Поясним некоторые пункты.
  
В предыдущем примере с редколлегией вожатый только информирует ребят о том, кто какую функцию будет выполнять и какова будет его роль в создании стенгазеты. В поведенческом тренинге вожатый разъясняет ребятам, что делать, выполняя свои функции, помогает отыграть наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе создания стенгазеты. Например, он может предложить ролевую игру и создать мини-стенгазету прямо здесь и сейчас, в рамках учебного тренинга. Или попросить представить самые трудные ситуации, которые у них могут возникнуть, и кто (что) тогда им сможет помочь или помешать. Работа вожатого будет направлена на создание модели эффективного взаимодействия внутри группы этих ребят, на те поведенческие образцы, которые они могут и будут использовать во взаимодействии друг с другом и с внешней средой.
+
1. Что значит «выход за пределы», и почему этот этап важен? Почему нельзя провести тренинг командообразования прямо, ну например, в привычном тренинговом зале? Почему именно лес? Попробуйте сначала сами интуитивно ответить на эти вопросы. Вспомните из своего опыта яркий момент командного взаимодействия.  
 +
Скорее всего, это была или критическая ситуация, или поход на природу, верно? Ведь в привычной среде мы настолько плотно окружены стереотипами, что очень трудно взглянуть на своего коллегу другими глазами, увидеть в нем не «раздражающий фактор», а интересного человека, члена команды, на которого можно положиться в трудной ситуации.
  
 +
Поэтому первым обязательным условием тренинга командообразования является кардинальная смена обстановки и формы одежды.
  
'''Тренинги командообразования''', направленные на '''самосознание и самоидентичность''' каждого отдельного члена группы и всей группы в целом, представляют собой надстройку над двумя предыдущими видами. Их эффективно применять при решении таких задач, как актуализация мотивации детей, создание ценности лагеря в их глазах, осознание своего места и роли в коллективе, формирование лидерской позиции детей и др.  
+
2. Испытания – это, собственно, и есть упражнения командообразования, требующие от участников проявления командного духа, поддержки, проявления самых лучших личностных качеств. Как правило, для прохождения испытаний участники объединяются в команды по 6-12 ребят, и, конечно, неизбежно команды начинают соревноваться между собой.
  
Основные вопросы, с которыми работает вожатый, — почему? Ради чего? Что ценно в данной ситуации? Кто Я? Что для меня эта группа? Работа тренера здесь происходит на уровне ценностных ориентаций и самоидентичности учащихся (см. рис. ниже). В подобном тренинге нет задачи «отыграть» поведенческие модели адекватного поведения в какой-либо ситуации. Они не первичны. Важно актуализировать мировоззренческий уровень каждого ребенка и сформировать ценность коллективного существования для единой цели саморазвития и самоактуализации.
+
3. Именно поэтому так важен третий этап – финал тренинга, получение Секрета. На этом этапе мы объединяем все команды и с помощью различных «уловок» показываем, что соревнование – да, это весело, но чтобы достигать выдающихся результатов, нужно объединять усилия всех. Также полезно, если в финале участники выразят накопленную энергию в совместном творчестве.
  
Для успешного проведения подобных тренингов очень важно придерживаться подхода, ориентированного на решение. Проблемно-ориентированный подход помогает замечать то, что нужно корректировать и исправлять, ориентированный на решение — выстраивать конструктивный путь взаимодействия, намечать перспективы и формулировать цели.
 
  
Специально для начального командообразования предназначен данный тренинг командообразования третьего типа.
 
  
По окончании такого тренинга ученик должен '''знать''':  
+
Квест: летние командообразующие и развлекательные мероприятия
:— как зовут каждого из его ровесников, присутствующих на данном тренинге;
 
:— цели, задачи, связанные с дальнейшим нахождением в легере, свои и каждого из его ровесников;
 
:— какие роли бывают при групповом взаимодействии, преимущества и недостатки ролей;
 
:— стратегию успешного сосуществования в лагере.
 
