Как создать свой первый детский лагерь

Snapshot002120131222135103m.jpg

Летний лагерь — зачем он нужен

Если вы хоть раз задавались вопросом: как организовать летний отдых ребят, то наверное уже знаете, что все не так просто, как кажется на первый взгляд.


Солнце, воздух и вода, конечно важные друзья, но все ли упирается в формулу физического здоровья? Как быть родителям, которые беспокоятся о здоровье нравственном?

Столкнувшись с такой проблемой, родители могут задаться вопросы: нужен ли ребенку такой летний отдых вообще, а если нужен, то каким он должен быть?

Постараемся найти ответ на эти вопросы.

Итак, что у нас есть? У нас есть летние каникулы – огромная территория жизни. И есть дети, которым так необходимы приключения, игры, открытия, новые друзья и яркие впечатления.

Что хотим мы, взрослые? Для начала – чтобы ребенок просто отдохнул от школы, сменил ритм жизни, выбрался, в конце концов, из города.

Эту задачу можно решить по-разному. Отправить свое чадо к бабушке в деревню, отправится в путешествия к жарким берегам всей (или почти всей) семьей, и, наконец, – взять путевку в оздоровительный лагерь. Все это хорошо, но в каждом из таких решений есть свои недостатки.

Допустим, мы с ребенком едем к морю. Плюсы – позитивное общение и смена обстановки. Но, к сожалению, поездка наша сильно ограничена временем нашего отпуска.

Вариант с деревней как бы решает проблему ограниченности отдыха. Можно отправить ребенка на все лето, если наши родители еще в силах справится. Однако в этом случае полноценная связь с ним теряется на долгое время и, вернув ребенка обратно, мы наблюдаем массу интересного в его характере. Всего того, с чем нам придется бороться не один месяц.

Схожая ситуация с оздоровительными лагерями. Сбыв ребенка «опытным педагогам» мы снова перекладывает ответственность на чужие плечи. Здоровье ребенка вам гарантируют (хотя случаи неприятностей ежегодны). Все остальное – увы. И еще: одно дело, когда речь идет просто об одной семье. Как быть в такой ситуации? Где гарантия, что наши дети просто не окажутся «вне формата», даже если заполнят всю смену лагеря.

Но и это не главное.

Что же мы упустили? Мы упускаем то, что помимо простой суммы впечатлений, которую мы предоставим ребенку в путешествии, нужна и отдача. Дети развиваются постоянно, а не только в течение учебного года. И если в учебном году, худо-бедно, но выстроена система требование, стимулов и приоритетов, то летом предоставленные сами себе дети, выстраивают такую систему самостоятельно.

Хорошо это или плохо обсуждать не будет. Из литературной классики нам известны примеры Тимура со своей командой и Мишки Квакина со своей. Из жизни – вторые встречаются, с первыми — проблема. Риск в этом плане вряд ли будет оправдан.

Это важный аргумент в вопросе о летних лагерях. Остановимся пока на мысли о том, что и летняя жизнь ребенка требует некой организации. И будет весьма полезно, если родители окажутся так же причастны к организации летней жизни.

Но почему же все-таки лагерь? Не секция и не кружок. Во-первых – кружки и секции, как правило, летом тоже не работают. Во-вторых – они все в городе, а мы уже пришли к мнению, что детям полезно побывать вне города. В-третьих – и это самое важное – именно лагерь может дать импульс развития личности ребенка.

Давайте посмотрим на среднестатистического ребенка из среднестатистической семьи. Распорядок его жизни. С утра – школа, потом – секция или снова школа, только музыкальная. Вечером, дома — родители, и родной компьютер. Так изо дня в день. Ребенок, как и любой нормальный человек, давно нашел в этом мире дорогу наименьшего сопротивления. В этом мире он знает, что можно спросить и у кого можно спросить. Что ответить и кому ответить. Прекрасно знает своих родителей со всеми их слабостями и достоинствами. Знает, что ждать от каждого учителя, одноклассника, продавца в магазине, контролера в автобусе… Во всем этом привычном пространстве ребенок являет себя окружающим в той степени и в том качестве, в котором его принимают. Он может быть тихим на уроке с учителем и шумным на перемене с одноклассниками, настойчивым в спортивной секции и совершенно беспечным в вопросах домашнего труда. Стереотипы поведения очень скоро подменяют собой саму личность и это тем пагубней, что речь идет о ребенке – человеке, который только находится в стадии формирования.

