Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:1249649917_3m.jpg |right]]
Употребление вопросов.

Вопросы – очень действенное средство поддержания интереса аудитории. Хорошие вопросы позволяют ведущему:
* Вести беседу в нужном направлении
* Побудить участников думать и излагать свои мысли
* Сохранять нейтралитет. Не дать понять тоном голоса и языком жестов, какой ответ я хочу получить, чтоб дискуссия не завершилась.
* Вывести слушателей на обсуждение важных проблем.
* Избежать обсуждения посторонних тем.
* Предотвратить споры.
* Наметить ориентиры на пути к цели.


Есть четыре типа вопросов:

'''Общий вопрос''', или «очередь» - вопрос, который касается всей группы:
:''«Какая из перечисленных проблем является, по вашему мнению, самой серьёзной?».''

'''Направленный вопрос''', или «одиночный выстрел» - вопрос, адресованный кому-либо из участников лично:
:''«Коля, как ты думаешь, в чём наша самая большая проблема?»''

'''Ответный вопрос''', или «отдача», используйте для ответа на вопрос участника. Перефразируйте его вопрос и задайте тому же участнику.
:''«Хорошо, Василий. Ты спросил, в чём наша самая серьёзная проблема. А я хотел бы спросить тебя: что больше всего беспокоит в данной ситуации?»''

'''Переводной вопрос''', или «рикошет», когда вы перефразируете вопрос одного участника и задаёте его другому:
:''«Катя, Василий спрашивает, в чём наша самая большая проблема. Расскажи нам, пожалуйста, исходя из собственного опыта, какой орешек нам труднее всего будет расколоть?»''


Протестируйте себя самого: как вы употребляете вопросы.
# Располагают ли они к размышлению и выработке мнения?
# Соответствуют ли они опыту участника?
# Понятны ли они, и можно ли на них ответить?
# Как я их задаю: как человек, который ищет информацию, или как экзаменатор?
# Когда в ответ на вопрос прозвучало краткое «да» или «нет», спрашиваю ли я «почему»?
# Когда я хочу, чтобы участник продолжал говорить, задаю ли я ему наводящие вопросы?
# Когда необходимо продолжить обсуждение, обращаюсь ли я лично к другим участникам, приглашая их выразить своё мнение?
# Слежу ли я за тем, чтобы не спрашивать участников в порядке их расположения за столом или в комнате?
# Когда я адресую вопрос всей группе, достаточно ли у меня терпения? Даю ли я им время на размышление? Если ответа нет, задаю ли я этот вопрос другому участнику?
# Если участник задаёт вопрос, удаётся ли мне справиться с искушением ответить на него? Переадресую ли я этот вопрос другому участнику?
# Всегда ли я использую «почему?» и «как?», чтобы узнать не только мнение участников, но и ход их рассуждений?
# Стараюсь ли я избегать постановки вопроса таким образом, чтобы он явно выражал моё собственное мнение?
# Когда в ходе дискуссии какой-либо важный момент оказывается упущен, задаю ли я вопросы, которые заставляют взглянуть не предмет обсуждения более глубоко?
# Если ушли от темы, возвращаю ли я аудиторию к начальному вопросу?


Ключевые слова, используемые при формулировании вопроса.

'''Сравнить'''. Помочь участнику продемонстрировать знание и понимание сходства и различия понятий.
:''«Сергей, не мог бы ты сравнить утверждение Макара с тем мнением, которое ты сам высказал минуту назад?»''

'''Систематизировать'''. Побудить участников сгруппировать известные факты, относящиеся к Предмету.
:''«Как бы вы систематизировали прозвучавшие тезисы, Глеб? Это помогло бы нам упорядочить наши размышления».''

'''Проанализировать'''. Призвать участников выразить понимание фактов, сравнений причин и Следствий.
:''«Иван, проанализируй, пожалуйста, это утверждение»''

'''Определить''' Вывести выражение знания и понимания
:''«Мне кажется, тебе было бы полезно дать определение этого понятия»''

'''Описать''' Побудить к выбору и описанию свойств, которые характеризуют предмет изучения, ситуацию или действие.
:''«Не мог бы ты описать типичную ситуацию?»''

