Изменения

Нет описания правки
[[Image:Zxcv12m.jpg‎ |right]]
'''То, без чего никак нельзя…'''

Итак, если ты хочешь, чтобы твоя жизнь в лагере не превратилась в фильм ужасов, протяженностью ровно в смену с месячным периодом реабилитации, с начала смены стоит договориться с детьми о соблюдении некоторых норм поведения, но, чтобы это не выглядело в качестве наставления, преподнеси их в качестве законов и традиций этого лагеря. При этом имей в виду, что законы принимаются безоговорочно, а традиции можно принимать или нет или предлагать свои. Главное чтобы все, что утверждается ребятами, соответствовало утверждению, приведенному ниже:



Главный принцип жизни в лагере: У нас в лагере все можно, НО если это не вредит другим.

'''Традиции и законы.'''

* Традиция доброго отношения к людям.
* Традиция вожатского отряда.
* Традиция вечернего огонька.
* Традиция доброго отношения к песне.

* Закон ОО (Закон точности)
* Закон территории (закон границы).
* Закон поднятой руки.
* Закон зелени

Как ни странно, одной из серьезных проблем, возникающих в первые дни у вожатого – новичка: как обращаться к детям?! Оказывается – нет ничего проще!!!

* ребята, ребятушки
* друзья, други мои
* народ, люди.
* родные мои, братья и сестры
* пацаны, парни, девчонки.
* Милостивые государи и государыни
* Любезные синьоры и сеньориты.
* Уважаемые судари и сударыни.
* Братцы кролики, свободные волки, славные мумитролли.
* Гвардейцы, земляки, братья славяне.
* Красавицы, барышни, мадмуазели.

'''Как ходить в столовую.'''

Как говориться: хороший вожатый – “прикольный” вожатый. Оказывается и в столовую можно ходить весело. Например …

* Взявшись за руки в цепочку.
* То же, но двигаясь спиной.
* В три шеренги и маршируя как солдаты.
* Образовать замкнутый круг, внутри которого вожатые, которые не хотят есть.
* Дружно хромая на правую или левую ногу.
* В колонну, положив руки на плечи, впереди идущему.
* Считая шаги.
* Со связанными ногами.
* Одетыми задом наперед.
* Скандировать девизы, речевки, кричалки, петь песни.

'''Принципы отношений с детьми.'''

Гарри Лэндрет,
:“Игровая терапия: искусство отношений”

* Я не всезнайка.
Поэтому я не буду пытаться быть им.

* Я хочу, чтобы меня любили.
Поэтому я буду открыт любящим детям.

* Я хочу больше принимать в себе ребенка.
Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.

* Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.
Поэтому я позволю детям учить меня.

* Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.
Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

* Иногда мне нужно убежище.
Поэтому я дам убежище детям.

* Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.
Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.

* Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться.
Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

* Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности.
Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.

* Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы.
Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.

* Я единственный кто может прожить мою жизнь.
Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

* Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте.
Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.

* Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.
Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.

* Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли.
Поэтому я буду стараться смягчать удар.

* Я чувствую страх, когда я беззащитен.
Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.


'''Шел отряд по лагерю…'''

Когда ты едешь в лагерь за несколько дней до смены тебе дают такой листик, под названием “ПЛАН – СЕТКА”. Там обычно указаны дружинные дела которые пройдут в лагере в течение смены. НО! Эти дела пройдут на уровне дружины, а ты подумал заранее, чем будут заниматься ТВОИ дети в течение смены в отряде? Если ты считаешь, что функция отрядного вожатого заключается только в организации бытовых и режимных моментов – грош цена такому вожатому!!! На время смены домом ребенку становиться корпус, а семьей – отряд, и оттого насколько интересной покажется жизнь ему в отряде, зависит как минимум на 50% успешность всей смены. Поэтому -

'''Планируя отрядную деятельность, помни !'''

