Изменения

Нет описания правки
[[Image:Logojkm.jpg |right]]
[[Image:X_623f567fm.jpg |right]]
Описание "в общем" детей от 6 до 16 лет — вещь сложная, поскольку ребенок за эти 10 лет, попадающие в указанный промежуток, меняются очень сильно: меняются их интересы, жизненные ценности, источники получения информации.

Попытаемся дать портрет ребенка 9-12 лет, не претендуя на абсолютную истину, однако, пытаясь вычленить те потребности, которые могут быть удовлетворены летними детскими лагерями и мало кем еще (если говорить именно о «каникулярном» времени, когда они с одной стороны, не ходят в школу и секции, с другой стороны, по прежнему ненамного больше общаются с родителями (за счет того, что родители, в отличие от детей каникул, как правило, не имеют).

Ребенок — в первую очередь, «продукт» своих родителей (в широком смысле, включая бабушек и дедушек) их окружения, их образа жизни, отношения к жизни, во вторую очередь — своего «внешнего» окружения (друзей-приятелей по школе, секциям и пр.)
и лишь, в третью очередь — того информационного пространства, которое сейчас определяется нашим временем: телевизора, всего, что его наполняет, Интернета, радио, рекламы в метро и прочее.

Отметим, что с возрастом расположение вышеперечисленных факторов меняется: родители «уходят» сначала на второе место, потом, со вступлением ребенка в возраст подростка и вовсе могут быть «задвинуты» на третье.


Целеполагание:

Ребенок старается оставаться в той среде, в которой ему комфортно. Это справедливо и в том случае, когда он рассуждает о настоящем и в том, когда он говорит о своем будущем.


Означает это примерно следующее:

сейчас он хочет,
чтоб его окружали дети, похожие на него (со сходными интересами, примерно с тем же уровнем социальной среды, с которыми будет максимум «точек соприкосновения», как в плане учебы (как ни странно, да! Дети обсуждают школьные проблемы даже в каникулы), так и в плане досуга (сюда войдут и секции/занятия и просто различные приключения),
чтоб его окружали взрослые, похожие на его родителей (мы рассмотрим сейчас в первую очередь детей из благополучных семей, где они любимы), т.е. добрые, веселые, внимательные, требовательные, но в меру (не как в школе, не как тренеры на спортивных занятиях).

Думая о будущем, он хочет сохранить этот «статус-кво»: остаться в «комфортном» круге общения, что означает:
получить хорошие навыки, которые с одной стороны будут в той или иной мере соответствовать его сегодняшним интересам, с другой — соответствовать его радужным перспективам на будущее,
помимо этого добиться определенных успехов в других различных сферах (спорт, искусство), которые позволят ему оставаться среди «своих».

Итак, что у ребенка есть:
* достаток (материальный) в семье, где ряд его разумных (с точки зрения родителей) потребностей удовлетворяются без проблем: от новых книг (если к ним появляется интерес), дисков, фотоаппаратов, видеокамер, до тех спортивных секций или творческих кружков к которым ребенок выразит интерес. ... Или недостаточно подобного достатка, как частный случай.

Чего у ребенка нет или есть, но в недостаточной мере:
* общения с родителями (особенно с отцами),
* возможности свободно творить (в школе — упор на интеллект, в спортивных секциях — на физическое развитие, в творческих кружках — изучение основ: как рисовать, как танцевать и пр.),
* как ни странно, но, скорее всего, друзей. Не одноклассников, не приятелей по секциям и партнеров по ролевым играм или «тусовкам», а, именно, друзей.


Почему воспитанники приезжают в лагерь

Прежде чем перейти к рассмотрению рекомендаций вожатому, нужно понять причины, по которым воспитанники приезжают в лагерь. Причины эти могут быть весьма различны. Некоторые воспитанники приезжают потому, что в лагерь едут их друзья. Некоторые - потому, что их послали родители. Некоторые - потому, что их подкупили. <Если съездишь в лагерь на недельку-другую, папа с мамой купят тебе новый мобильник>. Некоторых посылают в лагерь в наказание за плохое поведение. Некоторые едут потому, что дома скучно и нечего делать, так что, почему бы и не съездить в лагерь. Многие подростки приезжают в лагерь потому, что это уже стало традицией. Тебе важно понять, почему приехал в лагерь каждый из твоих воспитанников, поскольку это будет отражаться в их поведении.