'''Обсудить''' Призвать к тщательному исследованию предмета.
:''«Не хотите ли вы обсудить возможные последствия этого факта?»''

'''Объяснить''' Вызвать пояснения, демонстрирующие знание и понимание предмета.
:''«Лена, не мога бы ты объяснить, почему ты считаешь, что этот вывод верен?».''

'''Проиллюстрировать'''. Привести примеры, которые сделают предмет изучения понятнее.
:''«Клим, проиллюстрируй, пожалуйста, на примере, как это будет работать»''

'''Выполнить обзор''' Призвать возвратиться к предмету изучения для критического переосмысления.
:''«Было бы полезно, если бы ты, Варвара, сделала обзор того, что мы сейчас обсуждали».''

'''Проследить''' Детально изучить развитие мышления или понимания.
:''«Не будешь ли ты так любезен, проследить этапы развития этой ситуации?»''

'''Подтвердить''' Предъявить доказательства того, что утверждение истинно.
:''«Антон, не мог бы ты привести данные, которые подтвердили бы сказанное?»''



Работа с «трудными» участниками.

Люди бывают разные, и каждый ведёт себя по-разному день ото дня, из недели в неделю. Но у каждого человека есть определённые постоянные черты характера, и руководитель дискуссии должен знать, как выявить эти черты и как их использовать.
* Человек, который стремится навязать своё мнение группе.
Позвольте остальным членам группы справиться с ним. Пусть они свободно критикуют его замечания.
* Человек, который спорит по мелочам.
Сохраняйте спокойствие. Не спорьте. Позвольте ему выговориться. Дайте ему волю, и вскоре он сам увидит, что думают о его поведении остальные.
* Тот, кто считает, что он знает свою работу лучше, чем кто-либо другой.
Умиротворите его комплиментами в адрес его познаний. Положитесь на этого человека в тех случаях, когда надо подчеркнуть ценность практического опыта.
* Человек, который слишком много говорит.
Будьте тактичны, но не стесняйтесь перебить его. Подчеркните важность того, чтобы каждый имел шанс высказаться.
* Тот, кто боится выступать.
Постепенно развивайте в этом человеке уверенность, задавая ему простые вопросы.
* Тот, кто, похоже, скучает.
Стимулируйте его интерес, используя направленные вопросы; попросите его совета о методах работы.
* Человек с развитой логикой, педант.
Предложите такому человеку подвести итоги дискуссии или вернуть группу к первоначальной теме обсуждения.


Как не выйти за рамки темы.

Насколько вы управляете аудиторией?
* Сразу договоритесь о том, чтобы только один человек говорил, а остальные молчали.
* Не позволяйте прерывать выступающего.
* Прекращайте любую постороннюю дискуссию между членами группы, как только она началась.
* Будьте тактичны и добродушны в поддержании порядка, но настаивайте на своём.
* Пусть участники дискуссии остаются сидеть на своих местах, когда им предоставлено слово. Так вам удастся предотвратить их стремление произносить длинные речи.
* Следите за тем, чтобы каждый тезис был освещён в дискуссии настолько подробно, насколько он этого заслуживает.
* Заполняйте паузы, задавая наводящие вопросы.
* Лучше прекратить дискуссию в момент её кульминации, чем позволить ей «выдохнуться».
* Следите за тем, чтобы мелочам не уделялось слишком много времени.
* Не допускайте, чтобы в дискуссии доминировали несколько человек.
* Выделите тех, кто предпочитает оставаться в тени, и задавайте им вопросы, которые требуют обсуждения.


[[Image:DisssssGr.jpg |right]]
ДИАЛЕКТИКА (противоположность).

Диалектика – это рабочий метод, при котором над двумя противоположными утверждениями/позициями (тезис и антитезис) ищется познание высшего рода.




