Дискуссии в группах

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
1249649917 3m.jpg

Употребление вопросов.

Вопросы – очень действенное средство поддержания интереса аудитории. Хорошие вопросы позволяют ведущему:

  • Вести беседу в нужном направлении
  • Побудить участников думать и излагать свои мысли
  • Сохранять нейтралитет. Не дать понять тоном голоса и языком жестов, какой ответ я хочу получить, чтоб дискуссия не завершилась.
  • Вывести слушателей на обсуждение важных проблем.
  • Избежать обсуждения посторонних тем.
  • Предотвратить споры.
  • Наметить ориентиры на пути к цели.


Есть четыре типа вопросов:

Общий вопрос, или «очередь» - вопрос, который касается всей группы:

«Какая из перечисленных проблем является, по вашему мнению, самой серьёзной?».

Направленный вопрос, или «одиночный выстрел» - вопрос, адресованный кому-либо из участников лично:

«Коля, как ты думаешь, в чём наша самая большая проблема?»

Ответный вопрос, или «отдача», используйте для ответа на вопрос участника. Перефразируйте его вопрос и задайте тому же участнику.

«Хорошо, Василий. Ты спросил, в чём наша самая серьёзная проблема. А я хотел бы спросить тебя: что больше всего беспокоит в данной ситуации?»

Переводной вопрос, или «рикошет», когда вы перефразируете вопрос одного участника и задаёте его другому:

«Катя, Василий спрашивает, в чём наша самая большая проблема. Расскажи нам, пожалуйста, исходя из собственного опыта, какой орешек нам труднее всего будет расколоть?»


Протестируйте себя самого: как вы употребляете вопросы.

  1. Располагают ли они к размышлению и выработке мнения?
  2. Соответствуют ли они опыту участника?
  3. Понятны ли они, и можно ли на них ответить?
  4. Как я их задаю: как человек, который ищет информацию, или как экзаменатор?
  5. Когда в ответ на вопрос прозвучало краткое «да» или «нет», спрашиваю ли я «почему»?
  6. Когда я хочу, чтобы участник продолжал говорить, задаю ли я ему наводящие вопросы?
  7. Когда необходимо продолжить обсуждение, обращаюсь ли я лично к другим участникам, приглашая их выразить своё мнение?
  8. Слежу ли я за тем, чтобы не спрашивать участников в порядке их расположения за столом или в комнате?
  9. Когда я адресую вопрос всей группе, достаточно ли у меня терпения? Даю ли я им время на размышление? Если ответа нет, задаю ли я этот вопрос другому участнику?
  10. Если участник задаёт вопрос, удаётся ли мне справиться с искушением ответить на него? Переадресую ли я этот вопрос другому участнику?
  11. Всегда ли я использую «почему?» и «как?», чтобы узнать не только мнение участников, но и ход их рассуждений?
  12. Стараюсь ли я избегать постановки вопроса таким образом, чтобы он явно выражал моё собственное мнение?
  13. Когда в ходе дискуссии какой-либо важный момент оказывается упущен, задаю ли я вопросы, которые заставляют взглянуть не предмет обсуждения более глубоко?
  14. Если ушли от темы, возвращаю ли я аудиторию к начальному вопросу?


Ключевые слова, используемые при формулировании вопроса.

Сравнить. Помочь участнику продемонстрировать знание и понимание сходства и различия понятий.

«Сергей, не мог бы ты сравнить утверждение Макара с тем мнением, которое ты сам высказал минуту назад?»

Систематизировать. Побудить участников сгруппировать известные факты, относящиеся к Предмету.

«Как бы вы систематизировали прозвучавшие тезисы, Глеб? Это помогло бы нам упорядочить наши размышления».

Проанализировать. Призвать участников выразить понимание фактов, сравнений причин и Следствий.

«Иван, проанализируй, пожалуйста, это утверждение»

Определить Вывести выражение знания и понимания

«Мне кажется, тебе было бы полезно дать определение этого понятия»

Описать Побудить к выбору и описанию свойств, которые характеризуют предмет изучения, ситуацию или действие.

«Не мог бы ты описать типичную ситуацию?»

Обсудить Призвать к тщательному исследованию предмета.

