Тезаурус педагогики детского лагеря

1529262m.jpg
Qaz35m.jpg
Classe-de-decouverte-id807m.jpg
IMG 3255m.jpg
S640x480iiiiiii.jpg

Если бы в мире не было летних лагерей, их стоило бы выдумать. То, во что ты веришь, становится твоим миром.


Необходимость создания тезауруса возникла в связи с многообразием толкования понятий разными педагогами, разным уровнем профессиональной подготовки педагогического коллектива лагеря.

Это приводит к тому, что мы по-разному относимся к точности и достоверности заявляемых нами идей и результатов педагогической деятельности. При составлении словаря использовались как общепринятые психолого-педагогичесие понятия и термины, так и понятия, отражающие специфику временного детского коллектива. Все статьи словаря расположены в алфавитном порядке.

Адаптация — приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий; различают физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию.

Адаптация физиологическая — длительный процесс приспособления функциональных систем детского организма к Природно-климатическим условиям, к новому режиму питания, сна и бодрствования. Адаптивные возможности подросткового организма ограничены, поэтому необходимы дозированные физические нагрузки в индивидуальном подходе к каждому подростку, источником информации служат результаты углублённого медицинского осмотра детей, консультации медицинских работников лагеря. Практически физиологическая А. длится в течение всей лагерной смены.

Адаптация социально-психологическая — эмоционально-чувственное приспособление психики подростка при включении его в новые социальные условия проживания во временном детском коллективе лагеря. Скорость протекания зависит от мотивации приезда в детский лагерь, заинтересованности, погруженности в жизнь детского коллектива, от условий, созданных педагогом-организатором для быстрого включения подростка в жизнь коллектива. Зависит от создания атмосферы доверия, заботы и защищённости в оргпериод смены. Первичная социально-психологическая адаптация наступает на 4–6-й день смены, 10–12-й день — кризис взаимоотношений и общения, 18–21-й день — кризис возвращения домой. Средством стимулирования социально-психологической адаптации служит система единых педагогических требований, выработанная в педколлективе детского лагеря.

Адаптивность — способность подростка к адаптации. Носит индивидуальный характер для каждого и зависит от социального опыта подростка и возможностей его организма и психики. Формируется за счет волевой сферы и особенностей характера подростка. Адаптивность — состояние активности; характеристика тенденции соответствия или несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности подростка. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность — в рассогласовании целей и результатов.

Актуализация личности — принцип гуманистической педагогики, реализуемый в индивидуальном подходе к подростку как субъекту педагогической деятельности. Основой реализации этого принципа является знание об индивидуальных, возрастных и психологических особенностях подростка и создание условий для его быстрого включения в жизнь детского коллектива на базе положительных проявлений его характера, способностей и опыта поведения, отношений и общения.

Актуальность (педагогическая) — соответствие целей и содержания педагогической деятельности вожатого отряда целям и задачам деятельности педагогического коллектива детского лагеря. Определение целей и содержания деятельности вожатого должно также соответствовать его профессиональному опыту и возможностям, целесообразности выбора средств педагогической деятельности. Конкретизируется и уточняется на собеседовании с администрацией детского лагеря, на педагогических советах и совещаниях педколлектива. Анализируется в педагогическом дневнике вожатого.

Безопасность жизни и здоровья ребенка — основной и безусловный принцип работы вожатого детского лагеря. Регламентируется «Положением об охране жизни и здоровья детей», инструкциями и нормативными актами администрации детского лагеря. Отдельные положения изложены в Конвенции и Декларации ООН о правах ребёнка. В задачу педагогического коллектива входит обучение подростков элементарным способам и правилам самообеспечения безопасности жизни (курс ОБЖ), оказание первой медицинской помаши, поведения в экстремальных и кризисных природных ситуациях.

Временный детский коллектив — группа подростков, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Специфические особенности ВДК: сборность, автономность (от влияния прежнего социума); интенсивность всех видов деятельности (в т.ч. общения); краткосрочность существования (21–45 дней). Каждая из особенностей открывает дополнительные возможности в деятельности вожатого, в реализации личностно-ориентированного подхода к детям. Психологические состояния ВДК: адаптивное, высокой напряжённости отношений, конфликтности. В своём развитии может пройти стадии: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад. К процессам ВДК относятся: руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; самоуправляемость; разбивка на референтные группы и т.д.

