Изменения

Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 187: Строка 187:  
== Вчера, сегодня, завтра ==
 
== Вчера, сегодня, завтра ==
    +
[[Image:1CjlUOGWCU8.jpg |right]]
 
Цель: позволяет по-другому взглянуть на давно знакомых людей; узнать что-то новое, неизвестное. Разработан для коллективов, где дети, в принципе, давно знакомы, как первый огонек, огонек знакомства, т.к. затрагивает темы и области, которые не так часто обсуждаются при общении в таких замкнутых группах; Может использоваться и на сборных коллективах как первый огонек или в течение смены.  
 
Цель: позволяет по-другому взглянуть на давно знакомых людей; узнать что-то новое, неизвестное. Разработан для коллективов, где дети, в принципе, давно знакомы, как первый огонек, огонек знакомства, т.к. затрагивает темы и области, которые не так часто обсуждаются при общении в таких замкнутых группах; Может использоваться и на сборных коллективах как первый огонек или в течение смены.  
   Строка 201: Строка 202:  
Ни в коем случае не настаивать на том, чтобы, рассказывая, участник постоянно смотрел в зеркало. Те, кто могут, и так это сделают. Очень интересно и полезно посмотреть, как участники реагируют на зеркало. Некоторые смотрят в него постоянно в течение рассказа, и выдают в основном положительные отзывы о себе. Многие отворачиваются и возвращаются к нему несколько раз, многие, взглянув один раз в начале, тут же отворачивают зеркало от себя.  
 
Ни в коем случае не настаивать на том, чтобы, рассказывая, участник постоянно смотрел в зеркало. Те, кто могут, и так это сделают. Очень интересно и полезно посмотреть, как участники реагируют на зеркало. Некоторые смотрят в него постоянно в течение рассказа, и выдают в основном положительные отзывы о себе. Многие отворачиваются и возвращаются к нему несколько раз, многие, взглянув один раз в начале, тут же отворачивают зеркало от себя.  
 
Третий круг «Завтра» – по кругу идут часы, и каждый говорит, каким он видит себя в будущем, уже взрослым (чего достигнет в обществе, о семье и т. д.).  
 
Третий круг «Завтра» – по кругу идут часы, и каждый говорит, каким он видит себя в будущем, уже взрослым (чего достигнет в обществе, о семье и т. д.).  
Подведение итогов: предложите детям задуматься о том, как и кем, они растут, как изменяются, достигают ли они поставленных целей, что мешает и т. д.  
+
Подведение итогов: предложите детям задуматься о том, как и кем, они растут, как изменяются, достигают ли они поставленных целей, что мешает и т. д.
 
  −
 
      
== Победить своего дракона ==
 
== Победить своего дракона ==
Строка 313: Строка 312:  
== Три минуты тишины ==
 
== Три минуты тишины ==
    +
[[Image:C4YiWrvOOWk.jpg |right]]
 
Возраст участников: с 8 лет.  
 
Возраст участников: с 8 лет.  
 
Цель: диагностическая – выявление проблем, беспокоящих детей, снятие агрессии и развитие коммуникабельности. Дает возможность рассказать о своих проблемах и, может быть, обратиться за помощью, тем самым, ослабляя негативные эмоции, снимая стресс.  
 
Цель: диагностическая – выявление проблем, беспокоящих детей, снятие агрессии и развитие коммуникабельности. Дает возможность рассказать о своих проблемах и, может быть, обратиться за помощью, тем самым, ослабляя негативные эмоции, снимая стресс.  
Строка 330: Строка 330:     
В нашем эфире будет звучать только СОС: то, что вас беспокоит, на что вы хотите обратить внимание других, ваша просьба о помощи. Итак, наступает тишина. Когда какая-либо радиостанция захочет дать свой сигнал, он должен начаться именно с этих трех букв «СОС».  
 