Лагерь эффективно решает эту проблему. Оказавшись в ситуации, когда надо самостоятельно налаживать жизненные связи — начиная от простейших бытовых условий и кончая межличностными, дети являют свои качества в истинном свете. Замкнутые в школе – становятся веселыми. Унылые плаксы (после того, как кончается заряд батареи в телефоне) – вдруг проявляют искренний интерес к сверстникам и окружающему миру.

Очевидно, все не происходит само собой, просто потому что мы вывезли детей на природу. Это процесс, и летний лагерь только его часть, хотя и часть важнейшая. Однако у этого процесса есть одно несомненное достоинство. На каждом этапе мы, родители, выступаем его организаторами и соучастниками. Мы решаем, как мы проведем это лето с нашими детьми, когда и где. Мы готовимся вместе с ними. Мы вместе с ними осуществляем задуманное.

Подведем итог. Проблемы летнего отдыха озвучены. Решение предложено. На страницах данного методического сайта все заинтересованные найдут ряд материалов, которые помогут качественно подготовить и эффективно провести летний детский лагерь.


Детский лагерь, как элемент воспитательной системы

Детский летний лагерь – не самоцель. Это этап в более сложном воспитательном процессе. И это уже совсем другая — воспитательная задача, в которой лагерю отводится одна из важнейших функций. Лагерь — это значимый элемент воспитательной системы, которая может быть выстроена, например, вокруг перспективы формирования профессиональной или нравственной компетенции.

Большинство летних лагерей проводятся исключительно ради организации детского досуга и отдыха. В лагерях такой формы воспитательная система, по сути, становится лишь традиционным компонентом или набором знаковых атрибутов.

В лагерь собирают немалое количество детей из разных социальных, культурных слоев. Для проведения 5-6 летних смен, испытывая постоянный кадровый голод, лагерь вынужден привлекать педагогов и вожатых со стороны. И это еще вопрос, возможно ли в таких условиях за 2-3 недели научить детей каким-нибудь навыкам реально полезным им в дальнейшем…?

Существует эффект «обратной миссии», когда дети, набранные буквально по объявлениям и без разбора, начинают переносить в среду лагерного общения «ценности» массового бескультурья и просто дурные привычки.

Для того, чтобы подобного не происходило в такой разнородной среде одних атрибутов и слов не достаточно. Необходима здоровая атмосфера, попадая в которую дети понимают и добровольно принимают ее правила общения, стараясь им соответствовать.

Именно такую атмосферу стоит пытаться создать в вашем детском лагере. Ребят, которые приезжают, вы заранее предупреждаете, что они сюда не только отдыхать едут, но и трудиться. Трудиться, в первую очередь, нравственно. И этот труд заключается в том, чтобы научиться достойно взаимодействовать друг с другом и с невероятно красивым миром, который их окружает.

Детский лагерь – не самоцель. Это этап в более сложном воспитательном процессе. И это уже совсем другая — воспитательная задача, в которой лагерю отводится важнейшая роль. Можно назвать его значимым элементом воспитательной системы, которая может быть выстроена далее уже вне летнего лагеря.

Почему лучше начинать с небольших (например. палаточных) лагерей?