  
На основании материалов тренинга дети должны '''уметь''':
+
«В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО…»
:— отслеживать, в какой ролевой позиции в группе они находятся;
 
:— вырабатывать стратегию успешного сосуществования в лагере (в том числе и посредством коммуникативного взаимодействия в своей группе);
 
:— рефлексировать коммуникативные и личностные процессы, которые происходят в группе.
 
  
Дети должны '''иметь навыки''' коммуникативного взаимодействия в группе, связанного с со своим сосуществованием в лагере. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в отряде, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его ровесниками.
+
Что такое КВЕСТ?
  
 +
Это приключенческая игра, один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных и физических задач для продвижения по сюжету.
  
Уровневая пирамида тренингов командообразования
 
  
[[Изображение:Piram.jpg]]
+
В поисках потерянного ЧЕГО? Спросите вы…
 +
Ответ у каждого будет свой. В ходе Квеста участники найдут то, чего им раньше не доставало в жизни: кто-то найдет друзей, кто-то уверенность в своих силах. Кто-то найдет в себе новые ощущения, кто-то совершит поступок, которым будет гордиться всю жизнь. Но точно можем сказать одно — каждый найдет в себе что-то новое!
  
 +
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?
  
 +
Чтобы создать атмосферу неформального общения,  построить команду, выработать командный дух и умение работать в команде, выявить лидеров, сплотить команды, сделать психологическую разгрузку, организовать содержательный досуг, наконец, повысить корпоративную культуру и лояльность ребят к вашему лагерю.
  
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
+
Мы можем:
 +
# Сплотить коллектив посредством постановки перед участниками единых задач.
 +
# Выявить лидеров, оценить результативность работы команды в постоянно меняющихся условиях.
  
Общее количество времени, которое занимает тренинг, 5–5,5 академических часа. После проведения тренинга желательно сопровождение отряда по актуальным темам, поднятым на тренинге.
+
КАК это будет происходить?
  
 +
1. Предварительный этап:
  
ЗНАКОМСТВО
+
30-40 минут.
  
«Сбор ожиданий»
+
# Группа ребят разбивается на команды (случайным образом, жеребьевкой, или по другому любому признаку).
 
+
# Проводится инструктаж по технике безопасности при проведении Квеста.
Цели: сбор информации.
+
# Участникам сообщают правила Квеста, знакомят с организаторами.
 
+
# Выдают маршрутные карты и прикрепляют проводников-инструкторов.
Время: 10 минут.
+
# Командам выдаются цветные повязки разных цветов для обозначения себя.
 
 
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга
 
 
 
 
 
«Снежный ком»
 
 
 
Цели: знакомство детей между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым детьми самим себе.
 
 
 
Время: 10 минут.
 
 
 
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
 
 
 
 
 
«Меняются те, кто….»
 
 
 
Цели: усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.
 
 
 
Время: 5 минут.
 
 
 
Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.
 
 
 
 
 
«Я плюс ты наоборот»
 
 
 
Цели: более детальное знакомство детей друг с другом; диагностика позиции ведущего и ведомого в подгруппах.  
 
 
 
Время: 30 минут.
 
 
 
Участники тренинга делятся на пары. В течение 3–5 минут каждый рассказывает о самых значимых для него моментах жизни. Далее все участники объединяются в общий круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и рассказывают друг о друге, меняясь местами. Например: Маша сидит на стуле, Саша встает у нее за спиной и начинает рассказывать о Маше от первого лица.
 
 
 
 
 
Мини-шеринг
 
 
 
Цели: эмоциональное отреагирование; первичный анализ ролевых позиций («ведущий / ведомый»).
 
 
 
Время: 5 минут.
 
 
 
Проводится в свободном режиме.
 
 
 
Время проведения этой части тренинга: 1 час.
 
 
 
Перерыв — 10 минут.  
 
  
 +
Основной задачей для команд является - прохождение всех испытаний под руководством проводника, в качестве соревновательного элемента вводится временная оценка: команда, закончившая все испытания первой, объявляется победителем Квеста.
  
