Памятка вожатому
То, без чего никак нельзя…
Итак, если ты хочешь, чтобы твоя жизнь в лагере не превратилась в фильм ужасов, протяженностью ровно в смену с месячным периодом реабилитации, с начала смены стоит договориться с детьми о соблюдении некоторых норм поведения, но, чтобы это не выглядело в качестве наставления, преподнеси их в качестве законов и традиций этого лагеря. При этом имей в виду, что законы принимаются безоговорочно, а традиции можно принимать или нет или предлагать свои. Главное чтобы все, что утверждается ребятами, соответствовало утверждению, приведенному ниже:
Главный принцип жизни в лагере: У нас в лагере все можно, НО если это не вредит другим.
Традиции и законы.
- Традиция доброго отношения к людям.
- Традиция вожатского отряда.
- Традиция вечернего огонька.
- Традиция доброго отношения к песне.
- Закон ОО (Закон точности)
- Закон территории (закон границы).
- Закон поднятой руки.
- Закон зелени
Как ни странно, одной из серьезных проблем, возникающих в первые дни у вожатого – новичка: как обращаться к детям?! Оказывается – нет ничего проще!!!
- ребята, ребятушки
- друзья, други мои
- народ, люди.
- родные мои, братья и сестры
- пацаны, парни, девчонки.
- Милостивые государи и государыни
- Любезные синьоры и сеньориты.
- Уважаемые судари и сударыни.
- Братцы кролики, свободные волки, славные мумитролли.
- Гвардейцы, земляки, братья славяне.
- Красавицы, барышни, мадмуазели.
Как ходить в столовую.
Как говориться: хороший вожатый – “прикольный” вожатый. Оказывается и в столовую можно ходить весело. Например …
- Взявшись за руки в цепочку.
- То же, но двигаясь спиной.
- В три шеренги и маршируя как солдаты.
- Образовать замкнутый круг, внутри которого вожатые, которые не хотят есть.
- Дружно хромая на правую или левую ногу.
- В колонну, положив руки на плечи, впереди идущему.
- Считая шаги.
- Со связанными ногами.
- Одетыми задом наперед.
- Скандировать девизы, речевки, кричалки, петь песни.
Принципы отношений с детьми.
Гарри Лэндрет,
- “Игровая терапия: искусство отношений”
- Я не всезнайка.
Поэтому я не буду пытаться быть им.
- Я хочу, чтобы меня любили.
Поэтому я буду открыт любящим детям.
- Я хочу больше принимать в себе ребенка.
Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.
- Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.
Поэтому я позволю детям учить меня.
- Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.
Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
- Иногда мне нужно убежище.
Поэтому я дам убежище детям.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.
Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.
- Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться.
Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
- Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности.
Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
- Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы.
Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.
- Я единственный кто может прожить мою жизнь.
Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
- Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте.
Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.
- Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.
Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.
- Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли.
Поэтому я буду стараться смягчать удар.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен.
Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Шел отряд по лагерю…
Когда ты едешь в лагерь за несколько дней до смены тебе дают такой листик, под названием “ПЛАН – СЕТКА”. Там обычно указаны дружинные дела которые пройдут в лагере в течение смены. НО! Эти дела пройдут на уровне дружины, а ты подумал заранее, чем будут заниматься ТВОИ дети в течение смены в отряде? Если ты считаешь, что функция отрядного вожатого заключается только в организации бытовых и режимных моментов – грош цена такому вожатому!!! На время смены домом ребенку становиться корпус, а семьей – отряд, и оттого насколько интересной покажется жизнь ему в отряде, зависит как минимум на 50% успешность всей смены. Поэтому -
Планируя отрядную деятельность, помни !
- Существует общелагерный план, цели и задачи на смену. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.
- Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее чем и скучные будни. И вообще – лучший отдых это смена деятельности.
- Если планируешь дело на свежем воздухе, то придумай сразу, чем твои дети будут заниматься в случае плохой погоды.
- В “Мойдодыр” не стоит играть в футбол, а в родительский день уходить в поход.
- Деятельность (отрядная, дружинная) бывает разная.
- Разрабатывая программу отряда, старайся разнообразить ее различными видами деятельности (Д.).
