Воспитание и смежные с ним категории (словарь-справочник)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 6d153922m.jpg

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Развитие – одна из наиболее широких научных категорий. Представляет собой естественно-искусственный процесс всяких изменений, происходящих в человеке под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних факторов. Развитие обусловлено:

  1. природными факторами: внешними (климат, ландшафт, рельеф) и внутренними (генотип человека);
  2. социальными факторами: внешними (государство, этнос, культура, религия, семья, воспитательные организации) и внутренними (собственный социальный опыт человека, отраженный в сфере бессознательного, а также сознательное саморазвитие, оформляющие его самобытность, уникальность и выделенность из общества).

Категорией, ограничивающей процесс развития человека социальными факторами, является социализация.

Социализация – это развитие человека в процессе его взаимодействия с обществом, усвоения и воспроизводства культуры данного общества. Социализация протекает во взаимодействии детей с огромным количеством разнообразных условий, которые можно объединить в четыре группы: мегафакторы (космос, планета, мир), макрофакторы (страна, этнос, общество, государство), мезофакторы (тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура), микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум).

Социализация – это двунаправленный процесс, означающий становление человека как субъекта деятельности и как личности. Относительно управляемой социализации обучение ориентировано, преимущественно, на становление субъекта – развитие знаний, умений, навыков в какой-либо деятельности, то есть на развитие информационно-операциональной сферы человека; воспитание ориентировано на становление личности – развитие отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому, то есть на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. Таким образом, мы можем говорить об обучении субъекта и воспитании личности.

Воспитание есть управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий.

Воспитание так же, как развитие и социализацию, нельзя понимать только в контексте позитивного влияния на личность. Известно что воспитание может быть как гуманистическим, так и авторитарным; как ориентирующим ребенка на общечеловеческие ценности, так и ориентирующим его на узкокорпоративные (например, националистические), антигуманные ценности.

Воспитание осуществляется в различных социальных системах: в семье, в детских общественных объединениях, спортивных организациях, в системе образования, детских летних программах.

Обучение – процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в ходе которого происходит передача и усвоение знаний и умений. В отличие от воспитания обучение предполагает трансляцию уже готовых знаний и умений (преподавание), овладение ими (учение) с последующим их воспроизведением и развитием. Воспитание, как управление, предполагает создание условий для конституирования воспитанником в себе самом индивидуально и социально полезных качеств, что является более мягкой формой взаимодействия педагога и ребенка.

Наиболее последовательно процессы воспитания и обучения осуществляются в рамках образования

Образование – конкретно зафиксированная культурно-историческая форма общественной практики, обеспечивающая передачy человеку социального опыта в целях обретения им образа, адекватного данной культуре.


Воспитание как управление

Управление – целенаправленное воздействие на объект с текущим контролем и последующей коррекцией результатов.

Управление может быть жестким, направленным непосредственно на сам объект, на совершенно определенное, гарантированное его изменение. В гуманитарной сфере (к которой относится и воспитание) более приемлемо мягкое управление, направленное на изменение только условий, в которых существует объект. При этом то, как эти изменения отзовутся в объекте, точно непредсказуемо в силу сложности самого объекта.

Объект воспитания – то, на что направлено воспитание. Объектом воспитания выступает личность ребенка: именно на нее, в конечном итоге, ориентировано на целенаправленное влияние воспитателей.

Субъект воспитания – источник воспитательной активности. В качестве коллективных субъектов воспитания могут выступать воспитательные организации, педагогический коллектив, детский коллектив, детские объединения. Индивидуальными субъектами воспитания выступают педагоги, родители, друзья в детском лагере. Субъектом воспитания может выступать и сам ребенок. Во-первых, он сам источник влияния на других: сверстников и педагогов. Во-вторых, от него зависит отношение к педагогическим влияниям, направленным на него самого: реакция на них, сопротивление одним и принятие других. В-третьих, он развивается в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с самопознанием, самоопределением, самореализацией и саморегуляцией.

Саморазвитие (самостроительство) – развитие личности в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с самопознанием, самореализацией, самоопределением и саморегуляцией.

Самопознание – проявление интереса к собственному «Я», своим взглядам, отношениям, поступкам. Для ребенка самопознание всегда сопровождается стремлением проверить себя, попробовать себя, испытать себя, свой изменяющийся на глазах организм, свою волю, силу, смелость (особенно у мальчиков), свои возможности и способности.

Самоопределение – сознательное и свободное выявление, выбор, обоснование и утверждение собственной позиции среди других людей. Активизация процесса личностного самоопределения происходит в различных проблемных ситуациях.

Самореализация – включает в себя самоактуализацию как стремление человека к наиболее полному раскрытию своих потенциальных возможностей и проявлению своих личностных качеств, а так же самовыражение как предъявление этих качеств другим в общении и деятельности.