 +
2. Основной этап:
  
ОСНОВНОЙ БЛОК
+
100-120 минут.
  
ЧАСТЬ 1
+
Легенда:
  
«Ручки»
+
В современном мире — кто владеет информацией, тот владеет всем.
 +
После очередной технологической катастрофы мир погрузился в информационную тьму. И людям, как в древние времена, пришлось учиться передавать информацию. Чудом удалось восстановить передачу информации через веревочные узлы («веревочное письмо»). Сегодня вам придется найти часть потерянного. Но для этого вам необходимо будет пройти все испытания, собирая узелки веревочного письма в единое целое. И кто сделает это - тот будет владеть информацией. А значит всем миром!
  
Цели: усиление динамики группы после перерыва; выработка стратегий командного взаимодействия; поиск отрядом стратегии самостоятельного взаимодействия в коллективе; телесно-косвенное ощущение друг друга.
+
1. Командам выдаются карты и 5 минут на изучение маршрута.  
  
Время: 15 минут.
+
2. После подачи сигнала к началу игры команды с проводниками начинают искать первое испытание.
  
Необходимо взять какие-либо мелкие предметы. Объединиться по парам. Удерживая предметы только указательными пальцами, надо одновременно сесть и одновременно встать, не уронив предметы. Затем это же упражнение выполняется по три человека. На следующем этапе это же упражнение выполняется всем отрядом.
+
Всего участникам будет представлено более 10 заданий, в том числе на:
 +
* командное взаимодействие,
 +
* логику и поиск нестандартных путей решения,
 +
* проявление физических качеств,
 +
* выявление лидерских качеств.
  
 +
3. Во время перехода между точками ориентирования проводники предлагают командам вытягивать карты — с заданиями.
  
Индивидуальное задание
+
4. Выполняя задания Квеста, команды добывают веревки с узлами, вернувшись к месту сбора их задача по рисункам угадать, какие узлы у них есть и какие буквы они означают, из полученных букв им предстоит собрать ключевое слово.
  
Цели: фокусировка на собственных целях, связанных с нахождением в лагере.
 
  
Время: 10 минут.
+
3. Заключительный этап:
  
Каждого из участников тренинга просят в полном молчании составить рассказ на тему «Что будет результатом моего пребывания в лагере?».
+
30-40 минут.
  
Работа в малых группах
+
Команды, собрав каждая по слову, из полученных слов собирают совместно уже слоган или девиз, который характеризует их деятельность или качества.
  
Цели: прояснить цели ровесников и поделиться своими целями, связанными с нахождением в лагере.
+
Заключительный этап можно использовать как церемонию награждения по итогам игры.
 +
Время прохождения этапов рассчитано из количества участников – до 50 ребят.
  
Время: 20 минут.
 
  
Участники тренинга объединяются в малые группы по пять человек и делятся своими размышлениями на тему предыдущего задания. Кроме того, им необходимо выделить 5 общих целей нахождения в лагере, наиболее значимых для всех в малой группе.
+
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ КВЕСТА:
  
 +
Упражнение "Вертикальное препятствие".
  
Общий шеринг
+
Перед командой на высоте 120 см. натянута веревка. Задача команде: перебраться через веревку, не задев ее.
  
Цели: сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей (результатов) нахождения в лагере для данной детской группы; эмоциональное отреагирование.
+
Упражнение "Палатка-загадка".
  
Время: 15 минут.
+
Перед командой две палатки: все участники должны молчать, так как они попали в священное место и смогут вернуть свой голос только после того, как отгадают предложенные им загадки. Проводник загадывает загадку. Команда, молча, выбирает того, кто, по их мнению, знает ответ, участник идет в палатку, находит там нужную вещь, являющуюся ответом, выносит ее, а команда знаками показывает, верно, или нет.
  
Один человек из группы называет и обосновывает выделенные им цели. Каждый следующий выступающий уже названные цели не повторяет, его выступление происходит в режиме добавления.
+
Упражнение "Сахарное послание".
  