Воспитание — целенаправленный процесс создания разнообразных социальных, педагогических, витальных (жизненно важных) условий для освоения (овладения) человеком норм, требований, принципов, ценностей отношений к себе и окружающему миру, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром, деятельности, эталонов поведения, направленный на развитие личности человека, его ценностного мировоззрения с учётом его индивидуальности и уникальности опыта. Это субъектно субъектный процесс взаимодействия ребёнка (человека) с социумом и сложившейся культурой общества, организатором которого с одной стороны является педагог (или педагогическая система), с другой — сам воспитанник.

Взаимодействие — согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Есть связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей субъектов взаимодействия — предметно-практических и психологических.

Взаимодействие педагогическое — основа реализации любого педагогического процесса в субъект-субъектных отношениях участников процесса. Обеспечивается в следующей структуре:

  1. Создание комплекса педагогических условий (педагог).
  2. Стимулирующие проявления поведенческой и деятельной активности воспитуемых (ребёнок, детская группа, детский коллектив).
  3. Обратная связь о результатах влияния на подростка (педагог)
  4. Рефлексия результатов взаимодействия (педагог-ребёнок).
  5. Коррекция целей и содержания дальнейшего взаимодействия.

Гуманистическая педагогика — одно из направлений педагогики, рассматривающее ребенка как основной смысл, цель и результат любой педагогической системы. Основоположниками этого направления были Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.И. Гессен. В советский период практические идеи гуманистической педагогики были разрушены. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский пытались в своих трудах подчеркнуть их значимость для воспитания гражданских, коллективистских позиций подрастающего поколения. Возрождение идей гуманизма в педагогике начинается в конце 50-х — начале 60-х годов в трудах И.П. Иванова, С.А. Шмакова, Ю.П. Азарова и др. Стремительному развитию идей гуманистической педагогики способствовали исследования В.П. Бедерхановой, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана и др. Идеи гуманистической педагогики, привнесенные в пионерские детские лагеря, всегда лежали в основе воспитательной деятельности на протяжении всей их истории, бережно сохранены и развиваются в деятельности большинства современных детских оздоровительных лагерей.

Группа референтная — реальная или условная социальная общность (5–8 человек), с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Процесс организации референтной группы объективен в условиях ВДК, подобные группы могут образоваться как внутри отряда, так и за его пределами. Задача воспитателя — способствовать созданию референтных групп по гуманноценностному признаку в противовес авторитарно-диктаторскому.

Группа риска — термин социальной педагогики для обозначения групп подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях жизни и испытывающих те или иные формы социальной дезадаптации, проявляя различные формы асоциального поведения.

Деятельность — философская, социологическая, психологическая, педагогическая категория, явление, изучаемое всеми гуманитарными науками; взаимодействие человека и группы, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя. Деятельность осуществляется по схеме «субъект — объект», причём в качестве субъекта может выступать личность или группа, а в качестве объекта — предмет (тогда это предметная деятельность) или другие субъекты (тогда это общение). По своей сущности деятельность — высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура деятельности подростка: мотив — цель — интерес — потребность — объект — способы — действия — результат.

Деятельность педагогическая — целенаправленный процесс управления и организации деятельностью воспитанников или коллектива, направленный на воспитание и развитие подростков. Осуществляется через целеполагание и содержание деятельности педагога. Компоненты педагогической деятельности: конструктивный; гностический; коммуникативный; организаторский; прикладной.

Групповая деятельность — социально-психологический феномен, продукт общения и взаимодействия группы подростков (ВДК), не равный механической сумме деятельности людей, входящих в группу. Имеет следующий иерархический ряд видов, различаемых в основном по их целям: коллективная (от общих интересов), совместная (уборка территорий, оформление и т.д.), деятельность вместе (огонёк, вечер легенд и т.д.), одновременная (урок в школе, занятие в школе «Лидер» и т.д.). В основе организации групповой деятельности подростков в пионерских детских лагерях была принята методика коллективно-творческой деятельности.