В нашем эфире будет звучать только СОС: то, что вас беспокоит, на что вы хотите обратить внимание других, ваша просьба о помощи. Итак, наступает тишина. Когда какая-либо радиостанция захочет дать свой сигнал, он должен начаться именно с этих трех букв «СОС».  
Лучше, чтобы во время огонька дети сидели не в кругу, а вразнобой. Можно пускать «Три минуты тишины» вечером в течение смены, каждый день, определяя область – отряд. Это позволит постоянно наблюдать за настроем коллектива, состоянием отдельных детей, не допускать конфликтности в отряде, а также приучить ребят к открытости, доверию и мирному способу решения проблем.  
+
Лучше, чтобы во время огонька дети сидели не в кругу, а вразнобой. Можно пускать «Три минуты тишины» вечером в течение смены, каждый день, определяя область – отряд. Это позволит постоянно наблюдать за настроем коллектива, состоянием отдельных детей, не допускать конфликтности в отряде, а также приучить ребят к открытости, доверию и мирному способу решения проблем.
 
  −
 
      
== У страха глаза велики ==
 
== У страха глаза велики ==
Строка 415: Строка 413:  
== Расскажи мне о себе ==
 
== Расскажи мне о себе ==
    +
[[Image:6hxFKEp5eS4.jpg |right]]
 
Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.  
 
Это форма традиционного "огонька"-знакомства. Все дети садятся по кругу, вожатый начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.  
 
При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, "эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди.  
 
При этом вожатый дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на "огоньке" используется некий символ, "эстафетная палочка”, которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди.  
Строка 441: Строка 440:  
Не забывайте о том, что "огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках "огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.  
 
Не забывайте о том, что "огонек" - это не монолог вожатых. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках "огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.  
   −
Очень хорошо, если на "огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.  
+
Очень хорошо, если на "огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.
 