Результат шеринга: общий список целей (результатов) нахождения в лагере данной детской группы в целом.
+
На листе бумаги написан ответ, где лежит веревка с очередным узелком: но чтобы его прочитать, необходимо убрать сахар без касания листа чем-либо — убрать куски сахара, которые скрывают задание.  
  
Время проведения этой части тренинга: 1 час 10 минут.
+
Упражнение "Слепой случай".
  
Перерыв — 20 минут.
+
Участнику завязывают глаза, и он должен пройти через лабиринт, не задев ограничителей. Команда может говорить только да или нет. И так все по очереди должны переправиться через лабиринт.  
  
 +
Упражнение "Крокодил".
  
ЧАСТЬ 2
+
Один из участников показывает жестами, что изображено на картинке — команда должна угадать.
  
«Вброд с закрытыми глазами»
+
Упражнение "Драмкружок".
  
Цели: выработка стратегий командного взаимодействия; урегулирование целевых и ценностных отношений; выявление лидеров отряда; выявление ценности командных отношений.
+
Команде необходимо обыграть предложенные ситуации. Пример: финальная битва терминаторов, куриная ферма т.д.  
  
Время: 30 минут.
+
Упражнение "Паутина".
  
Упражнение готовится тренером заранее. В трех-четырех метрах друг от друга наклеиваются линии-ограничители. Между ними в размер шага в хаотическом порядке на пол наклеиваются листы формата А4. Детей просят рассчитаться на первый-второй-третий. Дальше дети подходят к одной из линий.  
+
Команде необходимо пройти через натянутую паутину, не задев ее.  
  
Инструкция: «С настоящего момента у участников с номером «три» закрыты глаза, и они не могут говорить. Всему отряду необходимо перебраться из пункта А в пункт В. Сейчас вы находитесь в пункте А. Между линиями есть кочки. Вы можете наступать только на них. Если кто-то «сорвется» с кочки, весь отряд возвращается в пункт А и начинает движение сначала. Если нарушаются другие правила, отряд также возвращается назад и начинает задание сначала. Задание считается выполненным, когда весь отряд окажется в пункте В».
+
Упражнение "Дартс".
  
 +
Необходимо выбить 180 очков из 10 бросков. За каждый бросок участники выполняют задания в зависимости от того сектора в какой попадают (пример: 18 — назвать имена всех членов команды, 3 — присесть 10 раз).
  
Шеринг
+
Упражнение "Тонко там, где рвется…".
  
Цели: эмоциональное отреагирование; прояснение отношений; прояснение оптимальных стратегий взаимодействия в группе; фокусировка на теме «команда»: переход к теме «моя роль в командной работе».
+
Под натянутой веревкой необходимо разжечь костер, пламя, поднявшись, пережжет веревку. Дается все 1 спичка. Другие спички команда получит при выполнении штрафных заданий.
  
Время: 10 минут.
+
Упражнение "Все за одного".
  
Обсуждение впечатлений. Как это было? Что и как удалось/ не удалось? Что помогало/мешало достижению цели? Как это быть командой? Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в дальнейшую жизнь?
+
На подносе размером с лист А4 стоит стакан с водой. По краям подноса — веревки. Необходимо всей команде взять за веревки и перенести не пролив воду из стакана в другое место.
  
 +
Упражнение "Дровосек".
  
Мозговой штурм.
+
Команде необходимо расколоть полено и сложить из него название фирмы.
  
Тема «Идеальный командир отряда»
+
Упражнение "Сколько веревочки не виться…".
  
Цели: описание качеств идеального командира отряда; актуализация темы поддержки и взаимоподдержки, роли командира отряда в коллективе; актуализация всего полученного набора знаний; отработка навыков работы в группе; завершение самостоятельной групповой работы; диагностика ролевых распределений в группе; выявление потенциального лидера.
+
На Станции команде необходимо связать в одну веревку все свои повязки, полученные в начале игры, и привязав что-то тяжелое к концу, забрасывая веревку, подтянуть к себе коробку с артефактом – там продолжение задания. Привязать к маркированному дереву полученную веревку, и, растянув ее в направлении указанном в артефакте, найти в том месте очередной узелок.
  
