Изменения

м
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:  +
[[Image:RfVAmNLfmJM.jpg |right]]
 
<p align="right">''Ты можешь забыть голову. Но не забывай играть.''</p>
 
<p align="right">''Ты можешь забыть голову. Но не забывай играть.''</p>
 
<p align="right">''Впрочем, как ты будешь играть без головы?''</p>
 
<p align="right">''Впрочем, как ты будешь играть без головы?''</p>
Строка 53: Строка 54:  
** перед сном проверить порядок в каждой комнате (приятно просыпаться в чистоте)
 
** перед сном проверить порядок в каждой комнате (приятно просыпаться в чистоте)
 
* проанализировать день с напарниками !
 
* проанализировать день с напарниками !
 +
 +
 +
Сбалансированная система отношений.
 +
 +
Установите правила, требования к детям. Последовательно и настойчиво претворяйте установленные правила в жизнь. Перед тем, как применить то или иное дисциплинарное действие, обязательно побеседуйте с провинившимся воспитанником. Если это встретит понимание с их стороны, они будут потом готовы к сотрудничеству.
 +
 +
 +
Методы поддержания дисциплины.
 +
 +
Неправильно вступать в противоборство, ломая личность, ее дух, используя жесткую силу. Сломленный дух повлечет за собой недоверие, замкнутость, а также ненависть к вожатому.
 +
Правильным способом поддержания дисциплины является разъяснение того, что верно и истинно, с любовью и добротой. Завоюйте доверие детей, покажите им свою любовь и доброту. Стремитесь к плодотворному взаимодействию. Только так, вы разовьете доверие, уступчивость, готовность и любовь.
 +
Дети должны уважать старших и отвечать за свои поступки. И действительно, большинство из них время от времени нуждаются в одергивании. Но нельзя ограничиваться применением только этого. Особенно это касается младших детей. Применительно к ним, иногда куда разумнее наказать ребенка, посадив его на стул на десять минут и запретив ему вставать. В других случаях можно лишить его какого-либо удовольствия или отправить в постель на час раньше обычного. Существует множество способов наказания, которые следует применять в зависимости от обстоятельств и тяжести проступка. Между прочим, иногда бывает полезно поступить следующим образом: заговорить с провинившимся ребенком и неожиданно – и совершенно незаслуженно сделать ему что-нибудь приятное. Дети – бесконечно сложные существа, и потому от воспитателя требуется немалый такт, хитрость, мужество и понимание.
 +
Высшее достоинство взрослого состоит в умении взглянуть на мир глазами ребенка, попытаться увидеть то, что видит он, и поучаствовать то, что чувствует он. Когда ребенку одиноко, он нуждается в нашем обществе. Когда его поведение становится вызывающим, вы должны помочь ему справиться со своими порывами. Когда ему страшно, он находит защиту у вас. Когда он задает вопросы, вы должны терпеливо ответить на них. Когда он чему-то радуется, то стремится поделиться своей радостью с теми, кого любит.
 +
И потому вожатым, интуитивно понимающие детские чувства, могут ответить на них должным образом, дав ребенку именно то, что ему нужно. В этом взаимоотношение с детьми является тонким и изощренным искусством, требующим величайшей мудрости, терпения, преданности и любви. И нам необходимо руководствоваться этим высоким стандартом.
 +
Чрезвычайно важно, чтобы дети понимали цель наказания и принимали его как справедливое и заслуженное. Когда наказание раздаются «за малейшие неповиновения», в ребенке может развиться чувство отчуждения, которое станет благодатной почвой для будущих конфликтов.
 +
 +
 +
Как избежать дисциплинарных проблем.
 +
 +
Спланируйте программу, насыщенную различными видами деятельности. Никогда не начинайте мероприятия не подготовленным.
 +
Будьте дружелюбны, а также открыты в любое время. Развивайте чувство юмора.
 +
Не прибегайте к насмешкам и саркастическим высказываниям. Не придирайтесь.
 +
Будьте справедливы, не заводите любимчиков.
 +
