Лагерь для младших с нуля

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
SyHnBeB-cq4m.jpg

Возрастные особенности детей во многом определяют содержание вашего лагеря. Это содержание настолько разнопланово и специфично, что рассказать и тем более показать на примере всю палитру сразу, не представляется возможным. Поэтому начнем, как прежде, в написания программы лагеря для младших.


Условия.

Для маленьких детей лучший вариант — стационарный лагерь. Не надо перегружать детей. Сам факт выезда за город, в непривычную среду обитания – уже значительная эмоциональная нагрузка.


Форма.

Поскольку для 7-10 летнего ребенка основная форма изучения окружающего мира это игра – то весь наш лагерь будет проходить в игровой форме.

Но, если это игра то, в ней положены правила. Правила простые, но обязательные для каждого. В игре учувствуют все. В любой группе найдется один-два замкнутых ребенка, с которыми нам придется нелегко. Но нельзя допускать, чтобы в игре одни были участниками а другие – только наблюдателями.

Игровые правила – понятие условное. Дети должны понимать что, не выполнив какого-либо задания они не продвинутся дальше в своем деле. Намеренно не называем это игрой, потому что для нас, руководителей, это игра, а для детей — важное дело.

В этом деле нужны ведущие, нужны критерии оценки. Обязательно – сюжет, и, определенные цели: игровые и педагогические.


Цели.

Если говорить кратко об игровой цели, то она должна быть реальной. Сюжет игры закончен и прост. Причем закончен в прямом смысле слова, в лагере, и самым успешным образом. Все игровые цели должны быть достигнуты. Проигравших быть не может. Окончание игры – кульминация – самый запоминающийся момент. Дети четко должны понять: если они все сделали правильно — они молодцы и, непременно, получить пусть небольшие, но памятные сувениры.

Педагогические цели могут быть различными, но наверняка неизменным следует считать такую цель, как развитие самостоятельности, коммуникабельности и умения работать в коллективе (раньше это называлось просто – умение дружить).

Индивидуальные педагогические цели – работа вожатого. В этом необходим самый тесный контакт с родителями. Родители больше знают своего ребенка. Но больше — не всегда лучше. Зачастую взгляд со стороны способен увидеть большее и быстрее найти решение. Сотрудничество родителей и вожатых — тот идеал, к которому нужно стремиться.


Игровой сюжет.

Три основных типа игровых сюжетов:

  • литературно-сказочные: основанные на литературном произведении;
  • историко-этнографические: основанные на исторических событиях и явлениях
  • исследовательские: как правило, основаны на знакомстве с природой.

Сказанное не означает того, что не может быть ничего другого.

Сюжет должен быть:

  • рассчитан на конкретное количество дней. Наша игра — это последовательность эпизодов. Лучше всего соблюдать принцип: один день – один эпизод. Эпизод – это игра в игре. Он связан с общим сюжетом, решает некую локальную задачу. Безусловно, со всех точек зрения будет правильным, если дети к концу дня уверены — они успешно прожили этот день.
  • рассчитан на конкретное количество детей и взрослых. Одно дело, если у нас в лагере 20 детей, другое – 50. С большим количеством детей труднее разыгрывать сложные сюжеты. Исторические сюжеты, как правило, позволяют задействовать больше детей. Исследовательские – меньше. Универсальным можно считать литературные сюжеты игр.
  • вариативен. Это означает, что в него легко вписываются действия, напрямую не связанные с сюжетом. Любое ваше общение, занятие с детьми, включая трапезу, можно интерпретировать как игровой фрагмент.
  • простым и интересным. В детском восприятии граница между реальностью и сказкой тонка. Не нужно усложнять и мудрствовать. Ребята сами сочинят нюансы и сами додумают сказку. Наша задача – дать им направление и аккуратно корректировать, чтобы все двигалось в нужном направлении.


Название лагеря.

Сюжет игры подскажет нам название лагеря. Название будет запоминающимся. Нужно избегать стереотипов и общепринятых наименований. С литературным сюжетом легко – всегда можно найти название в самом произведении. Сложнее с историческим и совсем не просто и исследовательским сюжетом. Можно только констатировать: названия приходят с опытом.

А пока – несколько примеров:

  • «Садко», «Жар-птица», «Заря–заряница» - игры с литературно-сказочным сюжетом.
  • «Первопроходцы», «Следопыты», «Капитаны» - игра-исследование.
  • «Из варяг — в греки», «Богатырская застава» — игры с историко-этнографическим сюжетом.

Чем больше наш лагерь, тем больше шансов, что часть детей не знакома с литературной или исторической основой сюжета. И это тем более, если у нас игра-исследование. Не беда. Можно и нужно готовиться к лагерю до его начала. В крайнем случае – читаем за трапезой произведение, взятое в основу игры.


Критерии оценки.

Критерий оценки лагеря, педагогический конечно, таков – каждый ребенок должен постараться в меру своих сил. Нашедший себя в последний день лагеря, такой же победитель, как и тот, кто с увлечением работал с самого начала. Наверное, такой ребенок даже больший победитель, потому что сумел преодолеть свою лень, комплексы и проявить истинный характер.

Критерии оценки организации лагеря– тоже важный пункт. Однако, ничего принципиально нового тут нет. Необходимо делать выводы и вносить поправки в процесс организации или форму проведения. Все приходит с опытом. Главное — если в ходе лагеря возникают непредвиденные ситуации, это никак не должно сказываться на детях.


