Рекомендации отрядному вожатому

Материал из Летний лагеря
Перейти к: навигация, поиск
Logojkm.jpg
X 623f567fm.jpg

Описание "в общем" детей от 6 до 16 лет — вещь сложная, поскольку ребенок за эти 10 лет, попадающие в указанный промежуток, меняются очень сильно: меняются их интересы, жизненные ценности, источники получения информации.

Попытаемся дать портрет ребенка 9-12 лет, не претендуя на абсолютную истину, однако, пытаясь вычленить те потребности, которые могут быть удовлетворены летними детскими лагерями и мало кем еще (если говорить именно о «каникулярном» времени, когда они с одной стороны, не ходят в школу и секции, с другой стороны, по прежнему ненамного больше общаются с родителями (за счет того, что родители, в отличие от детей каникул, как правило, не имеют).

Ребенок — в первую очередь, «продукт» своих родителей (в широком смысле, включая бабушек и дедушек) их окружения, их образа жизни, отношения к жизни, во вторую очередь — своего «внешнего» окружения (друзей-приятелей по школе, секциям и пр.) и лишь, в третью очередь — того информационного пространства, которое сейчас определяется нашим временем: телевизора, всего, что его наполняет, Интернета, радио, рекламы в метро и прочее.

Отметим, что с возрастом расположение вышеперечисленных факторов меняется: родители «уходят» сначала на второе место, потом, со вступлением ребенка в возраст подростка и вовсе могут быть «задвинуты» на третье.


Целеполагание:

Ребенок старается оставаться в той среде, в которой ему комфортно. Это справедливо и в том случае, когда он рассуждает о настоящем и в том, когда он говорит о своем будущем.


Означает это примерно следующее:

сейчас он хочет, чтоб его окружали дети, похожие на него (со сходными интересами, примерно с тем же уровнем социальной среды, с которыми будет максимум «точек соприкосновения», как в плане учебы (как ни странно, да! Дети обсуждают школьные проблемы даже в каникулы), так и в плане досуга (сюда войдут и секции/занятия и просто различные приключения), чтоб его окружали взрослые, похожие на его родителей (мы рассмотрим сейчас в первую очередь детей из благополучных семей, где они любимы), т.е. добрые, веселые, внимательные, требовательные, но в меру (не как в школе, не как тренеры на спортивных занятиях).

Думая о будущем, он хочет сохранить этот «статус-кво»: остаться в «комфортном» круге общения, что означает: получить хорошие навыки, которые с одной стороны будут в той или иной мере соответствовать его сегодняшним интересам, с другой — соответствовать его радужным перспективам на будущее, помимо этого добиться определенных успехов в других различных сферах (спорт, искусство), которые позволят ему оставаться среди «своих».

Итак, что у ребенка есть:

  • достаток (материальный) в семье, где ряд его разумных (с точки зрения родителей) потребностей удовлетворяются без проблем: от новых книг (если к ним появляется интерес), дисков, фотоаппаратов, видеокамер, до тех спортивных секций или творческих кружков к которым ребенок выразит интерес. ... Или недостаточно подобного достатка, как частный случай.

Чего у ребенка нет или есть, но в недостаточной мере:

  • общения с родителями (особенно с отцами),
  • возможности свободно творить (в школе — упор на интеллект, в спортивных секциях — на физическое развитие, в творческих кружках — изучение основ: как рисовать, как танцевать и пр.),
  • как ни странно, но, скорее всего, друзей. Не одноклассников, не приятелей по секциям и партнеров по ролевым играм или «тусовкам», а, именно, друзей.


Почему воспитанники приезжают в лагерь

Прежде чем перейти к рассмотрению рекомендаций вожатому, нужно понять причины, по которым воспитанники приезжают в лагерь. Причины эти могут быть весьма различны. Некоторые воспитанники приезжают потому, что в лагерь едут их друзья. Некоторые - потому, что их послали родители. Некоторые - потому, что их подкупили. <Если съездишь в лагерь на недельку-другую, папа с мамой купят тебе новый мобильник>. Некоторых посылают в лагерь в наказание за плохое поведение. Некоторые едут потому, что дома скучно и нечего делать, так что, почему бы и не съездить в лагерь. Многие подростки приезжают в лагерь потому, что это уже стало традицией. Тебе важно понять, почему приехал в лагерь каждый из твоих воспитанников, поскольку это будет отражаться в их поведении.


Можно выделить пять основных причин, по которым подростки приезжают в лагерь.