Деловая игра — педагогический метод моделирования различных реальных и нереальных жизненных ситуаций в целях обучения и развития подростков, т.е. в целях приобретения ими способов жизнедеятельности и принятия решений, направленных на самоопределение и самовоспитание личности.

Дисциплинированность — волевое свойство личности подростка, проявляющееся как состояние, благодаря которому он действует по законам, нормам и правилам, принятым им на сознательном уровне. Дисциплинированность относится к волевым навыкам, становясь в своей высшей форме привычной. Средствами формирования Д. в условиях детского лагеря становятся законы и традиции, система единых педагогических требований, органы самоуправления, интересная и разнообразная деятельность подростка и детского коллектива.

Дело (коллективно-творческое) — средство педагогической деятельности, направленное на решение комплекса педагогических задач, на реализацию конкретного содержания деятельности детского лагеря. Лежит в основе методики коллективно-творческого воспитания, основанная на принципах заботы о человеке, заботы о коллективе и окружающем мире. Коллективно-творческое дело — только фрагмент в работе вожатого, но методика его подготовки и проведения имеет завершённую логику, которая состоит из:

  1. Педагогического целеполагания: определения целесообразности предполагаемого дела, задач, которые оно поможет решить, метода, которым оно будет готовиться (инициативная, творческая группа, микрогруппа в отряде, совет дела); главного в его содержании.
  2. Коллективного выдвижения идей предстоящего дела. Девиз этого этапа — «От предложения каждого к общему делу!». Завершается коллективным утверждением наиболее понравившейся всем идеи и выдвижением ответственных за его подготовку.
  3. Подготовки дела. Отбирается содержательный материал, готовится сценарий дела, распределяются поручения между микрогруппами, членами коллектива (оформление, музыкальное сопровождение, театрализация, подготовка места, приглашение гостей и т.д.). Ответственные координируют и контролируют выполнение поручений и принимают решение о дне и времени подготовки.
  4. Проведения дела. Все становятся участниками дела, т.к. каждый вложил в него частицу своего труда или творчества.
  5. Анализа дела. Проводится на огоньке или сразу по завершению дела. Его схема проста: мы выдвинули вместе идею; была ли она реализована в деле; что в результате приобрёл каждый; что не совсем получилось, что станет идеей следующего нашего коллективного дела. Хорошо, если вожатый по ходу анализа подчеркнёт успешность организаторов и всего отряда.
  6. Педагогического анализа. Схема: реализованы ли содержание дела, задачи, которые я ставил; что в результате приобрели в опыте мои воспитанники, кто из них особо выделялся, открылся

для других по-новому; что получил я сам и смогу ли это использовать дальше; какие задачи стоят передо мной на следующем этапе. Следование этой методике позволит отрядному вожатому увидеть многообразие возможностей подростков и использовать это в своей работе.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам поведения (пьянство, курение, наркомания, токсикомания, жестокое отношение к сверстникам, сквернословие, половая распущенность). Чаще всего они объясняются незавершённостью формирования личности подростков, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от субкультуры асоциальной группы, сформировавшимися асоциальными привычками. Д.п. у подростков нередко служит средством самоутверждения во временном детском коллективе, выражает протест действительной или кажущейся несправедливости сверстников и взрослых. В случае обнаружения Д.п. в своем отряде вожатый должен выяснить причины его появления, проконсультироваться с психологом детского лагеря по мерам коррекции Д.п., в случаях невозможности проведения коррекционной, разъяснительной работы с подростком (пьянство, наркомания, патологическая жестокость) поставить в известность начальника детского лагеря, с которым решается вопрос об отправке подростка из лагеря. В любых ситуациях разбор случаев девиантного поведения носит индивидуальный характер.

Договор — один из механизмов, организующих субъектсубъектное пространство взаимодействия. Особенно актуален в реализации подходов гуманистической педагогики. Можно выделить следующие структурные компоненты договорных отношений «педагог — ребёнок», определяемых договором: постоянная проявленность и соотнесённость интересов и ситуативных смыслов партнеров; нахождение и достижение предмета взаимодействия, который содержит интересы партнёров; реализация и обеспечение каждым из партнёров ответственности в выстраиваемом взаимодействии.