* Существует общелагерный план, цели и задачи на смену. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.
* Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее чем и скучные будни. И вообще – лучший отдых это смена деятельности.
* Если планируешь дело на свежем воздухе, то придумай сразу, чем твои дети будут заниматься в случае плохой погоды.
* В “Мойдодыр” не стоит играть в футбол, а в родительский день уходить в поход.
* Деятельность (отрядная, дружинная) бывает разная.
* Разрабатывая программу отряда, старайся разнообразить ее различными видами деятельности (Д.).
* Не удивляйся, если Твои дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия. Просто им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем. Например -

Деятельность (в отряде)

* спортивная
* интеллектуальная
* трудовая
* творческая
* художественно-прикладная

Аксиома “Лучший отдых – это смена деятельности”, имеет силу и здесь.

Первые дни – особенно важны для вожатого. Именно тогда и он, и дети находят ответ на вопрос:

WHO IS WHO ??? – кто есть кто???

* КТО хороший организатор?
* КТО хороший художник?
* КТО хороший актер, постановщик?
* КТО …

Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем ты со своими детками будешь заниматься в эти первые дни смены. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные дела. Этот список ты можешь дополнить своими.

Главное чтобы –

* В предложенной деятельности участвовали все дети отряда.
* Задания не требовали предварительной основательной подготовки.
* Соблюдался принцип “От простого к сложному.”
* При проведении подобных дел на отряде были оба напарника (в активной позиции).

'''Список возможных дел организационного периода (отрядных)'''

* Конкурс врунов (как меня собирали в лагерь.)
* Первая организованная вылазка на природу.
* Выпуск отрядной газеты “ЭТО МЫ”
* Муз.час
* Загадочный час (отгадывание загадок).
* Оформление первых страниц журнала “День за днем”.
* КТД “Типография”
* Оборудование отрядного места с выкладыванием камешками эмблемы и названия отряда.
* Спорт.игра “Знамя”.
* “Тропа доверия” (в конце орг..периода).
* “Ромашка”
* “Кинофестиваль”.
* “Литературный коктейль”.
* “Суета-сует”.
* Утренняя информационно-развлекательная программа “Доброе утро!”

'''Вечерний огонек'''
: Догорает в подсвечнике старом
: Тертый, блеклый огарок свечи.
: Неужели сгорела вся даром,
: Раздавая сиянье с ночи?

Наверное, нет ничего более необычного, таинственного и загадочного в лагере, чем вечерний огонек. Перед тем как идти спать, ребята вместе с вожатыми собираются вместе у костерка или горящей свечи для того что бы поговорить. “За день не наговорились?”, - спросишь ты. Дело в том, что у свечи даже самый обычный разговор звучит совсем по другому. Ребята обсуждают прожитый день, решают спорные вопросы, разговаривают на интересующие их темы.

А вообще – огонек, это сильнейшее средство формирования коллектива, и оттого насколько ты будешь владеть умением вести разговор при свече, зависят взаимоотношения твоих ребят в отряде, и выполнение целей и задач смены.

''Темы для вечерних огоньков и диспутов:''
* Как встать вровень с веком?
* Подвиг: мгновение или жизнь?
* Что можно считать правилами хорошего тона?
* Вредные привычки: проблема личная или общества.
* Что значит быть взрослым?
* Что значит быть современным?
* Как быстро прожить жизнь? (по вредным привычкам)

''Темы для вечерних огоньков ( из “Маленького принца”).''
* Тогда суди себя сам, - сказал король ,- Это самое трудное. Себя судить гораздо трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
* Хотел бы знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый смог отыскать свою.
* В пустыне одиноко, - сказал Маленький принц.
Среди людей тоже одиноко, заметила змея.
* Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Ты хочешь знать, отчего прекрасна пустыня? Где-то в ней скрываются родники.

Кроме тематических огоньков, которые проводятся в основной период смены, есть огоньки, которым отводится особая роль..
* Огонек знакомств.
* Огонек орг.периода.
* Огонек дежурного отряда.
* Отрядный Огонек - вечеринка в конце смены.
* Прощальный огонек.


Наши “дела”.

Успешность любого лагеря во многом зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому, нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.

'''Критерии успешности дела.'''

* целесообразность ( сообразность проведения данного дела в смене )
* идея(наличие общей сюжетной линии, в разработке которой должна принимать участие вся творческая группа)
* четкая организация дела:
* музыкальное оформление
* техническое обеспечение
* предварительная подготовка участников и ведущих
* работа с залом (предварительная и во время проведения дела)
* безопасность
* логичность (соответствие формы и содержания )
* динамичность
* доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах
* поощрение участников.
* наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления)

По окончании дела необходимо провести анализ его с творческой группой: отметить + и -, возможность улучшения, сказать слова благодарности ребятам.