«Не хотите ли вы обсудить возможные последствия этого факта?»

Объяснить Вызвать пояснения, демонстрирующие знание и понимание предмета.

«Лена, не мога бы ты объяснить, почему ты считаешь, что этот вывод верен?».

Проиллюстрировать. Привести примеры, которые сделают предмет изучения понятнее.

«Клим, проиллюстрируй, пожалуйста, на примере, как это будет работать»

Выполнить обзор Призвать возвратиться к предмету изучения для критического переосмысления.

«Было бы полезно, если бы ты, Варвара, сделала обзор того, что мы сейчас обсуждали».

Проследить Детально изучить развитие мышления или понимания.

«Не будешь ли ты так любезен, проследить этапы развития этой ситуации?»

Подтвердить Предъявить доказательства того, что утверждение истинно.

«Антон, не мог бы ты привести данные, которые подтвердили бы сказанное?»


Работа с «трудными» участниками.

Люди бывают разные, и каждый ведёт себя по-разному день ото дня, из недели в неделю. Но у каждого человека есть определённые постоянные черты характера, и руководитель дискуссии должен знать, как выявить эти черты и как их использовать.

  • Человек, который стремится навязать своё мнение группе.

Позвольте остальным членам группы справиться с ним. Пусть они свободно критикуют его замечания.

  • Человек, который спорит по мелочам.

Сохраняйте спокойствие. Не спорьте. Позвольте ему выговориться. Дайте ему волю, и вскоре он сам увидит, что думают о его поведении остальные.

  • Тот, кто считает, что он знает свою работу лучше, чем кто-либо другой.

Умиротворите его комплиментами в адрес его познаний. Положитесь на этого человека в тех случаях, когда надо подчеркнуть ценность практического опыта.

  • Человек, который слишком много говорит.

Будьте тактичны, но не стесняйтесь перебить его. Подчеркните важность того, чтобы каждый имел шанс высказаться.

  • Тот, кто боится выступать.

Постепенно развивайте в этом человеке уверенность, задавая ему простые вопросы.

  • Тот, кто, похоже, скучает.

Стимулируйте его интерес, используя направленные вопросы; попросите его совета о методах работы.

  • Человек с развитой логикой, педант.

Предложите такому человеку подвести итоги дискуссии или вернуть группу к первоначальной теме обсуждения.


Как не выйти за рамки темы.

Насколько вы управляете аудиторией?

  • Сразу договоритесь о том, чтобы только один человек говорил, а остальные молчали.
  • Не позволяйте прерывать выступающего.
  • Прекращайте любую постороннюю дискуссию между членами группы, как только она началась.
  • Будьте тактичны и добродушны в поддержании порядка, но настаивайте на своём.
  • Пусть участники дискуссии остаются сидеть на своих местах, когда им предоставлено слово. Так вам удастся предотвратить их стремление произносить длинные речи.
  • Следите за тем, чтобы каждый тезис был освещён в дискуссии настолько подробно, насколько он этого заслуживает.
  • Заполняйте паузы, задавая наводящие вопросы.
  • Лучше прекратить дискуссию в момент её кульминации, чем позволить ей «выдохнуться».
  • Следите за тем, чтобы мелочам не уделялось слишком много времени.
  • Не допускайте, чтобы в дискуссии доминировали несколько человек.
  • Выделите тех, кто предпочитает оставаться в тени, и задавайте им вопросы, которые требуют обсуждения.


DisssssGr.jpg

ДИАЛЕКТИКА (противоположность).

Диалектика – это рабочий метод, при котором над двумя противоположными утверждениями/позициями (тезис и антитезис) ищется познание высшего рода.



(1) Представление проблемы

(2) Утверждение/Тезис

(3) Антиутверждение/Антитезис

(4) Сравнение обоих утверждений

(5) Найденная точка зрения.



Дискуссия – это обмен мнениями; живое обсуждение темы, определённой точки зрения или предмета.

Положение мест: Сидеть в кругу или полукругом.

Цель: Вся группа должна разбирать и дискутировать над одной темой. Благодаря механизму дискуссии человек учится вставать на позиции другого, принимать и понимать другие точки зрения. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к дальнейшей поисковой деятельности участников и воздействует на них более убедительно, чем уговоры или лекции по проблеме.