В первую очередь это небольшое количество детей — 50-60 в смене, что обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Ребятам интересны естественные условия жизни на природе, без бетонных бараков и столовки «с запахами», но с удобными палатками и трапезной под открытым небом. Но самое главное в таком лагере — формируется команда людей, которые одинаково понимают цели лагеря, используют правильные средства и стараются придерживаться единого педагогического стиля. Дело это не простое и постепенное. Здесь необходимо удержаться от гигантомании (даже при наличии ресурсов) и не замахиваться сразу на большие проекты. Лучше постепенно искать единомышленников и нарабатывать совместный опыт проведения лагерей. Затем уже, по возможности, можно переходить и к более глобальным проектам, так например, методика стационарных пионерских лагерей, позволяет создавать детские лагеря с наполнением до 500 детей, без серьезного ущерба как для группового, так и индивидуального подходов.

Второй важный аспект в формировании команды лагеря — это мотивация. Участникам должен быть важен результат. Поэтому стоит привлекать к организации лагеря неравнодушных родителей, для которых важно, в какую среду попадет их ребенок. А также тех, кто хочет послужить такому благому делу, как работа с детьми.

И третье, что необходимо для организаторов лагеря и всей команды — методика. Как выстроить программу лагеря исходя из особенностей возраста, количества детей, места проведения, материальной базы и т.д. Каким содержанием наполнить такой лагерь и как создать правильную атмосферу. Как проводить различные занятия и состязания. Как выстроить систему мотивации для детей и приучить к ответственности друг за друга. Как наладить минимальное самоуправления, взаимодействие детей и взрослых. В конце концов, во что играть и что петь, как проводить костры – все те маленькие частицы мозаики из которых складывается общая картина.

Хотя, если просто снять на смену часть стационарного санаторного детского лагеря (например, один отрядный этаж), то большинство озвученных выше проблемм рещаются сами собой.


Лагерь: общее планирование

С чего начать подготовку лагеря? Каковы направления нашей работы. Что учитывать в первую очередь и как сделать, чтобы планы не оказались пустыми.

Поговорим подробно о последнем из перечисленных пунктов – о «координации и организации».

Почему о нем – потому что подготовка лагеря для малышей и более старших ребят во многом схожа. Вопрос первый – с чего начать?

Здесь мы не будем оригинальными и как герои известного романа Жюля Верна начнем с плана. Даже, как говорил мистер Фикс, — с двух планов! В первый план мы впишем темы, которые наполнят наш лагерь. Список не стоит делать абстрактным.

Под каждую тему неплохо сразу предполагать ответственных. Назовем их инструкторами (или кураторами). Поскольку в нашем плане речь не идет ни о сроках, ни об объемах (об этом можно будет говорить только в окончательной фазе подготовки), то этот план мы так и назовем – тематическим. Он может выглядеть так: лист бумаги, разделенный на два столбца. Слева – темы лагеря, справа – инструктор или инструктора. Если пока нет инструктора, можно поставить вопросительный знак и сделать отметку, к какому сроку мы обязуемся решить сей вопрос.

Важно понимать, что тематический план, это всего лишь план, а не догма. Составляем мы его не для того, чтобы, во чтобы то не стало следовать написанному, а для того, чтобы иметь полное представление о ходе лагеря. Обстоятельства случаются разные: кто-то заболел, что-либо не удалось найти, что-то сломалось. Хорош тот организатор, у кого все идет по намеченному плану. Но тот, кто в любой момент может внести коррективы, сделав этот так, что общая картина нисколько не пострадает – отличный организатор. Постараемся подробнее раскрыть этот вопрос в последующем.

Итак, составив тематический план, перейдем к плану другому. Назовем его общим планом подготовки. В нем – перечень задач требующих решения:

- поиск места и вопросы, связанные с согласованием.

Это администрация района, лесничество, и прочие структуры, от которых зависит наше устойчивое положение в ходе лагеря.

Лучше начать контактами с низов. Наше пребывание в лесу зависит, в основном, от непосредственно отвечающего за этот участок: лесника или главы местной администрации. Как правило, с ними проще найти общий язык. Обязательно пообщаемся с ними и пригласим в наш лагерь в качестве гостей. Если проблема на местном уровне не решается – тогда придется обращаться в управление лесным хозяйством, районный или областной департамент. Официальная бумага с указанием сроков и количества участников, как правило, всегда решает вопрос положительно. В противном случае необходимо искать другое место.