''10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела.''
* Интересные задания.
* Красивое оформление.
* Материальное обеспечение.
* Музыкальное оформление.
* Находчивый ведущий.
* Компетентное жюри.
* Эмоциональные зрители.
* Исполнительные помощники.
* Подготовленные команды.
* Призы для победителей.


'''ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.'''

* Дежурство по территории и по камбузу.
* Режимные моменты.
* Организация “мойдодыра”.
* Хозяйственные вопросы.
* Санитарно-гигиенические требования..
* Дежурство по территории и столовой.

ВОЖАТЫЙ! Сегодня твой отряд дежурит по лагерю. От того, как ты организуешь дежурство, зависит четкость выполнения режима дня дружины, чистота и порядок в корпусе и на территории лагеря. Подготовка к дежурству должна быть начата до него. Необходимо заранее распределить обязанности между ребятами и познакомить каждого с ними.

Успех дежурства зависит от готовности к нему вожатого отряда. Вот требования, которые должны быть предъявлены ребятам, они помогут тебе в четкой организации дежурства.

Предъявляя их, подчеркни ту мысль, что у нас в лагере самообслуживание, что от добросовестного выполнения каждым своих обязанностей зависит успех дежурства.

Целесообразно разделить отряд на группы. Одни будут дежурить по территории, другие по камбузу.

Дети должны четко знать, кто в какой группе (возможно составление списков групп и вывешивание их на отрядном месте.

''Санитарно – гигиенические требования к дежурным по столовой.''

* Вечером, перед дежурством, предупреди ребят, что они должны остричь ногти: если кто-то из них почувствует легкое недомогание, имеет гнойные заболевания или простудные – нужно обратиться к мед. работникам, т.к. таких ребят нельзя ставить дежурными по столовой.
* Утром ребята тщательно умываются, причесываются, одевают рабочую форму одежды. Желательно, чтобы одежда не сковывала движения.
* Утром, перед дежурством, ребята проходят мед.осмотр который проводит дежурная мед.сестра в присутствии вожатого.
* Каждый обязан перед накрытием на столы вымыть руки, надеть спец.одежду, тщательно убрать волосы под колпак или косынку.
* Хождение в спец. одежде за пределы столовой запрещено. Уборка столовой производится не в спец. одежде а в рабочей форме.
* Во избежание несчастных случаев ребята не должны работать с механизмами (хлеборезкой, посудомоечной машиной). Не должны работать непосредственно на кухне (чистить и мыть посуду), находиться в помещениях кухни.

Дежурный вожатый по столовой должен знать:
* количество ребят по отрядам.
* план посадки ребят в зале.
* количество больных детей, находящихся в изоляторе лагеря.
* количество вожатых, стоящих на питании.

После завтрака, обеда и ужина проводится влажная уборка в столовой.

'''Требования к дежурным вожатым (Д.В.) по территории.'''

* В течение всего дня форма одежды Д.В. и детей, дежурящих по территории – парадная.
* Организует в течение всего дня дежурство детей в вожатской комнате (КВ) (1-2 чел)
* Следит за чистотой в КВ , выполнением дружинного плана на день, соблюдением режимных моментов, осуществляет своевременное обеспечение вожатых оперативной информацией.
* При необходимости получает на почте корреспонденцию для лагеря.


'''Требования к заправке кроватей.'''

Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей.

Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.

* В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
* Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
* Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
* Все это накрывается покрывалом. Концы покрывала заправляются под матрац.
* Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.
* Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д. Это категорически запрещено. В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).

Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.

'''ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ'''

:1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
:2.Ищи истину вместе с ребенком,
:3.Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
:4.Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
:5.Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
:6.Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
:7.Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

''ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ'' от Дэвида Льюиса

:1.Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
:2.Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно,т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
:3.Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
:4.Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
:5.Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
:6.Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
:7.Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
:8.Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
:9.Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
:10.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
:11.Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

'''ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?'''