Можно выделить '''пять основных причин, по которым подростки приезжают в лагерь'''.
# '''Приятно провести время и получить удовольствие'''. Они хотят хорошо провести время и верят, что ты обеспечишь им хорошее времяпрепровождение. Они хотят делать то, что любят, в окружении, которое внушает им доверие. Когда они чувствуют признание и включены в творческую деятельность, которая им нравится, они получают удовольствие.
# '''Побыть со своими друзьями'''. Для большинства подростков друзья - самые важные люди в жизни. Они испытывают восторг при мысли о том, что смогут провести семь или десять дней подряд вместе со своими друзьями. Дружеское общение без контроля со стороны родителей - это мечта наяву! Они хотят полноценных взаимоотношений.
# '''Участвовать в интересной деятельности'''. Подростки испытывают страсть к деятельности. В них силен боевой дух, они хотят справляться с трудностями. Они стремятся познать границы своих возможностей. Они любят виды деятельности, которые подразумевают испытание их выносливости и способностей. Они хотят делать то, чего не делали раньше, и любят делать это вместе со своими друзьями.
# '''Приятно провести каникулы'''. Во время школьных каникул лагерь предлагает возможности, которых воспитанники лишены дома. Даже в самую хорошую погоду в городе летом может быть очень скучно, поэтому их так манит прекрасная природа, в окружении которой расположены лучшие лагеря. Водоем, прохладный лес и широкий луг, холмы и горы, свежий воздух - что может быть привлекательнее для любого подростка, особенно когда он находится в компании сверстников и участвует в программе, полной разнообразных мероприятий и проводимой энергичными, добрыми и понимающими молодыми людьми.
# '''В чем-то определиться в себе'''. Для многих воспитанников главное событие дня - вечерняя беседа (свечка, огонек, костер, собрание и т.д.). Они любят петь под гитару. Они любят слушать истории вожатых и своих ровесников. Подготовка и представление на сцене вместе с друзьями - возможность, которая редко выпадает им вне лагеря. Часто их героем становится вожатый. Они любят слушать, как он рассказывает им интересные и жизненные истории и задает вопросы, которые они сами боялись задать. Вначале все это им немного страшно, но в глубине души они действительно хотят научиться этому. Они хотят знать, как им жить дальше. Они хотят, чтобы их любопытство в этом было удовлетворено.


Тебе также следует иметь в виду, '''какими соображениями руководствуются родители, посылая своих детей в лагерь'''.
# '''Хорошая репутация лагеря'''. Дети - самая большая драгоценность, которая есть у родителей. Поэтому они выбирают тот лагерь, в котором их ребенок будет под присмотром, где его будут уважать, понимать и развивать. Безопасность, насыщенная программа, необходимая дисциплина и здоровые дружеские отношения - то, чего родители ожидают от лагеря в обязательном порядке.
# '''Возможность формирования характера'''. В развитии подростка наступило время, когда в его жизни должны быть другие взрослые, которые подтвердят ценности его родителей. Мудрый вожатый-наставник может сделать это. Некоторое время подростки относятся с бoльшим доверием к совету своего отрядного вожатого, чем к совету своих родителей. Родители рассчитывают на то, что ты укрепишь в нем ценности, отношения и привычки, которые благотворно отразятся на развитии его характера.
# '''Здоровые взаимоотношения'''. Все родители хотят, чтобы у их ребенка были хорошие друзья. У некоторых подростков не развиты навыки общения. Другие выбрали себе не самых лучших товарищей. Лагерь - прекрасное место для практического обучения навыкам общения и установления новых дружеских отношений.
# '''Активная духовная жизнь'''. Умные родители знают, что подростковые годы - лучшие годы для того, чтобы нравственно окрепнуть. Они хотят, чтобы в этот период жизни их дети пережили нравственный подьем. Каждый день, что их ребенок находится под твоей заботой и руководством, родители мечтают о том, чтобы он принял для себя нравственные принципы, которые изменят его жизнь.
# '''Жизненные воспоминания'''. Лагерь - самое яркое событие лета, то переживание, которое запомнится не на один год. Многие воспитанники ждут - не дождутся следующего лета, когда они снова смогут поехать в лагерь. Это настолько важно для них, что и родители, и дети будут целый год откладывать деньги, чтобы оплатить путевку. Воспоминания о лагере остаются на всю жизнь. Эти воспоминания формируют в воспитанниках уверенность в себе, здоровое отношение к жизни и оптимизм. Если воспитанникам понравилось в лагере, родители будут посылать их туда вновь и вновь.


Родители и воспитанники доверяют тебе и надеются, что ты организуешь и направишь подростков в исполнении их ожиданий. Соответствовать их ожиданиям тебе поможет данные ниже рекомендации для вожатого группы. Скрупулезное исполнение этих правил позволит тебе не разочаровать воспитанников и их родителей. Если ты посмотришь на обязанности вожатого с этой стороны, они будут восприниматься не как повинность, а как творческий план успешного развития взаимоотношений.