  −
 
      
== Расскажи мне обо мне ==
 
== Расскажи мне обо мне ==
Строка 465: Строка 462:        +
 +
== Комбинированный чебурек ==
 +
 +
Вариант 1:
 +
 +
Цель: знакомство, эмоциональное раскрепощение, подготовка ко сну. Возраст: младший.
 +
 +
Детям рассказывается легенда об отрядном «Чебуреке» и о том, что прежде чем отправится ко сну, его нужно коллективно усыпить (место под шуточки). Для этого детям нужно зарабатывать «Сонные баллы.» Если ребенок называет свое имя, он получает 1 балл, а если имя и краткий рассказ о себе – 3 балла. В конце огонька балов немного не хватит (т.к. вы предусмотрительно взяли большее кол-во) и тогда детям будет предложено прослушать несколько легенд лагеря, либо спеть песенку за дополнительные балы. В конце рассказывается от традиции прощания вашего отряда, и вы все в месте коллективно удаляетесь спать.
 +
 +
Вариант 2:
 +
 +
Цель: эмоциональная разгрузка, подготовка ко сну. Возраст: средний.
 +
 +
Участникам рассказывается история о визуализации какой-то неприятной ситуации, а затем коллективно предлагается победить «Злого Чебурека». Принцип берем из первого варианта, в зависимости от насыщения истории выставляем определенное кол-во балов. В конце нужно обсудить, как добиться того, чтобы подобного больше не происходило + песни, пляски, прощание.
 +
 +
Вариант 3:
 +
 +
Цель: диагностическая, самооценка, профилактическая, развитие творческих способностей, коммуникативности, эмоциональное раскрепощение, формирование коллектива.
 +
 +
Задание № 1: каждый, по кругу, называет имя и качество своего характера на первую букву имени.
 +
 +
Задание № 2: по кругу передается лист. Тот, к кому он попал, называет свой недостаток, дурную привычку или черту характера, от которой неплохо было бы избавиться.
 +
 +
Задание № 3: представить, что вы стали воплощением того самого недостатка, который вам мешает и изобразить, как бы вы тогда выглядели (мимика, жесты). Ведущий: «У каждого из нас есть свои недостатки. Наши недостатки – это драконы, выращенные и вскормленные в домашних условиях нами самими. И у каждого в один прекрасный день появляется желание убить своего дракона. Но это – трудное и долгое дело, с которым не
 +
 +
каждый может справиться. Поэтому сейчас мы объединимся в группы, ведь с помощью друзей легче справиться с любой неприятностью.
 +
 +
Давайте попробуем придать каждому дракону реальный облик, чтобы мы знали, с кем воевать нам придется. А также обязательно надо написать план нашей битвы, потому что стратегия – часть успеха военных действий. Пока одна часть группы рисует дракона, другая часть пишет по картам Проппа историю битвы с ним. Нарисовали? Затем, поменяемся карточками. Те, кто писал, теперь дают дракону имя, рисуете оружие, которым будете биться с драконом, а те, кто рисовал, дописывают историю».
 +
 +
Ведущий (когда работа закончена): «Итак, все готовы к битве? Покажите своих драконов, оружие. Да, вы действительно хорошо подготовились. Пора выходить на бой. Сейчас каждая команда по написанному сценарию покажет нам свою битву с драконом, а мы посмотрим, кому же лучше удалось с ним справиться.
 +
 +
Вам дается двадцать минут. На то, чтобы все отрепетировать, придумать костюмы и грим. Обязательно сделайте так, чтобы каждый участвовал в битве, потому что только командой вам удастся справиться с драконом».
 +
 +
Награждение: награждается каждая команда, можно сделать номинации, можно выдать удостоверения в том, что они являются истребителями драконов.
 +
 +
Вариант 4:
 +
 +
Вариант, который мы разобрали на огоньке с пластилином ))
 +
 +
 +
== Счастливыми быть желаете? ==
 +
 +
Цель: развитие культуры общения посредством проведения коллективного анализа.
 +
 +
Задачи:
 +
· Создать условия для коммуникации в особой форме,
 +
· Содействовать в обучении коллективного анализа,
 +
· Развивать навыки саморефлексии и рефлексии,
 +
· Способствовать развитию навыкам творческого мышления.
 +
 +
Время: 30-40 минут
 +
 +
Возрастная категория: старший возраст
 +
 +
Требования к помещению: просторное место , пледы / стулья, составленные в круг, по количеству участников.
 +
 +
Необходимые материалы:
 +
портативная колонка,
 +
гирлянды на батарейках,
 +
светильник,
 +
шерстяные ниточки/ атласные ленты по количеству участников (размер = обхвату запястья + 5 см),
 +
талисман в тематике огонька,
 +
сюрпризки.
 +
 +
Ход огонька:
 +
 +
Перед огоньком вожатый раздает каждому ребенку ленточку/ниточку.
 +
* Играет сказочная мелодия, отрядное место украшено в тематике.
 +
* Вожатый напоминает правила и законы огонька.
 +