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии,изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

''Отрядный уголок'' — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда
(самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:
* заезд ребят в лагерь в оргпериод;
* основной период;
* заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

''В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:''
* соревнования,
* подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,
* участие в творческих конкурсах, смотрах.
* подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,
* жизнь отряда
* поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы
жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу.»», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

''ВОЗМОЖНЫЕ РУБРИКИ ДЛЯ ОТРЯДНОГО УГОЛКА''

* Календарь
* План на смену (План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).
* Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).
* Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку).
* Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).
* Режим дня
* Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;Ба, знакомые все лица).
* За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).
* Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.Музыкальный граммофон).
* Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).
* Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).
* Добьемся.
* Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...).
* Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).
* А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что...) — Наше настроение.
* Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).
* Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что никогда не видели...)
* Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять»).

'''ЗАКОНЫ ОТРЯДА'''

У каждого отрада должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеемся, что у Вашего отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти.

Ребятам они очень нравятся. .

1. ________________.

2. _________________.

3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

4. За двумя воспитателями погонишься — ни одного не поймаешь.

5. Поспешишь. — весь отрад насмешишь.

6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.

7. Воспитатель — всему голова.

8. Увидел, услышал — запомни, доложишь!

9. Зовут, есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.

10. Хочешь есть — умей вертеться.

11. Съел сам — помоги другому.

12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

15. Не храпеть!

16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС?

17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...

18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

19. Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

20. No smoking!

'''В СМЕННУЮ РУБРИКУ «ПОЗДРАВЛЯЕМ!»'''

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с
* победой в соревнованиях, но и ...
* всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!
* всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);
* с первым днем лета;
* всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!
* всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

* с первым дождем в лагере!
* всех нас любимых!
* всех нас с хорошим настроением воспитателей!
* всех с полным последним днем смены!
* всех с последним воскресеньем смены!
* всех с родительским днем!
* любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в «Звёздочке»!
* всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!
* всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!
* всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!
* всех нас со спокойно проведенной ночью!
* всех, кого намазали (не намазали)!
* всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели...

'''В РУБРИКУ «ВРЕМЯ»'''

Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:
* собирать шишки;
* убирать палаты;
* пылесосить пустыню;
* убирать территорию;
* делать ноги;
* дежурить в столовой;
* считать деньги;
* сматывать удочки;
* сушить сухари;
* собирать потерянные вещи;
* срывать цветы удовольствия;
* ловить момент;
* играть на дудке;
* сверять часы;
* пухнуть с голоду;
* давать обещания;
* сушить весла;
* надевать носки.

'''СТИХОТВОРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ'''

Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.

9:00 Утро. Солнышко встает — спать ребятам не дает.

9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.

9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.

10:00 Каша, чай, кусочек сыра — вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)

10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете — знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.

13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.

18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются.. Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.

19.00 Ужина время настало и вот — отряд за отрядом к столовой идет.

20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.

23.00. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»


Уголок обязательно должен содержать:
* название отряда
* девиз отряда
* отрядная песня
* расписание кружков
* распорядок дня (лагерный и отрядный)
* списки детей
* списки именинников текущей смены
* адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
* грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)





Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

'''Анализ.'''

В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.

Виды педагогического анализа и формы их
обеспечения.


Анализ собственной пед деятельности.

Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования
текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и
причины их возникновения.


Что анализировать?

Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей,
состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и
педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды
деятельности, состояние здоровья детей и условие
жизнеобеспечения.


На основе чего?

Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с
коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних
сборов-анализов с детьми в отряде).

Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник,
индивидуальная карта собственного роста.)


Предполагаемая схема анализа дня.

1.Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день?
Выполнен ли план работы на день?
Что удалось выполнить, а что нет?

2.Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном тношении:
* какую задачу решали;
* основные этапы этого дела;
* в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
* как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как
* реагировали ребята в ходе дела;
* приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.

3. Анализ ситуации (при наличии такой в дне):
* краткое содержание и ее участники;
* в связи с чем возникла эта ситуация;
* как проявили себя участники ситуации, их поступки;
* итог ситуации;
* выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня:
* была ли группа организована;
* произошли ли изменения в коллективе;
* кто обратил на себя внимание;
* как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.

