Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:ILpmW3xzP58m.jpg |right]]
Внимание можно описать тремя законами:
# законом апперцепции;
# законом установки;
# законом составляющих.


1. '''Закон апперцепции'''. Закон апперцепции устанавливает, что ''уровень внимания не является постоянной величиной, и варьируется в течение времени восприятия какого-либо объекта'' (объектов). Ребенок может по-разному оценивать один и тот же предмет и, напротив, разные предметы воспринимать как один и тот же. Закон апперцепции объясняет это тем, что ''уровень внимания зависит от общей направленности личности к конкретному предмету, ее физического и психического состояния, от настроения и запаса знаний''.

Состояние усталости, плохое или, напротив, чрезмерно легкомысленно-веселое настроение тоже способны негативно сказываться на уровне внимания, приводя к ошибкам восприятия.

'''Важное следствие закона апперцепции''': уровень внимания зависит не только от ребенка, но и от массы воздействующих на него в данный момент внешних факторов. Зная это, каждый вожатый может научиться управлять вниманием подопечных, подстраивать его, контролируя восприятие ребят.


2. '''Закон установки'''. Установкой называют приспособление организма к наилучшему восприятию или реагированию.

''Закрепление происходит при неоднократном повторении ситуаций, которые позволяют удовлетворить ту или иную потребность''.

Примером установки может служить поведение ребенка, проходящего по незнакомой местности в вечернее время. Он прислушивается к шумам и шорохам, всматривается в темноту, шаг его тих и осторожен. Ребенок находится в состоянии так называемой ''алертности'' — предельной готовности к немедленному реагированию. Данный пример позволяет понять, что установка поддерживает органы чувств (слух, зрение и т. п.) в состоянии полной готовности к внезапному восприятию. Таким образом, ''установку можно определить как готовность к действию''.

Явление установки характерно не только для экстремальных ситуаций, требующих максимального напряжения организма. При большинстве реакций организма возникает ярко выраженная более или менее длительная установка.
У большинства ребят длительность и устойчивость готовности к действию ''воспитывается под влиянием опыта''.

Для того чтобы закон установки функционировал, необходимо многократно повторять упражнения, тренирующие внимание. В этом случае умение управлять своим вниманием закрепляется и реализуется при необходимости.


3. '''Закон составляющих'''. Этот закон рассматривает основные параметры внимания, о которых говорилось выше.
* Первый параметр — '''устойчивость внимания'''. Колебания устойчивости внимания составляют от доли секунды до нескольких часов. Каждый может проследить за этим параметром своего внимания.
* Второй параметр — '''объем внимания''', то есть способность удерживать несколько объектов деятельности в поле восприятия за относительно короткое время. Например, возможно одновременно слушать, читать и говорить, и этому можно научиться.
* Третий параметр — '''распределение внимания'''. Под этим термином понимается способность одновременно удерживать в поле сознания объекты нескольких различных видов деятельности, иногда совершенно противоположных. Например, совмещение двигательных и интеллектуальных процессов с процессами анализа каких-либо слуховых ассоциаций. Это принципиально различные виды деятельности, и в отличие от тех, которые рассматривались выше, они труднее поддаются синхронному выполнению. Но тем не менее научиться распределять внимание без ущерба для процессов, между которыми оно распределено, вполне возможно.
* Четвертый параметр — '''переключение внимания'''. Переход от одного вида деятельности к другому не должен сопровождаться уменьшением результативности. Например, ваш подопечный занимается умственной деятельностью, потом переходит к игре на музыкальном инструменте, затем — к гимнастическим упражнениям и т. п. Каждый раз при переходе от одного вида деятельности к другому он чувствует, что нужно некоторое время, чтобы адаптироваться, перестроиться, привыкнуть. Известно, что можно сразу переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять его, не снижая уровня показателя внимания. Все, что для этого необходимо, — тренировка умения переключаться.

Итак, закон составляющих гласит: внимание складывается из нескольких параметров, и, развивая каждый из них, обучающийся способствует формированию умения направлять, настраивать и сосредоточивать сознание в целом.


'''Приемы управления вниманием'''

Внимание относится к числу параметров психической деятельности, труднее всего поддающихся тренировке. Тем не менее, совершенствование этого качества возможно. Обучившись управлять им, ребята решают комплексную задачу повышения продуктивности интеллектуальной и физической деятельности. Существуют доступные каждому приемы тренировки внимания и коррекции его недостатков, а также способы управления им.

'''Тренировка наблюдательности'''. Отсутствие наблюдательности нередко расценивают как плохую память. Как правило, память здесь ни при чем: просто ''сознание не способно удерживать тусклые и туманные впечатления''. Запоминаются яркие образы, неожиданные ассоциации, и для создания их необходимо предпринять определенные шаги. Недостаток памяти — не более чем оправдание невнимания, интеллектуальной лености, нежелания приложить усилия для преодоления низкой наблюдательности.

Так, к примеру, чтобы запомнить имя нового знакомого, нужно:
* иметь желание это сделать (мотивацию);
* правильно расслышать имя;
* ассоциировать имя с обладателем, то есть создать мысленный образ нового знакомого, неотделимый от его имени.

Поняв основной принцип, каждый вожатый способен придумать задания, отвечающие возможностям его подопечных, применительно к обстановке, в которой они находится.

'''Звуковые ощущения как способ усиления зрительного сосредоточения'''. Можно активизировать процесс восприятия, привлекая механизм зрительного сосредоточения посредством создания звуковых ассоциаций.
Вожатый, заинтересованный в том, чтобы зрительный образ оставил глубокий след у ребят, дополнительно привлекает к процессу восприятия звуковые ощущения. Например, увидев изображение льва, одновременно с этим можно попытаться мысленно услышать его рычание. Эта способность поддается тренировке.


'''Управление вожатого вниманием ребят'''.

В процессе работы необходим периодический анализ внимания по наиболее важным показателям:
* концентрация внимания;
* устойчивость внимания;
* распределение внимания,
* переключение внимания;
* объем внимания.



[[Category:Статьи]]