Проявляйте самоконтроль и терпение, даже когда это сложно сделать. Наблюдайте за своим голосом: говорите четко и уверенно, но не переходите на крик.
 +
Давайте четкие и ясные инструкции и команды.
 +
Избегайте использование сленга и просторечий; следите за своими манерами, которые могут вызвать насмешку.
 +
 +
 +
Дисциплинарные методы.
 +
 +
Всегда
 +
*Личная беседа. Беседуя с подопечным наедине, будьте хозяином положения. Четко укажите ему на то, что он сделал неправильно, и попросите его объяснить свое поведение. Сам ребенок иногда в состоянии предложить выход из создавшейся ситуации. Проводите такие беседы в дружелюбной манере, но добейтесь того, чтобы подопечный понял ваш деловой, конструктивный настрой.
 +
*Используйте влияние группы. Приложите все усилия, чтобы создать в группе такой идеал поведения, любое нарушение которого приводило бы к неодобрению со стороны членов группы.
 +
*Обращайте внимание на индивидуальные особенности. Не забывайте о том, что все дети своеобразны и не похожи один на другого. Принимайте во внимание их происхождение, их физическое и умственное состояние, а также серьезность того или иного нарушения.
 +
 +
Никогда
 +
*Не наказывайте в гневе. Не прибегайте к использованию угроз и предупреждений, которые невозможно осуществить.
 +
*Не принуждайте к извинениям при всех. Очень немногие дети считают, что они в чем-то виноваты, и чаще всего, они правы.
 +
*Не прибегайте к методу «шутовского колпака», или навешивания ярлыков. Такое наказание лишь усиливает противостояние или же вызывает смех. Иногда некоторые дети даже расценивают его как своеобразное поощрение.
 +
 +
 +
10 советов начинающему вожатому
 +
# Вожатый создает особые правила игры, по которым все дети живут в течение смены. В правилах прописаны способы получения признания, любви, наказаний, способы восстановления справедливости. Если по этим правилам можно жаловаться, чтобы наказать другого - готовьтесь к жалобам. Если по правилам можно бить друг друга - готовьтесь к дракам. Если правила не подкреплены наказанием, то готовьтесь к неуважению.
 +
# НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ черный авторитет (раздавать конфеты, давать звонить родителям, заходить в вожатскую). Если вы нарушили правила для одного, он поймет, что и для других вы тоже можете нарушать правила. Лучше зарабатывайте авторитет огнем в глазах, жаждой играть и творить.
 +
# Относитесь к руководству с пониманием. Оно часто критикует, но если вы вслушаетесь в критику, то станете более крутым вожатым. И ваши дети сильнее полюбят вас. На вас кричат не для обиды, а из-за желания сделать более крутым вожатым.
 +
# Если наказание будет применяться после крика, то дети будут бояться крика. Если вы будете наказывать после слова «каракатица», то дети будут бояться «каракатицы». Если наказание последует за молчанием, то дети будут бояться вашего молчания. Крик - предупреждение, после которого следует что-то. Если ничего не будет следовать, то крик становится бесполезным. Если вы часто кричите, то вырабатывается толерантность к крику.
 +
# Старайтесь управлять лидерами, а не толпой. Выявите 5 человек, за которыми идут. И говорите с ними. Поддерживайте их авторитет. Просите их будить и строить. Меняйте их. Делайте это ненавязчиво. Не говорите об этом в открытую. Пусть они выслуживаются перед вами, в страхе потерять расположение. Будьте президентом, а не лидером митингующих.
 +
# Игры нужны не для того, чтобы занять время. Игры созданы, чтобы реализовать открытые и тайные желания детей. «Сосиска-Кетчуп-Кока-Кола» позволяет потрогать друг друга. «Я никогда не» помогает найти темы для разговоров. «Колодец» помогает выплеснуть свою агрессию, направив ее на спасение напарников, «построй паровоз из тел» - прекрасный способ поспорить за лидерство в отряде. Реализуйте тайные желания детей и они будут вам благодарны.
 +