Время: 20 минут.
+
Упражнение "Узловая".
  
Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план его проведения.
+
На месте сбора команда раскладывает все узелки, полученные за время Квеста. Им выдается алфавит, и по типу узлов они выбирают буквы, нарисованные на больших листах, составляют свое слово из них (это одно из слов общей фразы.)
  
1. Вводит основные правила:
+
Упражнение "Финальная".  
  
* не критиковать;
+
Все команды выкладывают свои слова в единую фразу. Варианты могут быть предложены ведущим.
* выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях;
+
Итог тренинга. «Большой совет» в участвовавших детских группах
* продолжать и развивать прозвучавшие идеи;
 
* предлагать как можно больше вариантов — чем больше идей, тем лучше;
 
* размышлять вслух.
 
 
 
2. Предлагает распределить роли: секретаря, тайм-менеджера, ведущего и генераторов идей.
 
 
 
3. Предлагает план работы с информацией в мозговом штурме:
 
 
 
* ориентировка в задаче (уточнение совместных целей, условий, имеющихся ресурсов);
 
* сбор информации (подкидывать идеи, пока они не закончатся);
 
* оценка результата (структурирование полученных мнений и предложений);
 
* подведение итогов дискуссии (мнения о результате, оценка собственной удовлетворенности и содержательной продуктивности).
 
 
 
Последний пункт вожатый проводит в рамках обсуждения.
 
 
 
Непосредственного участия в дискуссии вожатый не принимает.
 
 
 
 
 
Представление результатов работы группы
 
 
 
Цели: представить результаты; сфокусироваться на ценности групповой работы.
 
 
 
Время: 10 минут.
 
 
 
Один-два человека от группы представляют результаты работы, остальные дополняют. Вожатый задает корректирующие и «развертывающие» вопросы.
 
 
 
 
 
Процедура выбора командира отряда
 
 
 
Цели: актуализация выбора; легитимность выбора командира отряда.
 
 
 
Время: 10 минут.
 
 
 
Вожатый предлагает каждому на листочке записать три фамилии детей, каждый из которых мог бы стать командиром отряда. Вожатый сам подсчитывает голоса (при детях на листке).
 
 
 
 
 
Итог дня. «Свечка»
 
  
 
Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.
 
Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.
Строка 226: Строка 160:
  
 
Обсуждение проводится в свободном режиме.
 
Обсуждение проводится в свободном режиме.
 
Время проведения этой части тренинга: 1 час 30 минут.
 
 
Общее время: 3 часа 30 минут (без перерывов).
 
  
  

Текущая версия от 20:07, 8 декабря 2014

3878836257 b21813dfbdm.jpg

Создать необходимые установки, повысить и закрепить мотивацию, помочь ребенку найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего деятельности в конкретном лагере, возможно с помощью тренинга командообразования.

Каковы же основные принципы проведения таких мероприятий? И в чем секрет успеха?

Существуют разные типы и сценарии тренингов командообразования, одну из типологий в соответствии со спиральной динамикой вы можете найти на моем сайте. Но в основе любого такого тренинга лежат базовые, открытые еще в древние времена, этапы. Потому что по сути, тренинг командообразования является современным, корпоративным вариантом обряда инициации. Когда группа ребят трансформируется в команду, когда что-то меняется в каждом участнике…

И, понимая эти архетипичные принципы, нам легко составить общий план такого мероприятия, которое будет создавать желаемый эффект трансформации.

Выделим пять основных важных этапов инициации:

  1. Выход за пределы (в лес)
  2. Испытания
  3. Получение Знания, Секрета
  4. Пир, волшебный напиток
  5. Возвращение в новом статусе

Как видим, эти этапы естественным образом описывают программу эффективного тренинга. Поясним некоторые пункты.

