Дискуссии в группах
Употребление вопросов.
Вопросы – очень действенное средство поддержания интереса аудитории. Хорошие вопросы позволяют ведущему:
- Вести беседу в нужном направлении
- Побудить участников думать и излагать свои мысли
- Сохранять нейтралитет. Не дать понять тоном голоса и языком жестов, какой ответ я хочу получить, чтоб дискуссия не завершилась.
- Вывести слушателей на обсуждение важных проблем.
- Избежать обсуждения посторонних тем.
- Предотвратить споры.
- Наметить ориентиры на пути к цели.
Есть четыре типа вопросов:
Общий вопрос, или «очередь» - вопрос, который касается всей группы:
- «Какая из перечисленных проблем является, по вашему мнению, самой серьёзной?».
Направленный вопрос, или «одиночный выстрел» - вопрос, адресованный кому-либо из участников лично:
- «Коля, как ты думаешь, в чём наша самая большая проблема?»
Ответный вопрос, или «отдача», используйте для ответа на вопрос участника. Перефразируйте его вопрос и задайте тому же участнику.
- «Хорошо, Василий. Ты спросил, в чём наша самая серьёзная проблема. А я хотел бы спросить тебя: что больше всего беспокоит в данной ситуации?»
Переводной вопрос, или «рикошет», когда вы перефразируете вопрос одного участника и задаёте его другому:
- «Катя, Василий спрашивает, в чём наша самая большая проблема. Расскажи нам, пожалуйста, исходя из собственного опыта, какой орешек нам труднее всего будет расколоть?»
Протестируйте себя самого: как вы употребляете вопросы.
- Располагают ли они к размышлению и выработке мнения?
- Соответствуют ли они опыту участника?
- Понятны ли они, и можно ли на них ответить?
- Как я их задаю: как человек, который ищет информацию, или как экзаменатор?
- Когда в ответ на вопрос прозвучало краткое «да» или «нет», спрашиваю ли я «почему»?
- Когда я хочу, чтобы участник продолжал говорить, задаю ли я ему наводящие вопросы?
- Когда необходимо продолжить обсуждение, обращаюсь ли я лично к другим участникам, приглашая их выразить своё мнение?
- Слежу ли я за тем, чтобы не спрашивать участников в порядке их расположения за столом или в комнате?
- Когда я адресую вопрос всей группе, достаточно ли у меня терпения? Даю ли я им время на размышление? Если ответа нет, задаю ли я этот вопрос другому участнику?
- Если участник задаёт вопрос, удаётся ли мне справиться с искушением ответить на него? Переадресую ли я этот вопрос другому участнику?
- Всегда ли я использую «почему?» и «как?», чтобы узнать не только мнение участников, но и ход их рассуждений?
- Стараюсь ли я избегать постановки вопроса таким образом, чтобы он явно выражал моё собственное мнение?
- Когда в ходе дискуссии какой-либо важный момент оказывается упущен, задаю ли я вопросы, которые заставляют взглянуть не предмет обсуждения более глубоко?
- Если ушли от темы, возвращаю ли я аудиторию к начальному вопросу?
Ключевые слова, используемые при формулировании вопроса.
Сравнить. Помочь участнику продемонстрировать знание и понимание сходства и различия понятий.
- «Сергей, не мог бы ты сравнить утверждение Макара с тем мнением, которое ты сам высказал минуту назад?»
Систематизировать. Побудить участников сгруппировать известные факты, относящиеся к Предмету.
- «Как бы вы систематизировали прозвучавшие тезисы, Глеб? Это помогло бы нам упорядочить наши размышления».
Проанализировать. Призвать участников выразить понимание фактов, сравнений причин и Следствий.
- «Иван, проанализируй, пожалуйста, это утверждение»
Определить Вывести выражение знания и понимания
- «Мне кажется, тебе было бы полезно дать определение этого понятия»
Описать Побудить к выбору и описанию свойств, которые характеризуют предмет изучения, ситуацию или действие.
- «Не мог бы ты описать типичную ситуацию?»
Обсудить Призвать к тщательному исследованию предмета.
- «Не хотите ли вы обсудить возможные последствия этого факта?»
Объяснить Вызвать пояснения, демонстрирующие знание и понимание предмета.
- «Лена, не мога бы ты объяснить, почему ты считаешь, что этот вывод верен?».
Проиллюстрировать. Привести примеры, которые сделают предмет изучения понятнее.
- «Клим, проиллюстрируй, пожалуйста, на примере, как это будет работать»
Выполнить обзор Призвать возвратиться к предмету изучения для критического переосмысления.
- «Было бы полезно, если бы ты, Варвара, сделала обзор того, что мы сейчас обсуждали».
Проследить Детально изучить развитие мышления или понимания.
- «Не будешь ли ты так любезен, проследить этапы развития этой ситуации?»
Подтвердить Предъявить доказательства того, что утверждение истинно.
- «Антон, не мог бы ты привести данные, которые подтвердили бы сказанное?»
Работа с «трудными» участниками.
Люди бывают разные, и каждый ведёт себя по-разному день ото дня, из недели в неделю. Но у каждого человека есть определённые постоянные черты характера, и руководитель дискуссии должен знать, как выявить эти черты и как их использовать.
- Человек, который стремится навязать своё мнение группе.
Позвольте остальным членам группы справиться с ним. Пусть они свободно критикуют его замечания.
- Человек, который спорит по мелочам.
Сохраняйте спокойствие. Не спорьте. Позвольте ему выговориться. Дайте ему волю, и вскоре он сам увидит, что думают о его поведении остальные.
- Тот, кто считает, что он знает свою работу лучше, чем кто-либо другой.
Умиротворите его комплиментами в адрес его познаний. Положитесь на этого человека в тех случаях, когда надо подчеркнуть ценность практического опыта.