- Не удивляйся, если Твои дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия. Просто им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем. Например -
Деятельность (в отряде)
- спортивная
- интеллектуальная
- трудовая
- творческая
- художественно-прикладная
Аксиома “Лучший отдых – это смена деятельности”, имеет силу и здесь.
Первые дни – особенно важны для вожатого. Именно тогда и он, и дети находят ответ на вопрос:
WHO IS WHO ??? – кто есть кто???
- КТО хороший организатор?
- КТО хороший художник?
- КТО хороший актер, постановщик?
- КТО …
Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем ты со своими детками будешь заниматься в эти первые дни смены. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные дела. Этот список ты можешь дополнить своими.
Главное чтобы –
- В предложенной деятельности участвовали все дети отряда.
- Задания не требовали предварительной основательной подготовки.
- Соблюдался принцип “От простого к сложному.”
- При проведении подобных дел на отряде были оба напарника (в активной позиции).
Список возможных дел организационного периода (отрядных)
- Конкурс врунов (как меня собирали в лагерь.)
- Первая организованная вылазка на природу.
- Выпуск отрядной газеты “ЭТО МЫ”
- Муз.час
- Загадочный час (отгадывание загадок).
- Оформление первых страниц журнала “День за днем”.
- КТД “Типография”
- Оборудование отрядного места с выкладыванием камешками эмблемы и названия отряда.
- Спорт.игра “Знамя”.
- “Тропа доверия” (в конце орг..периода).
- “Ромашка”
- “Кинофестиваль”.
- “Литературный коктейль”.
- “Суета-сует”.
- Утренняя информационно-развлекательная программа “Доброе утро!”
Вечерний огонек
- Догорает в подсвечнике старом
- Тертый, блеклый огарок свечи.
- Неужели сгорела вся даром,
- Раздавая сиянье с ночи?
Наверное, нет ничего более необычного, таинственного и загадочного в лагере, чем вечерний огонек. Перед тем как идти спать, ребята вместе с вожатыми собираются вместе у костерка или горящей свечи для того что бы поговорить. “За день не наговорились?”, - спросишь ты. Дело в том, что у свечи даже самый обычный разговор звучит совсем по другому. Ребята обсуждают прожитый день, решают спорные вопросы, разговаривают на интересующие их темы.
А вообще – огонек, это сильнейшее средство формирования коллектива, и оттого насколько ты будешь владеть умением вести разговор при свече, зависят взаимоотношения твоих ребят в отряде, и выполнение целей и задач смены.
Темы для вечерних огоньков и диспутов:
- Как встать вровень с веком?
- Подвиг: мгновение или жизнь?
- Что можно считать правилами хорошего тона?
- Вредные привычки: проблема личная или общества.
- Что значит быть взрослым?
- Что значит быть современным?
- Как быстро прожить жизнь? (по вредным привычкам)
Темы для вечерних огоньков ( из “Маленького принца”).
- Тогда суди себя сам, - сказал король ,- Это самое трудное. Себя судить гораздо трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
- Хотел бы знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый смог отыскать свою.
- В пустыне одиноко, - сказал Маленький принц.
Среди людей тоже одиноко, заметила змея.
- Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Ты хочешь знать, отчего прекрасна пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
Кроме тематических огоньков, которые проводятся в основной период смены, есть огоньки, которым отводится особая роль..
- Огонек знакомств.
- Огонек орг.периода.
- Огонек дежурного отряда.
- Отрядный Огонек - вечеринка в конце смены.
- Прощальный огонек.
Наши “дела”.
Успешность любого лагеря во многом зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому, нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.
Критерии успешности дела.
- целесообразность ( сообразность проведения данного дела в смене )
- идея(наличие общей сюжетной линии, в разработке которой должна принимать участие вся творческая группа)
- четкая организация дела:
- музыкальное оформление
- техническое обеспечение
- предварительная подготовка участников и ведущих
- работа с залом (предварительная и во время проведения дела)
- безопасность
- логичность (соответствие формы и содержания )
- динамичность
- доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах
- поощрение участников.
- наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления)
По окончании дела необходимо провести анализ его с творческой группой: отметить + и -, возможность улучшения, сказать слова благодарности ребятам.
10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела.
- Интересные задания.
- Красивое оформление.
- Материальное обеспечение.
- Музыкальное оформление.
- Находчивый ведущий.
- Компетентное жюри.
- Эмоциональные зрители.
- Исполнительные помощники.
- Подготовленные команды.
- Призы для победителей.
ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
- Дежурство по территории и по камбузу.
- Режимные моменты.
- Организация “мойдодыра”.
- Хозяйственные вопросы.
- Санитарно-гигиенические требования..
- Дежурство по территории и столовой.
ВОЖАТЫЙ! Сегодня твой отряд дежурит по лагерю. От того, как ты организуешь дежурство, зависит четкость выполнения режима дня дружины, чистота и порядок в корпусе и на территории лагеря. Подготовка к дежурству должна быть начата до него. Необходимо заранее распределить обязанности между ребятами и познакомить каждого с ними.
Успех дежурства зависит от готовности к нему вожатого отряда. Вот требования, которые должны быть предъявлены ребятам, они помогут тебе в четкой организации дежурства.
Предъявляя их, подчеркни ту мысль, что у нас в лагере самообслуживание, что от добросовестного выполнения каждым своих обязанностей зависит успех дежурства.
Целесообразно разделить отряд на группы. Одни будут дежурить по территории, другие по камбузу.
Дети должны четко знать, кто в какой группе (возможно составление списков групп и вывешивание их на отрядном месте.
Санитарно – гигиенические требования к дежурным по столовой.
- Вечером, перед дежурством, предупреди ребят, что они должны остричь ногти: если кто-то из них почувствует легкое недомогание, имеет гнойные заболевания или простудные – нужно обратиться к мед. работникам, т.к. таких ребят нельзя ставить дежурными по столовой.
- Утром ребята тщательно умываются, причесываются, одевают рабочую форму одежды. Желательно, чтобы одежда не сковывала движения.
- Утром, перед дежурством, ребята проходят мед.осмотр который проводит дежурная мед.сестра в присутствии вожатого.
- Каждый обязан перед накрытием на столы вымыть руки, надеть спец.одежду, тщательно убрать волосы под колпак или косынку.
- Хождение в спец. одежде за пределы столовой запрещено. Уборка столовой производится не в спец. одежде а в рабочей форме.
- Во избежание несчастных случаев ребята не должны работать с механизмами (хлеборезкой, посудомоечной машиной). Не должны работать непосредственно на кухне (чистить и мыть посуду), находиться в помещениях кухни.
Дежурный вожатый по столовой должен знать:
- количество ребят по отрядам.
- план посадки ребят в зале.
- количество больных детей, находящихся в изоляторе лагеря.
- количество вожатых, стоящих на питании.
После завтрака, обеда и ужина проводится влажная уборка в столовой.
Требования к дежурным вожатым (Д.В.) по территории.
- В течение всего дня форма одежды Д.В. и детей, дежурящих по территории – парадная.
- Организует в течение всего дня дежурство детей в вожатской комнате (КВ) (1-2 чел)
- Следит за чистотой в КВ , выполнением дружинного плана на день, соблюдением режимных моментов, осуществляет своевременное обеспечение вожатых оперативной информацией.
- При необходимости получает на почте корреспонденцию для лагеря.
Требования к заправке кроватей.
Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей.
Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.
- В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
- Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
- Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
- Все это накрывается покрывалом. Концы покрывала заправляются под матрац.
- Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.
- Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д. Это категорически запрещено. В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).
Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ
- 1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).
- 2.Ищи истину вместе с ребенком,
- 3.Старайся ничему не учит ребенка напрямую - учись сам.
- 4.Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг.
- 5.Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.
- 6.Помни, серьезное разрушается смехом, смех - серьезным.
- 7.Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.
ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса
- 1.Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
- 2.Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно,т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
- 3.Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
- 4.Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
- 5.Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.
- 6.Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно.
- 7.Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
- 8.Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.
- 9.Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- 10.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.
- 11.Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.
ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?
Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.
Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии,изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.
Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:
а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.
б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).
в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:
- заезд ребят в лагерь в оргпериод;
- основной период;
- заключительный период смены.
К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):
а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);
б) поздравление с приездом;
в) законы лагеря;
г) адрес лагеря;
д) наказ ребят прошлой смены;
е) первые песни, лагерная песня;
ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.
В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.
В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:
- соревнования,
- подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,
- участие в творческих конкурсах, смотрах.
- подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,
- жизнь отряда
- поощрение детей.
В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу.»», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.
ВОЗМОЖНЫЕ РУБРИКИ ДЛЯ ОТРЯДНОГО УГОЛКА
- Календарь
- План на смену (План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).
- Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).
- Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку).
- Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).
- Режим дня
- Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;Ба, знакомые все лица).
- За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).
- Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.Музыкальный граммофон).
- Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).
- Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).
- Добьемся.
- Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...).
- Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).
- А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что...) — Наше настроение.
- Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).
- Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что никогда не видели...)
- Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять»).
ЗАКОНЫ ОТРЯДА
У каждого отрада должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеемся, что у Вашего отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти.
Ребятам они очень нравятся. .
1. ________________.
2. _________________.
3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми
4. За двумя воспитателями погонишься — ни одного не поймаешь.
5. Поспешишь. — весь отрад насмешишь.
6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.
7. Воспитатель — всему голова.
8. Увидел, услышал — запомни, доложишь!
9. Зовут, есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.
10. Хочешь есть — умей вертеться.
11. Съел сам — помоги другому.
12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.
13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.
14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.
15. Не храпеть!
16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС?
17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...
18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.
19. Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».
20. No smoking!
В СМЕННУЮ РУБРИКУ «ПОЗДРАВЛЯЕМ!»
Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с
- победой в соревнованиях, но и ...
- всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!
- всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);
- с первым днем лета;
- всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!
- всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!
- с первым дождем в лагере!
- всех нас любимых!
- всех нас с хорошим настроением воспитателей!
- всех с полным последним днем смены!
- всех с последним воскресеньем смены!
- всех с родительским днем!
- любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в «Звёздочке»!
- всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!
- всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!
- всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!
- всех нас со спокойно проведенной ночью!
- всех, кого намазали (не намазали)!
- всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели...
В РУБРИКУ «ВРЕМЯ»
Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:
- собирать шишки;
- убирать палаты;
- пылесосить пустыню;
- убирать территорию;
- делать ноги;
- дежурить в столовой;
- считать деньги;
- сматывать удочки;
- сушить сухари;
- собирать потерянные вещи;
- срывать цветы удовольствия;
- ловить момент;
- играть на дудке;
- сверять часы;
- пухнуть с голоду;
- давать обещания;
- сушить весла;
- надевать носки.
СТИХОТВОРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ
Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.
9:00 Утро. Солнышко встает — спать ребятам не дает.
9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.
9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.
9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.
10:00 Каша, чай, кусочек сыра — вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)
10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.
11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете — знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.
13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.
14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.
16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.
18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются.. Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.
19.00 Ужина время настало и вот — отряд за отрядом к столовой идет.
20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.
23.00. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»
Уголок обязательно должен содержать:
- название отряда
- девиз отряда
- отрядная песня
- расписание кружков
- распорядок дня (лагерный и отрядный)
- списки детей
- списки именинников текущей смены
- адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
- грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)
Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.
Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.
Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").
Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.
Анализ.
В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.
Виды педагогического анализа и формы их обеспечения.
Анализ собственной пед деятельности.
Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.
Что анализировать?
Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.
На основе чего?
Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).
Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)
Предполагаемая схема анализа дня.
1.Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?
2.Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном тношении:
- какую задачу решали;
- основные этапы этого дела;
- в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
- как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как
- реагировали ребята в ходе дела;
- приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
3. Анализ ситуации (при наличии такой в дне):
- краткое содержание и ее участники;
- в связи с чем возникла эта ситуация;
- как проявили себя участники ситуации, их поступки;
- итог ситуации;
- выход из ситуации.