# Ваша ответственность не бесконечна. Вы не можете контролировать все. Вы не бог. И если ребенок упал и сломал ногу, то тут вашей вины нет, Не берите на себя лишнее. Не парьтесь, фантазируя “ах если бы я была рядом и держала его за руку”. Сломать ногу - тоже полезно для опыта. Учит аккуратно ходить.
 +
# Для ребенка все - сказка. Либо эта сказка от Аяза Шабутдинова «Заплати 5 тысяч рублей, а я расскажу как построить свою компанию с прибылью в миллиард за 4 дня без вложений», либо «Давным давно, в одной далекой галактике», либо «Катился колобок». Старайся все делать сказкой. Старайся придумывать героев, соревнования, антигероев. Да, некоторые будут заявлять, что им не интересно и они не верят. Но это все равно лучше, чем «иди убирайся» или «идем в столовую за руки, потому что я так сказал».
 +
# Как только меня начинает проверять начальник, я работаю в разы хуже. Допускаю много ошибок в текстах, отправляю не совсем верные документы. А зачем мне заморачиваться, тратить время, если текст все равно вычитают? Как только он уходит, то я САМ проверяю материалы и удаляю ошибки. Как это относится к вам? Вожатый! Пока будете командовать, никто не возмется бороться за власть, командовать и проявлять инициативу. Пока вы фантазируете, детям не нужно самим фантазировать. Вы иногда отстраняйтесь. Давайте свободу детям. Вам самим легче будет.
 +
# Пожаловались дети? Отлично. Берите всех участников, запирайте их в комнате и передавайте слово то одной стороне, то другой. Сами молчите до последнего. Останавливайте только попытки перебить. Пусть учатся разбираться. Не становитесь уравнителем.
 +
 +
 +
Лайфхаки вожатым
 +
 +
Казалось бы, что некоторые вещи, представленные ниже, очевидны. Однако, некоторые лайфхаки помогут тебе на сезоне в деятельности вожатого, а также некоторые даже немного повеселят:
 +
# ЗАРЯЖАЙСЯ! Не все вожатые, да и в принципе педагоги умеют заряжаться от детей. В течение всей смены ты отдаёшь всего себя педагогической деятельности, зажигаешь сердца ребят, поддерживаешь яркую атмосферу отряда, именно поэтому эмоционально сгораешь. Но не стоит забывать, что и взамен они отдают свою энергию. Пользуйтесь этим, заряжайтесь их улыбками, настроением, благодарностью и т.д. Всё это даст вам силы на всю смену, просто нужно научиться этому.
 +
# "ТЫ - ЭТО ОНИ" ИЛИ ПРАВИЛО ОТРАЖЕНИЯ. Хочешь добиться 100% дисциплины от отряда? А ты выполняешь, то что требуешь от детей? Так в этом вся фишка. К примеру, ты требуешь от ребят, чтобы он постоянно носили головные уборы, а сам не носишь. Естественно они будут нарушать требования вожатого, если он не выполняет их сам. Ты постоянно должен быть примером. Сначала сам, потом уже дети!
 +
# ДВИГАЙСЯ. Иногда полезно подумать на ходу, помечтать в танце, предаваться мечтаниям в беге, а лучшая идея для вожатского номера может прийти, когда приседаешь с чем-нибудь. Подключай свое тело к мыследействиям.
 +
# ОГРАНИЧИВАЙ СЕБЯ. Творчество всегда рождается из необходимости. Иногда обширная костюмерка и большое количество ватмана и скотча могут сыграть в минус. Попробуй придумать игровое задание из чайного пакетика и пустого фломастера, именно ограниченность ресурсов: материальных, временных, пространственных, заставляет твою мысль работать эффективней.
 +
# Не полагайтесь только на силу своего авторитета в отношении с детьми. Это приучит их к тому, что считаться нужно только с сильными мира сего.
 +
# Не сравнивайте детей с другими. Относитесь ко ним так же, как вы относитесь к своим друзьям, тогда они тоже стану вашими друзьями.
 +
# ВОЖАТЫЙ - ЭТО БОЛЬШОЙ РЕБЁНОК. Играй, валяй дурака, не забывай поддерживать ребенка внутри себя – именно он отвечает за все твое творчество, за все придумки и перевоплощения, креативные ходы и нестандартные решения.
 +
# На мероприятиях ваши дети не поддерживают другие отряды? А когда идут в столовую плохо кричат кричалки? Не беда. Собираете детей в беседке и минут 5-10 кричи кричалки и хлопаете в ладоши,пару таких сборов и все будет.
 +