Для того чтобы стать хорошим вожатым, тебе нужно знать свои обязанности и меру ответственности. Ты отвечаешь за здоровье, безопасность, благополучие и развитие каждого воспитанника с того момента, как принял его в группу, и до того момента, как он покинет территорию лагеря со своими родителями (или с сопровождающим, которого назначат родители или директор лагеря). Это серьезная задача. Чтобы помочь тебе понять ее масштабы, мы разделим твои обязанности на несколько категорий. Категории представлены в порядке приоритетности.

Этот порядок может тебя удивить. Но возможно, потом, и ты согласишься с нами. Все, что ты делаешь вместе с воспитанниками, для воспитанников и по отношению к воспитанникам, либо созидает, либо разрушает твои взаимоотношения с ними. Каждое взаимодействие с воспитанниками, каждое запланированное или незапланированное мероприятие влияет на взаимоотношения. Да, очень важно исполнять свои обязанности. '''Но самое важное - как ты их исполняешь'''. Если ты исполняешь их как повинность, это может разрушать взаимоотношения, но если тобой движет любовь и бескорыстие - взаимоотношения укрепляются.

Не пугайся, что у тебя так много обязанностей. '''Координатор программы''' (старший вожатый, старший смены или другое - в разных лагерях эта должность называется по разному) '''всегда готов помочь тебе'''. Каждый день у тебя будет достаточно возможностей поговорить с ним. У координатора программы есть опыт работы вожатым-наставником в лагере, и он понимает твои проблемы. Он регулярно будет поддерживать тебя. Он поможет тебе добиться успеха как вожатому и наставнику ребят.

Все задания ты будешь получать от координатора программы. Он твой непосредственный начальник; уважай его и сотрудничай с ним. Всегда думай и говори о нем хорошо, даже если не согласен с ним. Твои взаимоотношения с координатором программы - проверка твоей духовной зрелости.

Не пугайся своих обязанностей и ответственности. Просто доверься рекомендациям. Хорошо изучи свои обязанности в каждой из категорий. Выучи их наизусть; это избавит тебя от многих проблем. Исполняя свои обязанности, ты предотвратишь большинство проблем, с которыми сталкивается вожатый. Делай собственные краткие записи. Держи их при себе и просматривай их каждый день. Ты не пожалеешь о том, что потратил на это время.