5. Общие выводы:
* удался ли день в целом;
* что дал нового этот день вам как педагогу;
* задачи на следующий день.


'''Анализ результатов педагогической деятельности.'''
* Проводится по итогам определенного временного отрезка.
* Включает анализ организационного, основного и итогового периодов.
* Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической
деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень
своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с
другими подразделениями лагеря.


''Анализ дела.''
:1.Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
:2.Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
:3.Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их
взаимосвязи и взаимовлияния
:4.Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела
и уровень организационного обеспечения
:5.Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.


'''Самооценка индивидуального состояния.'''

Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен
учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой
профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так
и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации,
эффективность работы вожатого значительно возрастает.


Что анализируем?

Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.

Форма: самоконтроль и самооценка.

Методики анализа.

1.Методика выявления и согласования мнений и представлений.

Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

* Предоставляется список с перечисленными качествами.
* Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств.
* На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.

2.Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.

Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
* 4 – совершенно согласен,
* 3 – согласен,
* 2 – трудно сказать,
* 1 – не согласен,
* 0 – совершенно не согласен.

:1.Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
:2.В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
:3.В нашем отряде хорошие вожатые.
:4.Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и
помощью в любое время.
:5.У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
:6.В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
:7.Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих
способностей.
:8.У меня есть любимое занятие в детском лагере.
:9.Я, считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к
самостоятельной жизни.
:10.Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.

Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов
* У= общее количество ответов
* У >3 – высокая степень удовлетворенности;


2 ''Игра по станциям.''

* Телевизионный пример – “Ключи от форта Баярд”, замкнутая эстафета.
* Сюжетный ввод.
* Передвижение по станциям либо одновременно по “Вертушке”, либо по очереди через интервал времени.
* Оформление каждой станции, старта и финиша.
* Число станций не менее 4, но не более 2*число отрядов.
* Задания должны быть такие, чтобы время их выполнения не превышало 5 – 10 минут.
* Время между станциями – 3-5 минут.
* Общее время игры, включая ввод и подведение итогов – 1.5 часа.
* Подведение итогов и награждение – обязательно.
* Наличие маршрутных листов или поводырей из ребят. А также хронометристов для строгого соблюдения графика.
* Единая система оценок на всех этапах.


Дискуссионные формы работы.

* Телевизионный пример –“Тема”, “Старая квартира”, “Моя семья”.
* Дискуссии, проблемные столы, диспуты.
* По построению – ведущий против зала или между различных мнений.
* Первый вариант более жесткий, и требует от ведущего максимальной концентрации. Открытая конфронтация – дискуссия, только два диаметрально противоположных мнения.
* Задание проблемы ( явно или опосредованно через фильм, книгу, обыгранный сюжет ).
* Мнение сторон и аргументы ( различные свидетельства, чем то напоминает суд, где есть судьи, адвокаты и так далее ). В случае проблемных столов – обсуждение в группах и предоставление результата группового и затем общего решения.
* Подведение итогов.
* При необходимости для снятия излишнего накала страстей – музыкальнгые паузы, гости и так далее.
* Число обсуждаемых проблем не более трех.
* Продолжительность 1 – 1.5 часа.


Тематическая беседа.

* Заранее известная тема.
* Готовится совместной группой из вожатого и детей.
* Красивый ввод ( как правило – песня , легенда, рассказ ).
* Обмен мнений в максимально доброжелательной форме и по желанию.
* Продолжительность не более 1 часа.
* В конце необходима АКЦИЯ ( изложение, рисунок, поделка и так далее ) обо всем услышанном .


Конкурсные программы.
* Телевизионный пример – “Поле чудес”, “Счастливый случай”, ”Зов джунглей”.
* Подготовка ( красивое оформление, сюрпризы …)
* Предварительные игры с залом.
* Организационные моменты (объяснение правил, представление участников и жюри, почетных гостей и так далее )
* Число конкурсов не менее трех + финал, но не более 6-8.
* Не должно быть никаких пауз. Все паузы заполняется музыкой, песнями, играми.
* Общая продолжительность – 1.5 часа. Не более.
* Особое внимание на сильный ввод и сильный финал.



[[Category:Статьи]]
1851

правка