Вечерний огонек для рефлексии
Развитие рефлексии и самосознания детей. Система «вечерних огоньков» как способ развития рефлексии. Включение ребенка в специально организованные процессы анализа и рефлексии – одно из важнейших условий развития личности, стимулирование самовоспитания и самотворчества детей.
Рефлексия – переосмысление отношений человека с окружающим миром через построение новыхобразов для себя, совершение новых поступков, диалог с самим собой нынешним и вчерашним, внутренняя работа, способность взглянуть на себя, свои поступки состороны, личностного размышления, переживания, оценки.
Что можно анализировать в отряде, в лагере?
- дело
- деятельность за определенный период смены
- деятельность органов соуправления
- стиль взаимоотношений в коллективе
- конкретный поступок, ситуацию, сложившуюся в отряде
Уровни:
- личностный – дневнички настроения, анкеты, индивидуальные беседы
- групповой – анализ в творческих группах, в системе ЧТП
- отрядный – вечерние отрядные круги, огоньки
- общелагерный – общие сборы лагеря
- уровеньпедколлектива – анализ деятельности на ежедневных планерках
Огонек - это аналитическая деятельность с детьми в красивой форме
- это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня,
анализ проведенныхдел, разбор складывающихся
взаимоотношений
Задача: научить детей осмыслению жизни,привить навыки коллективного анализа, коллективного «думанья» и воспитать в нихкультуру общения
Этапы:
- Ритуалоткрытия (легенда, песня)
- Рассказ о легенде отряда и о правилах и традициях огонька.
Правила:
- если хочешь сказать что-то, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова;
- учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего;
- критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать;
- правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «огоньке» или запретить кому-то говорить;
- на огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует;
- береги время, дай возможность высказаться другому;
- говорине о себе, а о деле,не занимайся саморекламой;
Традиции огонька:
- Традиция песни
- Традиция орлятского круга
- Традиция дружбы
- Традиция доброжелательного отношения друг к другу
- Традиция критики
- Традиция легенд
- Традиция сюрпризов
Правила и традиции лучше вводить поэтапно, после разбора каких-либо ситуаций, придумывать вместе с ребятами формулировку законов, художественное их оформление.
Огонек –анализ дня, дела.
Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.
Для начала вожатый напоминает отряду, что произошло за день. Затем ребята делятся впечатлениями по прошедшему дню, отвечая, например, на следующие вопросы:
- что сегодня в нашем отряде было хорошего? Чем понравился день?
- Что было не очень хорошо, плохо?
- Кому мы хотим выразить благодарность?
- Как оценивается каждое проведенное сегодня дело?
Схема анализа дела: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, качество организации; причины неудач; предложение как исправить ситуацию к лучшему; что надо учесть на будущее.
При проведении анализа вожатый должен управлять разговором через вопросы для анализа, но не занимать в разговоре активную позицию.
По содержанию:
- Что нового полезного открыли для себя?
- Какая интересная проблема, тема привлекла особое ваше внимание?
- Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?
- Помогло ли это дело стать вам лучше?
- Что нового вы узнали друг о друге?
- Что дало это отряду?
- Как выглядел ваш отряд на фоне других? И т.д.
По организации:
- Как была организована подготовка к делу?
- Какие организационные навыки приобрели при подготовке дела и его проведении?
- Какого значение это дело для отряда, его членов, для окружающих? И т.д.
Заканчивается огонек подведением итогов. Обязательно подчеркиваются положительные моменты, чтобы поддержать позитивную атмосферу для будущей деятельности. Важно, что в основной период итоги лучше подводить лидеру отряда или ответственному за дело.
И еще, детей в принципе бесполезно расспрашивать на тему "что сегодня делали?" или "что сегодня ели?" Они рассказывают только если их что-то особо впечатлило. И совершенно невозможно предсказать, что именно будет этим "чем-то". Рандомно, всё что угодно от дохлого голубя у дороги до интересной картинки в смартфоне.