Изменения

Новая: right По построению команд, можно классифицировать 4 основополагающих методики: * На основ...
[[Image:IMG_6558m.jpg |right]]
По построению команд, можно классифицировать 4 основополагающих методики:
* На основе эмоциональной сплоченности
* Ролевой подход
* Проблемно-ориентированный подход
* Динамический подход

Разберем каждый из этих подходов.



'''1. Построение команды на основе эмоциональной сплоченности.'''

В тренингах командообразования, основанных на этом методе, акцент делается на эмоциональное сплочение, совместные действия, решение задач, которые невозможно выполнить в одиночку.

Это самый распространенный подход к командообразованию. Все знают так называемые «веревочные тренинги»; тим-билдинги; туристические походы, которые сопровождаются «командными играми»; квесты; ролевые и постановочные игры; совместные видеофильмы, спектакли и т.п. В этих предложениях на первый взгляд царит разнообразие.

Но на самом деле разнообразие только во внешних формах. Принцип везде один и тот же – на основе совместной деятельности ребята объединяются эмоционально, знакомятся, сплачиваются, улучшаются коммуникации.

Рассмотрим минусы и плюсы построения команд на основе эмоциональной сплоченности.

Плюсы
* Можно охватить большое количество участников одновременно.
* Не требует предварительной подготовки от ребят. Только организационные моменты.
* Улучшение межличностных отношений между участниками тренинга.
* Получение знаний о более эффективных способах межличностного взаимодействия.
Минусы
* Эмоциональный подъем, ощущаемый участниками, со временем сходит «на нет», и требуется очередной тренинг для «эмоциональной подпитки».



'''2. Ролевой подход'''.

Существует несколько моделей ролевого подхода. Выделим наиболее распространенные, которые используют при построении команд.

* По функциям или ролям

Формирование команды происходит на основе взаимодополнения по функциям или ролям участников, которые необходимы для совместной деятельности. Роли могут быть функциональными или командными.

* На основе тестирования

Но нельзя забывать, что тестирование – это механический способ узнавания ребят. Какой же способ можно Поэтому попробуйте понять, что собой представляют ваши подопечные ребята и как они себя ведут. Почувствуйте их.
Несмотря на наличие нескольких вариантов ролевого подхода к построению команд, в основе лежит практически одна методология – ребят тестируют, определяют их тип в поведении и соединяют в команды по принципу взаимодополняемости.

Рассмотрим плюсы и минусы ролевого подхода к командообразованию.

Плюсы
* Попытка предотвратить конфликты при взаимодействии ребят в реальной деятельности.
* Выделение ролевой структуры работоспособного коллектива, понимание необходимости распределения ролей в группе
* Разработка простого, понятного инструментария для диагностики ролевого состава группы и качества исполнения участниками ролей.
Минусы
* Не подходит для уже сложившихся ранее коллективов.
* В создающиеся коллективы сложно подобрать ребят по заданным критериям и одновременно сохранить требования к их группам.
* Яркое разделение ребят по типам личности/командным ролям не нашло подтверждения. Дети в разных ситуациях меняют свои роли, дополнительное влияние оказывают ранее накопленный опыт, установки, ценности.
* Жесткое распределение ролей останавливает развитие группы, приводит к доминированию личных целей над коллективными, каждый ребенок действует на достижение результативности, исходя из своей роли.

Ролевой подход в первую очередь связан с оценкой ребят по определенным критериям. Этот метод наиболее эффективен, когда вожатому необходимо определить ролевой потенциал своих подопечных и учесть его при разбивке на группы, формируемых для решения краткосрочных и локальных задач. Но он не даст ожидаемой результативности в построении команд, ориентированных на достижение стратегических целей, и будет достаточно сложен, если подбирать ребят, учитывая их роли и одновременно умения во вновь создающиеся детские группы.



'''3. Проблемно-ориентированный подход'''.

В основе проблемно-ориентированного подхода лежит теория «Ограниченной рациональности»
Суть идеи «Ограниченной рациональности» заключается в невозможности даже самого эффективного лидера увидеть лучшее решение в силу следующих ограничений:
# Ограниченных познавательных способностей ребят.
# Организационных факторов.

