Изменения

м
Нет описания правки
[[Image:25816377YsOm.jpg |right]]
<p align="right">''Не стоит обижаться на детей за то, что они не оправдали наших ожиданий. Мы сами виноваты, что ожидали от них большего, чем следовало.''</p>


А действительно за что? Первое что мы должны усвоить – не дети для нас, а МЫ для детей… Второе, что должны усвоить не менее крепко: дети приехали в лагерь, а не в казарму, где все только и делают, что строем ходят. Третье: один ребёнок не должен мешать жить другому ребёнку. Вот исходя из этих тезисов и попытаемся понять – нужно ли наказание и если да – то, какое.

Увы, но совсем без наказаний даже в детском лагере редко когда можно обойтись… И причин тому несколько: Вам необходимо оперативно, а, главное, справедливо решать конфликты между детьми, соответственно, если не будет заслуженного наказания – дети с неадекватным поведением (да-да, те самые, что привыкли всё решать с помощью кулаков) будут пользоваться вашей мягкостью и полностью перейдут в режим вседозволенности. Этого допустить никак нельзя, ибо пострадают невинные. Итак, возможно наказание необходимо для того, что бы уберечь «ягнят» (т.е. физически слабых ребят) от «волков» (в нашем случае «волчат» - т.е. физически более сильных).

Следующая причина, почему без наказаний не обойтись (каких – другой вопрос), - это то, что Вы кроме всего прочего еще должны олицетворять СПРАВЕДЛИВОСТЬ в лице вожатого. Т.е. любой ребёнок должен знать, что Вы справедливы в своих действиях, не взирая на лица. И каждый, кто нашкодил (или еще только собирается) обязательно столкнется с проявлением этой самой справедливости. Еще одна причина оправданности применения наказаний - поддержание дисциплины. Т.к. лагерь живёт некой упорядоченной жизнью, то волей неволей есть некий режим, раз так, то этот самый режим необходимо соблюдать… Ну а раз есть некое правило, то кое-кто как всегда будет стремиться его нарушить… Но здесь, вероятно, возможность наказания будет звучать как предупреждение, т.е. мера сугубо педагогическая, так сказать превентивная (пример: «кто будет находиться за территорией лагеря (на хоз.дворе, возле котельной, и т.д.) будет наказан!»)

Но насколько бы убедительно не звучали доводы что наказания необходимы, но если Вам удастся все проблемы решать без наказаний, то это было бы лучшим выходом из проблемных ситуаций.

Но, тем не менее. Если перед Вами всё-таки дилемма «наказывать – не наказывать» решена в пользу первого, то приступим к видам наказаний и за что, т.е. за какие «тёмные делишки», можно наказывать Ваших подопечных…


Темные Делишки.

Обычно вожатые в первый же день объявляют детям, за что последуют наказания. «Слушайте все и не говорите, что вы не слышали!» - обращаюсь они к детям. - «Всякий кто будет обижать более слабого, чем он сам – будет наказан (принцип защиты слабых и принцип неотвратимого справедливого возмездия). Всякий, кто будет браниться нецензурно – подвергнется той же участи» (почему,– объяснять не надо). Всякий, кто будет буйствовать в тихий час и во время сна других, тем самым им мешая, – да будет наказан» (почему – см. выше) Всякий, кто будет нарушать распорядок (т.е. режим) лагеря – так же не избегнет участи быть наказанным.» (здесь необходима небольшая ремарка: обычно имеется в виду под этим следующее - если кто-то вас не будет слушаться, то он будет наказан, и до ребят (возраст 7-9 лет) вы это доносите следующим образом: «ребята поверьте, я никакой не барин-самодур, и если я о чём то Вас буду просить – пожалуйста, прислушайтесь к моим словам, это только для вашей же пользы, т.к. мне хочется что бы в первую очередь ВАМ, а не мне лично было хорошо, поверьте, мне… я желаю Вам только самого доброго… пожалуйста, отнеситесь ко мне с доверием, т.к. я буду отвечать за Вашу жизнь и вашу безопасность перед лицом родителей и своей совестью, и поверьте… если я по каким то, наверное, не совсем понятным для вас причинам прошу Вас слезть с дерева, а вам там очень даже здорово и удобно, то сделайте милость - доверьтесь мне, и выполните то, о чём я Вас прошу.

Если я вас настоятельно буду просить не появляться на хоздворе, а вас так и будет туда тянуть (еще бы, там столько всяких интересных штуковин и непонятных механизмов) послушайтесь меня – не ходите туда в одиночку. Но если уж так неймётся, то попросите меня, и мы вместе туда сходим, обнюхаем там всё – но только под моим присмотром. Если вас так и тянет пролезть в дыру в заборе и прогуляться по близлежащему лесу – попросите меня, и мы вместе сходим туда и погуляем, костёр устроим, хлеб будем жарить. Помните, со мной – можно, если без меня – то вечером вы уже будете смотреть телевизор у себя дома вместе с очень расстроенной мамой. Всем понятно?»

