Изменения

м
Нет описания правки
Строка 6: Строка 6:  
Ретроспектива вместо верёвочного курса
 
Ретроспектива вместо верёвочного курса
   −
Ретроспектива — это мероприятие, цель которого посмотреть, что было, и договориться о том, что будет. Полезно и самому классу, и педагогу. Большой плюс проведения ретроспективы в том, что команда сама определяет проблемы и пути их решения (позже мы назовём это экшн-планом).
+
Ретроспектива пришла к нам из системы гибкого управления проектами Agile. Эта система строится на принципах, которых стараются придерживаться все, кто по ней работает.
Проводить ретроспективу сложно, потому что учитель должен занимать позицию фасилитатора, то есть обеспечивать правильную групповую коммуникацию. Он не вмешивается в процесс, не высказывает своего мнения, не давит на команду, а просто помогает дойти до сути, не уходя в ненужные дебри.
+
12-ый принцип Agile-манифеста гласит: "Каждый раз в конце заранее определенного интервала времени команда размышляет, как повысить результативность своей работы, и затем вносит коррективы в процессы."
 +
 
 +
Здесь кроется важное отличие: ретроспектива - это специально организованное событие, которое ориентировано на выявление внутренних принципов и правил работы команды, которые они принимают сообща для достижения лучших результатов.
 +
 
 +
Ретроспектива - частный случай рефлексии.
 +
 
 +
Когда проводить ретроспективу?
 +
Когда ваша команда завершила какое-то дело: представила продукт, сделала логически законченный кусок работы, вы чувствуете, что застряли и вам нужно сдвинуться с мертвой точки.
 +
 
 +
Как сделать так, чтобы ретроспектива не превратилась во что-то другое?
 +
Для того, чтобы обсуждение работы не превратилось в скучное просиживание штанов, на ретроспективе надо играть. Не надо думать, что вопросы слишком серьезные, и игры здесь не подходят. Самые серьезные совещания, стратегические сессии, деловые переговоры прекрасно оживляются при помощи комплекта разноцветных стикеров, маркеров и красивых картинок.
 +
 
 +
Как провести?
 +
Самый распространенный алгоритм ретроспективы состоит из пяти шагов:
 +
# Открытие.
 +
# Сбор данных.
 +
# Генерация идей.
 +
# Составление плана действий.
 +
# Закрытие.
 +
 
 +
Что дальше?
 +
Важно сделать так, чтобы принятые решения и установленные правила были доступны всей команде при последующей работе: оформите плакат или инфографику, распечатайте и повесь на рабочем месте команды. В случае, если команда опять придет в затруднительное положение - будет достаточно указать на плакат, чтобы напомнить о достигнутых договоренностях.
 +
 
 +
Ретроспектива — это мероприятие, цель которого посмотреть, что было, и договориться о том, что будет. Полезно и самому коллективу ребят, и педагогу. Большой плюс проведения ретроспективы в том, что команда сама определяет проблемы и пути их решения (позже мы назовём это экшн-планом).
 +
Проводить ретроспективу сложно, потому что вожатый должен занимать позицию фасилитатора, то есть обеспечивать правильную групповую коммуникацию. Он не вмешивается в процесс, не высказывает своего мнения, не давит на команду, а просто помогает дойти до сути, не уходя в ненужные дебри.
 
В рамках ретроспективы вожатый выступает в роли коуча, который задаёт нужные вопросы, тем самым помогая правильно определить проблемы и пути их решения.
 
В рамках ретроспективы вожатый выступает в роли коуча, который задаёт нужные вопросы, тем самым помогая правильно определить проблемы и пути их решения.