(1) Представление проблемы

(2) Утверждение/Тезис

(3) Антиутверждение/Антитезис

(4) Сравнение обоих утверждений

(5) Найденная точка зрения.




Дискуссия – это обмен мнениями; живое обсуждение темы, определённой точки зрения или предмета.

Положение мест: Сидеть в кругу или полукругом.

Цель: Вся группа должна разбирать и дискутировать над одной темой.
Благодаря механизму дискуссии человек учится вставать на позиции другого, принимать и понимать другие точки зрения. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем уговоры или лекции по проблеме.


Приёмы введения в дискуссию:
* Описание конкретного случая из жизни.
* Использование текущих новостей.
* Ролевая игра.
* Демонстрация кинофильма.
* Инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода.
* Аудио записи.
* Стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа: что? Как? Почему? Чтобы произошло, если бы..?


Проведение:
* Выбрать подходящий предмет дискуссии.
* Сформулировать некоторые направляющие вопросы, которые повернут дискуссию в желаемое направление.
* Подбодрить, чтобы все приняли участие и работали на один результат.
* Руководителю нельзя упустить из рук управление.


Правила для участников:
* Каждый отдельный участник должен ощущать свою принадлежность к команде и радость за то, что он вносит вклад в общее дело. Каждый отдельный участник лишается авторского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе.
* Тот, кто хочет работать в группе, должен без предрассудков и высокомерия учитывать мнение отдельных членов группы. Работа в команде предполагает готовность к сотрудничеству, душевную открытость по отношению к мнению других участников, а также готовность поступиться своими собственными позициями.
* Все участники отвечают за работу в целом и что наработано группой, причисляется к заслугам группы в целом.


Преимущества:
* Каждый имеет возможность поделиться своим мнением.
* Участники учатся слушать друг друга и оказывать уважение.
* Над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упустить определённые детали.
* Группа вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других. Благодаря этому устраняется резко выраженный индивидуализм.
* Складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала.


Недостатки:
* Опасность отклонения от темы.
* Опасность в том, что произойдёт спор между участниками дискуссии, если дело и личность не различаются.
* Некоторые говорят много, а другие мало.
* Каждый член группы может скрывать низкую интеллектуальную производительность за спинами других участников.
* Работа в группе может быть трудноуправляемой, особенно если группа велика.


Правила ведения дискуссии:
* Дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее.
* В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
* Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда вы до конца выслушали и уверенны в том, что осознали смысл сказанного.
* Выступления должны проходить организованно; каждый участник может выступать только с разрешения руководителя (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.
* В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания.
* Отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение.
* Любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения, поэтому говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных. уклонений в сторону.
* Говорите лаконично, воздерживайтесь растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания.
* Каждое высказывание может быть подкреплено фактами, но когда приводите факты, не увлекайтесь длинными рассказами с подробностями.
* Ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу.


Руководителю нередко приходится использовать поясняющие приёмы. К их числу относится просьба прояснить высказывание, уточнить употребляемые понятия, указать источники и т.д.

Ведущему не следует прерывать говорящего, даже если он знает о чём будет сказано выступающим. Прекратить дискуссию нужно до того, как она перейдёт кульминационный момент (верхнюю точку). Индикатор этого – повторение.



Определимся в понятиях.

'''«Спор»''' - наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.
Спор – это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

'''Дискуссией''' (от лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

'''«Диспут»''' (лат. Disputare – рассуждать) публичный спор на научную и общественную тему.

'''Полемика''' (греч. Polemikos – воинственный, враждебный). Это не просто спор, а такой, при котором имеется некая конфронтация или противостояние. Исходя из этого полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть точку зрения оппонента.

'''Дебаты''' (фр.) прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры.




----

Упражнение по дискуссии в группе:


Лист отзывов.

Отзыв на: ________________________________________________________________

# Что тебе больше всего понравилось в дискуссии?
# Что тебе меньше всего понравилось в дискуссии?
# Какие у тебя есть предложения для следующей дискуссии?
# Прочие замечания.








[[Category:Статьи]]