Саморегуляция – способность к регулированию собственных психических состояний и собственного поведения.

Самоуправление (детское соуправление) – режим протекания совместной, самостоятельной деятельности ребят, обеспечивающий позитивную динамику равноправных событийных отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей. В режиме самоуправления субъекты совместно, свободно и ответственно определяют цель, oбъект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации. Подлинное детское самоуправление направлено не на копирование существующих «пирамид власти», создание различных властных «органов», но на складывание партнерских отношений между детьми в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел.

Педагог-воспитатель – самобытная творческая личность, отличающаяся гуманистической ценностной ориентацией собственного бытия, высокой коммуникативной и рефлексивной культурой; профессионал, способный создавать условия для развития личности ребенка, системно видеть педагогическую реальность, применять современные воспитательные технологии.


Одной из важнейших составляющих воспитания как управления является целеполагание

Цель – это идеально представленный результат деятельности. То есть то, что хочет получить воспитатель в результате своих усилий.

Целью и результатом воспитания является личностный рост ребенка

Личностный рост ребенка – развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Как видим, ценностные ориентации личности являются важнейшим показателем воспитанности.

Ценностные ориентации – система устремлений личности, выражающаяся в предпочтении определенных ценностей и построении на их основе способов поведения.

Ценности – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. Ценности выполняют роль смыслов человеческой жизни. Например, к общечеловеческим ценностям можно отнести следующие смыслы: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Моделирование – метод исследования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов. В модели воспроизводятся наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.

К моделированию прибегают, во-первых, когда необходимо выявить закономерности функционирования такого объекта с которыми нельзя познакомиться непосредственно; во-вторых, когда надо создать какой-либо объект в реальной действительности – тогда моделирование предшествует этому созданию.

Моделирование воспитательной системы – это описание той будущей воспитательной системы, которую намерены создать педагоги, ребята и их родители. Моделирование воспитательной системы включает в себя разработку исходной концепции, создание образа детской летней программы, в рамках которой будет создаваться воспитательная система, и, наконец, построение описательной модели строящейся системы как модели будущего ее состояния.

Проектирование – идеальное выстраивание и пошаговое практическое воплощение того, что должно быть, где каждый новый шаг осуществляется с учетом анализа результатов предшествующего и профессиональной рефлексии собственных действий самим проектировщиком.


Воспитание как процесс, деятельность, общение

Воспитательный процесс – это взаимодействие воспитателей и воспитанников, разворачивающееся во времени, в ходе которого реализуются педагогические цели воспитателя и актуальные потребности воспитанника: в познании, общении, самореализации и т.д.

Педагогическое событие – это составная часть воспитательного процесса, момент реальности, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребенка, их события.

Воспитывающая деятельность – совместная деятельность педагога и воспитуемого. Регулируется как непосредственной целью деятельности, направленной на преобразование объекта (например, создание модели парусника) - «цель-в-объекте», так и собственно педагогической целью, направленной на развитие личности - «цель-в-личности». Они – две стороны одной и той же воспитывающей деятельности. Цель-в-личности не может существовать в отрыве от цели-в-объекте, потому что невозможно беспредметное воспитание. Но и потеря цели-в-личности лишает воспитывающую деятельность всякого педагогического смысла, ведет к потере личности ребенка как цели.

Воспитательная деятельность – деятельность педагога, направленная на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Это совместная с ребенком деятельность, деятельность, направленная также и на других людей, контактирующих с ним, на среду его обитания, на микроклимат тех общностей, в которые он входит.

Общение – установление и развитие контакта между участниками воспитательного процесса, в ходе которого происходит обмен чувствами, мыслями и действиями. Общение имеет три стороны: перцептивную, коммуникативную и интерактивную.

Перцепция в воспитании – это восприятие, признание и понимание друг друга участниками воспитательного процесса.

Коммуникация – это обмен информацией, в процессе которой происходит познание ребенком окружающего мира (познание педагогом самого ребенка), обретение им собственного жизненного опыта через восприятие чужого (приобретение педагогом профессионального опыта воспитателя), складывание «Я-концепции» под влиянием мнений, отношений и оценок окружающих (складывание профессиональной самооценки педагога под влиянием отношений к нему со стороны детей).

Интеракция – это взаимодействие субъектов воспитательного процесса, активность, направленная на изменение состояния, поведения, личностных смыслов и ценностных ориентации друг друга.

Отношения человека представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с кем-либо или чем-либо, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях.


Воспитательные системы и системы воспитания

Система педагогических принципов – это единство принципов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе. (Принципы научности; систематичности; связи теории с практикой; сознательности и активности; наглядности; доступности; прочности усвоения знаний; учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей; целеустремленности; воспитания в коллективе и через коллектив; гуманизации педагогического процесса).