Лагерь для младших: основные условия

ZmgU9d0Ic1gm.jpg

Первый критерий выбора – возраст детей. То, что будет интересно восьмилетнему ребенку вряд ли заинтересует одиннадцатилетнего и наоборот. Не секрет, что два-три года для «детской цивилизации» значат порой больше, чем десять-двадцать для взрослых. Разная потребность в общении, разные формы этого общения. Поэтому наш выбор прежде всего должен учитывать специфику возраста.


В начале возникает вопрос, какой летний детский лагерь нужен?

Действительно, лагеря бывают разными. По продолжительности: сборы на три – пять дней, это одно, а семь – десять совершенно другое., полноценная смена в 18-21 день и более – третье. По содержанию: туристическо-спортивные, военно-игровые и т.п.; по форме проведения: стационарные палаточные, кочевые и прочее.

Чтобы сделать правильный выбор необходимо понять – что мы хотим и чем мы располагаем.

Лагерь для детей 7-10 лет имеет ряд важных особенностей. Первая – это форма его проведения. Дети этого возраста не так социально активны, как дети 12-13 лет. Это выражается в повышенной эгоистичности и слабой устойчивости к внешним раздражителям. Окружающий мир они лучше познают в игровой форме, опираясь более на эмоциональный фон, нежели на конструктивную логику. Это необходимо учитывать при разработке лагеря. Мы сделаем его в игровой форме. Весь наш лагерь будет объединен одним сюжетом. Действия и события, которые мы планируем провести в лагере, будут вплетены в единую историю. Подробные примеры такого сюжетного построения мы приведем позже. Пока же, в качестве примера, скажем, что если мы с ребятами рисуем корабль, то это не потому, что взрослый руководитель сказал – рисовать корабль, а потому, что мы придумываем макет корабля. А корабль нам нужен, чтобы спасти какого-нибудь «попавшего в беду героя». Таким образом, все наши значимые события обретают в детских глазах важную необходимость и особую значимость. Дети, особенно маленькие, добры и доверчивы. Но явить эти качества в обычной обстановке удается не всем. В нашем лагере-игре мы создаем добрую, немного сказочную атмосферу. Мы помогаем им проявить себя благородными рыцарями, смелыми спасателями, отважными защитниками, настойчивыми исследователями. Мы, взрослые, будем не простыми начальниками, а добрыми и опытными советниками, надежными друзьями.

Следующая особенность, после формы проведения, — тип лагеря. Поскольку речь идет о младшем возрасте, то лагерь однозначно должен быть стационарным. Сказанное не означает, что нужно все время проводить на одном месте. Можно и нужно делать выходы, иногда весьма длительные, но жить дети должны в одном месте. Если у вас нет опыта летних лагерей, то желательно чтобы лагерь был не просто стационарный, а такой, где дети живут в помещении. В этом качестве можно использовать большой сельский дом (несколько домов) или арендованную базу отдыха.

Третья важная особенность – место проведения — связана с предыдущими и включает два противоречивых обстоятельства, от которых зависит успех и безопасность. С одной стороны – лагерь для младших не должен находиться в местах труднодоступных и диких. Более того, необходимым условием нужно считать наличие транспорта при лагере и хороших подъездных дорог к нему. Это необходимо для обеспечения лагеря продуктами и, при необходимости, оказания экстренной помощи. С другой стороны важно, чтобы дети ощущали лагерное пространство как их собственную компактную территорию. Лагерь не должен превращаться в проходной двор. Если рядом день и ночь гремит музыка, или, одна за одной, сменяются делегации шашлычников, то все наши усилия тщетны. В решении этой дилеммы добрая половина успеха нашего проекта. Проблема легко решается, если наш лагерь палаточный. Но для его организации нужно иметь определенный опыт.

Помимо вышеназванного, место лагеря должно соответствовать таким тре6ований, как:

  • отсутствие проблем с питьевой водой;
  • возможность утилизации или вывоза мусора, наличие минимум двух туалетов (для девочек и мальчиков);
  • возможность раздельного проживания девочек и мальчиков;
  • место общего сбора и места сбора групп (если в лагере более 20 детей, то их придется делить на группы в 10-12 человек);
  • лагерная кухня: включает все, от запасов продуктов до кухонного инвентаря;
  • лагерная столовая: организация трапезы – немаловажный пункт лагерного распорядка, хорошо, когда дети спокойно подходят к столу, зная каждый свое место;
  • возможность безопасного купания;
  • возможность небольших пеших походов.


Важно определится с продолжительностью лагеря. Стоит, при наличии возможности, по началу минимальное количество дней – три (например, лагерь выходного дня). Максимальное – десять (например, не летние каникулярные каникулы). А уж затем рекомендуется переходить к полноценным летним сменам и делать более длительные лагеря. Если мы все правильно спланировали и реализовали, в эти дни предварительной небольшой по продолжительности смены ребенок получит массу впечатлений. Это существенная нагрузка. Не стоит перегружать ребенка.

Начинающим можно посоветовать: три дня. Длительный лагерь требует от организаторов решения санитарно-гигиенических, материально-технических и психологических проблем. Безусловно, со временем вы научитесь все это делать.

Оптимальная длительность начального лагеря 7-10 дней – позволяет добиться наилучшего результата. В связи с этим — хороший совет – если лагерь длится семь дней и более — сделайте последний день «разгрузочным». Все важные и яркие события закончите за день до закрытия лагеря. Последний день посвятите простым бытовым вопросам: приборка, сбор вещей, отмывание и стирка.

Итак, мы уже имеем общее представление о лагере, который собираемся делать: форма проведения, требования к месту проведения и продолжительность. В дальнейшем поговорим о каждом детально.