Изменения

м
Нет описания правки
== Этапы и методика «мозгового штурма» ==

[[Image:7ghuytLlnm.jpg |right]]
I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.)

Принципы "мозгового штурма"
#Записывать любую идею.
#Предложить максимум идей.
#Не обсуждать!!! Не критиковать!!
#Не думать об идеях.
#Создать атмосферу содействия.

II. Экспресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал.

III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо завести его на определенное время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого, соблюдение ими правил. «Штурм» проблемы в группах длится 10-15 минут.

IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп.

V. Отбор ими и оценка наилучших идей.

VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее).

VII. Публичная защита наилучших идей.



== Мозговая атака ==

Мозговая атака – один из самых простых способов нахождения идеи и решения проблем в коллективе. Несколько людей объединяются в группу и начинают высказывать свои идеи, что оказывается намного эффективней, чем усилия одного человека.

Мозговая атака – это мощная стратегия, в которой проявляются следующие важные характеристики группы:
* коллективная энергия - общая энергия группы больше суммы индивидуальных энергий ее участников, благодаря этому в коллективе рождаются больше идей;
* коллективная уверенность - часто многие люди недооценивают свои силы или их пугают масштаб и сложность задачи; то, что одному человеку кажется не под силу, он легко проделывает в коллективе;
* разветвленное мышление - обеспечивает широчайший диапазон идей по заданной теме, так как каждый имеет свою точку зрения, видит ситуацию по-своему и выдвигает оригинальные идеи;
* ассоциативное коллективное мышление - любое высказывание побуждает других думать в общем русле, возникает естественная цепная реакция и идеи вытекают одна из другой;
* отстроченное суждение - главное – запрет на критику и обсуждение других идей, даже самых сумасбродных, этот принцип помогает коллективу и коллективному творчеству, так как люди стремятся выдавать как можно больше идей и становятся раскованными; в результате часто появляются невероятные, захватывающие проекты.


Мозговая атака должна быть определенным образом организованна, важно соблюдать строгую последовательность, состоящую из четырех шагов.

Шаг 1. Постановка проблемы (от недостатка проблем и задач мы обычно не страдаем).

Шаг 2. Выработка идеи. Три способа плодотворной работы на этой стадии:
* «свободное плавание» - участники группы могут в любой момент высказать пришедшую на ум мысль, преимущество – высокая скорость мышления;
* «круговой турнир» - участники друг за другом выдвигают идеи, преимущество – более коллективная, так как участники внимательно слушают друг друга;
* «закрытые глаза» - это условие прибавляет эффективности любому типу мозговой атаки, люди с закрытыми глазами не смущаются, становятся более раскованными, преимущество – необычные идеи высказываются гораздо чаще.

Шаг 3. Оценка всех идей.

Шаг 4. Решение и исполнение.


Мозговая атака – одно из наиболее эффективных стратегий, так как в проекте участвуют несколько человек: «Одна голова хорошо, а две лучше».

С первой попытки мозговая атака может и не принести желаемого результата. Как и в любом командном деле, здесь требуются время и опыт.




----

Ссылки
*[http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EC%EE%E7%E3%EE%E2%EE%E3%EE_%F8%F2%F3%F0%EC%E0 Метод мозгового штурма (брэйнсторминг) - Википедия]

[[Category:Игры]]