Далее продолжаете: «Как видите, я прошу не делать очень и очень малое количество вещей. И то, часть из них можно делать вместе со мною или в моём присутствии, просто достаточно спросить разрешения - и всё. Ребята, этого вполне будет достаточно! Мы вместе можем хоть на ушах стоять и буйствовать по полной программе – и поверьте мне, так оно и будет. Но! Только подойдите ко мне и спросите – можно вместе постоять на ушах?»

Что же в этом случае вы пытаетесь донести в своём монологе для детей? А очень простую вещь – доверяй своему вожатому, будь всегда с ним и не делай того, что он не одобряет, ибо он человек разумный и адекватный во всех смыслах… Нечто интересное и крутое он сам с удовольствием поддержит и поучаствует лично, тогда чего же еще надо?! Как видите всё довольно просто!


Теперь к самому неприятному – к наказаниям. Наказание бывает двух видов:

1. Наказание обыкновенное: ребенок в зависимости от тяжести проступка помещается в угол сроком от 5-10 мин. (хулиганит во время тихого часа, не вовремя буйствует, плохо ведёт себя во время за трапезой и проч.) и до 2 часов (обижал слабого и беззащитного, хамил и ругался)

2. Наказание жестокое. Применяется крайне редко (или еще реже) - в том случае, если ребёнок ну совсем «без тормозов» - постоянно дерётся, обижает слабых и «бунтует». Оно заключается в том, что вы к этому «индивидууму» начинаете относиться с явной долей официозного равнодушия. Причём, ребёнок это видит и понимает, что он для вас ну… не то, что бы совсем пустое место, а так просто - ну есть он и есть и что с того? Не будет его – родители заберут или сам домой соберётся – вы от этого особо расстраиваться не будете. В отношении его вы просто тянете вожатскую лямку: следите, что бы он вовремя покушал, лёг спать, обувь мокрую сменил и прочее. Но, он-то сам прекрасно видит, что вы с другими детьми «вовсю зажигаете», что мы «отрываемся по полной», что любой ребёнок может залезть к вам на плечи и прокатится на «старой вожатской кляче». Вот и представьте – каково теперь этому индивидууму? Так что еще раз: наказание это очень и очень жестокое и применяется лишь тогда когда все другие карательные меры не дали никакого результата.

3. Наказание трудом. Если ребёнок намусорил и попытался удрать с места преступления, если он брызгался водой в туалете и устроил там разлив Нила, то швабра, веник, и тряпки будут к его услугам, а сам он на время станет представителей клининговой компании (от англ. clean – «убирать»). Причём, будет убирать не обязательно только свою территорию, а там, где его услуги будут наиболее востребованы.

''Других наказаний как правило, и не требуется (поверьте, этих вполне хватает, чтобы образумить), к чему и Вас всех настоятельно призываем.''

Стояние в углу (а то и просто сидение на лавочке в одиночестве) действует вполне отрезвляюще. Провинившемуся в первые минуты конечно весело: «Экая ерунда, ха-ха, вожатый лох!» - думает наивный ребёнок, но через 10 минут ему становится скучновато, ибо заняться ну абсолютно нечем, поговорить не с кем, поиграть не во что, а вожатый всех созывает на какую-то интересную игру, а вон за окном ребята в футбол гоняют, а он здесь как дурак торчит и т.д. В итоге через полчаса Вы получаете враз поумневшего ребёнка, и назад в угол ему будет не очень хотеться.

Но умные (не могу сказать что светлые) головы придумали разные изощренные издевательства, связанные со стоянием в углу, как-то: стояние «ласточкой» - когда ребёнок стоит, раскинув руки в обе стороны, стояние «цаплей» - ребёнок может стоять только на одной ноге, и прочие мерзости. НЕ ВЗДУМАЙТЕ ИХ ПРИМЕНЯТЬ! Это унижает ребёнка и вообще смахивает на дедовщину. Если какой-то вожатый по своей неразвитости это осуществляет на практике, не проходите мимо! Остановитесь и скажите то, что Вы думайте по этому поводу – это отрезвит человека.

Заметки на полях: не забывайте вовремя выполнить данное ребёнку обещание о том, что он будет наказан! В противном случае ребёнок поймет, что всё это дело ему сошло с рук, можно расслабится – вожатый «лох» и авторитет его стоит не так уж много…

''Итак, помните уважаемые вожатые – Вы не имеете никакого права (ни как человек, ни тем более как вожатый) унижать ребёнка, хамить ему, применять к нему грубое физическое воздействие, «подкалывать» его, выставлять посмешищем и т.д. Это мерзко, а потому - без комментариев. Вернее, один комментарий все же будет: это должно быть запрещено вашей совестью, ибо ребёнок не может Вам ответить тем же… Пожалуйста всегда помните об этом.''




[[Category:Статьи]]