Можно попросить заранее желающих ребят, чтобы они рассказали законы и правила сами.
 +
 +
* Вожатый читает легенду:
 +
Было это совсем недавно, буквально в прошлом году, а может быть и 10 лет назад, говорят не больше века. Да это и неважно.
 +
 +
Проходя мимо ярких витрин магазинчиков на пешеходной улице, мальчишка собирал взгляды счастливых покупателей, примеряющих новые лакированные сапоги, расплатившихся за желанную книгу и тех, кому взвесили конфет на 100 г больше, а посчитали по прежней цене. «Получается, что людей делает счастливыми какое-то выгодное приобретение?» - задумался мальчик. И пробегая пулей среди лотков с сувенирами родного городка, сладкой ваты и прочей бросающейся в глаза «ну, купи меня!», побежал домой.
 +
 +
Спешившим вернуться с обеда на работу родителям мальчишка проронил «Счастливыми быть желаете?». И вот потрепав сына за волосы, поцеловав точно в лоб на прощание, родители понеслись зарабатывать на это самое счастье. «Ничего-ничего! А заберите себе свои рублики, фунтики и фантики, мое счастье будет стоить намного дороже!». И полетели в ход банка бабушкиного варенья (2 литра!), бурёнкины сливки, припасенная сгущенка и весь рулон пищевой плёнки. Мамина кухня вдруг превратилась в цех по производству сладостей –радостей. И схватив первую партию, мальчишка понесся в толпу прогуливающихся зевак.
 +
 +
«Тётенька, возьмите мороженое!», «А сколько ж стоит?», «А сколько стоит стать счастливее примерно на 5 минут? Всего лишь ваша улыбка". Раздавая свои партии чудесного мороженого, мальчишка вдруг понял, что варенье закончилось, сливки и яйца бабуля привезет только на следующей неделе…
 +
 +
И пошагав домой, мальчуган снова заглянул в витрину, разглядывая свое отражение. Красные щеки, черная шапка скатилась на затылок, а яркое, алое мороженое точь-в-точь повторяет цвет его куртки. «Это он, точно он!» - послышался голос ворчливого старого мороженщика из кафе неподалеку. «Занимается незаконной деятельностью! Ходит и распугивает клиентов!». Усмехнувшись в свои густющие усы, полицейский серьезно сказал «Будем разбираться, рецидивист и мошенник по прозвищу Снегирь, будет арестован». Захохотав во весь голос, полицейский проводил мальчишку домой к родителям, отмывающим проделки юного кулинара на кухне.
 +
 +
И вот как-то, бродив по улочкам города, полицейский увидел вывеску «Снегирь» и вспомнил красную куртку и морозные щеки мальчишки. Из дверей вышел молодой и деловой парень, улыбаясь говорит «Счастливыми быть желаете?»
 +
 +
* Вожатый начинает обсуждение на тему «Что такое счастье?» и акцентирует внимание на то, что нужно внимательно послушать каждого, потому что слова каждого человека очень важны и могут пригодиться нам далее. Ребятам предлагается ответить на 3 вопроса:
 +
** Какой момент на смене был самым счастливым?
 +
** Счастливый ли ты человек?
 +
** Что такое счастье?
 +
 +
Важно следить за дисциплиной и тишиной, ребята должны вникнуть в процесс рефлексии.
 +
* После ответов ребят вожатый благодарит за высказанные слова детей и переходит к следующему этапу огонька.
 +
* Вожатый сообщает, что ленточки-ниточки, каждый будет завязывать по очереди человеку справа, желая ему стать самым счастливым.
 +
 +
Модель: Ты сказал, что для тебя счастье – это быть здоровым. Я желаю тебе всегда в хорошем настроении, побольше улыбаться, ведь от этого зависит и наше физическое состояние. Будь самым счастливым!
 +
 +
В завершение огонька вожатый предлагает ребятам пройти в свои комнаты и посмотреть под подушки, ведь там их ожидают неожиданные сюрпризки.
 +
 +
 +
 +
== Ложка дёгтя ==
 +
 +
 +
Он прекрасно подойдет для разрешения скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда все проблемы переживаются молча, и никто не решается сделать первый шаг к примирению или объяснению.
 +
 +
 +
Вожатому необходимо подготовить карточки с описанием отрицательных качеств (характеристик, свойств) человека. Это можно сделать совместно с ребятами – предложить заполнить карточку, представив некую личность, с которой некомфортно общаться, заниматься общим делом и т.п. Карточки складываются в конверт.
 +
 +
 +
Вожатый предлагает желающим (или каждому) вытянуть из конверта по одной карточке, представить, что перед вами находится человек, обладающий тем отрицательным качеством характера, которое описано на карточке. Ребятам нужно попробовать сказать воображаемому человеку всё, что они о нём думают, о тех чувствах, которые он в вас вызывает, посоветовать ему путь исправления.
    
== Советы по проведению огоньков  ==
 
== Советы по проведению огоньков  ==

Навигация