Строка 136: |
Строка 136: |
| Наверно, именно количеством «раскрывшихся» детей и надо определять хорошего вожатого. Жаль только, что их очень тяжело посчитать... | | Наверно, именно количеством «раскрывшихся» детей и надо определять хорошего вожатого. Жаль только, что их очень тяжело посчитать... |
| | | |
| + | |
| + | |
| + | Роли вожатого |
| + | |
| + | А для того, чтобы работать хорошо, нужно развиваться в целых 3 разных областях. |
| + | |
| + | |
| + | 1 . Аниматор |
| + | |
| + | Эта роль про то, чтобы было весело и интересно. Потому что в лагерь дети едут в основном за эмоциями — и надо, чтобы они были, при чем как можно больше и чаще. |
| + | |
| + | Есть даже отдельная профессия «Аниматор», родственная вожатству, и она как раз про это: развлекать, делать свободное время интересным. |
| + | |
| + | Чтобы качественно выполнять роль аниматора, нужно знать и проводить игры. Много знать и много проводить. Игры в отряде, игры с залом, игры-танцы, игры-розыгрыши и т.д. — чем больше, тем лучше, в любой свободный момент. И делать это зажигательно и с харизмой. |
| + | |
| + | Именно на этой роли сосредоточена большая часть внимания вожатских школ. И, к сожалению, именно на этой роли останавливается значительное количество вожатых: они зажигательные, веселые, прикольно смотрятся на сцене, но на этом в принципе и всё. |
| + | |
| + | Хорошая новость: этого вообще-то достаточно, чтобы дети любили тебя как вожатого и хотели в следующий раз именно к тебе в отряд. Однако только подключение остальных двух ролей позволяет вынести из лагеря не только эмоциональные воспоминания, но и реальную пользу — и детям, и самому вожатому. |
| + | |
| + | |
| + | 2. Организатор |
| + | |
| + | Вожатый — это руководитель коллектива и в его функции входит организация работы таким образом, чтобы были выполнены все необходимые отряду задачи. |
| + | |
| + | То есть вожатый в лагере — это, по сути, управленец, линейный менеджер и все функции менеджмента — для него. Включая и планирование, и делегирование обязанностей, и контроль. И самоорганизацию в том числе! |
| + | Критерий эффективности работы менеджера — то, что он со своим коллективом выполняет взятые на себя (или поставленные для него руководителем) задачи. Для менеджерской роли вожатого — все аналогично. |
| + | |
| + | Для примера (но не ограничиваясь): вожатому нужно научиться делать так, чтобы его отряд был полностью готов к мероприятию, четко к началу — со всеми необходимыми репетициями, реквизитом, костюмами и т.д. И чтобы отряд приходил к началу вовремя (а лучше — чуть раньше). |
| + | |
| + | Хорошая новость тут: если вы поставите себе целью развиваться как руководитель/организатор, улучшая управленческие показатели отрядной работы, то вы получите самый настоящий управленческий опыт, который вам потом пригодится в любой сфере, в которой будете работать далее (даже не связанной с образованием или работой с детьми). |
| + | |
| + | Но тут нужно держать на этом фокус: если отдельную задачу улучшать работу по управленческим критериям не поставить, то опыт может и получится — но толку от него будет на порядок (или на несколько порядков) меньше. |
| + | К слову — жаловаться на то, что поставленная руководителем задача нереальна для выполнения, не является хорошей управленческой практикой. |
| + | |
| + | |
| + | 3. Педагог |
| + | |
| + | Раз уж вы взялись работать с детьми, то хорошо бы поработать в том числе и на их развитие. И речь тут совсем не про то, чтобы научить их сворачивать фигурки из бумаги на кружке «Оригами» — а про комплексную, последовательную и постоянную работу. |
| + | |
| + | Лагерь гораздо больше похож на реальную жизнь, чем школа: мягче рамки; больше возможностей; есть коллективные задачи; есть отношения и они играют существенную роль при совместной работе; как правило, нет единственно верного ответа, самой лучшей стратегии достижения результата и т.д. |
| + | |
| + | Поэтому мне кажется очень странной идея превращать лагерь в еще одну «школу» с лекциями в строго заданных интервалах (даже если они будут на более интересные детям темы и более «интерактивные»). |
| + | |
| + | А вот развивать так называемые «soft skills» в лагере кажется очень уместным и гармоничным: лидерские качества, навыки коммуникации, самоорганизацию, креативность и др. |
| + | |
| + | Чтобы развивать их, нужно держать фокус и тренироваться в 2 вещах: помогать детям получать полезный опыт и помогать его осознавать и анализировать (чтобы в следующий раз получилось чуть лучше). В идеале вместе с напарником ставить индивидуальные задачи развития по каждому ребенку в отряде. Но как минимум — задачи развития для всего коллектива в целом (наиболее приоритетные для большинства детей). |
| + | |
| + | Что это могут быть за задачи, которые ставятся развития для детей? Да хотя бы и совсем небольшие — помочь ребенку сделать что-нибудь простое для вас, но незнакомое или трудное ему: сказать «прошу прощения», чтобы помириться; поделиться с другими чем-нибудь; поблагодарить того, кто ему помог (или весь отряд); впервые высказать на общем обсуждении свое мнение; ну или наоборот - честно промолчать 5 минут подряд:) |
| + | |
| + | И снова хорошая новость на будущее: навыки обучения и передачи своего опыта также очень полезны на управленческих позициях в любой области — где бы вы потом ни работали. Так что учиться развивать других людей в лагере — хорошая идея. |
| + | |
| + | |
| + | Кое-что еще |
| + | |
| + | В заключение хочу упомянуть несколько ролей, которые мне озвучили в рамках обратной связи — но которые, на мой взгляд, либо не актуальны для вожатого, либо «поглощаются» уже описанными выше. |
| + | |
| + | «Старший товарищ/друг». Да, действительно такое позиционирование себя в отряде и с детьми помогает наладить с ними контакт и дает определенные преимущества как для управленца, так и для педагога. Но это не отдельная роль, а инструмент — потому что на самом деле вы же не хотите дружить с детьми (и уж не в рамках лагеря точно). |
| + | |
| + | «Психолог». Все-таки на мой взгляд работа вожатого не подразумевает реальную работу с психологическими трудностями детей (хотя бы потому что времени смены для этого слишком мало). Да, определенные психологические знания, приемы и навыки нужны управленцу (чтобы организовывать работу в группе), а также педагогу (например, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциями и сделать выводы из ситуации). Но за рамками управления и педагогики психология в работе вожатого все-таки не выходит. |
| + | |
| + | Таким образом набор ролей аниматора, организатора и педагога полностью покрывает все аспекты работы вожатого, включая перечисленные выше. |
| + | А значит, чтобы стать действительно хорошим вожатым, стоит развиваться именно в этих направлениях — при чем лучше во всех параллельно! |
| | | |
| | | |