Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Нет описания правки
Строка 16: Строка 16:  
#Проводите групповые занятия несколько раз в неделю для того, чтобы помочь им поладить друг с другом, это поможет детям почувствовать себя членами команды. Задавайте им вопросы, устраивайте обсуждения и играйте в игры, которые помогут малышам узнать друг друга, и НИКОГДА не устраивайте игры или занятия, которые могут настроить их друг против друга (только через несколько дней). Это может привести к конфликтам в отряде
 
#Проводите групповые занятия несколько раз в неделю для того, чтобы помочь им поладить друг с другом, это поможет детям почувствовать себя членами команды. Задавайте им вопросы, устраивайте обсуждения и играйте в игры, которые помогут малышам узнать друг друга, и НИКОГДА не устраивайте игры или занятия, которые могут настроить их друг против друга (только через несколько дней). Это может привести к конфликтам в отряде
 
#Устраивайте собрания в конце дня. Важно знать, что дети думают друг о друге и проведенном дне. Перед отбоем усадите их в круг и сделайте следующее:  
 
#Устраивайте собрания в конце дня. Важно знать, что дети думают друг о друге и проведенном дне. Перед отбоем усадите их в круг и сделайте следующее:  
#*Как общее мнение: «Роза, Почки и Шип» (Что сегодня произошло хорошего и плохого и чего вы ожидаете от завтрашнего дня) «Случайный вопрос» (Какую сверхъестественную способность вы хотели бы иметь? Какое ваше любимое занятие и почему? Если бы у вас была последняя еда, то что бы это было.) См. [[Роза, Почки и Шип - упражнение на проблему кадрирования]]
+
#*Как общее мнение: [[Роза, Почки и Шип - упражнение на проблему кадрирования | «Роза, Шип и Почка»]] (Что сегодня произошло хорошего и плохого и чего вы ожидаете от завтрашнего дня), «Случайный вопрос» (Какую сверхъестественную способность вы хотели бы иметь? Какое ваше любимое занятие и почему? Если бы у вас была последняя еда, то что бы это было.)
#*Для занятий в группе. «Положительные качества» (Дети сидят в кругу и должны сказать одно положительное качество каждого, кроме себя) «3 общие черты» (Разделите детей на пары – они должны найти, что у них есть общего с партнером/шей и после окончания поделиться с группой. Это также предотвратит разделение детей на «группировки»)
+
#*Для занятий в группе. «Положительные качества» (Дети сидят в кругу и должны сказать одно положительное качество каждого, кроме себя), «3 общие черты» (Разделите детей на пары – они должны найти, что у них есть общего с партнером/шей и после окончания поделиться с группой. Это также предотвратит разделение детей на «группировки»)
 
#Мудро используйте перерывы. Помните, что это ТОЛЬКО ваше время, поэтому делайте то, что считайте нужным – это поможет поднять настроение и придаст сил для смены.
 
#Мудро используйте перерывы. Помните, что это ТОЛЬКО ваше время, поэтому делайте то, что считайте нужным – это поможет поднять настроение и придаст сил для смены.
 
#Старайтесь хорошо провести время. Может казаться, что работы невпроворот, но вы изменяете жизни. Ведь прекрасно видеть, как застенчивая девочка, сидевшая в уголке в начале смены, начинает общаться с другими ребятами или видеть, чему они все научились. Результат будет зависеть от вашей самоотдачи. Если вы БУДЕТЕ ХОРОШО ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ, то и дети последуют вашему примеру! Будьте позитивным образцом для подражания, подбодрите себя.
 