Приёмы введения в дискуссию:

  • Описание конкретного случая из жизни.
  • Использование текущих новостей.
  • Ролевая игра.
  • Демонстрация кинофильма.
  • Инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода.
  • Аудио записи.
  • Стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа: что? Как? Почему? Чтобы произошло, если бы..?


Проведение:

  • Выбрать подходящий предмет дискуссии.
  • Сформулировать некоторые направляющие вопросы, которые повернут дискуссию в желаемое направление.
  • Подбодрить, чтобы все приняли участие и работали на один результат.
  • Руководителю нельзя упустить из рук управление.


Правила для участников:

  • Каждый отдельный участник должен ощущать свою принадлежность к команде и радость за то, что он вносит вклад в общее дело. Каждый отдельный участник лишается авторского права на вносимые в общее дело идеи, а также права на оценку достигнутых им лично результатов в работе.
  • Тот, кто хочет работать в группе, должен без предрассудков и высокомерия учитывать мнение отдельных членов группы. Работа в команде предполагает готовность к сотрудничеству, душевную открытость по отношению к мнению других участников, а также готовность поступиться своими собственными позициями.
  • Все участники отвечают за работу в целом и что наработано группой, причисляется к заслугам группы в целом.


Преимущества:

  • Каждый имеет возможность поделиться своим мнением.
  • Участники учатся слушать друг друга и оказывать уважение.
  • Над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упустить определённые детали.
  • Группа вырабатывает терпимость, готовность подчиняться общим интересам, признавать мнение других. Благодаря этому устраняется резко выраженный индивидуализм.
  • Складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала.


Недостатки:

  • Опасность отклонения от темы.
  • Опасность в том, что произойдёт спор между участниками дискуссии, если дело и личность не различаются.
  • Некоторые говорят много, а другие мало.
  • Каждый член группы может скрывать низкую интеллектуальную производительность за спинами других участников.
  • Работа в группе может быть трудноуправляемой, особенно если группа велика.


Правила ведения дискуссии:

  • Дискуссия – это деловой обмен мнениями, в ходе которого каждый выступающий должен стараться рассуждать как можно объективнее.
  • В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
  • Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда вы до конца выслушали и уверенны в том, что осознали смысл сказанного.
  • Выступления должны проходить организованно; каждый участник может выступать только с разрешения руководителя (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками.
  • В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания.
  • Отстаивайте свои убеждения в энергичной и яркой форме, не унижая при этом достоинства лица, высказавшего противоположное мнение.
  • Любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения, поэтому говорите только по заданной теме и избегайте любых бесполезных. уклонений в сторону.
  • Говорите лаконично, воздерживайтесь растянутых вступлений, сразу же начинайте говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания.
  • Каждое высказывание может быть подкреплено фактами, но когда приводите факты, не увлекайтесь длинными рассказами с подробностями.
  • Ведите себя корректно. Не используйте время для высказывания недовольства тому или иному лицу.


Руководителю нередко приходится использовать поясняющие приёмы. К их числу относится просьба прояснить высказывание, уточнить употребляемые понятия, указать источники и т.д.

Ведущему не следует прерывать говорящего, даже если он знает о чём будет сказано выступающим. Прекратить дискуссию нужно до того, как она перейдёт кульминационный момент (верхнюю точку). Индикатор этого – повторение.


Определимся в понятиях.

«Спор» - наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. Спор – это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.

Дискуссией (от лат. Discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

«Диспут» (лат. Disputare – рассуждать) публичный спор на научную и общественную тему.

Полемика (греч. Polemikos – воинственный, враждебный). Это не просто спор, а такой, при котором имеется некая конфронтация или противостояние. Исходя из этого полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью отстоять, защитить свою точку зрения и опровергнуть точку зрения оппонента.

Дебаты (фр.) прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры.




Упражнение по дискуссии в группе:


Лист отзывов.

Отзыв на: ________________________________________________________________

  1. Что тебе больше всего понравилось в дискуссии?
  2. Что тебе меньше всего понравилось в дискуссии?
  3. Какие у тебя есть предложения для следующей дискуссии?
  4. Прочие замечания.