- поиск и приобретение оборудования.

В этом вопросе главный критерий - мнение специалиста. Уму непостижимо, сколько всякого походного инвентаря в современных магазинах. Не имея опыта лучше не браться за закупки – чревато последствиями. Речь даже не идет о напрасно израсходованных средствах. Гораздо серьезней – остаться в полевых условиях без какой-либо, на первый взгляд, мелочи: топора, котла, тента, хорошего репшнура. Здесь будет вполне уместна помощь родителей ваших детей. Наверняка среди них найдутся опытные папы (возможно и мамы), - с радостью помогут в выборе и закупке.

Ориентировочный список инвентаря: палатки (исходя из количества участников: 3-4 человека на одну палатку, плюс продуктовая палатка, плюс хозяйственная); тенты (из расчета один тент на 10-12 человек, плюс хозяйственные тенты для укрытия дров, костровых мест); топоры (2-3 хороших топора); ножовки (можно взять специальную цепь, двуручную пилу или даже бензопилу); котлы или эмалированные ведра (в зависимости от того, готовят еду повара или дети); посуда (пластиковые или металлические кружки, миски, ложки), металлические решетки для костра (для приготовления пищи, на них ставятся ведра и котлы, можно заменить металлическими крюками. Если речь идет о младших, то разумно приобрести специальную газовую плиту, баллон и соорудить отдельный кухонный блок); репшнур (8 или 10 миллиметров, для натяжки тентов и для устройства таких соревнование, как тур. полоса, переправа и т.п.); набор инструментов для ремонта (клей, плоскогубцы, точила, шило, изолента )…

Это далеко не полный список. В него нужно добавить тот инвентарь, который мы используем для организации соревнований и мастерских. Например, футбольные и волейбольные мячи, если у нас запланирован футбол, наборы шахмат и часы, если запланированы шахматы . Для мастерских нам могут понадобиться иглы, нитки, бисер, леска, глина… Если в наши планы входит туристическая практика, то обязательны хорошие компасы, карты местности максимально крупного масштаба. Если стрельба из лука – заранее изготовленные достойные луки и стрелы, если стрельба из пневматики – приобретаем ружье и пульки. Перечень инвентаря, хотя и имеет общие пункты, в каждом отдельном случае будет свой. Его необходимо составить сразу после того, как у нас появится тематический план. Собственно говоря, перечень инвентаря пишется на основе тематического плана. Так же как и тематический план – перечень инвентаря должен иметь графу «ответственные», чтобы на всех этапах знать – как обстоит дело с тем или иным оборудованием.

- работа с детьми и родителями.

Третья наша задача, по смыслу — самая важная. То, ради чего мы все начали. Будет неправильно, если в течение года мы всего несколько раз видимся с детьми, отмечая хорошие и радостные праздники. А потом вдруг объявляем о неком летнем лагере. Вряд ли дети нас поймут и обрадуются. К лагерю необходимо готовится не только в практическом плане, но и в психологическом. Он должен стать ожидаемым, желанным событием в жизни нашего сообщества детей и взрослых.

Подведем итог. У нас есть три направления подготовки летнего лагеря: поиск места и административные согласования, приобретение необходимого оборудования и непосредственная работа с детьми и родителями. Хорошо, если каждое из этих направлений курирует отдельный человек из числа организаторов, но это уже другая тема под названием – команда.


Команда лагеря

Пришло время поговорить о команде. Любое важно дело, а работа с детьми — дело безусловно важное, требует повышенного внимания к «кадрам». На повестке три вопроса: Кого искать, где искать, как объединить?

В одиночку лагерь не сделаешь. Нужны не просто помощники. Нужны единомышленники. Где искать этих людей? Как формировать команду.