#Старайтесь хорошо провести время. Может казаться, что работы невпроворот, но вы изменяете жизни. Ведь прекрасно видеть, как застенчивая девочка, сидевшая в уголке в начале смены, начинает общаться с другими ребятами или видеть, чему они все научились. Результат будет зависеть от вашей самоотдачи. Если вы БУДЕТЕ ХОРОШО ПРОВОДИТЬ ВРЕМЯ, то и дети последуют вашему примеру! Будьте позитивным образцом для подражания, подбодрите себя.
Строка 117: Строка 117:        +
3 способа определить хорошего вожатого.
 +
 +
Не секрет, что некоторые люди работают достаточно посредственно. А иногда и просто отвратительно. Ленивые, отлынивающие от работы, или просто непорядочные сотрудники есть в абсолютном большинстве компаний. Но этот удивительный факт есть только в детских лагерях.
 +
 +
В конце любой смены детского лагеря дети всегда расстроены и не хотят уезжать. Некоторые даже плачут. Все обнимают новых друзей, прощаются с ними, благодарят своих вожатых и обещают вернуться снова.
 +
 +
Даже тех вожатых, кто просто присутствовал. Не работал с ними. Орал на них и водил в столовую. И больше ничего. Иногда были попытки сделать что-то хорошее: поставить номер, или просто поиграть с детьми. Но это, чтобы не выгнали из лагеря. Создание видимости работы. Как создают видимость активной работы тысячи людей в офисах за компьютерами. Но дети же не компьютеры! Они же должны это заметить. Почему они расстроены расставанием?
 +
 +
Дети любят не за что-то. Они любят просто так, за то, что ты есть. За то, что ты рядом. Тогда как же отличить хорошего вожатого от плохого? Не наблюдая непрерывно за его работой?
 +
 +
Может быть высчитывая процент уехавших из отряда за смену ребят? Отличный способ. У хорошего вожатого процент уехавших должен быть существенно меньше. Ребёнок, который в восторге от лагеря, уговорит маму остаться лагере, даже если маме очень надо забрать его раньше. Не скажет в середине смены, что ему скучно.
 +
Но ведь в большинстве лагерей программа самого лагеря настолько насыщенная и интересная, что детям просто нравится, и им необязательно присутствие вожатого, чтобы остаться до конца смены. А значит этот способ не совсем точный.
 +
 +
Тогда может быть процентом ребят, которые вернулись на следующий год? Этот способ лучше, чем предыдущий. Ведь ребёнок должен хотеть вернуться туда, где ему нравилось. И именно к тому вожатому, где было хорошо. Даже у плохих вожатых процент вернувшихся ребят составляет 30-40 процентов. Но дети возвращаются не к ним, они возвращаются в лагерь. А к таким вожатым идут, потому что так спокойнее и привычнее. У хороших вожатых этот процент может достигать до 100 процентов) Но достаточно ли этого фактора, чтобы понять, что вожатый хороший? Возможно, он просто разрешал детям все, что запрещено, и получил «дешевый» авторитет?
 +
 +
Рассуждая об этом, можно забыть о том, что ребёнок - это, в первую очередь, личность, со своими увлечениями, планами, мечтами. Но зная это, все сразу встаёт на свои места. Хороший вожатый должен «раскрывать» ребёнка. Показывать ему, чему еще можно научиться. Видеть его таланты, и дать их увидеть самому ребёнку. Помочь ребёнку в его увлечениях и мечтах. Как стать добрее. Сильнее. Лучше.
 +
 +
Наверно, именно количеством «раскрывшихся» детей и надо определять хорошего вожатого. Жаль только, что их очень тяжело посчитать...
 +
 +
 +
 +
Роли вожатого
 +
 +
А для того, чтобы работать хорошо, нужно развиваться в целых 3 разных областях.
 +
 +
 +
1 . Аниматор
 +
 +
Эта роль про то, чтобы было весело и интересно. Потому что в лагерь дети едут в основном за эмоциями — и надо, чтобы они были, при чем как можно больше и чаще.
 +
 +
Есть даже отдельная профессия «Аниматор», родственная вожатству, и она как раз про это: развлекать, делать свободное время интересным.
 +
 +
Чтобы качественно выполнять роль аниматора, нужно знать и проводить игры. Много знать и много проводить. Игры в отряде, игры с залом, игры-танцы, игры-розыгрыши и т.д. — чем больше, тем лучше, в любой свободный момент. И делать это зажигательно и с харизмой.
 +
 +
Именно на этой роли сосредоточена большая часть внимания вожатских школ. И, к сожалению, именно на этой роли останавливается значительное количество вожатых: они зажигательные, веселые, прикольно смотрятся на сцене, но на этом в принципе и всё.
 +
 +
Хорошая новость: этого вообще-то достаточно, чтобы дети любили тебя как вожатого и хотели в следующий раз именно к тебе в отряд. Однако только подключение остальных двух ролей позволяет вынести из лагеря не только эмоциональные воспоминания, но и реальную пользу — и детям, и самому вожатому.
 +
 +
 +
2. Организатор
 +
 +
Вожатый — это руководитель коллектива и в его функции входит организация работы таким образом, чтобы были выполнены все необходимые отряду задачи.