Традиции – формы и установления жизни, идеи, ценности, нормы поведения, сохраняющиеся в группе, организации, коллективе в течение длительного времени и передаваемые из поколения в поколение.

Инновации – актуально значимые новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств. Нововведенческая работа в детской среде в сфере воспитания состоит из нескольких этапов: поиск новых идей; формирование нововведения (кристаллизация идей и проектирование хода их реализации); реализация нововведения; закрепление новшества.

Объектом научных исследований, а также педагогического моделирования чаще всего выступают гуманистические воспитательные системы.

Гуманизм – это общефилософское понятие, отражающее отношение к человеку как к высшей ценности, признание его права на свободу, счастье и творческое проявление своих сущностных (физических и духовных) сил. Гуманизация процесса воспитания признается важнейшей задачей, стоящей перед педагогами.

Гуманизация воспитания – это интегрированный и многогранный процесс взаимодействия детей и взрослых, предполагающий доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, возможность выбора ребенком способов жизни, свободу для творчества и саморазвития.

Помимо гуманистических воспитательных систем можно выделить следующие:

  1. Собственно гуманистические воспитательные системы. Они характеризуются высоко-ценностным отношением к личности «здесь и теперь», средним уровнем развития внутреннего институционального контроля (т.е. сформированными в детском лагере традициями, образцами привычного поведения), незначительной ролью внешних санкций.
  2. Нормативно-гуманистические воспитательные системы. Они отличаются от систем первого типа развитой системой санкций и высокой значимостью образа личности воспитанника в будущем, а не настоящем (например, воспитательная система, созданная А.С. Макаренко, его коллегами и воспитанниками).
  3. Авторитарные воспитательные системы. Они характеризуются нейтральным отношением к личности воспитанника. Основная цель здесь – не личность ребенка, а то функциональное предназначение, которое он будет выполнять в будущем. Как правило, в этих системах существенно развит и внешний и внутренний институциональный контроль.
  4. Воспитательные системы – «секты». Они могут быть с разной ценностной окраской представлений о личности. Их сущностная особенность – сверхвысокоразвитая система внутреннего институционального контроля. Эти системы ориентированы на жесткое, всеобъемлющее программирование личности, отсутствие свободы личностного выбора, хотя субъективно воспитанник может считать такие условия совершенно естественными.

Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе, в худшем – набор мероприятий, проводимых «для галочки», нередко под давлением извне.

Система воспитания – это совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом (например, система воспитания Л.Н. Толстого), либо в рамках какой-то социальной организации (система воспитания в исправительных колониях), либо в пределах целого государства на определенном этапе его развития (система воспитания в СССР).


Воспитательное пространство

Воспитательное пространство наряду с воспитательной системе является необходимым и эффективным механизмом личностного развития ребят.

Воспитательное пространство – это среда, механизмом организации которой является педагогическое событиé детей и взрослых.

Воспитательное пространство – пространство воспитания, а не функционирования различных образовательных, культурных и других учреждений.

Сама по себе среда – данность, и не всегда обладает воспитывающим влиянием. Не факт, что и ребенок, находящийся в этой среде будет осваивать и присваивать ее. Педагогизация среды, а также освоение ее ребенком как раз и происходят в процессе целе- и ценностно-ориентированной встречи педагога (принятого ребенком) и ребенка (вожатского коллектива и детей), их события в данной среде.

Субъекты воспитательного пространства могут быть индивидуальными (дети; родители; соседи; педагоги различных специальностей, работающие в различных воспитательных учреждениях; волонтеры, из числа родителей и других членов микросоциума и т.д.) и групповыми (семья; группы сверстников; соседские объединения по интересам; дошкольные, школьные и внешкольные учреждения, в том числе и детские летние программы; детские и юношеские объединения и т.д.).

Создание воспитательного пространства предполагает:

  1. диагностику среды – выявление ее воспитательного и антивоспитательного потенциала, изучение потребностей и мотивов находящихся здесь субъектов;
  2. разработку модели воспитательного пространства – приоритетным должно стать сетевое моделирование воспитательного пространства, которое предполагает моделирование не столько поведения субъектов воспитательного пространства, сколько связей и отношений между ними (причем, каждый из субъектов строит с другими свои связи и отношения, которые находятся вне управляющего воздействия проектировщика и могут им только предполагаться);
  3. создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания;
  4. дифференциацию коллективных субъектов воспитательного пространства, результатом которой является обретение «индивидуального лица» детским лагерем или другим учреждением дополнительного образования;
  5. организацию взаимодействия различных субъектов воспитательного пространства как основы процесса интеграции, необходимого для его функционирования;
  6. создание условий для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции.