Рекомендации вожатому в детском лагере
Вожатый – профессия – птица!
Труднее ее не сыскать.
С какою другою работой сравнится –
Ребячьи сердца зажигать!
Вожатый – носитель идеологии лагеря:
- Законов
- Традиций
- Символов, атрибутов
- Концепции деятельности
- Правил
- Требований
- Целей и задач
Вожатский отряд – моя команда!
ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО
- (информация повышенной секретности!)
Вожатый - «универсальный солдат» нашей команды: честен с детьми (никогда ничего не обещает!), тактичен и воспитан, чуток к болям и радостям подопечных, ответственен по отношению ко всему и всем! Способен контролировать себя и свои эмоции. То, что написано ниже запомни, как - это больше чем мантра. Это спасет тебя от ошибок.
- Отправляясь в лагерь, возьми с собой методичку. Желательно две. Возьми с собой всех друзей, у которых есть методички.
- То, что стоит вашего внимания, стоит вашего внимания дважды. Внимание бесплатно, а ваша репутация бесценна.
- Считаются только удачные решения, единственное, что может быть хуже вашей ошибки –«залет».
- Если у вас есть время подумать -значит, вы недостаточно быстро двигаетесь или недостаточно хорошо маскируетесь и используете прикрытие.
- Соблюдайте субординацию – помните, дистанция – ваш друг.
- Если есть возможность выбирать между методичкой и папкой с технологиями – возьмите то, что больше.
- Через 10 лет никто не вспомнит формы и методы работы. Запомнят тех, чья репутация безупречна, а внимание к детям безгранично.
- Возьми с собой методичку, в которой есть ответы на ВСЕ вопросы.
- Когда-нибудь, кто-нибудь будет делать все лучше вас. Но! Он должен будет очень постараться, потому что вы –гений!
- Всегда хитрите. Всегда побеждайте. Единственный нечестный «бой» - тот, что вы проиграли.
- Всегда имейте план.
- Всегда имейте запасной план, потому что первый, как правило, не работает.
- Никогда не расслабляйтесь.
- Будьте вежливы. Будьте профессиональны. Но всегда имейте план «убить» всех, кого вы встретите.
- Будьте вежливы и предупредительны со всеми, но никому не открывайте свою душу.
- Займите твердую позицию в отряде. С каждым определите его роль и действия.
Вожатый это :
- Любовь к детям
- Корпоративный стиль
- Корпоративная этика
- Единые педагогические требования
- Последовательность действий
- Создание ситуации успеха для каждого
Я - вожатый!
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ
В общении с детьми инструктора и вожатые часто впадают в крайности, т. к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого.
Какой он?
- ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ. Каждый ребенок в команде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Нельзя «воевать» с ребятами, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами.Ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.
- ВНИМАТЕЛЬНЫЙ И ТАКТИЧНЫЙ. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек. Недостаточным вниманием! Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.
- ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У «добреньких» взрослых дешевый авторитет.
- СПРАВЕДЛИВЫЙ. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.
- ИСКРЕННИЙ И ЧЕСТНЫЙ. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать обещание, лучше неделайте этого.
- БОДРЫЙ И ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.
- ТЕРПЕЛИВЫЙ И СДЕРЖАННЫЙ. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз — все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права на срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.
После отдыха в лагере дети не вспомнят, что им говорил вожатый. Вспомнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Дети запомнят сплоченность и дружбу, речевки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельности, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.
Мы – напарники!
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАПАРНИКОВ
Начнем со знакомства. Вызнакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и, особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками.
Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия — не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и «спасать» ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите. Прислушивайтесь друг к другу, поддерживайте авторитет своего напарника.
Соблюдайте в работе равноправие и единство требований. Будьте принципиальны друг с другом (выработаете с детьми), но в тоже время внимательны, терпимы и доброжелательны. Не давайте друг другу умереть на работе. Вас двое, иногда кто-то может выспаться (извечная вожатская проблема). Разумно распределяйте работу, чтобы кто-то из вас не был «всю смену на арене». Сотрудничайте!
Дети – наше главное богатство!
ПРИНЦИПЫ ОТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ.
- Я не всезнайка. Поэтому я не буду пытаться быть им.
- Я хочу, что бы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
- Я хочу больше принимать в себе ребенка. Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям учить меня.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Иногда мне нужно убежище. Поэтому я дам убежище детям.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.
- Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться. Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
- Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности. Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
- Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы. Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.
- Я единственный кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте. Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удар.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Жизнь в лагере должна быть интересной. У каждого вожатого должен быть план работы с отрядом. Он составляется на основе плана–сетки и концепции смены.
Основные этапы подготовки отрядного дела:
- Получение задания , определение целей и задач определенного дела
- Обеспечение работы. (условия, средства, исполнители.)
- Планирование работы и определение обязанностей(творческая группа, инициативная группа, совет дела)
- Координация действий
- Анализ и подведение итогов работы.
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ УСПЕХА ЛЮБОГО ДЕЛА:
- Интересные задания
- Красочное оформление
- Музыкальное сопровождение
- Креативный ведущий
- Компетентное жюри
- Дружелюбные зрители
- Хорошие помощники
- Подготовленные участники
- Призы для победителей.