  1. Приятно провести время и получить удовольствие. Они хотят хорошо провести время и верят, что ты обеспечишь им хорошее времяпрепровождение. Они хотят делать то, что любят, в окружении, которое внушает им доверие. Когда они чувствуют признание и включены в творческую деятельность, которая им нравится, они получают удовольствие.
  2. Побыть со своими друзьями. Для большинства подростков друзья - самые важные люди в жизни. Они испытывают восторг при мысли о том, что смогут провести семь или десять дней подряд вместе со своими друзьями. Дружеское общение без контроля со стороны родителей - это мечта наяву! Они хотят полноценных взаимоотношений.
  3. Участвовать в интересной деятельности. Подростки испытывают страсть к деятельности. В них силен боевой дух, они хотят справляться с трудностями. Они стремятся познать границы своих возможностей. Они любят виды деятельности, которые подразумевают испытание их выносливости и способностей. Они хотят делать то, чего не делали раньше, и любят делать это вместе со своими друзьями.
  4. Приятно провести каникулы. Во время школьных каникул лагерь предлагает возможности, которых воспитанники лишены дома. Даже в самую хорошую погоду в городе летом может быть очень скучно, поэтому их так манит прекрасная природа, в окружении которой расположены лучшие лагеря. Водоем, прохладный лес и широкий луг, холмы и горы, свежий воздух - что может быть привлекательнее для любого подростка, особенно когда он находится в компании сверстников и участвует в программе, полной разнообразных мероприятий и проводимой энергичными, добрыми и понимающими молодыми людьми.
  5. В чем-то определиться в себе. Для многих воспитанников главное событие дня - вечерняя беседа (свечка, огонек, костер, собрание и т.д.). Они любят петь под гитару. Они любят слушать истории вожатых и своих ровесников. Подготовка и представление на сцене вместе с друзьями - возможность, которая редко выпадает им вне лагеря. Часто их героем становится вожатый. Они любят слушать, как он рассказывает им интересные и жизненные истории и задает вопросы, которые они сами боялись задать. Вначале все это им немного страшно, но в глубине души они действительно хотят научиться этому. Они хотят знать, как им жить дальше. Они хотят, чтобы их любопытство в этом было удовлетворено.


Тебе также следует иметь в виду, какими соображениями руководствуются родители, посылая своих детей в лагерь.

  1. Хорошая репутация лагеря. Дети - самая большая драгоценность, которая есть у родителей. Поэтому они выбирают тот лагерь, в котором их ребенок будет под присмотром, где его будут уважать, понимать и развивать. Безопасность, насыщенная программа, необходимая дисциплина и здоровые дружеские отношения - то, чего родители ожидают от лагеря в обязательном порядке.
  2. Возможность формирования характера. В развитии подростка наступило время, когда в его жизни должны быть другие взрослые, которые подтвердят ценности его родителей. Мудрый вожатый-наставник может сделать это. Некоторое время подростки относятся с бoльшим доверием к совету своего отрядного вожатого, чем к совету своих родителей. Родители рассчитывают на то, что ты укрепишь в нем ценности, отношения и привычки, которые благотворно отразятся на развитии его характера.
  3. Здоровые взаимоотношения. Все родители хотят, чтобы у их ребенка были хорошие друзья. У некоторых подростков не развиты навыки общения. Другие выбрали себе не самых лучших товарищей. Лагерь - прекрасное место для практического обучения навыкам общения и установления новых дружеских отношений.
  4. Активная духовная жизнь. Умные родители знают, что подростковые годы - лучшие годы для того, чтобы нравственно окрепнуть. Они хотят, чтобы в этот период жизни их дети пережили нравственный подьем. Каждый день, что их ребенок находится под твоей заботой и руководством, родители мечтают о том, чтобы он принял для себя нравственные принципы, которые изменят его жизнь.
  5. Жизненные воспоминания. Лагерь - самое яркое событие лета, то переживание, которое запомнится не на один год. Многие воспитанники ждут - не дождутся следующего лета, когда они снова смогут поехать в лагерь. Это настолько важно для них, что и родители, и дети будут целый год откладывать деньги, чтобы оплатить путевку. Воспоминания о лагере остаются на всю жизнь. Эти воспоминания формируют в воспитанниках уверенность в себе, здоровое отношение к жизни и оптимизм. Если воспитанникам понравилось в лагере, родители будут посылать их туда вновь и вновь.


Родители и воспитанники доверяют тебе и надеются, что ты организуешь и направишь подростков в исполнении их ожиданий. Соответствовать их ожиданиям тебе поможет данные ниже рекомендации для вожатого группы. Скрупулезное исполнение этих правил позволит тебе не разочаровать воспитанников и их родителей. Если ты посмотришь на обязанности вожатого с этой стороны, они будут восприниматься не как повинность, а как творческий план успешного развития взаимоотношений.