Сразу сделаем оговорку – формирование команды – процесс длительный и деликатный. Каких либо стопроцентных способов и заповедных секретов нет. Речь идет о взаимоотношениях людей, причем разных людей, не объединенных никакими корпоративными интересами. Взаимоотношения эти должны быть естественными. Это не означает, что в нашей команде все равны и всяк другому запанибрата. Но это значит, что мы строим отношения на уважении, доверии, взаимопонимании и ответственности. Если мы хотим воспитывать в детях эти качества, то в первую очередь должны явить их сами.

Сказанное не относится к вопросу: кого искать. Действительно в слове «кого» можно увидеть оценочное суждение. Об этом поговорим позже. Сейчас мы решаем прагматический вопрос — кто нам нужен исходя из необходимости подготовки и проведения лагеря.

Уже писалось, об организаторах и инструкторах. Это верно, но было замолчано о технических работниках. Начнем с простого звена. Технические работники, это те, кто практически не участвуют в непосредственной работе с детьми. Те, кто помогают закупать, подвозить продукты и инвентарь, работают на кухне и т.п. Не забываем о враче (мед.работнике), присутствие которого в лагере обязательно, особенно если речь идет о лагере для младших. Планировать, какой технический персонал нужен нашему лагерю не сложно. Минимальные требования: водитель с авто, повар и его помощник, медицинский работник. Достаточно для лагеря с 30-40 детьми. Увеличение количества детей – это дополнительная нагрузка на кухонный блок, нужно будет найти еще помощника.

Организаторы это, как правило, начальник лагеря и его помощник. Для начального периода, когда наша команда только формируется, это почти наверняка. Им достается основная работа в период подготовки лагеря. Организаторы разрабатывают план, следят за общим ходом работы, решают материально-технические и административные вопросы.

Далее инструктора – те, кто работает непосредственно с детьми. Тоже не сложно понять, кто нам необходим. Главный критерий - программа лагеря. Но лагерь не ограничивается только мастерскими и соревнованиями. У детей наполненный событиями полноценные дни. Невозможно подобно школьному устройству, передавать их «с рук на руки» от одного инструктора другому. У ребят должны быть вожатые. А у вожатых – помощники и определенное количество детей. Оптимальная численность группы 10-12 человек. Таким образом лагерю в 30-40 ребят потребуется: 3 вожатых и 3 помощника, несколько инструкторов (3-5 человек) – это могут быть те же люди, 3 работника кухонного блока, мед.работник, и водитель с авто. Добавим к этому списку непосредственного руководителя лагеря и его помощника (можно назвать его начальником штаба) и получим в общей сложности около 10 человек. Почему не больше – как показывает практика, руководители совмещают должности инструктора и вожатого (и даже мед.работника).

В целом, соотношение руководители/дети характеризует степень подготовки детей к лагерю и уровень самоорганизации ребят. Для начинающих, и для младшего возраста, нормальным можно считать соотношение 1/3 – 1/4. Для старших и опытных 1/10 – 1/12.

Где же взять всех этих замечательных людей, которые поедут с нами в лагерь? И тех, кто будет заниматься с ребятами в течении года?

В первую очередь ищем среди родителей наших ребят. Для этого просто необходимо наладить чисто человеческие, добрые отношения. Родители – наши главные помощники. Родители в первую очередь заинтересованы в здоровом и плодотворном процессе. Без их помощи нам будет трудно.

Еще нужно обратить внимание на профессиональные сообщества и клубы по интересам. Как ни странно, на первый взгляд, но опытные школьные педагоги вряд ли вам помогут в силу ряда причин (хотя и это не исключено). А вот, к примеру, студенты охотно откликаются на подобные предложения.

Что ж, мы теперь знаем, кто нам нужен и где найти людей. Остается вопрос – как их организовать. Ответ очевиден. Только реальное дело способно сплотить. Летний лагерь – это прекрасно, но явно недостаточно. Нужна работа не от праздника к празднику и не от лагеря к лагерю, а в течение всего года. Выстроенный план, так, чтобы в заключительной фазе иметь долгожданный летний лагерь.

Тогда независимо от времени года будет чем заняться с ребятами: теория походов и практика небольших выходов, изучение ремесел, спортивная подготовка и многое, многое другое.



Смотреть также