Общественное руководство
# Живя насыщенной жизнью с группой воспитанников в течение этих недель, '''дай им чувство безопасности'''. Делись с ними своим жизненным опытом, верой и нравственными ценностями, будь для них примером.
# Заранее '''выучи имя каждого воспитанника''' и умей его правильно произнести. Определи интересы воспитанников, узнай все об их семьях, установи, кто их друзья.
# '''Подружись со всеми воспитанниками и находи радость в общении с ними'''. Не делай их своими рабами, но сделай их своими друзьями. Помогай им с каждым новым днем лагерной смены все больше и больше радоваться друг другу. Способствуй развитию в группе праздничной атмосферы.
# '''Поощряй развитие [[Качество взаимоотношений | правильных взаимоотношений]]''' между воспитанниками, при которых все они пользуются равным уважением, всем предоставлены равные возможности и все несут равную ответственность.
# '''Наблюдай за каждым воспитанником''' и старайся обнаружить его умения, сильные стороны и способности и помогай ему развивать их. Выявляй те области, где он терпит поражение, и помогай ему одержать победу.
# Вдохновляй своих подопечных на то, чтобы '''быть открытыми и честными, доверять друг другу, помогать друг другу, стремиться к единству''', стараться влиться в коллектив, а не обособляться от него, а также быть терпимыми и внимательными к чувствам и желаниям друг друга. Убедись, что каждый член группы пользуется уважением, признанием и имеет друзей.
# '''Учи воспитанников любить своих ближних как самого себя'''. Обязанность каждого члена группы - вносить свой вклад в процветание всей группы. Ни один воспитанник не имеет права испортить впечатление о пребывании в лагере другому воспитаннику или сотруднику лагеря.
# '''Поддерживай единство и согласие''' между всеми работниками лагеря и воспитанниками.
# '''Сделай свою вожатскую комнату, детские палаты, да и все отрядное место удобным и гостеприимным домом''' для каждого члена группы. Покажи каждому его кровать и место, где он может хранить свои вещи. Укрась комнату, но не порти стены. Некоторые воспитанники будут чистыми, опрятными и организованными. Другие будут грязными, но вполне довольными своей неопрятностью. Похвали опрятного воспитанника и побуди неряху учиться у аккуратиста. Научи их помогать друг другу, а не критиковать или жаловаться.
# Вместе с воспитанниками ежедневно '''убирай и приводи в порядок свои комнаты и прилегающие территории'''. Организуй работу, давай конкретные задания каждому члену группы и проверяй их исполнение. Начиная со второго дня смены, каждый день назначай нового дежурного по комнате.
# Следи, чтобы каждый воспитанник '''соблюдал правила личной гигиены''': как следует мылся, одевался по погоде, содержал в чистоте и порядке место своего проживания и личные вещи, нормально питался и отдыхал. Сообщай о любых отклонениях, болезнях и несчастных случаях медсестре или врачу лагеря.
# Руководи воспитанниками, помогая им в выполнении любых заданий, которые поручены им для обеспечения эффективной и бесперебойной работы лагеря. Неустанно ищи новые возможности '''внести свой вклад в успех всего лагеря'''. Вдохнови воспитанников заботиться не только о себе, но и о других.
# '''Прими на себя полную ответственность за каждого воспитанника''' с момента его появления в группе и до самого отъезда из лагеря. Знай, где он находится и что делает. Сообщай о любых отклонениях и изменениях координатору программы.
# '''Будь человеком команды'''. Сотрудничай со спортинструктором, медсестрой, работниками кухни, другими наставниками и администрацией лагеря. Относись с уважением ко всем сотрудникам. Сделай пунктуальность и участие в общих делах обязательным правилом для себя и для своих воспитанников.
# Участвуй во всех планерках вожатых и в общих собраниях сотрудников лагеря, в которых ты приглашен участвовать. '''Будь всегда готов кратко поделиться своим опытом и выслушать опыт других'''. Цель этих собраний - информация, ободрение, планирование.
# Соблюдать все правила и законы лагеря. '''Хороший вожатый не ждет для себя привилегий, на которые не могут рассчитывать воспитанники'''. Принеси все жертвы, необходимые для того, чтобы посвятить воспитанникам все свое внимание и энергию.
# Прими на себя '''полную ответственность за выданные тебе материалы, оборудование и инвентарь''' (книги, ручки, спортинвентарь, зеркало, стулья, постельное белье, швабра и т.д.) и возврати их выдавшему тебе лицу или туда, где они были получены, в установленное время.
# Каждый вожатый имеет право на '''еженедельную оценку проделанной работы''' координатором программы, а также на общую оценку своей работы в конце пребывания в лагере. Убедительно советуем всем наставникам пользоваться этой возможностью для самоусовершенствования, личного нравственного роста и развития лидерских навыков.
# По окончании каждой лагерной смены '''составь письменный отчет о каждом члене группы''' и представь его координатору программы.
# Не покидай лагерь до того, как уедет последний из твоих воспитанников, пока не будет убрана и приведена в порядок твоя комната, возвращено все постельное белье, дан отчет по всему инвентарю, выполнены все твои обязательства и требования координатора программы и получено его разрешение на отъезд. Не забудь до отъезда поблагодарить поваров.
# Всегда участвуй в спортивных мероприятиях вместе с воспитанниками. Направляй их в ходе занятий спортом. Спортинструктор не отвечает за твоих подопечных. Он поможет тебе в организации спортивных мероприятий, но ответственным за воспитанников продолжаешь оставаться ты.
# Овладей как можно более широкими навыками в области организации активного отдыха. '''Выработай в себе положительное отношение к активному отдыху и умение организовать досуг воспитанников'''. Изучи правила техники безопасности и приучи себя неуклонно следовать им. Предотвращай несчастные случаи. Научись играть в различные игры и умей обучить им своих подопечных.
# Вместе с членами группы ежедневно '''планируй время активного отдыха''' и руководи воспитанниками в проведении запланированных мероприятий. Дай им новый опыт.
# Ежедневно руководи играми и активным отдыхом воспитанников. Научись быть для них тренером и вовлекать в игру каждого из них. '''Будь примером того, как строить [[Качество взаимоотношений | правильное взаимоотношение]] между людьми через занятия спортом'''.
# Следи, чтобы каждый член группы имел '''возможность участвовать во всех спортивных мероприятиях'''. Наблюдай за воспитанниками и хвали их за хорошее поведение, приложенные усилия и стремление к сотрудничеству. Тренируй их. Показывай тем воспитанникам, кто быстро схватывает новое, как они могут помочь тем, кто испытывает затруднения. Так закладываются основы дружеских взаимоотношений и создаются приятные воспоминания.
# Учи воспитанников '''правильно использовать спортивный инвентарь и бережно обращаться с ним'''. Прежде чем покинуть место проведения занятия, убедись, что весь инвентарь сдан спортинструктору или другому ответственному сотруднику, убран на место и готов для использования следующей группой. Незамедлительно сообщай о любых повреждениях, поломках и потерях координатору программы.
# Неси полную ответственность за руководство группой во время походов.


И еще один совсем простой совет. Всегда будь немножко добрее, чем требуется.




[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]