Для того чтобы стать хорошим вожатым, тебе нужно знать свои обязанности и меру ответственности. Ты отвечаешь за здоровье, безопасность, благополучие и развитие каждого воспитанника с того момента, как принял его в группу, и до того момента, как он покинет территорию лагеря со своими родителями (или с сопровождающим, которого назначат родители или директор лагеря). Это серьезная задача. Чтобы помочь тебе понять ее масштабы, мы разделим твои обязанности на несколько категорий. Категории представлены в порядке приоритетности.

Этот порядок может тебя удивить. Но возможно, потом, и ты согласишься с нами. Все, что ты делаешь вместе с воспитанниками, для воспитанников и по отношению к воспитанникам, либо созидает, либо разрушает твои взаимоотношения с ними. Каждое взаимодействие с воспитанниками, каждое запланированное или незапланированное мероприятие влияет на взаимоотношения. Да, очень важно исполнять свои обязанности. Но самое важное - как ты их исполняешь. Если ты исполняешь их как повинность, это может разрушать взаимоотношения, но если тобой движет любовь и бескорыстие - взаимоотношения укрепляются.

Не пугайся, что у тебя так много обязанностей. Координатор программы (старший вожатый, старший смены или другое - в разных лагерях эта должность называется по разному) всегда готов помочь тебе. Каждый день у тебя будет достаточно возможностей поговорить с ним. У координатора программы есть опыт работы вожатым-наставником в лагере, и он понимает твои проблемы. Он регулярно будет поддерживать тебя. Он поможет тебе добиться успеха как вожатому и наставнику ребят.

Все задания ты будешь получать от координатора программы. Он твой непосредственный начальник; уважай его и сотрудничай с ним. Всегда думай и говори о нем хорошо, даже если не согласен с ним. Твои взаимоотношения с координатором программы - проверка твоей духовной зрелости.

Не пугайся своих обязанностей и ответственности. Просто доверься рекомендациям. Хорошо изучи свои обязанности в каждой из категорий. Выучи их наизусть; это избавит тебя от многих проблем. Исполняя свои обязанности, ты предотвратишь большинство проблем, с которыми сталкивается вожатый. Делай собственные краткие записи. Держи их при себе и просматривай их каждый день. Ты не пожалеешь о том, что потратил на это время.