1. Что значит «выход за пределы», и почему этот этап важен? Почему нельзя провести тренинг командообразования прямо, ну например, в привычном тренинговом зале? Почему именно лес? Попробуйте сначала сами интуитивно ответить на эти вопросы. Вспомните из своего опыта яркий момент командного взаимодействия. Скорее всего, это была или критическая ситуация, или поход на природу, верно? Ведь в привычной среде мы настолько плотно окружены стереотипами, что очень трудно взглянуть на своего коллегу другими глазами, увидеть в нем не «раздражающий фактор», а интересного человека, члена команды, на которого можно положиться в трудной ситуации.

Поэтому первым обязательным условием тренинга командообразования является кардинальная смена обстановки и формы одежды.

2. Испытания – это, собственно, и есть упражнения командообразования, требующие от участников проявления командного духа, поддержки, проявления самых лучших личностных качеств. Как правило, для прохождения испытаний участники объединяются в команды по 6-12 ребят, и, конечно, неизбежно команды начинают соревноваться между собой.

3. Именно поэтому так важен третий этап – финал тренинга, получение Секрета. На этом этапе мы объединяем все команды и с помощью различных «уловок» показываем, что соревнование – да, это весело, но чтобы достигать выдающихся результатов, нужно объединять усилия всех. Также полезно, если в финале участники выразят накопленную энергию в совместном творчестве.


Квест: летние командообразующие и развлекательные мероприятия

«В ПОИСКАХ ПОТЕРЯННОГО…»

Что такое КВЕСТ?

Это приключенческая игра, один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных и физических задач для продвижения по сюжету.


В поисках потерянного ЧЕГО? Спросите вы… Ответ у каждого будет свой. В ходе Квеста участники найдут то, чего им раньше не доставало в жизни: кто-то найдет друзей, кто-то уверенность в своих силах. Кто-то найдет в себе новые ощущения, кто-то совершит поступок, которым будет гордиться всю жизнь. Но точно можем сказать одно — каждый найдет в себе что-то новое!

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Чтобы создать атмосферу неформального общения, построить команду, выработать командный дух и умение работать в команде, выявить лидеров, сплотить команды, сделать психологическую разгрузку, организовать содержательный досуг, наконец, повысить корпоративную культуру и лояльность ребят к вашему лагерю.

Мы можем:

  1. Сплотить коллектив посредством постановки перед участниками единых задач.
  2. Выявить лидеров, оценить результативность работы команды в постоянно меняющихся условиях.

КАК это будет происходить?

1. Предварительный этап:

30-40 минут.

  1. Группа ребят разбивается на команды (случайным образом, жеребьевкой, или по другому любому признаку).
  2. Проводится инструктаж по технике безопасности при проведении Квеста.
  3. Участникам сообщают правила Квеста, знакомят с организаторами.
  4. Выдают маршрутные карты и прикрепляют проводников-инструкторов.
  5. Командам выдаются цветные повязки разных цветов для обозначения себя.

Основной задачей для команд является - прохождение всех испытаний под руководством проводника, в качестве соревновательного элемента вводится временная оценка: команда, закончившая все испытания первой, объявляется победителем Квеста.

2. Основной этап:

100-120 минут.

Легенда:

В современном мире — кто владеет информацией, тот владеет всем. После очередной технологической катастрофы мир погрузился в информационную тьму. И людям, как в древние времена, пришлось учиться передавать информацию. Чудом удалось восстановить передачу информации через веревочные узлы («веревочное письмо»). Сегодня вам придется найти часть потерянного. Но для этого вам необходимо будет пройти все испытания, собирая узелки веревочного письма в единое целое. И кто сделает это - тот будет владеть информацией. А значит всем миром!

1. Командам выдаются карты и 5 минут на изучение маршрута.

2. После подачи сигнала к началу игры команды с проводниками начинают искать первое испытание.

Всего участникам будет представлено более 10 заданий, в том числе на:

  • командное взаимодействие,
  • логику и поиск нестандартных путей решения,
  • проявление физических качеств,
  • выявление лидерских качеств.