# Чтобы ваши дети лучше засыпали и с приятными эмоциями,обнимите их на ночь и пожелайте сладких снов. Чтобы подарить детям ещё больше положительных эмоций, разбудите их как-нибудь оригинально и устройте потом общие обнимашки.
 +
# Игры в лагере нужны и важны. Но также с детьми стоит общаться. Просто собраться и поговорить на разные темы. Так вы больше узнаете о них,а они о вас.
 +
# Очень часто, особенно с утра, детей тяжело поднять и разбудить. Один из самых нетрудных для выполнения способов - это просто принести портативную колонку и включить их любимую песню.
 +
# Если дети не хотят идти на интересное мероприятие - сначала пройди его сам на глазах ребят. Они увидят живой пример, как их вожатый участвует в нём и в большинстве случаев это поможет заинтересовать их, так как они увидят, что поддержка рядом.
 +
# Когда дети среднего возраста или же старшие, не всегда необходимо строить их, чтобы пойти в столовую. Иногда они быстрее самого тебя стоят возле неё и уже ждут, и это свобода и отдых для любого вожатого.
 +
# Если дети никак не могут уснуть, то полезно под рукой иметь выдающееся произведения Карла Маркса «Капитал». Действует, как драконья доза снотворного.
 +
# Если ребёнок не хочет надевать головной убор или заявляет, что потерял его, полезно будет иметь набор дурацких головных уборов (шапка от костюма картошки, бандана в красный горошек, шлем викинга). После демонстрации тобой имеющегося ассортимента, головной убор ребёнка чудесным образом находится.
 +
# Если твой голос окончательно пропал, а нужно быстро собрать отряд, поможет колонка, телефон и гугл переводчик или текст-бот.
 +
# Если после отбоя старшие отряды не могут угомониться, используй эффект «молчаливого ночного гостя». Для этого достаточно встать в дверях детской комнаты так, чтобы дети могли видеть лишь твой темный силуэт. Стой неподвижно, молча, скрестив руки на груди. После безуспешных попыток выяснить личность ночного гостя, ребята сразу затихают и впадают в глубокую задумчивость. А при вопросах на утро: "Кто это к нам ночью приходил", - отвечай: "Не знаю, но будете в следующий раз шуметь, он снова к вам придёт".
 +
# Чтобы ребята быстрее просыпались с утра, начни рубрику "утренний плейлист", в которой ребята будут выбирать музыку, под которую хотят просыпаться.
 +
# Чтобы случайно не устроить пожар во время отрядного огонька, возьми с собой электронные свечи или замени огонь мягкой игрушкой – например, малышам они очень нравятся.
 +
# Если ребёнок капризничает, обнимете его и скажите что любите его. Этого будет достаточно.
 +
# Помни, что нельзя доверить детей человеку, который не может им искренне улыбаться. Поэтому радуй ребенка своей чарующей улыбкой, хорошим настроением и прекрасным чувством юмора!
 +
# Х – хитрость. Например, преподносилось детям задание как секрет – сообщаось шёпотом и объяснялась эта таинственность интересным проводом: «чтобы не услышали пираты». Придумывались ритуалы. Например, всем вместе хлопнуть в ладоши и произнести волшебные слова, чтобы вернуться в сказку. Когда голос садился, в ход шёл колокольчик... Иногда хитрость – проявление гибкости, а иногда – подлости. Грань зыбкая. И педагогу особенно важно её соблюдать.
 +
# Спать! Если не больше, то качественнее. Все вожатые знают, что выспаться в лагере это что-то за гранью возможности. Я же советую, постараться сделать все, чтобы твой сон был более качественным. А именно: беруши (Только предупреди напарника и соседей по комнате), маска для сна. Откажись от напитков с кофеином, ведь из-за него очень страдает качество сна. Используй ЛЮБУЮ возможность восстановить силы, ведь ночь — самое продуктивное для вожатого время!
 +
# Выпускай эмоции и сохраняй баланс внутри! Если твой эмоциональный диапазон не такой же, как и у спички, за целую смену в тебе будет бушевать целый океан эмоций. Восторг, радость, обида, злость, непонимание, сострадание… и много-много всего. Найди немного времени для себя, чтобы успокоить свое море внутри. Побудь наедине с собой — поверь, тебе тоже нужно оставаться в равновесии, ведь дети будут чувствовать если ты будешь «на пределе». Я, например, ходила побегать после отбоя и это очень часто помогало мне.
 +
