Изменения

м
Нет описания правки
<center> [[Image:11nhgngm.jpg|px]]</center>


Детский лагерь - это своеобразный замкнутый мир, где средний возраст жителей гораздо меньше восемнадцати лет, и самая большая разница в возрасте едва ли достигает десяти лет, но при этом у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе. Выбирая отряд, с которым вы хотите работать, нужно учитывать следующее деление детей по возрастам:
*младшие отряды - 6-8 лет
*средние младшие - 9-10 лет
*средние - 11-12 лет
*старшие - 12-14 лет

Верхний возрастной предел, когда ребенок еще может попасть в лагерь, составляет 14 лет, но в реальности эта норма часто нарушается, и вы можете встретить в лагере и 16-летних детей. Мы же все-таки ограничимся диапазоном от 6 до 14 лет.

Когда человек растет, его психика, поведение и характер меняются. Особенно заметны эти изменения в дошкольном и раннем школьном возрасте. Какие же изменения происходят с детьми когда они растут?


== Возрастные особенности детей 6 – 8 лет ==

[[Image:X_dcb4ff66m.jpg |right]]
''Физические''
* Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но его рост неравномерен. Так как сердце не растет в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности.
* Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то внимание переключается. Активно реагирует на все новое, яркое.
* Любит слушать речь взрослого, но необходимо учитывать, что порог слышимости и острота слуха еще не достигли своих наибольших величин (это произойдет в подростковом возрасте).

Предлагаем:
* Необходимы периоды отдыха, спокойные игры, рисование, ручной труд.
* Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие. Это запоминается гораздо сильнее.
* Важно следить за своей речью: «не глотать окончания», четко произносить все звуки, быть точным в эмоциональной окраске, а главное – помнить о том, чтобы темп речи был доступен и понятен.


''Интеллектуальные''
* Ребенок живет, в основном, настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел.
* Наши слова ребенок может понимать буквально. Затруднено понимание абстрактных слов и понятий.
* Любит задавать вопросы: «Почему?», «А правда ли это?»
* Ребенок хорошо запоминает факты, сведения, стихи. Прекрасный возраст для заучивания наизусть. Более легко запоминает слова, чем мысли.
* Особенно хорошо запоминает то, что чем-то мотивировано, значимо.

Предлагаем:
* Приблизить язык к разговорному. Избегать слов с двойным смыслом, предпочитать простые слова. Объяснять значение трудных слов. Избегать длинных, запутанных предложений.
* Необходимо быть хорошо подготовленным. Давать ответы на вопросы либо путем личного исследования, либо помогая ребенку самостоятельно найти ответ с помощью наводящих вопросов.
* Заучивать каждый раз что-то одно новое (стих, песню и т.д.). При этом постоянно повторять пройденное.


''Эмоциональные''
* Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще так велик, что нередко собственную оценку заслоняет оценка взрослого.
* Достаточно хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Прекрасно знает, когда и с кем что можно позволить.
* Ребенок нуждается в любви и опеке.
* Старается помочь вожатому.

Предлагаем:
* Помогайте ребенку правильно оценивать себя, свои качества, свои возможности, успехи и неудачи. Показывайте не столько его неудачи и трудности (это ребенок видит и ощущает сам), сколько помогите ребенку увидеть свои возможности, пусть еще не реализованные: создайте условия, в которых он сможет поверить в себя, в свои силы.
* Будьте постоянными в своих требованиях. Ребенок должен знать, чего от него ждут – ведь, как правило, ему очень нравится быть «хорошим».
* Не скрывайте свою любовь. Щедро выплескивайте ее детям, обнимайте их: руки – проводник тепла.
* Постарайтесь, чтобы каждый имел свои маленькие обязанности. Дайте понять детям, что их помощь нужна вам.


''Социальные''
* Дети этого возраста дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в групповой деятельности и в играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне. Нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками.
* Ребенок гордится своей семьей, желает быть с семьей.

Предлагаем:
* Постарайтесь, чтобы каждому ребенку нашлось место в игре или в труде. Чтобы раскрылись его сильные стороны и незаметными оказались слабости и неумение. Изготовление поделок заканчивайте на этом же занятии.
* Планируйте совместные мероприятия всем вместе. Просите рассказать о родителях, братьях, сестрах.


''Психологические''
* Ребенок разбирается, что хорошо и что плохо. Он начинает совершенно ясно различать добро и зло. Глубоко чувствует свою вину. Зная свои собственные ошибки, ребенок стремится к психологической безопасности.



== Возрастные особенности детей 9 – 10 лет ==

[[Image:X_f0163d6cm.jpg‎ |right]]
''Физические''
* Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения , физические упражнения, игры.
* Может пренебрегать своим внешним видом.

Предлагаем:
* Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности.


