Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:IMG_4429m.jpg |right]]
Развитие рефлексии и самосознания детей. Система «вечерних огоньков» как способ развития рефлексии.
Включение ребенка в специально организованные процессы анализа и рефлексии – одно из важнейших условий развития личности, стимулирование самовоспитания и самотворчества детей.

Рефлексия – переосмысление отношений человека с окружающим миром через построение новыхобразов для себя, совершение новых поступков, диалог с самим собой нынешним и вчерашним, внутренняя работа, способность взглянуть на себя, свои поступки состороны, личностного размышления, переживания, оценки.


Что можно анализировать в отряде, в лагере?
*дело
*деятельность за определенный период смены
*деятельность органов соуправления
*стиль взаимоотношений в коллективе
*конкретный поступок, ситуацию, сложившуюся в отряде


Уровни:
*личностный – дневнички настроения, анкеты, индивидуальные беседы
*групповой – анализ в творческих группах, в системе ЧТП
*отрядный – вечерние отрядные круги, огоньки
*общелагерный – общие сборы лагеря
*уровеньпедколлектива – анализ деятельности на ежедневных планерках


Огонек - это аналитическая деятельность с детьми в красивой форме
- это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня,
анализ проведенныхдел, разбор складывающихся
взаимоотношений


Задача: научить детей осмыслению жизни,привить навыки коллективного анализа, коллективного «думанья» и воспитать в нихкультуру общения


Этапы:
# Ритуалоткрытия (легенда, песня)
# Рассказ о легенде отряда и о правилах и традициях огонька.


Правила:
*если хочешь сказать что-то, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова;
*учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего;
*критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать;
*правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «огоньке» или запретить кому-то говорить;
*на огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует;
*береги время, дай возможность высказаться другому;
*говорине о себе, а о деле,не занимайся саморекламой;


Традиции огонька:
*Традиция песни
*Традиция орлятского круга
*Традиция дружбы
*Традиция доброжелательного отношения друг к другу
*Традиция критики
*Традиция легенд
*Традиция сюрпризов


Правила и традиции лучше вводить поэтапно, после разбора каких-либо ситуаций, придумывать вместе с ребятами формулировку законов, художественное их оформление.


Огонек –анализ дня, дела.

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Для начала вожатый напоминает отряду, что произошло за день. Затем ребята делятся впечатлениями по прошедшему дню, отвечая, например, на следующие вопросы:
* что сегодня в нашем отряде было хорошего? Чем понравился день?
* Что было не очень хорошо, плохо?
* Кому мы хотим выразить благодарность?
* Как оценивается каждое проведенное сегодня дело?

Схема анализа дела: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, качество организации; причины неудач; предложение как исправить ситуацию к лучшему; что надо учесть на будущее.

При проведении анализа вожатый должен управлять разговором через вопросы для анализа, но не занимать в разговоре активную позицию.

По содержанию:
# Что нового полезного открыли для себя?
# Какая интересная проблема, тема привлекла особое ваше внимание?
# Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?
# Помогло ли это дело стать вам лучше?
# Что нового вы узнали друг о друге?
# Что дало это отряду?
# Как выглядел ваш отряд на фоне других? И т.д.

По организации:
# Как была организована подготовка к делу?
# Какие организационные навыки приобрели при подготовке дела и его проведении?
# Какого значение это дело для отряда, его членов, для окружающих? И т.д.

Заканчивается огонек подведением итогов. Обязательно подчеркиваются положительные моменты, чтобы поддержать позитивную атмосферу для будущей деятельности. Важно, что в основной период итоги лучше подводить лидеру отряда или ответственному за дело.




[[Category:Статьи]]