4. Общая характеристика прожитого дня:
- была ли группа организована;
- произошли ли изменения в коллективе;
- кто обратил на себя внимание;
- как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
5. Общие выводы:
- удался ли день в целом;
- что дал нового этот день вам как педагогу;
- задачи на следующий день.
Анализ результатов педагогической деятельности.
- Проводится по итогам определенного временного отрезка.
- Включает анализ организационного, основного и итогового периодов.
- Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической
деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.
Анализ дела.
- 1.Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда
- 2.Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации
- 3.Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их
взаимосвязи и взаимовлияния
- 4.Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела
и уровень организационного обеспечения
- 5.Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.
Самооценка индивидуального состояния.
Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.
Что анализируем?
Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.
Форма: самоконтроль и самооценка.
Методики анализа.
1.Методика выявления и согласования мнений и представлений.
Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.
- Предоставляется список с перечисленными качествами.
- Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств.
- На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.
2.Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.
Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
- 4 – совершенно согласен,
- 3 – согласен,
- 2 – трудно сказать,
- 1 – не согласен,
- 0 – совершенно не согласен.
- 1.Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
- 2.В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
- 3.В нашем отряде хорошие вожатые.
- 4.Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и
помощью в любое время.
- 5.У меня есть любимый взрослый в детском лагере.
- 6.В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение.
- 7.Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих
способностей.
- 8.У меня есть любимое занятие в детском лагере.
- 9.Я, считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к
самостоятельной жизни.
- 10.Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.
Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов
- У= общее количество ответов
- У >3 – высокая степень удовлетворенности;
2 Игра по станциям.
- Телевизионный пример – “Ключи от форта Баярд”, замкнутая эстафета.
- Сюжетный ввод.
- Передвижение по станциям либо одновременно по “Вертушке”, либо по очереди через интервал времени.
- Оформление каждой станции, старта и финиша.
- Число станций не менее 4, но не более 2*число отрядов.
- Задания должны быть такие, чтобы время их выполнения не превышало 5 – 10 минут.
- Время между станциями – 3-5 минут.
- Общее время игры, включая ввод и подведение итогов – 1.5 часа.
- Подведение итогов и награждение – обязательно.
- Наличие маршрутных листов или поводырей из ребят. А также хронометристов для строгого соблюдения графика.
- Единая система оценок на всех этапах.
Дискуссионные формы работы.
- Телевизионный пример –“Тема”, “Старая квартира”, “Моя семья”.
- Дискуссии, проблемные столы, диспуты.
- По построению – ведущий против зала или между различных мнений.
- Первый вариант более жесткий, и требует от ведущего максимальной концентрации. Открытая конфронтация – дискуссия, только два диаметрально противоположных мнения.
- Задание проблемы ( явно или опосредованно через фильм, книгу, обыгранный сюжет ).
- Мнение сторон и аргументы ( различные свидетельства, чем то напоминает суд, где есть судьи, адвокаты и так далее ). В случае проблемных столов – обсуждение в группах и предоставление результата группового и затем общего решения.
- Подведение итогов.
- При необходимости для снятия излишнего накала страстей – музыкальнгые паузы, гости и так далее.
- Число обсуждаемых проблем не более трех.
- Продолжительность 1 – 1.5 часа.
Тематическая беседа.
- Заранее известная тема.
- Готовится совместной группой из вожатого и детей.
- Красивый ввод ( как правило – песня , легенда, рассказ ).
- Обмен мнений в максимально доброжелательной форме и по желанию.
- Продолжительность не более 1 часа.
- В конце необходима АКЦИЯ ( изложение, рисунок, поделка и так далее ) обо всем услышанном .
Конкурсные программы.
- Телевизионный пример – “Поле чудес”, “Счастливый случай”, ”Зов джунглей”.
- Подготовка ( красивое оформление, сюрпризы …)
- Предварительные игры с залом.
- Организационные моменты (объяснение правил, представление участников и жюри, почетных гостей и так далее )
- Число конкурсов не менее трех + финал, но не более 6-8.
- Не должно быть никаких пауз. Все паузы заполняется музыкой, песнями, играми.
- Общая продолжительность – 1.5 часа. Не более.
- Особое внимание на сильный ввод и сильный финал.