Общественное руководство

  1. Живя насыщенной жизнью с группой воспитанников в течение этих недель, дай им чувство безопасности. Делись с ними своим жизненным опытом, верой и нравственными ценностями, будь для них примером.
  2. Заранее выучи имя каждого воспитанника и умей его правильно произнести. Определи интересы воспитанников, узнай все об их семьях, установи, кто их друзья.
  3. Подружись со всеми воспитанниками и находи радость в общении с ними. Не делай их своими рабами, но сделай их своими друзьями. Помогай им с каждым новым днем лагерной смены все больше и больше радоваться друг другу. Способствуй развитию в группе праздничной атмосферы.
  4. Поощряй развитие правильных взаимоотношений между воспитанниками, при которых все они пользуются равным уважением, всем предоставлены равные возможности и все несут равную ответственность.
  5. Наблюдай за каждым воспитанником и старайся обнаружить его умения, сильные стороны и способности и помогай ему развивать их. Выявляй те области, где он терпит поражение, и помогай ему одержать победу.
  6. Вдохновляй своих подопечных на то, чтобы быть открытыми и честными, доверять друг другу, помогать друг другу, стремиться к единству, стараться влиться в коллектив, а не обособляться от него, а также быть терпимыми и внимательными к чувствам и желаниям друг друга. Убедись, что каждый член группы пользуется уважением, признанием и имеет друзей.
  7. Учи воспитанников любить своих ближних как самого себя. Обязанность каждого члена группы - вносить свой вклад в процветание всей группы. Ни один воспитанник не имеет права испортить впечатление о пребывании в лагере другому воспитаннику или сотруднику лагеря.
  8. Поддерживай единство и согласие между всеми работниками лагеря и воспитанниками.
  9. Сделай свою вожатскую комнату, детские палаты, да и все отрядное место удобным и гостеприимным домом для каждого члена группы. Покажи каждому его кровать и место, где он может хранить свои вещи. Укрась комнату, но не порти стены. Некоторые воспитанники будут чистыми, опрятными и организованными. Другие будут грязными, но вполне довольными своей неопрятностью. Похвали опрятного воспитанника и побуди неряху учиться у аккуратиста. Научи их помогать друг другу, а не критиковать или жаловаться.
  10. Вместе с воспитанниками ежедневно убирай и приводи в порядок свои комнаты и прилегающие территории. Организуй работу, давай конкретные задания каждому члену группы и проверяй их исполнение. Начиная со второго дня смены, каждый день назначай нового дежурного по комнате.
  11. Следи, чтобы каждый воспитанник соблюдал правила личной гигиены: как следует мылся, одевался по погоде, содержал в чистоте и порядке место своего проживания и личные вещи, нормально питался и отдыхал. Сообщай о любых отклонениях, болезнях и несчастных случаях медсестре или врачу лагеря.
  12. Руководи воспитанниками, помогая им в выполнении любых заданий, которые поручены им для обеспечения эффективной и бесперебойной работы лагеря. Неустанно ищи новые возможности внести свой вклад в успех всего лагеря. Вдохнови воспитанников заботиться не только о себе, но и о других.
  13. Прими на себя полную ответственность за каждого воспитанника с момента его появления в группе и до самого отъезда из лагеря. Знай, где он находится и что делает. Сообщай о любых отклонениях и изменениях координатору программы.
  14. Будь человеком команды. Сотрудничай со спортинструктором, медсестрой, работниками кухни, другими наставниками и администрацией лагеря. Относись с уважением ко всем сотрудникам. Сделай пунктуальность и участие в общих делах обязательным правилом для себя и для своих воспитанников.
  15. Участвуй во всех планерках вожатых и в общих собраниях сотрудников лагеря, в которых ты приглашен участвовать. Будь всегда готов кратко поделиться своим опытом и выслушать опыт других. Цель этих собраний - информация, ободрение, планирование.
  16. Соблюдать все правила и законы лагеря. Хороший вожатый не ждет для себя привилегий, на которые не могут рассчитывать воспитанники. Принеси все жертвы, необходимые для того, чтобы посвятить воспитанникам все свое внимание и энергию.
  17. Прими на себя полную ответственность за выданные тебе материалы, оборудование и инвентарь (книги, ручки, спортинвентарь, зеркало, стулья, постельное белье, швабра и т.д.) и возврати их выдавшему тебе лицу или туда, где они были получены, в установленное время.
  18. Каждый вожатый имеет право на еженедельную оценку проделанной работы координатором программы, а также на общую оценку своей работы в конце пребывания в лагере. Убедительно советуем всем наставникам пользоваться этой возможностью для самоусовершенствования, личного нравственного роста и развития лидерских навыков.
  19. По окончании каждой лагерной смены составь письменный отчет о каждом члене группы и представь его координатору программы.
  20. Не покидай лагерь до того, как уедет последний из твоих воспитанников, пока не будет убрана и приведена в порядок твоя комната, возвращено все постельное белье, дан отчет по всему инвентарю, выполнены все твои обязательства и требования координатора программы и получено его разрешение на отъезд. Не забудь до отъезда поблагодарить поваров.
  21. Всегда участвуй в спортивных мероприятиях вместе с воспитанниками. Направляй их в ходе занятий спортом. Спортинструктор не отвечает за твоих подопечных. Он поможет тебе в организации спортивных мероприятий, но ответственным за воспитанников продолжаешь оставаться ты.
  22. Овладей как можно более широкими навыками в области организации активного отдыха. Выработай в себе положительное отношение к активному отдыху и умение организовать досуг воспитанников. Изучи правила техники безопасности и приучи себя неуклонно следовать им. Предотвращай несчастные случаи. Научись играть в различные игры и умей обучить им своих подопечных.
  23. Вместе с членами группы ежедневно планируй время активного отдыха и руководи воспитанниками в проведении запланированных мероприятий. Дай им новый опыт.
  24. Ежедневно руководи играми и активным отдыхом воспитанников. Научись быть для них тренером и вовлекать в игру каждого из них. Будь примером того, как строить правильное взаимоотношение между людьми через занятия спортом.
  25. Следи, чтобы каждый член группы имел возможность участвовать во всех спортивных мероприятиях. Наблюдай за воспитанниками и хвали их за хорошее поведение, приложенные усилия и стремление к сотрудничеству. Тренируй их. Показывай тем воспитанникам, кто быстро схватывает новое, как они могут помочь тем, кто испытывает затруднения. Так закладываются основы дружеских взаимоотношений и создаются приятные воспоминания.
  26. Учи воспитанников правильно использовать спортивный инвентарь и бережно обращаться с ним. Прежде чем покинуть место проведения занятия, убедись, что весь инвентарь сдан спортинструктору или другому ответственному сотруднику, убран на место и готов для использования следующей группой. Незамедлительно сообщай о любых повреждениях, поломках и потерях координатору программы.
  27. Неси полную ответственность за руководство группой во время походов.


И еще один совсем простой совет. Всегда будь немножко добрее, чем требуется.