''Интеллектуальные''
* Нравится исследовать все, что незнакомо.
* Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.
* Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.
* Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.
* «Золотой возраст памяти»

Предлагаем:
* Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»
* Идти дальше поверхностных фактов, излагать историю с событиями и именами.
* Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно . * Предложить делать коллекции на заданную тему.
* Научить ребенка знать и любить чтение книг. Поощрять к запоминанию как можно большего количества интересной информации.


''Эмоциональные''.
* Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.
* Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.
* Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.
* Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.

Предлагаем:
* Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.
* Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.
* Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.
* Учить свободе от страха.


''Социальные''
* Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».

Предлагаем:
* Учить дружелюбию. Поощрять ребёнка не изолировать себя от сверстников.


''Психологические''
* Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.
* Нравятся захватывающие рассказы.

Предлагаем:
* Рассказывать захватывающие истории.



== Возрастные особенности детей 11 – 14 лет ==

[[Image:X_8f9a249am.jpg |right]]
''Физические''.
* Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко.
* Начинают появляться признаки полового созревания. Проявляет интерес к противоположному полу. У девочек это проявляется раньше.
* Девочки обычно выглядят старше мальчиков.
* Большинство обладает большим аппетитом.
* Иногда может казаться ленивым (естественный способ защиты его организма от чрезмерного напряжения).

Предлагаем:
* Подросток нуждается в особом типе взрослого человека, с которым он может общаться, который будет понимать его, даже когда подросток сам не понимает себя, который будет любить его и проявлять терпимость, даже когда кажется, что его больше никто не любит.
* Необходимо дать правильные знания об этом. Правильное понятие о семье. При этом такие беседы проводить отдельно с мальчиками и отдельно с девочками.
* Старайтесь чаще прибегать к их помощи, привлекать их к работе с малышами, поднимать их значимость.
* Четкий режим дня.


''Интеллектуальные''.
* Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Особенно критичен к авторитетам. Не любит разделять одинаковые убеждения с другими. Для него трудно принять те соображения, которые идут вразрез с его желаниями.
* Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете.
* Возрастает способность к логическому мышлению.
* Способен к сложному восприятию времени и пространства.
* Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
* Способен прогнозировать последствия своих поступков.
* Обладает развитым навыком чтения.

Предлагаем:
* Снабдить его необходимыми материалами, которые помогут ему доказать себе самому те истины, в которых он сомневается. Не пугаться сильно, если подросток выражает сильную критику, особенно в адрес тех, кто больше всего о нём заботится.
* Давай побольше «пищи» для размышления.
* Поощряй творческую деятельность, показывай нужду в его помощи, но не перегружай.
* Учи отвечать честно за свои поступки, сам умей признавать неправду в себе


''Эмоциональные''
* Резкая смена настроения в соответствии с его физическим состоянием.
* Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным.
* Постепенно начинает обретать уверенность в себе.
* Обладает энтузиазмом.
* Обладает чувством юмора.
* Склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

Предлагаем:
* К этим возрастным особенностям следует относиться с пониманием, но не потакать капризам.
* Будь терпим к проявлению вспыльчивости.
* Не гаси в подростке энтузиазма. Вдохновляй его на добрые дела, учи стойко переносить неудачи.
* Внимательно следи, чтобы чувства юмора не переросло в издевательские насмешки и обидные шутки – не позволяйте таковых себе сами.


''Социальные''
* Разрыв семейных связей. Растёт желание дружить с группой сверстников. Желает быть независимым от своей семьи.
* Желает поскорее стать взрослым.
* Чувствителен к мнению взрослых, жаждет понимания с их стороны.
* Начинает обретать навыки общения.
* Способен крайними средствами добиваться одобрения своих сверстников.
* Увлекает соревновательская деятельность.
* Девочки дружат со своими сверстницами, но обычно интересуются более старшими мальчиками. Мальчики в этом возрасте могут не интересоваться девочками, но им всем будет нравиться иметь особых друзей собственного пола и возраста.
* Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным.

Предлагаем:
* Учи строить отношения в атмосфере доброжелательности и полного доверия.
* Развивай умение жертвовать первенством, уступать, не завидовать.
* Приложи все усилия, чтобы отношения подростков могли быть нелицеприятными. Учи их состраданию и милосердию ко всем людям. Будь всегда опрятен, скромно и чисто одет. Непрестанно напоминай, что важно не внешнее украшение, а его внутреннее содержание.


''Психологические''.
* Подросток склонен подвергать критике систему ценностей взрослых. У него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей.
* В ровесниках и взрослых прежде всего ценит честность.
* Начинает оценивать взгляды и принимает те из них, которые кажутся ему разумными.
* Знает, что хорошо и что плохо, но ему не хватает воли и способности делать то, что хорошо.

Предлагаем:
* Поощряй честные и открытые отношения.





[[Category:Статьи]]