3. Во время перехода между точками ориентирования проводники предлагают командам вытягивать карты — с заданиями.

4. Выполняя задания Квеста, команды добывают веревки с узлами, вернувшись к месту сбора их задача по рисункам угадать, какие узлы у них есть и какие буквы они означают, из полученных букв им предстоит собрать ключевое слово.


3. Заключительный этап:

30-40 минут.

Команды, собрав каждая по слову, из полученных слов собирают совместно уже слоган или девиз, который характеризует их деятельность или качества.

Заключительный этап можно использовать как церемонию награждения по итогам игры. Время прохождения этапов рассчитано из количества участников – до 50 ребят.


ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ КВЕСТА:

Упражнение "Вертикальное препятствие".

Перед командой на высоте 120 см. натянута веревка. Задача команде: перебраться через веревку, не задев ее.

Упражнение "Палатка-загадка".

Перед командой две палатки: все участники должны молчать, так как они попали в священное место и смогут вернуть свой голос только после того, как отгадают предложенные им загадки. Проводник загадывает загадку. Команда, молча, выбирает того, кто, по их мнению, знает ответ, участник идет в палатку, находит там нужную вещь, являющуюся ответом, выносит ее, а команда знаками показывает, верно, или нет.

Упражнение "Сахарное послание".

На листе бумаги написан ответ, где лежит веревка с очередным узелком: но чтобы его прочитать, необходимо убрать сахар без касания листа чем-либо — убрать куски сахара, которые скрывают задание.

Упражнение "Слепой случай".

Участнику завязывают глаза, и он должен пройти через лабиринт, не задев ограничителей. Команда может говорить только да или нет. И так все по очереди должны переправиться через лабиринт.

Упражнение "Крокодил".

Один из участников показывает жестами, что изображено на картинке — команда должна угадать.

Упражнение "Драмкружок".

Команде необходимо обыграть предложенные ситуации. Пример: финальная битва терминаторов, куриная ферма т.д.

Упражнение "Паутина".

Команде необходимо пройти через натянутую паутину, не задев ее.

Упражнение "Дартс".

Необходимо выбить 180 очков из 10 бросков. За каждый бросок участники выполняют задания в зависимости от того сектора в какой попадают (пример: 18 — назвать имена всех членов команды, 3 — присесть 10 раз).

Упражнение "Тонко там, где рвется…".

Под натянутой веревкой необходимо разжечь костер, пламя, поднявшись, пережжет веревку. Дается все 1 спичка. Другие спички команда получит при выполнении штрафных заданий.

Упражнение "Все за одного".

На подносе размером с лист А4 стоит стакан с водой. По краям подноса — веревки. Необходимо всей команде взять за веревки и перенести не пролив воду из стакана в другое место.

Упражнение "Дровосек".

Команде необходимо расколоть полено и сложить из него название фирмы.

Упражнение "Сколько веревочки не виться…".

На Станции команде необходимо связать в одну веревку все свои повязки, полученные в начале игры, и привязав что-то тяжелое к концу, забрасывая веревку, подтянуть к себе коробку с артефактом – там продолжение задания. Привязать к маркированному дереву полученную веревку, и, растянув ее в направлении указанном в артефакте, найти в том месте очередной узелок.

Упражнение "Узловая".

На месте сбора команда раскладывает все узелки, полученные за время Квеста. Им выдается алфавит, и по типу узлов они выбирают буквы, нарисованные на больших листах, составляют свое слово из них (это одно из слов общей фразы.)

Упражнение "Финальная".

Все команды выкладывают свои слова в единую фразу. Варианты могут быть предложены ведущим. Итог тренинга. «Большой совет» в участвовавших детских группах

Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.

Время: 10 минут.

Обсуждение проводится в свободном режиме.


Заключение

Индивидуальная работа с детьми по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает опыт, работа с коллективным представлением об сосуществовании в лагере. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.

Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он приехал в лагерь? Что он хочет получить от своего нахождения в лагере? Что может дать ему лагерь и что он может дать лагерю? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.