Этот метод воплощается в проведении мозговых штурмов и других групповых интеллектуальных взаимодействий. В общем, во всем, что связано с групповым обсуждением вопросов детской группы. Как правило, он состоит из следующих этапов:
* процесс обсуждения задач, выработка множества решений;
* выбор лучшего решения;
* принятие согласованного решения;
* разделение ответственности за реализацию.

Рассмотрим плюсы и минусы применения проблемно-ориентированного подхода в командообразовании.

Плюсы
* Осуществляется на реальном проблемном поле детской группы
* Может проходить без отрыва от основной деятельности
* Совместное обсуждение снижает сопротивление изменениям, так как участники принимают участие в выработке решении и разделяют ответственность за их реализацию.
Минусы
* Не происходит системных изменений во взаимодействии членов группы, так как основное внимание уделяется решению задач, а законы групповых процессов не учитываются.
* Функции лидера (руководителя) заменяются функциями внешнего модератора (консультанта).
* Лидер не обучается иным стилям управления своими сверстниками, за него группой управляют внешние консультанты (вожатые). Его стиль управления в деятельности остается прежним.

Проблемно-ориентированный подход можно применять для построения творческих команд. Но только если ребята уже готовы к совместным обсуждениям и, хотя бы частично, готовы нести личную и групповую ответственности за реализацию решений. Также должны быть сформированы навыки анализа как информационных потоков, так и собственной деятельности. Этот подход не сработает, если участники считают себя только исполнителями поручений, а вожатый всю ответственность за деятельность своего детского отряда берет на себя.


'''4. Динамический подход'''.

В основе данного подхода лежит динамическая психология. Формирование команды происходит при последовательном прохождении стадий развития группы по законам групповой динамики и достижения уровня зрелости. Основное внимание уделяется процессу развития группы и развитию межличностных отношений.

Динамический подход получил наибольшее распространение в в различных психологических тренингах. Применение в повседневной деятельности детской группы было затруднено тем, что не были выделены четкие критерии этапов и методы управления группами для перехода с одного этапа на другой.

Применяется при сопровождении развития детского коллектива в процессе его локальной деятельности над конкретной целью, ради которой он временной был создан. Может использоваться в долгосрочных тренинговых программах командообразования.

Это наименее распространенный, но наиболее действенный подход в формировании команд под конкретную цель.

Рассмотрим плюсы и минусы динамического подхода в формировании команд.

Плюсы
* Понимается необходимость групповых процессов, как определяющих эффективность работы группы
* Учитывается взаимозависимость членов группы
* Улучшается коммуникация между участниками
Минусы
* Обязательные значительные временные затраты
* Требует высокой квалификации вожатых

В детских лагерях до сих пор лишь небольшая часть вожатых обучена технологии динамического подхода, остальные работают в рамках общего представления о динамике. Поэтому мы получаем дополнительные риски, связанные не с самым подходом, а с квалификацией исполнителей:
* Не владеют технологией управления групповой динамикой, не знают критериев определения этапов группового развития.
* Путают активность группы (двигательные игры, бурные обсуждения и т.п.) с групповой динамикой.
* Отпускают группу на стадии эйфории. В этом случае эффект подобного тренинга сравним с эффектов от тренингов, основанных на эмоциональной сплоченности.
* Оставляют группу на стадии конфликта, что может повлечь столкновение между ребятами или ухудшение эмоционального климата в детской группе.
* Преобладает разговор о теории динамики над практикой применения – много рассказывают о законах развития группы, но не умеют на практике определять, на каком этапе и стадии группа находится и что с этим делать для достижения целей.

Если вожатый достаточно профессионален и знает методологию и практику применения групповой динамики в построении команд, то в сочетании с проблемно-ориентированным методом этот подход является самым эффективным для построения функциональных детских команд под конкретные задачи.



Итак, мы разобрали 4 подхода к формированию команд. Выделили их достоинства и недостатки. Возможно, что данная классификация будет полезна при выборе методологии формирования детских команд в вашем летнем лагере.



[[Category:Логика взаимодействия в отряде]]