- Человек, который слишком много говорит.
Будьте тактичны, но не стесняйтесь перебить его. Подчеркните важность того, чтобы каждый имел шанс высказаться.
- Тот, кто боится выступать.
Постепенно развивайте в этом человеке уверенность, задавая ему простые вопросы.
- Тот, кто, похоже, скучает.
Стимулируйте его интерес, используя направленные вопросы; попросите его совета о методах работы.
- Человек с развитой логикой, педант.
Предложите такому человеку подвести итоги дискуссии или вернуть группу к первоначальной теме обсуждения.
Как не выйти за рамки темы.
Насколько вы управляете аудиторией?
- Сразу договоритесь о том, чтобы только один человек говорил, а остальные молчали.
- Не позволяйте прерывать выступающего.
- Прекращайте любую постороннюю дискуссию между членами группы, как только она началась.
- Будьте тактичны и добродушны в поддержании порядка, но настаивайте на своём.
- Пусть участники дискуссии остаются сидеть на своих местах, когда им предоставлено слово. Так вам удастся предотвратить их стремление произносить длинные речи.
- Следите за тем, чтобы каждый тезис был освещён в дискуссии настолько подробно, насколько он этого заслуживает.
- Заполняйте паузы, задавая наводящие вопросы.
- Лучше прекратить дискуссию в момент её кульминации, чем позволить ей «выдохнуться».
- Следите за тем, чтобы мелочам не уделялось слишком много времени.
- Не допускайте, чтобы в дискуссии доминировали несколько человек.
- Выделите тех, кто предпочитает оставаться в тени, и задавайте им вопросы, которые требуют обсуждения.
ДИАЛЕКТИКА (противоположность).
Диалектика – это рабочий метод, при котором над двумя противоположными утверждениями/позициями (тезис и антитезис) ищется познание высшего рода.
(1) Представление проблемы
(2) Утверждение/Тезис
(3) Антиутверждение/Антитезис
(4) Сравнение обоих утверждений
(5) Найденная точка зрения.
Дискуссия – это обмен мнениями; живое обсуждение темы, определённой точки зрения или предмета.
Положение мест: Сидеть в кругу или полукругом.
Цель: Вся группа должна разбирать и дискутировать над одной темой. Благодаря механизму дискуссии человек учится вставать на позиции другого, принимать и понимать другие точки зрения. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем уговоры или лекции по проблеме.
Приёмы введения в дискуссию:
- Описание конкретного случая из жизни.
- Использование текущих новостей.
- Ролевая игра.
- Демонстрация кинофильма.
- Инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода.
- Аудио записи.
- Стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа: что? Как? Почему? Чтобы произошло, если бы..?
Проведение:
- Выбрать подходящий предмет дискуссии.
- Сформулировать некоторые направляющие вопросы, которые повернут дискуссию в желаемое направление.
- Подбодрить, чтобы все приняли участие и работали на один результат.
- Руководителю нельзя упустить из рук управление.
Правила для участников:
- Каждый отдельный участник должен ощущать свою принадлежность к команде и радость за то, что он вносит вклад в общее дело. Каждый отдельный участник лишается авторского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе.
- Тот, кто хочет работать в группе, должен без предрассудков и высокомерия учитывать мнение отдельных членов группы. Работа в команде предполагает готовность к сотрудничеству, душевную открытость по отношению к мнению других участников, а также готовность поступиться своими собственными позициями.
- Все участники отвечают за работу в целом и что наработано группой, причисляется к заслугам группы в целом.
Преимущества:
- Каждый имеет возможность поделиться своим мнением.
- Участники учатся слушать друг друга и оказывать уважение.
- Над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упустить определённые детали.
- Группа вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других. Благодаря этому устраняется резко выраженный индивидуализм.
- Складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала.
Недостатки:
- Опасность отклонения от темы.
- Опасность в том, что произойдёт спор между участниками дискуссии, если дело и личность не различаются.
- Некоторые говорят много, а другие мало.
- Каждый член группы может скрывать низкую интеллектуальную производительность за спинами других участников.
- Работа в группе может быть трудноуправляемой, особенно если группа велика.
Правила ведения дискуссии:
- Дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее.
- В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
- Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда вы до конца выслушали и уверенны в том, что осознали смысл сказанного.
- Выступления должны проходить организованно; каждый участник может выступать только с разрешения руководителя (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.
- В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания.
- Отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение.
- Любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения, поэтому говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных. уклонений в сторону.
- Говорите лаконично, воздерживайтесь растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания.
- Каждое высказывание может быть подкреплено фактами, но когда приводите факты, не увлекайтесь длинными рассказами с подробностями.
- Ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу.
Руководителю нередко приходится использовать поясняющие приёмы. К их числу относится просьба прояснить высказывание, уточнить употребляемые понятия, указать источники и т.д.
Ведущему не следует прерывать говорящего, даже если он знает о чём будет сказано выступающим. Прекратить дискуссию нужно до того, как она перейдёт кульминационный момент (верхнюю точку). Индикатор этого – повторение.
Определимся в понятиях.
«Спор» - наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. Спор – это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Дискуссией (от лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.
«Диспут» (лат. Disputare – рассуждать) публичный спор на научную и общественную тему.
Полемика (греч. Polemikos – воинственный, враждебный). Это не просто спор, а такой, при котором имеется некая конфронтация или противостояние. Исходя из этого полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть точку зрения оппонента.
Дебаты (фр.) прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры.
Упражнение по дискуссии в группе:
Лист отзывов.
Отзыв на: ________________________________________________________________
- Что тебе больше всего понравилось в дискуссии?
- Что тебе меньше всего понравилось в дискуссии?
- Какие у тебя есть предложения для следующей дискуссии?
- Прочие замечания.