Изменения

Нет описания правки
Строка 12: Строка 12:  
Когда человек растет, его психика, поведение и характер меняются. Особенно заметны эти изменения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Какие же изменения происходят с детьми когда они растут?  
 
Когда человек растет, его психика, поведение и характер меняются. Особенно заметны эти изменения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Какие же изменения происходят с детьми когда они растут?  
    +
На характер взаимоотношений вожатого и его воспитанников оказывает большое влияние уже их первая встреча. Здесь срабатывает известный в психофизиологии механизм первого предъявления. Как воспримут дети своего воспитателя, вожатого с самого начала, каким его увидят, понравятся ли они друг другу — от этого во многом зависит успех их будущей совместной жизни и деятельности. Следовательно, прежде всего педагог должен знать половозрастные психологические особенности детей.
 +
 +
Кроме того, вожатому необходимо:
 +
*теоретически и методически подготовиться к работе в лагере, определить для себя, ребята какого возраста интереснее;
 +
*составить картотеку самых различных дел, которые можно будет предложить воспитанникам;
 +
*помнить, что каждый ребенок — личность, своеобразная, сложная, интересная, только пока еще не раскрывшаяся;
 +
*к каждому ребенку найти свой подход, для этого детей надо изучать: наблюдать за их действиями, проявлением эмоций, беседовать с ними, уметь правильно провести анкетирование и др.;
 +
*при отъезде в лагерь важно познакомиться и побеседовать с родителями будущих воспитанников, это поможет лучше узнать каждого ребенка, быстрее найти к нему «ключик»;
 +
*помнить, что огромное влияние на каждого воспитанника оказывает личность вожатого, здесь важно все: эрудиция, способности, тактичность, умения, качества характера, настроение, внешний вид и др.
    
== Возрастные особенности детей 6 – 8 лет ==  
 
== Возрастные особенности детей 6 – 8 лет ==  
    
[[Image:X_dcb4ff66m.jpg |right]]
 
[[Image:X_dcb4ff66m.jpg |right]]
 +
Загородный лагерь посещают дети, начиная с шести-семилетнего возраста. Уезжая в лагерь, младшие школьники нередко впервые на такой большой срок расстаются с близкими людьми, с привычными условиями, нуждаются в особой заботе взрослых. Они очень непосредственны в проявлении своих чувств: одни быстро привыкают к новым обстоятельствам и новому окружению, к коллективной жизни, другие становятся замкнутыми, плохо едят и плохо спят, часто плачут. И тем, и другим, особенно на первых порах, просто необходима поистине материнская забота: напомнить о необходимости сменить одежду, помочь навести в тумбочке порядок, перед сном поправить одеяло, прошептать ласковые слова и просто погладить по голове.
 +
 +
Младшие школьники отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью. Они не могут долго задерживать внимание на каком-либо предмете, мысли, поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Ребята не воспринимают длинные рассуждения, чтение нотаций — они просто очень быстро переключаются и перестают слышать, вникать в то, что говорит взрослый. Дети этого возраста любят играть, причем игровой сюжет они воспринимают очень серьезно, отождествляя себя с выдуманным героем, переживая искренне все события игрового действия.
 +
 +
Опыт коллективной деятельности у младших школьников невелик, стремление к самостоятельности не подкрепляется нужными умениями, поэтому вожатому важно научить детей действовать сообща, заботиться друг о друге, быть добрыми, внимательными как друг к другу, так и к старшим.
 +
 +
В работе с детьми младшего школьного возраста взрослому необходимо быть и инициатором (придумывать все), и организатором, и руководителем (раздавать поручения и контролировать их выполнение), и исполнителем, и их помощником. Но при всем этом необходимо помнить о стремлении детей к самостоятельности. Их всему надо учить, поменьше ругать, побольше хвалить при всех. Детям именно этого возраста больше чем кому-либо необходимо чувствовать себя нужными и защищенными.
 +
 
''Физические''
 
''Физические''
 
* Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
 
* Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
Строка 70: Строка 87:     
[[Image:X_f0163d6cm.jpg‎ |right]]
 