# Проси помощи! У напарника, детей, оргов, других вожатых, руководства, сотрудников базы, всевышних сил... Запомни! Не бывает безвыходной или страшной ситуации! Просить помощи или совета - это не значит, что ты ничего не умеешь. Просить помощи — это значит, что ты готов работать над своими не самыми сильными сторонами.
 +
# Не забывайте, что мы оркестр... Игры среди вожатых, «тайный друг», свои приколы и фишечки, или просто дружелюбная поддержка — вот что держит на плаву в лагере. Поверь, нет ничего приятнее, чем поймать улыбку или услышать слова поддержки от пробегающего мимо вожатого. Вместе — проще. И да, не бойся быть смешным. Дурачься, шути, улыбайся и громко-громко смейся. Кайфуй от того, кто ты и что ты делаешь!
 +
# Смотри внимательнее. Запомни — ничего никогда не случается просто так на ровном месте. Практически 95% конфликтов можно предотвратить, если распознать недопонимание в стадии зарождения. Задавай вопросы, интересуйся ребятами. Любая перемена настроения — отличный повод подойти и спросить: как у тебя дела? Эмпатия в работе вожатого — это очень важно!
 +
# УВАЖЕНИЕ! Уважай все, что тебя окружает. (Не только в лагере!) Напарника, коллег, руководство, лагерь, природу, ДЕТЕЙ и другие отряды. По другому — конфликтов не избежать. Важно: никогда не позволяй себе обесценивать работу другого отряда или некрасиво отзываться о других отрядах, вожатых. Это сразу — минус 100 к уважению.
 +
# Верь в то, что ты говоришь и делаешь! Никогда не ври своему отряду или напарнику. В тебе должен гореть огонь, когда ты ведешь ребят за собой! В лагере должно быть интересно, в первую очередь, тебе самому. Считай, что ты большой ребенок, который просто ДОЛЖЕН выжать все соки за смену (Забавно, что ты должен быть и фруктом, и соковыжималкой!). А весь энтузиазм быстро передастся и ребятам.
 +
# Дружите с другими вожатыми на смене. Не обязательно становиться лучшими друзьями, но ладить - обязательно! Например, это поможет организовать соревнования между отрядами, устроить совместные игры и т.д.
 +
# Всегда носите с собой расписание дня. Не стоит полностью полагаться на память. Если зададут вопрос по расписанию, то лучше подсмотреть, чем выглядеть некомпетентным и, возможно, лишиться уважения.
 +
# Регулярно проводите групповые занятия и игры. Это поможет ребятам сдружиться, найти общий язык.
 +
# Устраивайте собрания в конце каждого дня. Обсуждайте события, результаты. Но помните: это не должно быть скучно!
 +
# Используйте перерывы с умом. Перерыв - это только ваше время. Отдохните, поднимите себе настроение, наберитесь сил. Но, конечно же, это не значит, что если ребёнок подошёл с просьбой, его нужно игнорировать.
 +
 +
 +
Неписанные правила вожатых
 +
* Для обсуждения собирай детей в круг. Собравшиеся в круг - равны между собой. Так у каждого появляется возможность высказаться и быть услышанным.
 +
* Общайся спокойно и вежливо. Твой тон не должен зависеть от ситуации - не поддавайся негативным эмоциям.
 +
* Всегда помогай ребятам и другим вожатым. Помощь вернётся, когда потребуется.
 +
* Будь другом природы. И приучай к этому своих подопечных.
 +
* Не забывай об ответственности. Если пообещал - сделал. А ещё всегда признавай свои ошибки.
 +
* Умей правильно проводить вечера. Активный отдых днём - это прекрасно. Но вечер лучше провести за подведением итогов и душевными беседами, песнями.
 +
 +
 +
 +
Знаете ради чего работают вожатые? Для того, чтобы воспитать новое поколение детей счастливыми и умеющими правильно к этому идти. Участник может быть счастливым только в одном случае, если он чувствует приверженность к общему делу, когда он видит свой вклад в большое дело. Ведь про каждого вышеперечисленного можно сказать, что он просто проводит или играет, ну например, лазертаг...
    
Хороших дней, вожатый!
 
Хороших дней, вожатый!