Единые педагогические требования — система разработанных и принятых педагогическим коллективом норм и правил жизнедеятельности и жизнеобеспечения подростков в коллективе детского лагеря, предъявляемых в форме требования к каждому. В их основе законы и традиции, «Положение об охране жизни и здоровья детей», Устав детского лагеря, режим дня, педагогическая программа детского лагеря на текущую смену. Е.п.т. — фактор формирования нравственных привычек поведения и отношений в коллективе сверстников, создания равноправных отношении в детском коллективе. Их реализация возможна только через осознанное принятие подростками нравственного смысла каждого требования, что требует от педагога-организатора больших усилий в организационный период. При отсутствии Е.п.т. или неумения предъявить их подросткам вожатый не защищён от сложных конфликтных ситуаций и кризисов в детском коллективе, то есть Е.п.т. являются и средством дисциплинирования детей, формируют атмосферу защиты и защищённости для каждого участника воспитательного коллектива. Е.п.т. не могут нарушать Конвенцию ООН о правах ребёнка.

Здоровье — совокупность физического, интеллектуального, психологического, социального и экономического благополучия индивида. Говоря о здоровье, мы чаще всего подразумеваем физическое здоровье человека, вместе с тем все остальные факторы здоровья до такой степени взаимосвязаны, что нарушение одного или нескольких из них приводит к разбалансированию функциональных систем человека, т.е. к нездоровью, поэтому создание условий для физического, интеллектуального, психологического и социального благополучия подростка в период смены является одной из ведущих целей деятельности вожатого и коллектива детского лагеря.

Задача педагогическая — предполагаемый результат педагогической деятельности, направленный на реализацию педагогической цели смены. Различают задачи:

• стратегические и тактические,
• организационные,
• методические,
• воспитательные, кратковременные и долговременные.

Защита — один из важнейших принципов личностно-ориентированной педагогики, отражающий готовность и способность педагога прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищённому и ранимому в критических ситуациях. Это моральная охрана его от возможного социального зла или психологического стресса и создание условий для самостоятельного противостояния различным воздействиям и влияниям. Педагогическая защита выступает системой действий по разрешению проблем и конфликтов, по торможению и прекращению отрицательных воздействий окружения на личность подростка.

Идея смены — основа формирования содержания деятельности педагога-организатора на предстоящую смену. Формулируется на основе предыдущего опыта, анализа прошедшей смены, конкретизации цели предстоящей смены в виде ключевого слова-понятия, которое и определит основное содержание работы с детьми в предстоящей смене. И.с. становится отправной точкой для проектирования смены, логики её развития, помогает определить конкретные результаты труда в конце смены.

Игра — метод, приём, способ, форма педагогической деятельности в условных ситуациях. Игра направлена на воссоздание и усвоение социального и жизненного опыта. В игре как особом исторически возникшем виде гуманитарной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание предметной и социальной действительности, самопознание подростка, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности подростка. В структуру игры входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровые ситуаций как средство реализации игровых действий; игровое употребление предметов, реальные отношения играющих. В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. Характерной особенностью игры является её двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Различают: подвижные игры, игры на внимание, ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры по станциям, деловые игры, интеллектуальные игры, предметные игры (экономические, экологические т.п.), организационно-деятельностные и т.д. Личностно-ориентированный подход в воспитании — одно из направлений современной педагогики, рассматривающее ребёнка как активного субъекта воспитательного процесса, своей жизнедеятельности, как основной смысл, цель и результаты любой воспитательной системы, построенной на принципах гуманистической педагогики.

Личностно-ориентированный подход в воспитании — педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребёнка в культуру, в жизнь социума, развитие его творческих способностей и возможностей. Педагогическое управление развитием ребёнка осуществляется в формах педагогической поддержки, помощи, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

Методы педагогической деятельности:

  • способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребёнка, направленные на решение воспитательных задач;
  • технологические единицы воспитательного процесса, связанные с решением конкретных педагогических задач;
  • условия и средства взаимодействия педагога и ребёнка, педагога и детского коллектива, направленные на решение задач воспитания и развития субъектов этого взаимодействия.