[[Image:X_f0163d6cm.jpg‎ |right]]
 +
Младшие подростки более самостоятельны и не нуждаются в постоянной опеке взрослых. Они обычно активны и жизнерадостны, охотно поддерживают товарищеские отношения. Дети этого возраста более всего ценят в окружающих физическую силу, ловкость, быстроту, верность дружбе, им бывает важно проявить себя. Именно в этом возрасте они стараются объединиться в микрогруппы: мальчики — девочки. Причем, как правило, эти два «лагеря» соперничают друг с другом.
 +
 +
Психологи отмечают у детей этого возраста большой интерес к окружающему миру, любознательность. Они все умеют, хотят и пытаются сделать: сочинять, петь, рисовать и др. И здесь вожатому важно не подавить их активности неосторожным замечанием или оценкой. Любое отрицательное, пренебрежительное отношение, особенно проявленное старшими публично, очень ранит младших подростков.
 +
 +
Младшие подростки тоже любят играть, но их игры приобретают уже другой характер — часто соревновательный. Победу и поражение они переживают очень эмоционально, долго не могут успокоиться, переключиться. Поэтому вожатому надо быть максимально внимательным и справедливым при подведении итогов, обсуждении и анализе дела в целом. Ребята этого возраста еще не умеют сдерживаться в проявлении эмоций, мальчики часто могут выяснять свои взаимоотношения в потасовках. Повод для подобных случаев может оказаться совершенно незначительным, поэтому не всегда взрослому следует безоговорочно защищать одного и публично обвинять другого, иногда это только обостряет конфликт. Девочки же подчас дольше носят обиды, жалуются на подруг, ищут защиты у старшего от действительных или мнимых обидчиков.
 +
 +
Особенно благоприятно время в лагере для развития у младших подростков трудовых умений и навыков. Здесь без помощи старших надо следить за своей одеждой, дежурить, убирать территорию и др. Вожатому необходимо чаще напоминать и учить, как все лучше сделать.
 +
 +
Ребята этого возраста с удовольствием занимаются в различных творческих кружках, любят конкурсы, викторины, смотры и др.
 +
 
''Физические''
 
''Физические''
 
* Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры.  
 
* Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры.  
Строка 124: Строка 151:  
   
 
   
 
[[Image:X_8f9a249am.jpg |right]]
 
[[Image:X_8f9a249am.jpg |right]]
 +
Средний подростковый возраст
 +
 +
У ребят в этом возрасте происходит интенсивное формирование самосознания, развивается интеллект, ярче проявляется склонность к занятиям определенного вида: спорт, рисование, техника, музыка, танцы и др. В отрядах подростков ярче проявляется разделение на лидеров и «всех остальных». К сожалению, иногда вожатые в своей работе опираются лишь на лидеров, другим же во всех делах отводится роль исполнителей. А это нередко приводит к конфликтам между детьми. В этом возрасте почти каждый ребенок хочет быть лидером хоть в каком-нибудь деле.
 +
 +
Воспитанники этой возрастной группы обычно уже владеют организаторскими умениями, опытом коллективной деятельности, поэтому им можно доверять самостоятельное проведение тех или иных дел. В большинстве случаев старших целесообразнее не контролировать и опекать, а лишь ненавязчиво высказывать свое мнение, советовать.
 +
 +
Отношения между мальчиками и девочками начинают приобретать новый характер (особенно это проявляется у девочек). Они начинают кокетничать, избирательно относиться друг к другу, проверять, какое впечатление производят их действия и слова. Мальчики могут бравировать своей силой, смелостью, чтобы обратить на себя внимание, могут задираться, грубить и даже обижать девочек. Те, в свою очередь, могут начать громко обсуждать чьи-либо достоинства или недостатки, не к месту громко смеяться. От вожатого требуется проявление большого педагогического такта в формировании внутриколлективных отношений.
 +
 +
Необходимо помнить и о том, что ребята этого возраста эмоционально менее устойчивы, возможны неожиданные перепады настроения. Они любят соревноваться, фантазировать, устраивать вечера, концерты. Для них важно быть замеченным в коллективе сверстников и отмеченным похвалой старшего.
 +
 +
 +
Старшие подростки
 +
 +
Старшие подростки полны стремления самостоятельно решать вопросы своей жизни и деятельности в отряде и лагере. Совершенно не переносят мелочной опеки. Они будут выполнять режим, организовывать и участвовать в различных делах, помогать другим, но только тогда, когда убедятся в необходимости и значимости своей деятельности. Воспитанники этой возрастной группы владеют многими организаторскими способностями, имеют немалый опыт общественной жизни, у каждого из них определился более или менее постоянный социальный статус. Зачастую многие из этих подростков уже не одно лето проводят вместе, что имеет свои положительные и отрицательные стороны.
 +
 +
Ребята старших отрядов любят спорить, обсуждать серьезные проблемы, их интересы ярче дифференцируются. Как правило, они являются организаторами многих общих для всего лагеря дел. У старших подростков, особенно в условиях загородного лагеря, когда нет рядом родителей и они не чувствуют себя детьми, ярко проявляется стремление доказать свою самостоятельность, независимость, отстоять свои права. И поскольку их жизненный опыт еще недостаточен, им бывает трудно разобраться в той или иной ситуации, отсюда несправедливость, категоричность, излишняя прямолинейность суждений, а иногда и эмоциональная жесткость. Они хотят отношений со взрослыми «на равных», ревниво относятся к мнению о себе, хотя внешне этого могут и не показывать.
 +
 +
В старших отрядах еще ярче проявляются отношения симпатии и антипатии между мальчиками и девочками. Иногда начинается первая любовь. Проблемы взаимоотношений «с ним» или «с ней» могут занимать все мысли ребят, и все их поступки могут объясняться только этим. Взрослым ко всему этому необходимо относиться очень серьезно. Основа взаимоотношений взрослых и старших подростков — взаимное уважение и доброжелательность. Но хорошее знание возрастных особенностей — это лишь предпосылка успеха в работе.
 +
 
''Физические''.
 
''Физические''.
 
* Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.
 
* Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.