 +
 +
То есть вожатый в лагере — это, по сути, управленец, линейный менеджер и все функции менеджмента — для него. Включая и планирование, и делегирование обязанностей, и контроль. И самоорганизацию в том числе!
 +
Критерий эффективности работы менеджера — то, что он со своим коллективом выполняет взятые на себя (или поставленные для него руководителем) задачи. Для менеджерской роли вожатого — все аналогично.
 +
 +
Для примера (но не ограничиваясь): вожатому нужно научиться делать так, чтобы его отряд был полностью готов к мероприятию, четко к началу — со всеми необходимыми репетициями, реквизитом, костюмами и т.д. И чтобы отряд приходил к началу вовремя (а лучше — чуть раньше).
 +
 +
Хорошая новость тут: если вы поставите себе целью развиваться как руководитель/организатор, улучшая управленческие показатели отрядной работы, то вы получите самый настоящий управленческий опыт, который вам потом пригодится в любой сфере, в которой будете работать далее (даже не связанной с образованием или работой с детьми).
 +
 +
Но тут нужно держать на этом фокус: если отдельную задачу улучшать работу по управленческим критериям не поставить, то опыт может и получится — но толку от него будет на порядок (или на несколько порядков) меньше.
 +
К слову — жаловаться на то, что поставленная руководителем задача нереальна для выполнения, не является хорошей управленческой практикой.
 +
 +
 +
3. Педагог
 +
 +
Раз уж вы взялись работать с детьми, то хорошо бы поработать в том числе и на их развитие. И речь тут совсем не про то, чтобы научить их сворачивать фигурки из бумаги на кружке «Оригами» — а про комплексную, последовательную и постоянную работу.
 +
 +
Лагерь гораздо больше похож на реальную жизнь, чем школа: мягче рамки; больше возможностей; есть коллективные задачи; есть отношения и они играют существенную роль при совместной работе; как правило, нет единственно верного ответа, самой лучшей стратегии достижения результата и т.д.
 +
 +
Поэтому мне кажется очень странной идея превращать лагерь в еще одну «школу» с лекциями в строго заданных интервалах (даже если они будут на более интересные детям темы и более «интерактивные»).
 +
 +
А вот развивать так называемые «soft skills» в лагере кажется очень уместным и гармоничным: лидерские качества, навыки коммуникации, самоорганизацию, креативность и др.
 +
 +
Чтобы развивать их, нужно держать фокус и тренироваться в 2 вещах: помогать детям получать полезный опыт и помогать его осознавать и анализировать (чтобы в следующий раз получилось чуть лучше). В идеале вместе с напарником ставить индивидуальные задачи развития по каждому ребенку в отряде. Но как минимум — задачи развития для всего коллектива в целом (наиболее приоритетные для большинства детей).
 +
 +
Что это могут быть за задачи, которые ставятся развития для детей? Да хотя бы и совсем небольшие — помочь ребенку сделать что-нибудь простое для вас, но незнакомое или трудное ему: сказать «прошу прощения», чтобы помириться; поделиться с другими чем-нибудь; поблагодарить того, кто ему помог (или весь отряд); впервые высказать на общем обсуждении свое мнение; ну или наоборот - честно промолчать 5 минут подряд:)
 +
 +
И снова хорошая новость на будущее: навыки обучения и передачи своего опыта также очень полезны на управленческих позициях в любой области — где бы вы потом ни работали. Так что учиться развивать других людей в лагере — хорошая идея.
 +
 +
 +
Кое-что еще
 +
 +
В заключение хочу упомянуть несколько ролей, которые мне озвучили в рамках обратной связи — но которые, на мой взгляд, либо не актуальны для вожатого, либо «поглощаются» уже описанными выше.
 +
 +
«Старший товарищ/друг». Да, действительно такое позиционирование себя в отряде и с детьми помогает наладить с ними контакт и дает определенные преимущества как для управленца, так и для педагога. Но это не отдельная роль, а инструмент — потому что на самом деле вы же не хотите дружить с детьми (и уж не в рамках лагеря точно).
 +
 +
«Психолог». Все-таки на мой взгляд работа вожатого не подразумевает реальную работу с психологическими трудностями детей (хотя бы потому что времени смены для этого слишком мало). Да, определенные психологические знания, приемы и навыки нужны управленцу (чтобы организовывать работу в группе), а также педагогу (например, чтобы помочь ребенку справиться с эмоциями и сделать выводы из ситуации). Но за рамками управления и педагогики психология в работе вожатого все-таки не выходит.
 +
 +
Таким образом набор ролей аниматора, организатора и педагога полностью покрывает все аспекты работы вожатого, включая перечисленные выше.
 +
А значит, чтобы стать действительно хорошим вожатым, стоит развиваться именно в этих направлениях — при чем лучше во всех параллельно!
     

Навигация