Приём — способ реализации какого-то метода педагогической деятельности. В педагогике принято различать четыре группы М.п.д.: методы формирования (обогащения) сознания личности ребёнка; методы организации деятельности, общения, отношений и общественного поведения; методы стимулирования мотивации деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.

Методика воспитательной деятельности — логически построенная совокупность способов организации воспитательного, образовательного и оздоровительного процессов в структуре взаимодействия педагога и ребёнка в целесообразных формах педагогической деятельности.

Методы педагогических исследований:

  • способы получения, обработки и интерпретации информации о каком-то педагогическом явлении в деятельности педагога, направленные на подтверждение или отверженце цели и результатов педагогического процесса или его элемента.
  • средства выявления закономерностей и противоречий, возникающие в ходе организации и реализации педагогических программ,
  • условия педагогического анализа в индивидуальной и коллективной работе с детьми.

Для проведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участникам в индивидуальном и коллективном научном поиске. К числу наиболее распространённых относятся методы наблюдения, беседы, интервьюирования, включённого наблюдения, анкетирования, социометрии, ранжирования, ознакомления с продуктами деятельности подростка, изучения педагогической документации.

Образование — процесс овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков, влияющих на формирование его мировоззренческих, нравственно-ценных установок, на развитие творческих сил, способностей и индивидуальности.

Образовательное пространство — существующее в социуме «место» (в нашем случае — детский лагерь), где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные формы деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию ребёнка и его социализации.

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия педагога и подростка, в результате которого обеспечивается его образование, в том числе и дополнительное (в системе школ «Лидер», в работе кружков и секций, в системе отрядных дел, поездок и экскурсий и т.д.).

Оздоровление — цель, задача и результат деятельности педагогического коллектива по созданию благоприятных условий для физической, интеллектуальной, психологической и социальной реабилитации подростков в течение смены; комплекс мероприятий, направленных на стимулирование физического воспитания и развития детей на принципах здорового образа жизни.

Педагогический принцип — основание, ценности организации и реализации педагогического процесса в условиях личностно-ориентированного подхода к воспитанию. Различают: общие, методологические, гуманитарные, профессиональные, взаимодействия и т.д.

Педагогические технологии — сложные и открытые системы приёмов и методик, объединённых приоритетными образовательными, воспитательными и оздоровительными целями, концептуально взаимоувязанных между собой задачами и содержанием, формами и методами организации образовательно-оздоровительного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создаёт в итоге определённую совокупность условий для развития подростка. Другими словами, соединение методики с целесообразным содержанием педагогической деятельности порождает педагогическую технологию, гибкую систему управления образовательным, воспитательным и оздоровительным процессами в структуре взаимодействия педагога и ребёнка в совместной деятельности.

Развитие — процесс становления и обогащения личности человека под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов. Движущими силами развития личности являются противоречия между потребностями ребёнка и возможностями их удовлетворения.

Социализация — совокупный результат воспитания и образования человека, позволяющий ему сосуществовать в обществе, влиять на его развитие и удовлетворять свои потребности как индивидуальности. Социализация как активное включение детей и подростков в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности есть процесс предоставления им и обеспечения всё больших прав и обязанностей в сообществе, которое является частью воспитательного пространства. Именно в этой реальной включённости и происходит воспроизводство социально-культурных образцов и норм общественной жизни и их совершенствование.

Субкультура детская — культурное пространство детского сообщества, куда, как данность, включен каждый ребенок. Она складывается как наследуемое каждым поколением детей, совокупность языковых форм, смыслов, установок, способов общения, манеры поведения, характерных для детских сообществ в той или иной культурно-исторической ситуации.

Субкультура педагогическая — совокупность специфически характерных только для педагогической среды ценностных установок, формирующих способы профессиональной деятельности и общения и определяющих принципы существования профессионального педагогического сообщества в определённых социокультурных условиях.

Творческое сотрудничество — принцип личностно-ориентированной педагогики; процесс взаимодействия детей между собой, детей и взрослых в достижении общей цели. В такой деятельности творческие способности и возможности участников реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития.

Формирование личности — процесс и результат её развития под влиянием среды, наследственности и воспитания.




Смотреть также