Законы и приемы управления вниманием
Внимание можно описать тремя законами:
- законом апперцепции;
- законом установки;
- законом составляющих.
1. Закон апперцепции. Закон апперцепции устанавливает, что уровень внимания не является постоянной величиной, и варьируется в течение времени восприятия какого-либо объекта (объектов). Ребенок может по-разному оценивать один и тот же предмет и, напротив, разные предметы воспринимать как один и тот же. Закон апперцепции объясняет это тем, что уровень внимания зависит от общей направленности личности к конкретному предмету, ее физического и психического состояния, от настроения и запаса знаний.
Состояние усталости, плохое или, напротив, чрезмерно легкомысленно-веселое настроение тоже способны негативно сказываться на уровне внимания, приводя к ошибкам восприятия.
Важное следствие закона апперцепции: уровень внимания зависит не только от ребенка, но и от массы воздействующих на него в данный момент внешних факторов. Зная это, каждый вожатый может научиться управлять вниманием подопечных, подстраивать его, контролируя восприятие ребят.
2. Закон установки. Установкой называют приспособление организма к наилучшему восприятию или реагированию.
Закрепление происходит при неоднократном повторении ситуаций, которые позволяют удовлетворить ту или иную потребность.
Примером установки может служить поведение ребенка, проходящего по незнакомой местности в вечернее время. Он прислушивается к шумам и шорохам, всматривается в темноту, шаг его тих и осторожен. Ребенок находится в состоянии так называемой алертности — предельной готовности к немедленному реагированию. Данный пример позволяет понять, что установка поддерживает органы чувств (слух, зрение и т. п.) в состоянии полной готовности к внезапному восприятию. Таким образом, установку можно определить как готовность к действию.
Явление установки характерно не только для экстремальных ситуаций, требующих максимального напряжения организма. При большинстве реакций организма возникает ярко выраженная более или менее длительная установка. У большинства ребят длительность и устойчивость готовности к действию воспитывается под влиянием опыта.
Для того чтобы закон установки функционировал, необходимо многократно повторять упражнения, тренирующие внимание. В этом случае умение управлять своим вниманием закрепляется и реализуется при необходимости.
3. Закон составляющих. Этот закон рассматривает основные параметры внимания, о которых говорилось выше.
- Первый параметр — устойчивость внимания. Колебания устойчивости внимания составляют от доли секунды до нескольких часов. Каждый может проследить за этим параметром своего внимания.
- Второй параметр — объем внимания, то есть способность удерживать несколько объектов деятельности в поле восприятия за относительно короткое время. Например, возможно одновременно слушать, читать и говорить, и этому можно научиться.
- Третий параметр — распределение внимания. Под этим термином понимается способность одновременно удерживать в поле сознания объекты нескольких различных видов деятельности, иногда совершенно противоположных. Например, совмещение двигательных и интеллектуальных процессов с процессами анализа каких-либо слуховых ассоциаций. Это принципиально различные виды деятельности, и в отличие от тех, которые рассматривались выше, они труднее поддаются синхронному выполнению. Но тем не менее научиться распределять внимание без ущерба для процессов, между которыми оно распределено, вполне возможно.
- Четвертый параметр — переключение внимания. Переход от одного вида деятельности к другому не должен сопровождаться уменьшением результативности. Например, ваш подопечный занимается умственной деятельностью, потом переходит к игре на музыкальном инструменте, затем — к гимнастическим упражнениям и т. п. Каждый раз при переходе от одного вида деятельности к другому он чувствует, что нужно некоторое время, чтобы адаптироваться, перестроиться, привыкнуть. Известно, что можно сразу переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять его, не снижая уровня показателя внимания. Все, что для этого необходимо, — тренировка умения переключаться.
Итак, закон составляющих гласит: внимание складывается из нескольких параметров, и, развивая каждый из них, обучающийся способствует формированию умения направлять, настраивать и сосредоточивать сознание в целом.
Приемы управления вниманием
Внимание относится к числу параметров психической деятельности, труднее всего поддающихся тренировке. Тем не менее, совершенствование этого качества возможно. Обучившись управлять им, ребята решают комплексную задачу повышения продуктивности интеллектуальной и физической деятельности. Существуют доступные каждому приемы тренировки внимания и коррекции его недостатков, а также способы управления им.
Тренировка наблюдательности. Отсутствие наблюдательности нередко расценивают как плохую память. Как правило, память здесь ни при чем: просто сознание не способно удерживать тусклые и туманные впечатления. Запоминаются яркие образы, неожиданные ассоциации, и для создания их необходимо предпринять определенные шаги. Недостаток памяти — не более чем оправдание невнимания, интеллектуальной лености, нежелания приложить усилия для преодоления низкой наблюдательности.
Так, к примеру, чтобы запомнить имя нового знакомого, нужно:
- иметь желание это сделать (мотивацию);
- правильно расслышать имя;
- ассоциировать имя с обладателем, то есть создать мысленный образ нового знакомого, неотделимый от его имени.
Поняв основной принцип, каждый вожатый способен придумать задания, отвечающие возможностям его подопечных, применительно к обстановке, в которой они находится.
Звуковые ощущения как способ усиления зрительного сосредоточения. Можно активизировать процесс восприятия, привлекая механизм зрительного сосредоточения посредством создания звуковых ассоциаций. Вожатый, заинтересованный в том, чтобы зрительный образ оставил глубокий след у ребят, дополнительно привлекает к процессу восприятия звуковые ощущения. Например, увидев изображение льва, одновременно с этим можно попытаться мысленно услышать его рычание. Эта способность поддается тренировке.
Управление вожатого вниманием ребят.
В процессе работы необходим периодический анализ внимания по наиболее важным показателям:
- концентрация внимания;
- устойчивость внимания;
- распределение внимания,
- переключение внимания;
- объем внимания.